Эмоциональные и волевые психические процессы. Основные стороны психической деятельности
Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.П.Павлов отмечал, что физиология и психология изучают общий объект - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению данных функций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.
Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопровождаться физической работой. Психическая деятельность -функция целого организма. При психической деятельности происходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному, что получило отражение в понятии интериоризации. Потребности и вызываемые ими мотивы выступают как цели деятельности, содержание и формы которой определяются общественно-историческими факторами, общественными соотношениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельности человека являются физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов. Основное значение психических процессов состоит в приспособлении человека и животных к окружающей среде. Прообразом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место экстраполяционная (рассудочная) деятельность: например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в ка-
кой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение определенного времени двигался за перегородкой. Животное определяло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВИД, поскольку ВИД может протекать осознанно и подсознательно, а психическая деятельность является осознаваемой.
Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.
Б. Восприятие (от лат. регсер(ю - восприятие) - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.
Важным звеном восприятия является опознание предмета, явления. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется их образ. При повторных воздействиях мы их узнаем.
В. Представление - идеальный образ предмета, явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.Г. Мышление - это процесс познания и накопления информации и опыта и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление - один из видов психической деятельности.
1. Виды мышления.
Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система.
Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы (см. раздел 6.11.1). Оно свойственна только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.
Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно - увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации. Оно наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обработки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.
2. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсор-ной коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть ин тегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимби-ческой системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное
значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.
Д. Внимание - состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания - это начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полушарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некоторые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Для понимания механизма внимания привлекается концепция о доминанте (А.А.Ухтомский).
Выделяют два вида внимания - непроизвольное и произвольное (волевое). Непроизвольное внимание - это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием; внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным). Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека.
Е. Воля - степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.Ж. Влияние сенсорного притока на психическую деятельность,
У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музыки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вербальный и невербальный интеллект, улучшает умственную работоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного развития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследования; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нарастание целенаправленной двигательной активности, коммуникабельности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии «1-ритма и усиление внутри- и межполушар-ной когерентности для 6- и а-ритмов.
Т2. ЭМОЦИИ (ЧУВСТВА) И ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Эмоции - реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. етоуео, етоуеге - потрясать, волновать). Это одна из форм психической деятельности. В качестве внутренних раздражителей выступаю! патологические процессы (заболевания внутренних органов). Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.
Эмоции новорожденного отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, поэтому служат надежным сигналом любого неблагополучия (мокрые пеленки, голод, болевые ощущения) и прекращаются с устранением причины, вызвавшей их. Однако уже в первые дни жизни при приближении взрослого человека у ребенка повышается двигательная активность и усиливаются сосательные движения - реакция общего оживления, предвосхищающая кормление. На 2-3-й нед жизни в процессе кормления ребенок внимательно рассматривает лицо матери, грудь, ее руки.
Если у новорожденного ребенка эмоциональные реакции, как уже отмечалось, являются отрицательными и всегда рациональными, то у ребенка грудного возраста возникают и отрицательные, и положительные эмоции. В частности, на 2-м мес жизни у ребенка формируется улыбка, в первую очередь как реакция на лицо матери, на 3-м мес к улыбке присоединяются смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостными возгласами. Ребенок реагирует комплексом оживления не
только на лицо человека, но и на вид ванночки с водой, приготовление к кормлению.
А. Классификация эмоций. Имеется несколько критериев, лежащих в основе классификации эмоций. Во-первых, выделяют сценические и астенические эмоции. Стенические эмоции выражаются в повышении жизнедеятельности - физическом, духовном подъеме; астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельности, уменьшении духовных и физических сил. Во-вторых, эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции обычно сопровождаются активацией деятельности человека и направлены на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные стенические эмоции направлены на устранение неблагоприятных воздействий на организм. Отрицательные астенические эмоции (ужас, тоска) возникают при значительном недостатке ресурсов для решения задачи даже в случае максимальной мобилизации сил организма. Основные эмоции - это радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.
Б. Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменения интенсивности деятельности внутренних органов зависят от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ряда систем организма - усилению деятельности сердечнососудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двигательной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом, как правило, угнетается. Внешние проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние обычно не контролируются.
В. Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым областям лимбической системы относятся гиппокамп (аммонов рог, зубчатая извилина, субикулум), парагиппокожпова извилина, поясная извилина и филогенетически старая структура обонятельного мозга (обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалиной). Многие авторы относят к лимбической системе также орбитофронтальные, островковые и частично височные доли коры. К подкорковым структурам в лим-бической системе относятся миндалина, септапъные ядра и переднее таламическое ядро. Многие исследователи причисляют к лимбиче-ской системе преоптическую область, гипоталамус и мамиллярные тела (рис. 6.12; см. рис. 5.10).
Афферентные и эфферентные связи структур лимбической системы как между собой, так и с другими отделами головного мозга чрезвычайно разнообразны. Наиболее"выражены мощные рсцнпрокнме связи между лимбической системой и гипоталамусом. Гипоталамус и мамиллярные тела соединены с гиппокам-пом и септальной областью посредством свода. Через гипоталамус и мамиллярные тела лимбическая система соединена со средним мозгом (лимбической областью среднего мозга).
Для лимбической системы очень характерны многочисленные цепи возбуждения. Лобная кора реагирует на активность лимби-ческих механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.
Рис. 6.12. Схема (упрощенная) афферентных и эфферентных связей гипоталамуса. СМЖ - спинномозговая (цереброспинальная) жидкость Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобной и височной долей. Височные области отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и со-матосенсорной коры к миндалине и гиппокампу. После двусторонней сшигдалжтомии обезьяны утрачивают способность к социальному внутригрупповому поведению. Такие животные не могут дать социальную оценку экстероцептивной информации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), необходимой для группового поведения, а также связать эту информацию с их собственным эмоциональным состоянием (настроением), определяющим их внутригрупповые симпатии или антипатии (т.е. элементарные единицы внутригрупповых взаимоотношений). |
Амигдалэктомированные обезьяны избегают остальных членов группы и производят впечатление встревоженных и неуверенных в себе животных. Через миндалину приводятся к запуску те эмоциональные поведенческие реакции, которые в прошлом были полезными в аналогичных условиях. При этом миндалина оказывает активирующее и / или ингибирующее влияние на соответствующие гипоталамические механизмы.
Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует, например, тот факт, что при органических заболеваниях мозга (опухолях, воспалительных и системных заболеваниях), поражающих вышеописанные структуры, а также при внешних повреждениях этих структур эмоциональное поведение больного часто изменяется.
Моноаминергические системы и внутримозговое самораздражение. Если крысе вживить раздражающий электрод в медиальный пучок переднего мозга в области латеральных отделов гипоталамуса, поместить ее в камеру Скиннера и предоставить возможность осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг (рис. 6.13), то это самораздражение можно использовать как один из вариантов оперантного научения. При этом внутримозговая стимуляция усиливает поведенческие реакции. Это раздражение обладает столь выраженным подкрепляющим действием, что животное обычно предпочитает его всем другим видам поощрения, включая пищу. Крысы и обезьяны с электродами в области срединного пучка переднего мозга осуществляют постоянное самораздражение столь интенсивно, что возникает опасность гибели животного от истощения. Частота нажиманий на рычажок достигает 7000 в час!
ние которых приводит не к подкрепляющему эффекту, а к реакции избегания. Таких областей значительно меньше; они располагаются в перивентрикулярных отделах промежуточного и среднего мозга (рис. 6.14. а). Области положительного и отрицательного подкрепления частично перекрываются. Области, раздражение которых приводит к подкреплению или избеганию, получили название «центры» удовольствия и неудовольствия, приближения и избегания или вознаграждения и наказания. Существование подобных центров свидетельствует в пользу гипотезы о том, что положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга.
Результаты, полученные в опытах с самораздражением на животных, применимы также к человеку. Когда больному во время нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг, при этом раздражении могут возникать приятные или неприятные ощущения. Больные описывают эти ощущения как удовлетворение, радость, покой и комфорт или, напротив, как уныние, беспокойство, тревогу или страх.
В первых же опытах, проводимых с целью поиска нервных образований, ответственных за положительное подкрепление, было
обнаружено, что участки мозга, с которых можно получить самораздражение, почти полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергическими нейронами (см. рис. 6.14). Выраженность подкрепляющего эффекта приблизительно соответствует плотности этой иннервации. Совпадение областей «вознаграждения» и расположения моноаминергических нейронов свидетельствует о том, что катехоламинергические системы либо сами по себе являются зонами, отвечающими за положительное подкрепление, либо синаптически связаны с этими зонами.
У людей довольно часто встречаются различные психические расстройства. Примерно 1% от всего населения земного шара страдает шизофренией, а у 15-30% в тот или иной период жизни наблюдаются различные формы депрессии. Возможно, все эти патологические состояния связаны с нарушениями деятельности высших нервных центров и главным образом лимбической системы.
Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.
Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии. Полагают, что поясная извилина является главным координатором различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций. «Правополушарные» люди имеют сдвиг эмоциональной сферы в отрицательную сторону, а «левополушарные» - в положительную. Люди с поражением правого полушария эмоционально-благодушны, а с поражением левого - тревожны, озабочены.
Г. Причины возникновения эмоций. 1. Биологическая потребность (П.К.Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и ее устранением, в результате чего возникает положительная эмоция, т. е. входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия (см. раздел 6.13).
2. П.В.Симонов выдвинул потребностно-информационную теорию, согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу:
Э = - П (И н – И с)
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество потребности; И н - информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; И с - информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникаетотрицательная эмоция, если достаточен - возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.
3. Выдвинуто представление (Г. И. Косицкий) о том. что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходимы определенные информация (И н), энергия (Э п) и время (В„): если существующая у организма информация (И с), энергия (Э с) и время (В с) меньше, возникает состояние напряжения (СН), которое можно выразить эмпирической формулой:
СН = fЦ (И н Э н В н - И с Э с В е),
где Ц - цель (задача, потребность).
Однако в реальной действительности ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения отрицательных или положительных эмоций. Так, .любое приятное или неприятное сообщение вызывает соответственно положительную или отрицательную эмоцию; болевое воздействие, холод, голод, болезнь также вызывают отрицательные эмоции и т.д.
Д. Значение эмоций. 1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п.
2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.
3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н.И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И.П.Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отрицательная - разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами» (Т.Сиденгейм, англ, врач, XVII в.). Однако врач должен помнить, что для здоровья человека сильные отрицательные эмоции (тоска, страх, гнев и др.) опасны, особенно при частых повторениях или достаточной продолжительности.
Для предупреждения отрицательных последствий эмоционального стресса важное значение имеют физические упражнения, особенно интенсивные (езда на велосипеде, гребля, бег и др.). Такое же антистрессорное значение имеет любая деятельность, вызывающая возникновение положительных эмоций (любимая работа, увлечение), которые разрушают отрицательные эмоциональные возбуждения и препятствуют их суммации. Большое значение придается не подавлению отрицательных эмоций, а умению не позволять им возникнуть в определенной обстановке.
Эмоции сопровождаются, как правило, изменениями электрофизиологической активности мозга.
Рис 6 14 Сопоставление участков мозга, самораздражение которых сопровождается положительным подкреплением, с расположением центральных катечоламинершческих систем (по J. Olda, с изменениями). а- области самораздражения; б - норадренергичсские и дофаминергическис системы мозга крысы 6.13. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Широко распространенными и доступными, не травмирующими организм исследованиями деятельности мозга являются электроэнцефалография и метод вызванных потенциалов (ВП). Оба метода, казалось бы недостаточно информативных, в последние десятилетия получили дальнейшее развитие (второе рождение) в связи с компьютерной обработкой элементов электроэнцефалограмм (ЭЭГ) и ВП. 6.13.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма Повседневная деятельность человека (разная степень активности во время физии- |
ческой и умственной работы, действие различных сигналов, сосредоточение внимания, решение физико-математических задач и т.п.) требует различной активности ЦНС. Метод ЭЭГ, позволяющий изучать суммарную электрическую активность, помогает также оценить по изменениям ритмов ЭЭГ психическую деятельность человека.
При интеллектуальной деятельности наблюдаются изменения определенных ритмов ЭЭГ. Многие исследователи при этом отмечают преимущественные изменения низкочастотных составляющих спектра ЭЭГ. Обнаружена тесная связь О- и 8- активности с выполнением задания. Например, на ЭЭГ имеются характерные изменения при сосредоточении внимания испытуемого, его инструкции о предстоящей деятельности, решении арифметических задач.
А. Изменения ЭЭГ детей во время инструкции о предстоящей деятельности. У здоровых детей во время инструкции о предстоящей деятельности существенно снижается спектральная мощность а.- и О-диапазонов во всех областях, в лобной области нарастает мощность b 1 -ритма.
Группу детей с задержкой психического развития (ЗПР) в этот период характеризуют максимальные изменения спектральной мощности в 8-диапазоне: в задних отделах коры она растет, в височных и лобных - падает. В отличие от нормы мощность 0-ритма в этой ситуации не меняется, а мощность а 1 - и а 2 -ритмов снижается преимущественно в теменной области.
У детей с олигофренией в состоянии «инструкция» не происходит изменений величины спектральной мощности по всему диапазону частот.
Динамика функции когерентности у здоровых испытуемых в этом состоянии наиболее выражена в спектре b 1 и b 2 ; отмечается резкое снижение уровня когерентности во всех парах областей, особенно значительное в левом полушарии. В а 2 -диапазоне снижается уровень когерентности между левой теменной и височной областями. Средняя и максимальная когерентности по остальным составляющим в этот период не меняются.
В группе детей с ЗПР параметр функции когерентности изменяется слабее, чем в норме, и в противоположную сторону: отмечается небольшое, но достоверное нарастание функции когерентности в диапазоне b 1 по всему левому полушарию. По остальным ритмам уровень функции когерентности не меняется. Сдвиги функции когерентности в состоянии «инструкция» у детей с олигофренией еще меньше, чем в предыдущей группе.
Б. Команда «внимание», подаваемая непосредственно перед предъявлением арифметической задачи, повышает уровень готовности к предстоящей деятельности. Изменения на ЭЭГ в таких случаях более дифференцированы.
У здоровых детей в ситуации «внимание» происходит генерализованное, но преимущественно выраженное в левом полушарии снижение мощности в а 1 -гдиапазоне. В a 2 -диапазоне, напротив, мощность не падает, а локально нарастает слева в височной и справа в затылочной и теменной областях. Разная направленность сдвигов спектральных компонентов в а 1 - и a 2 -диапазоне отражает относительную независимость функционирования низко- и высокочастотных а-генераторов и их разное участие в формировании функциональных связей при данном виде деятельности. Генерализованное снижение мощности а 1 обусловлено активационными сдвигами, вызванными усилением мезенцефально-ретикулярных влияний на кору, особенно на структуры левого полушария. В то же время локальная активация, запускаемая и контролируемая высшими ассоциативными отделами коры, в первую очередь лобными структурами, проявляется в усилении синхронной активности высокочастотных а-генераторов, имеющей не только регионарную, но и полушарную специфику.
У детей с ЗПР сдвиги в спектре мощности в a 1 -диапазоне имеют примерно тот же вид, что и в норме. У детей с олигофренией в ситуации «внимание» в левом полушарии происходит генерализованное увеличение мощности в обоих a-диапазонах спектра, а в правом полушарии генерализованное снижение мощности в этих диапазонах.
Динамика мощности в низко- и высокочастотных а-диапазонах у детей с ЗПР и олигофренией свидетельствует об иной, чем в норме, системной организации деятельности в ситуации повышенной готовности к деятельности и отражает специфические для каждой из групп особенности.
Дифференцированное функционирование низко- и высокочастотных а-генераторов у детей с ЗПР-1 наблюдается только в структурах правого полушария. В левом полушарии отмечается одинаковый тип реагирования - генерализованное снижение мощности в обоих a-диапазонах. Ослабление локальной активации в структурах левого полушария может быть связано с незрелостью структур лимбико-ретикулярного комплекса, а также с недостаточностью регулирующих функций лобных отделов коры в левом полушарии.
У детей с ЗПР активационные влияния на ЭЭГ проявляются иначе, чем в норме. Наблюдаемые изменения характерны в основном для показателей детей дошкольного возраста в норме [Алферова В.В., 1974; Дубровинская Н.В., 1985].
В группе детей с олигофренией в обоих полушариях не наблюдается дифференцированного функционирования а-генераторов. Все реакции носят глобальный характер, обусловленный нарушениями локальной активации коры вследствие поражения лобных отделов полушарий. Кроме того, повышение мощности сс-диапазона в структурах левого полушария в ситуации «внимание» отражает как недостаточность неспецифических активациониых воздействий на кору, так и измененный по сравнению с нормой характер реагирования корковых структур левого полушария.
В б-диапазоне спектра ЭЭГ у здоровых детей в ситуации «внимание» также наблюдаются разнонаправленные изменения мощности в структурах левого и правого полушарий: снижается мощность в левом полушарии и нарастает справа в теменной и височной областях.
Повышение мощности O-ритма в ситуации «внимание» объясняется активацией гиппокампально-амигдалярного комплекса правого полушария.
У детей с ЗПР происходит нарастание мощности O-ритма в теменной и височной областях только в левом полушарии. Нарастание у детей с ЗПР мощности в 0-диапазонс, происходящее в отличие от нормы не в правом, а в левом полушарии, свидетельствует о том, что у них возникло состояние «предпусковой активации» к вербальной, а не к предстоящему виду интеллектуальной деятельности, при которой преимущественно активируются структуры правого полушария.
В отличие от детей с ЗПР у олигофренов в ситуации «внимание» снижается мощность O-диапазона во всех областях левого полушария и нарастает в правой лобной области, что может быть отражением эмоциональной активации этой структуры в данный период.
Изменения уровня когерентности в ситуации «внимание» отмечены в группе здоровых детей: снижается когерентность в 8-диапазоне и на b-частотах для потенциалов всех отделов левого полушария. У детей с ЗПР и олигофренов значимых изменений уровня когерентности не происходит.
В. Процесс решения арифметических задач характеризуется как направленная интеллектуальная деятельность, связанная со сложными речевыми, пространственными, логическими операциями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения [Выготский Л.С., 1960;ЛурияА.Р., 1966].
В процессе интеллектуальной деятельности формируются новые функциональные связи мозговых структур. В этот период у здоровых детей резко падает мощность а 2 -диапазона в левой теменной области, отмечается ее снижение в левой височной области. Активационные сдвиги в a 1 -диапазоне выражены меньше, чем в ситуации «внимание». У детей с ЗПР происходят локальные изменения мощности: нарастает мощность в левой лобной области в a 1 -диапазоне, падает мощность в правой височной области в а 2 -диапазоне. В остальных структурах существенных изменений величины мощности а-диапазона по сравнению с предыдущей ситуацией не отмечается. В группе детей с ЗПР-2 реактивность этого параметра меньше, чем в группе детей с ЗПР-1.
Для детей с олигофренией характерно значительное генерализованное падение мощности а^-диапазона в структурах левого полушария и локальное снижение в затылочной и теменной областях справа.
Локальные изменения мощности наблюдаются и в 6-диапазоне спектра. В норме происходит нарастание мощности в лобной области справа и в теменной и височной областях слева. Снижается мощность в задних отделах правого полушария. По-видимому, в осуществление арифметических операций вовлекаются оба полушария.
Возрастание мощности 0-ритма при умственной работе рассматривается как коррелят интеллектуального напряжения . Согласно данным Т.А.Корольковой и В.Д.Труша (1980), повышение когерентности по 8- и O-ритмам является оптимальным условием для осуществления моторной деятельности.
Выше в связи с разными вопросами уже говорилось о психической деятельности. Здесь, в специальной главе, нам придется повторить важнейшие определения.
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека.
Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.
Таким образом, материальной базой психической деятельности являются физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов. Прообразом психической деятельности человека является психонервная (рассудочная) деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей). Животное может правильно решать задачу в ситуации, в которой оказалось впервые, при этом используется предыдущий опыт. Примером может служить экстраполяционная деятельность. Например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л. В. Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который некоторый период времени двигался за перегородкой. Животное определяло, где должен появиться предмет без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объектов.
Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение – осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей, т.е. на поверхности тела и в окружающей среде.
Восприятие (от лат. perceptio – восприятие) – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые.
В основе опознания лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от них доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется новый образ, но и в этом случае происходит сличение поступающей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.
Представление – формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память – это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.
Мышление – процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление является одним из видов психической деятельности.
Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.
Более высокие по сравнению с другими животными способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации, что наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обработки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.
Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лим-бической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания есть начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полушарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некоторые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты, учение о которой разработал А.А. Ухтомский.
Выделяют два вида внимания : непроизвольное и произвольное (волевое). Непроизвольное внимание – это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры. Электрофизиологически внимание выражается в локальном подавлении α-ритма или же в изменениях поздних вызванных потенциалов (Р 300).
Воля – степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.
Эмоция как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе 7.3.
Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.
3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.
F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ
F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
F7 Умственная отсталость
F8 Расстройства психологического (психического) развития
F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F99 Неуточненное психическое расстройство
4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.
К основным нарушениям восприятия относят:
1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.
2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.
3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.
4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:
1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).
5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).
6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.
Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.
Похожая информация.
ПСИХОЛОГИЯ
Глава 8
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
Общие понятия: деятельность, поведение, действия. Преступное деяние. Виды действий (движений). Потребности, потребностное состояние, мотивы и цели деятельности. Мотивационная сфера личности. Этапы преступного поведения: мотивационный и этап реализации принятого решения. Соотношение результатов и цели преступной деятельности. Психологические особенности преступного поведения при различных формах вины.
Данная глава открывает один из центральных разделов, посвященных криминальной психологии, который включает в себя вопросы, традиционно относящиеся к психологическим проблемам преступного поведения, психологическим особенностям умышленных и неосторожных преступлений. В разделе рассматриваются психологические закономерности совершения групповых преступлений, функционирования различных преступных групп и сообществ, психологические методы борьбы с групповой преступностью, психология личности преступника.
Приступая к изложению перечисленных выше вопросов, прежде всего остановимся на общей психологической характеристике такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.
1. С точки зрения психологии любое правонарушение, любое преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.
Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.
Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С.Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек
реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности» 1 .
Деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, жизнью всего общества, с общественными отношениями 2 . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна.
В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особенности личности.
Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) деятельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами» 3 .
Будучи активным субъектом деятельности, человек активно включается в общественные, межличностные отношения, тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С.Л. Рубинштейн, деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.
Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.
Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение, которое имеет все вышеназванные элементы. Однако оно по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права. Эта антиобщественная направленность преступного поведения особенно заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целе-полагания, принятия решения, выбора средств достижения поставленных целей и практической реализации преступного замысла при совершении преступлений с различными формами вины.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 8.
2 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.
3 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 8.
Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» 1 . Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отношение к происходящим явлениям.
Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так и свернуто в виде мысленных образов. Напротив, внешнюю, предметную, сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности.
Эти обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой. «Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регулятор-ной... Вся эта внутренняя, психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым» 2 .
Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.
2. Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» 3 . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений, к которой мы еще вернемся.
Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс це-
1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 9.
2 Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд М., 1986. С. 105-106.
3 Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 102.
леобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.
Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам деятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относительно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкретных целей.
Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний. Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.
Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.
3. Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.
Под действием в психологии понимается относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкретной (частной) цели.
В основе действия лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только появляется цель. Поэтому в мотивах отражаются побуждения индивида.
Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С.Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).
В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин - «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение 1 .
По тому, как человек управляет своими действиями, как"контроли-рует их, можно выделить следующие действия.
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 53, 64.
Инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.
Рефлекторные, или действия-реакции. Они совершаются рефлек-торно. Такие действия также не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.
Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридической психологии.
Импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия. Подобное аффективное действие (действия) - разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим» 1 . Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.
Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (см. ст. 107, ИЗ УК РФ).
Волевые действия. В отличие от описанных выше волевые действия четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправленны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятие решения. Прогнозируются (предвидятся) результаты, которые должны или могут наступить после их выполнения. По ходу их совершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.
И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определенных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.
4. Действия человека складываются из совокупности движений, каждое из которых представляет собой единицу анализа психики 2 .
Движения, как и действия, развертываются во времени и в пространстве. Поэтому они поддаются измерениям, имеют разные динами-
1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 18
2 См.: Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М,
ческие характеристики по скорости, силе, темпу, ритму, координации, точности, пластичности и т.д.
В психологии движения подразделяются на непроизвольные и произвольные. С помощью последних совершаются волевые действия с прямым или косвенным умыслом.
Основными видами движений являются: движения, связанные с изменением позы тела; движения связанные с передвижением (походка, осанка и пр.); выразительные движения лица, тела (мимика, пантомимика); семантические (смысловые) движения в виде жестов и т.п.; речь как моторная функция в ее динамике (ритмика, интонация, артикуляция и т.д.); рабочие движения, необходимые в различных видах трудовой деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Некоторые действия под влиянием упражнений приобретают автоматизированный характер в виде динамического стереотипа (по И.П. Павлову), становятся устойчивым навыком. Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращать внимание на те или иные действия (движения) лиц, с которыми ему приходится вступать в общение, на их навыки поведения.
Движения соединяют человека с предметным миром, с различными жизненными ситуациями, которые наполнены динамическими процессами. Вот почему, если в целях познания истины по делу нужно, чтобы допрашиваемый вспомнил какие-то важные обстоятельства, его просят подробно (по существу, разложив на отдельные действия, движения) рассказать, как он, например, шел, куда свернул, сколько сделал примерно шагов в сторону и т.д. Причем иногда, чтобы активизировать мне-мические процессы, допрашиваемому предлагается воспроизвести последовательность своих действий не только в прямой последовательности, но и в хронологически обратном порядке.
Расчленение действий на отдельные движения может происходить и во время следственного эксперимента, когда следователь предлагает, к примеру, подозреваемому в умышленном убийстве, объясняющему случившееся своим неосторожным обращением с оружием, показать - движение за движением, - как тот обращался с оружием, каким образом мог «случайно» задеть за спусковой крючок и произвести выстрел.
В подобных случаях подозреваемый по инициативе следователя совершает этот своеобразный, скрытый от поверхностного взгляда, переход от образов-действий к демонстрации «живых движений» в виде чисто механических действий с сопутствующими этим действиям мне-мическими процессами, эмоционально-волевыми проявлениями и т.п., т.е. происходит то, что называется процессом экстериоризации.
Таковы наиболее общие слагаемые любой деятельности человека, которые также можно увидеть и при анализе противоправной деятельности, преступного поведения, преступных действий. Поэтому перейдем к их более подробному рассмотрению.