Эмоциональные и волевые психические процессы. Основные стороны психической деятельности

Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И.П.Павлов отмечал, что физиология и психология изучают общий объект - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению данных функ­ций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.

Психическая деятельность человека - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться или не сопро­вождаться физической работой. Психическая деятельность -функция целого организма. При психической деятельности про­исходит переход от внешнего, реального мира к внутреннему, идеальному, что получило отражение в понятии интериоризации. Потребности и вызываемые ими мотивы выступают как цели деятельности, содержание и формы которой определяются об­щественно-историческими факторами, общественными соотно­шениями и опытом человека. Цель деятельности выступает как концептуальная модель желаемого, возникающая в сознании человека, где личная необходимость регулируется общественной необходимостью. Материальной базой психической деятельно­сти человека являются физиологические процессы в виде пат­тернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нерв­ных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сиг­налов. Основное значение психических процессов состоит в при­способлении человека и животных к окружающей среде. Прообра­зом психической деятельности человека является психонервная деятельность животных (элементы психической деятельности), на­правленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей. При этом имеет место экстраполяционная (рассудочная) деятельность: например, предвидение местоположе­ния объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в ка-

кой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстриро­вано и в экспериментах Л.В.Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который в течение опре­деленного времени двигался за перегородкой. Животное опреде­ляло место, где должен появиться предмет, без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объекта. Психическая деятельность - составная часть ВИД, поскольку ВИД может протекать осознанно и подсозна­тельно, а психическая деятельность является осознаваемой.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чув­ства (эмоции) и воля.

А. Ощущение - форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной дейст­вительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психи­ческой деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слу­ховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возмож­ность определить локализацию действующих раздражителей - на поверхности тела и в окружающей среде.

Б. Восприятие (от лат. регсер(ю - восприятие) - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

Важным звеном восприятия является опознание предмета, яв­ления. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциа­тивных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее уз­навание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осозна­ваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, воспри­ятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся пред­меты, явления, то формируется их образ. При повторных воздейст­виях мы их узнаем.

В. Представление - идеальный образ предмета, явления, кото­рые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.Г. Мышление - это процесс познания и накопления информа­ции и опыта и оперирование знанием, т.е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией. Мышление - один из видов психической деятельности.

1. Виды мышления.

Элементарное (конкретное) мышление - форма отражения действительности, проявляющаяся в целесообразном адек­ватном поведении, направленном на удовлетворение биоло­гических потребностей. Оно свойственно человеку и живот­ным. Физиологическую основу элементарного мышления со­ставляет первая сигнальная система.

Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигналь­ной системы (см. раздел 6.11.1). Оно свойственна только че­ловеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул.

Словесно-логическое мышление (дискурсивное) - форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последова­тельного ряда логических звеньев, каждое из которых зави­сит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие, чем у других животных, способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов па­мяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно - уве­личением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку инфор­мации. Оно наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обра­ботки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

2. Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсор-ной коры относительно положения тела в пространстве, от зри­тельной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интер­претировать специфическую информацию от органов чувств. Наи­более сложная часть ин тегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лимби-ческой системой, которая придает эмоциональный характер пе­рерабатываемой информации. Получая разнообразную инфор­мацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с по­мощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное

значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отде­лами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обу­словливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долго­временной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долго­временной памяти, которая в основном обеспечивается деятельно­стью височной коры.

Д. Внимание - состояние активного бодрствования, характери­зующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в на­правленности психической деятельности на определенный объект. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к дру­гому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания - это начало исследова­тельского поведения, приспособительной осознаваемой деятель­ности организма, отбора необходимой информации. В физиоло­гическом плане в основе внимания лежит ориентировочный реф­лекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полу­шарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некото­рые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Для понимания механизма внимания привлекается концепция о доминанте (А.А.Ухтомский).

Выделяют два вида внимания - непроизвольное и произволь­ное (волевое). Непроизвольное внимание - это врожденный про­цесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий организма. В процессе об­щественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием; внимание, подчиняющееся воле че­ловека, называется волевым (произвольным). Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социаль­ного развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека.

Е. Воля - степень выраженности стремления в достижении це­ли. Важнейшими волевыми качествами личности являются реши­тельность, выдержка, настойчивость, способность к самостоя­тельным действиям и поступкам.Ж. Влияние сенсорного притока на психическую деятельность,

У детей и подростков длительное (6 мес, по 1 ч в день) увеличение сенсорного притока (контрастные фрагменты классической музы­ки, координированные движения пальцев рук, приятные запахи) усиливает внимание, значительно улучшает цветовое восприятие и слух, повышает объем слухоречевой и зрительной памяти, вер­бальный и невербальный интеллект, улучшает умственную рабо­тоспособность, пространственный и динамический праксис. Так, у воспитанников Дома ребенка ускоряется начало активного раз­вития речи даже на фоне ее полного отсутствия в начале исследо­вания; улучшается кровоснабжение мозга. Наблюдается нараста­ние целенаправленной двигательной активности, коммуникабель­ности, улучшение психоэмоционального статуса. Отмечается увеличение энергии «1-ритма и усиление внутри- и межполушар-ной когерентности для 6- и а-ритмов.

Т2. ЭМОЦИИ (ЧУВСТВА) И ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Эмоции - реакции организма на действие внешних или внутрен­них раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными пережи­ваниями (от лат. етоуео, етоуеге - потрясать, волновать). Это одна из форм психической деятельности. В качестве внутренних раздра­жителей выступаю! патологические процессы (заболевания внут­ренних органов). Внешние раздражители - это неприятные или, на­против, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Эмоции новорожденного отрицательны по своему характеру, од­нообразны (крик) и всегда рациональны, поэтому служат надеж­ным сигналом любого неблагополучия (мокрые пеленки, голод, болевые ощущения) и прекращаются с устранением причины, вы­звавшей их. Однако уже в первые дни жизни при приближении взрослого человека у ребенка повышается двигательная активность и усиливаются сосательные движения - реакция общего оживления, предвосхищающая кормление. На 2-3-й нед жизни в процессе кормления ребенок внимательно рассматривает лицо матери, грудь, ее руки.

Если у новорожденного ребенка эмоциональные реакции, как уже отмечалось, являются отрицательными и всегда рациональны­ми, то у ребенка грудного возраста возникают и отрицательные, и положительные эмоции. В частности, на 2-м мес жизни у ребенка формируется улыбка, в первую очередь как реакция на лицо мате­ри, на 3-м мес к улыбке присоединяются смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радост­ными возгласами. Ребенок реагирует комплексом оживления не

только на лицо человека, но и на вид ванночки с водой, приготов­ление к кормлению.

А. Классификация эмоций. Имеется несколько критериев, ле­жащих в основе классификации эмоций. Во-первых, выделяют сценические и астенические эмоции. Стенические эмоции выра­жаются в повышении жизнедеятельности - физическом, духов­ном подъеме; астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельности, уменьшении духовных и физических сил. Во-вторых, эмоции могут быть положительными и отрицатель­ными. Положительные эмоции обычно сопровождаются актива­цией деятельности человека и направлены на сохранение и уси­ление этого состояния. Отрицательные стенические эмоции на­правлены на устранение неблагоприятных воздействий на организм. Отрицательные астенические эмоции (ужас, тоска) возникают при значительном недостатке ресурсов для решения задачи даже в случае максимальной мобилизации сил организ­ма. Основные эмоции - это радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.

Б. Состояние организма во время эмоций сопровождается зна­чительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменения ин­тенсивности деятельности внутренних органов зависят от ситуа­ции, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ря­да систем организма - усилению деятельности сердечно­сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двига­тельной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом, как правило, угнетается. Внешние проявления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние обычно не контролируются.

В. Основными структурами, ответственными за проявления эмо­циональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым областям лимбиче­ской системы относятся гиппокамп (аммонов рог, зубчатая извили­на, субикулум), парагиппокожпова извилина, поясная извилина и фи­логенетически старая структура обонятельного мозга (обоня­тельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, распо­ложенные над миндалиной). Многие авторы относят к лимбиче­ской системе также орбитофронтальные, островковые и частично височные доли коры. К подкорковым структурам в лим-бической системе относятся миндалина, септапъные ядра и переднее таламическое ядро. Многие исследователи причисляют к лимбиче-ской системе преоптическую область, гипоталамус и мамиллярные тела (рис. 6.12; см. рис. 5.10).

Афферентные и эфферентные связи структур лимбической системы как между собой, так и с другими отделами головного мозга чрезвычайно разнообразны. Наиболее"выражены мощные рсцнпрокнме связи между лимбической системой и гипоталаму­сом. Гипоталамус и мамиллярные тела соединены с гиппокам-пом и септальной областью посредством свода. Через гипотала­мус и мамиллярные тела лимбическая система соединена со средним мозгом (лимбической областью среднего мозга).

Для лимбической системы очень характерны многочисленные цепи возбуждения. Лобная кора реагирует на активность лимби-ческих механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций.

Рис. 6.12. Схема (упрощенная) афферентных и эфферентных связей гипоталамуса. СМЖ - спинномозговая (цереброспинальная) жидкость Лимбическая система сообщается с новой корой в области лобной и височной долей. Височные области отвечают главным образом за передачу информации от зрительной, слуховой и со-матосенсорной коры к миндалине и гиппокампу. После двусторонней сшигдалжтомии обезьяны утрачивают спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстероцептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), необ­ходимой для группового поведения, а также связать эту информа­цию с их собственным эмоциональным состоянием (настроением), определяющим их внутригрупповые симпатии или антипатии (т.е. элементарные единицы внутригрупповых взаимоотношений).

Амигдалэктомированные обезьяны избегают остальных членов группы и производят впечатление встревоженных и неуверенных в себе животных. Через миндалину приводятся к запуску те эмоцио­нальные поведенческие реакции, которые в прошлом были полез­ными в аналогичных условиях. При этом миндалина оказывает ак­тивирующее и / или ингибирующее влияние на соответствующие гипоталамические механизмы.

Возможно, в развитии и дифференцировке эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры. В пользу этого свидетельствует, например, тот факт, что при органических забо­леваниях мозга (опухолях, воспалительных и системных заболе­ваниях), поражающих вышеописанные структуры, а также при внешних повреждениях этих структур эмоциональное поведение больного часто изменяется.

Моноаминергические системы и внутримозговое самораздра­жение. Если крысе вживить раздражающий электрод в медиаль­ный пучок переднего мозга в области латеральных отделов ги­поталамуса, поместить ее в камеру Скиннера и предоставить возможность осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг (рис. 6.13), то это самораздражение можно использовать как один из вариантов оперантного научения. При этом внутримозговая стимуляция усиливает поведенческие реакции. Это раз­дражение обладает столь выраженным подкрепляющим дейст­вием, что животное обычно предпочитает его всем другим ви­дам поощрения, включая пищу. Крысы и обезьяны с электро­дами в области срединного пучка переднего мозга осуществляют постоянное самораздражение столь интенсивно, что возникает опасность гибели животного от истощения. Частота нажиманий на рычажок достигает 7000 в час!

ние которых приводит не к подкреп­ляющему эффекту, а к реакции избегания. Таких областей значи­тельно меньше; они располагаются в перивентрикулярных отделах промежуточного и среднего мозга (рис. 6.14. а). Области положи­тельного и отрицательного подкрепления частично перекрываются. Области, раздражение которых приводит к подкреплению или из­беганию, получили название «центры» удовольствия и неудовольст­вия, приближения и избегания или вознаграждения и наказания. Су­ществование подобных центров свидетельствует в пользу гипотезы о том, что положительные и отрицательные эмоции возникают при возбуждении определенных структур головного мозга.

Результаты, полученные в опытах с самораздражением на жи­вотных, применимы также к человеку. Когда больному во время нейрохирургической операции дают возможность раздражать собственный мозг, при этом раздражении могут возникать прият­ные или неприятные ощущения. Больные описывают эти ощущения как удовлетворение, радость, покой и комфорт или, напротив, как уныние, беспокойство, тревогу или страх.

В первых же опытах, проводимых с целью поиска нервных об­разований, ответственных за положительное подкрепление, было

обнаружено, что участки мозга, с которых можно получить само­раздражение, почти полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергическими нейронами (см. рис. 6.14). Выраженность подкрепляющего эффекта приблизительно соответствует плотно­сти этой иннервации. Совпадение областей «вознаграждения» и расположения моноаминергических нейронов свидетельствует о том, что катехоламинергические системы либо сами по себе явля­ются зонами, отвечающими за положительное подкрепление, ли­бо синаптически связаны с этими зонами.

У людей довольно часто встречаются различные психические расстройства. Примерно 1% от всего населения земного шара страдает шизофренией, а у 15-30% в тот или иной период жизни наблюдаются различные формы депрессии. Возможно, все эти па­тологические состояния связаны с нарушениями деятельности выс­ших нервных центров и главным образом лимбической системы.

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмоцио­нальной тупостью и растормаживанием биологических реакций.

Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии. Полагают, что поясная извилина является главным координатором различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций. «Правополушарные» люди имеют сдвиг эмоциональной сферы в от­рицательную сторону, а «левополушарные» - в положительную. Лю­ди с поражением правого полушария эмоционально-благодушны, а с поражением левого - тревожны, озабочены.

Г. Причины возникновения эмоций. 1. Биологическая потреб­ность (П.К.Анохин). В основу этой теории эмоций положена кон­цепция функциональной системы: эмоция связана с появлением по­требности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и ее устранением, в результате чего возникает положительная эмо­ция, т. е. входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия (см. раздел 6.13).

2. П.В.Симонов выдвинул потребностно-информационную теорию, согласно которой в основе появления эмоции лежат по­требность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу:

Э = - П (И н – И с)

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество по­требности; И н - информация о средствах, необходимых для удовле­творения потребности; И с - информация о существующих средст­вах, которыми реально располагает субъект. Если объем информа­ции недостаточен для удовлетворения потребности, возникаетотрицательная эмоция, если достаточен - возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

3. Выдвинуто представление (Г. И. Косицкий) о том. что для достижения цели (удовлетворения потребности) необходимы оп­ределенные информация (И н), энергия (Э п) и время (В„): если су­ществующая у организма информация (И с), энергия (Э с) и время (В с) меньше, возникает состояние напряжения (СН), которое мож­но выразить эмпирической формулой:

СН = fЦ (И н Э н В н - И с Э с В е),

где Ц - цель (задача, потребность).

Однако в реальной действительности ни одна формула не может включить все возможные причины возникновения отрицательных или положительных эмоций. Так, .любое приятное или неприятное сообщение вызывает соответственно положительную или отрица­тельную эмоцию; болевое воздействие, холод, голод, болезнь также вызывают отрицательные эмоции и т.д.

Д. Значение эмоций. 1. Мобилизация физических и интеллектуаль­ных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обо­стряет мыслительную деятельность и чувствительность анализато­ров, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения и т.п.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н.И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И.П.Павлов от­мечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, от­рицательная - разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарства­ми» (Т.Сиденгейм, англ, врач, XVII в.). Однако врач должен пом­нить, что для здоровья человека сильные отрицательные эмоции (тоска, страх, гнев и др.) опасны, особенно при частых повторе­ниях или достаточной продолжительности.

Для предупреждения отрицательных последствий эмоциональ­ного стресса важное значение имеют физические упражнения, осо­бенно интенсивные (езда на велосипеде, гребля, бег и др.). Такое же антистрессорное значение имеет любая деятельность, вызывающая возникновение положительных эмоций (любимая работа, увлече­ние), которые разрушают отрицательные эмоциональные возбуж­дения и препятствуют их суммации. Большое значение придается не подавлению отрицательных эмоций, а умению не позволять им возникнуть в определенной обстановке.

Эмоции сопровождаются, как правило, изменениями электрофизиологической активности мозга.

Рис 6 14 Сопоставление участков мозга, самораздражение которых сопровождается положительным подкреплением, с расположением центральных катечоламинершческих систем (по J. Olda, с изменениями). а- области самораздражения; б - норадренергичсские и дофаминергическис системы мозга крысы 6.13. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Широко распространенными и доступными, не травмирующими организм исследованиями деятельности мозга являются электроэн­цефалография и метод вызванных потенциалов (ВП). Оба метода, казалось бы недостаточно информативных, в последние десятиле­тия получили дальнейшее развитие (второе рождение) в связи с компьютерной обработкой элементов электроэнцефалограмм (ЭЭГ) и ВП. 6.13.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма Повседневная деятельность человека (разная степень активно­сти во время физии-

ческой и умственной работы, действие различ­ных сигналов, сосредоточение внимания, решение физико-мате­матических задач и т.п.) требует различной активности ЦНС. Ме­тод ЭЭГ, позволяющий изучать суммарную электрическую актив­ность, помогает также оценить по изменениям ритмов ЭЭГ пси­хическую деятельность человека.

При интеллектуальной деятельности наблюдаются изменения оп­ределенных ритмов ЭЭГ. Многие исследователи при этом отмечают преимущественные изменения низкочастотных составляющих спек­тра ЭЭГ. Обнаружена тесная связь О- и 8- активности с выполнением задания. Например, на ЭЭГ имеются характерные изменения при со­средоточении внимания испытуемого, его инструкции о предстоящей деятельности, решении арифметических задач.

А. Изменения ЭЭГ детей во время инструкции о предстоящей деятельности. У здоровых детей во время инструкции о предстоя­щей деятельности существенно снижается спектральная мощность а.- и О-диапазонов во всех областях, в лобной области нарастает мощность b 1 -ритма.

Группу детей с задержкой психического развития (ЗПР) в этот период характеризуют максимальные изменения спектральной мощности в 8-диапазоне: в задних отделах коры она растет, в ви­сочных и лобных - падает. В отличие от нормы мощность 0-ритма в этой ситуации не меняется, а мощность а 1 - и а 2 -ритмов снижает­ся преимущественно в теменной области.

У детей с олигофренией в состоянии «инструкция» не происхо­дит изменений величины спектральной мощности по всему диапа­зону частот.

Динамика функции когерентности у здоровых испытуемых в этом состоянии наиболее выражена в спектре b 1 и b 2 ; отмечается резкое снижение уровня когерентности во всех парах областей, особенно значительное в левом полушарии. В а 2 -диапазоне сни­жается уровень когерентности между левой теменной и височной областями. Средняя и максимальная когерентности по остальным составляющим в этот период не меняются.

В группе детей с ЗПР параметр функции когерентности изме­няется слабее, чем в норме, и в противоположную сторону: отме­чается небольшое, но достоверное нарастание функции когерент­ности в диапазоне b 1 по всему левому полушарию. По остальным ритмам уровень функции когерентности не меняется. Сдвиги функции когерентности в состоянии «инструкция» у детей с оли­гофренией еще меньше, чем в предыдущей группе.

Б. Команда «внимание», подаваемая непосредственно перед предъявлением арифметической задачи, повышает уровень готов­ности к предстоящей деятельности. Изменения на ЭЭГ в таких случаях более дифференцированы.

У здоровых детей в ситуации «внимание» происходит генера­лизованное, но преимущественно выраженное в левом полушарии снижение мощности в а 1 -гдиапазоне. В a 2 -диапазоне, напротив, мощность не падает, а локально нарастает слева в височной и справа в затылочной и теменной областях. Разная направленность сдвигов спектральных компонентов в а 1 - и a 2 -диапазоне отражает относительную независимость функционирования низко- и высо­кочастотных а-генераторов и их разное участие в формировании функциональных связей при данном виде деятельности. Генерали­зованное снижение мощности а 1 обусловлено активационными сдвигами, вызванными усилением мезенцефально-ретикулярных влияний на кору, особенно на структуры левого полушария. В то же время локальная активация, запускаемая и контролируемая высшими ассоциативными отделами коры, в первую очередь лоб­ными структурами, проявляется в усилении синхронной активно­сти высокочастотных а-генераторов, имеющей не только регио­нарную, но и полушарную специфику.

У детей с ЗПР сдвиги в спектре мощности в a 1 -диапазоне име­ют примерно тот же вид, что и в норме. У детей с олигофренией в ситуации «внимание» в левом полушарии происходит генерализо­ванное увеличение мощности в обоих a-диапазонах спектра, а в правом полушарии генерализованное снижение мощности в этих диапазонах.

Динамика мощности в низко- и высокочастотных а-диапазонах у детей с ЗПР и олигофренией свидетельствует об иной, чем в норме, системной организации деятельности в ситуации повы­шенной готовности к деятельности и отражает специфические для каждой из групп особенности.

Дифференцированное функционирование низко- и высокочас­тотных а-генераторов у детей с ЗПР-1 наблюдается только в структурах правого полушария. В левом полушарии отмечается одинаковый тип реагирования - генерализованное снижение мощности в обоих a-диапазонах. Ослабление локальной актива­ции в структурах левого полушария может быть связано с незре­лостью структур лимбико-ретикулярного комплекса, а также с недостаточностью регулирующих функций лобных отделов коры в левом полушарии.

У детей с ЗПР активационные влияния на ЭЭГ проявляются иначе, чем в норме. Наблюдаемые изменения характерны в ос­новном для показателей детей дошкольного возраста в норме [Алферова В.В., 1974; Дубровинская Н.В., 1985].

В группе детей с олигофренией в обоих полушариях не на­блюдается дифференцированного функционирования а-гене­раторов. Все реакции носят глобальный характер, обусловлен­ный нарушениями локальной активации коры вследствие пора­жения лобных отделов полушарий. Кроме того, повышение мощности сс-диапазона в структурах левого полушария в ситуа­ции «внимание» отражает как недостаточность неспецифических активациониых воздействий на кору, так и измененный по срав­нению с нормой характер реагирования корковых структур ле­вого полушария.

В б-диапазоне спектра ЭЭГ у здоровых детей в ситуации «внимание» также наблюдаются разнонаправленные изменения мощности в структурах левого и правого полушарий: снижается мощность в левом полушарии и нарастает справа в теменной и височной областях.

Повышение мощности O-ритма в ситуации «внимание» объяс­няется активацией гиппокампально-амигдалярного комплекса правого полушария.

У детей с ЗПР происходит нарастание мощности O-ритма в те­менной и височной областях только в левом полушарии. Нарас­тание у детей с ЗПР мощности в 0-диапазонс, происходящее в от­личие от нормы не в правом, а в левом полушарии, свидетельству­ет о том, что у них возникло состояние «предпусковой активации» к вербальной, а не к предстоящему виду интеллектуальной дея­тельности, при которой преимущественно активируются структу­ры правого полушария.

В отличие от детей с ЗПР у олигофренов в ситуации «вни­мание» снижается мощность O-диапазона во всех областях левого полушария и нарастает в правой лобной области, что может быть отражением эмоциональной активации этой структуры в данный период.

Изменения уровня когерентности в ситуации «внимание» отмечены в группе здоровых детей: снижается когерентность в 8-диапазоне и на b-частотах для потенциалов всех отделов левого полушария. У детей с ЗПР и олигофренов значимых изменений уровня когерентности не происходит.

В. Процесс решения арифметических задач характеризуется как направленная интеллектуальная деятельность, связанная со слож­ными речевыми, пространственными, логическими операциями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения [Выгот­ский Л.С., 1960;ЛурияА.Р., 1966].

В процессе интеллектуальной деятельности формируются но­вые функциональные связи мозговых структур. В этот период у здоровых детей резко падает мощность а 2 -диапазона в левой те­менной области, отмечается ее снижение в левой височной облас­ти. Активационные сдвиги в a 1 -диапазоне выражены меньше, чем в ситуации «внимание». У детей с ЗПР происходят локаль­ные изменения мощности: нарастает мощность в левой лобной области в a 1 -диапазоне, падает мощность в правой височной области в а 2 -диапазоне. В остальных структурах существенных изменений величины мощности а-диапазона по сравнению с пре­дыдущей ситуацией не отмечается. В группе детей с ЗПР-2 реак­тивность этого параметра меньше, чем в группе детей с ЗПР-1.

Для детей с олигофренией характерно значительное генерали­зованное падение мощности а^-диапазона в структурах левого полушария и локальное снижение в затылочной и теменной об­ластях справа.

Локальные изменения мощности наблюдаются и в 6-диапазоне спектра. В норме происходит нарастание мощности в лобной об­ласти справа и в теменной и височной областях слева. Снижается мощность в задних отделах правого полушария. По-видимому, в осуществление арифметических операций вовлекаются оба полу­шария.

Возрастание мощности 0-ритма при умственной работе рассмат­ривается как коррелят интеллектуального напряжения . Согласно данным Т.А.Ко­рольковой и В.Д.Труша (1980), повышение когерентности по 8- и O-ритмам является оптимальным условием для осуществления мо­торной деятельности.

Выше в связи с разными вопросами уже говорилось о психической деятельности. Здесь, в специальной главе, нам придется повторить важнейшие определения.

Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека.

Психическая деятельность это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организма в окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность). Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознается, а ВНД – и в период сна как неосознаваемая переработка информации, и в период бодрствования как осознаваемая и подсознательная переработка. Представление о ВНД ввел И. П. Павлов. Низшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов.

Таким образом, материальной базой психической деятельности являются физиологические процессы в виде паттернов (рисунка, узоров) импульсной активности нейронов во взаимодействии со следами памяти. В частности, паттерн нервных импульсов отражает смысловые содержания звуковых сигналов. Прообразом психической деятельности человека является психонервная (рассудочная) деятельность животных (элементы психической деятельности), направленная на удовлетворение биологических потребностей: поиск пищи, воды, особи противоположного пола, укрытие от непогоды, охота хищных зверей). Животное может правильно решать задачу в ситуации, в которой оказалось впервые, при этом используется предыдущий опыт. Примером может служить экстраполяционная деятельность. Например, предвидение местоположения объекта охоты при прямолинейном движении, если даже в какой-то период времени жертвы не видно. Это продемонстрировано и в экспериментах Л. В. Крушинского. Животное наблюдало за прямолинейным движением предмета, который некоторый период времени двигался за перегородкой. Животное определяло, где должен появиться предмет без предварительного обучения на основании сложившейся у него в мозгу картины о движении объектов.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение осознание действия на организм пороговых или сверхпороговых раздражителей. Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество, силу и длительность. В зависимости от качества раздражителя различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и т.д. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей, т.е. на поверхности тела и в окружающей среде.

Восприятие (от лат. perceptio – восприятие) – формирование образов предметов или явлений, действующих на органы чувств в данный момент. Оно заключается в узнавании предмета, явления или в формировании нового образа, встречаемого впервые.

В основе опознания лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от них доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, т.е. осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется новый образ, но и в этом случае происходит сличение поступающей в данный момент информации со следами памяти от других подобных предметов, явлений. При повторных воздействиях мы их узнаем.

Представление формирование идеального образа предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств, извлекается из памяти. Память – это способность организма воспринимать, хранить и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление процесс познания, накопления информации и навыков, а также и оперирование знанием, т.е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией. Мышление является одним из видов психической деятельности.

Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление – отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) – форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.

Более высокие по сравнению с другими животными способности человека к мышлению и научению не связаны с возникновением каких-то особых нервных клеток типа «речевых нейронов», «нейронов памяти» и т.п. По всей вероятности, развитие этих особенностей обусловлено чисто количественными изменениями, а именно увеличением числа нейронных сетей, вовлекаемых в обработку информации, что наиболее выражено в неокортексе, который благодаря этому, по-видимому, обеспечивает высокую скорость такой обработки, в частности при научении, извлечении данных из памяти, произнесении и понимании слов.

Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга. Например, ассоциативные поля теменной области объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры относительно положения тела в пространстве, от зрительной (затылочной) и слуховой (височной) коры. Извлекаемая из памяти информация сливается с сенсорной и позволяет нам интерпретировать специфическую информацию от органов чувств. Наиболее сложная часть интегративной деятельности приходится на лобные доли, имеющие обширные двусторонние связи с лим-бической системой, которая придает эмоциональный характер перерабатываемой информации. Получая разнообразную информацию о состоянии организма и окружающей среды, мы с помощью лобной коры оцениваем ее значимость в настоящий момент и выбираем информацию, имеющую первостепенное значение. Лобная кора ответственна за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее. Люди с поврежденными лобными долями становятся безответственными и неспособными совершать ряд последовательных действий в достижении цели при изменении жизненных ситуаций. Лобная кора взаимодействует со всеми отделами коры большого мозга, особенно со структурами ЦНС, обусловливающими языковые функции. Височная кора участвует в процессах памяти. Патология височной коры ведет к потере долговременной памяти. Деятельность лобной коры по составлению планов на будущее связана с извлечением информации из долговременной памяти, которая в основном обеспечивается деятельностью височной коры.

Внимание состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью к психической или физической деятельности и сопровождающее саму деятельность. Появление внимания обусловлено активацией нервных процессов, способствующих переходу с одного уровня бодрствования к другому, более высокому; очень сильная степень активации нарушает процесс внимания. Появление внимания есть начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации. В физиологическом плане в основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Этот рефлекс с повторением действия раздражителя ослабевает, исчезает, что указывает на роль коры больших полушарий и на то, что ориентировочному рефлексу присущи некоторые черты обучаемости (угасания), характерные для условных рефлексов. Важную роль в формировании внимания играет механизм доминанты, учение о которой разработал А.А. Ухтомский.

Выделяют два вида внимания : непроизвольное и произвольное (волевое). Непроизвольное внимание – это врожденный процесс, осуществляемый при действии на организм определенного раздражителя без каких-либо усилий со стороны организма. В процессе общественной деятельности человек приобретает способность управлять своим вниманием. Внимание, подчиняющееся воле человека, называется волевым (произвольным), ведущая роль принадлежит лобным долям, а его высшей формой считают интеллектуальное внимание. Таким образом, внимание представляет собой продукт социального развития, выражающийся в целенаправленной мобилизации психической деятельности человека, и проявляется в локальной активации определенного участка коры большого мозга и торможении остальных зон коры. Электрофизиологически внимание выражается в локальном подавлении α-ритма или же в изменениях поздних вызванных потенциалов (Р 300).

Воля степень выраженности стремления в достижении цели. Важнейшими волевыми качествами личности являются решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам.

Эмоция как одна из форм психической деятельности рассмотрена в разделе 7.3.

Психические процессы - процессы субъективного непрерывного отражения объективной реальности разной модальности, построения ее многосторонних целостных психических образов (ощущения и восприятие, внимание, память, мышление и речь, эмоции, чувства). Психические состояния - психические процессы, протекающие определенное время в одних и тех же условиях: управляемые той или иной потребностью в тех или иных внешних возможностях ее реализации теми или иными способностями в том или ином биологическом цикле обменных процессов в организме. Основные переменные параметры состояния связаны с работоспособностью человека (умственной, физической, эмоциональной). Психическое свойство - индивидуальное качество коммуникативных, когнитивных, регулятивных психических функций, отдельных сторон психики человека, в том числе качество его психических процессов и типичность психических состояний. Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей. Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1. эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2. подсознательными, субъективно-эмoциональными 3.сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

3. Клиническая (синдромальная) классификация психических расстройств по степени тяжести.

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

4. Расстройства восприятия. Основные виды галлюцинаций, понятие психогенных галлюцинаций. Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д. По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий: 1) физические; 2) физиологические; 3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно. существует. Все галлюцинации делятся на истинные и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой («голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Псевдогаллюцинации чаще характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела, то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. (Слуховые, императивные, Антагонистические (контрастирующие), Зрительные, Обонятельные, Тактильные, Висцеральные, Гипнагогические, Функциональные, Внушенные и вызванные галлюцинации). Галлюцинации психогенные-обманы восприятия, возникающие после психического потрясения и содержание которых отражает как содержание психотравмирующей ситуации, так и отношение к ней со стороны пациента.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий: 1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на: а) предметную агнозию; б) агнозию на цвета и шрифты; в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.). 2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха; 3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.


Похожая информация.


ПСИХОЛОГИЯ

Глава 8

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Общие понятия: деятельность, поведение, действия. Преступное деяние. Виды действий (движений). Потребности, потребностное состояние, мотивы и цели деятельности. Мотивационная сфера личности. Этапы преступного поведения: мотивационный и этап реализации принятого решения. Соотношение результатов и цели преступной деятельности. Психологические особенности преступ­ного поведения при различных формах вины.

Данная глава открывает один из центральных разделов, посвя­щенных криминальной психологии, который включает в себя вопро­сы, традиционно относящиеся к психологическим проблемам пре­ступного поведения, психологическим особенностям умышленных и неосторожных преступлений. В разделе рассматриваются психоло­гические закономерности совершения групповых преступлений, функ­ционирования различных преступных групп и сообществ, психологи­ческие методы борьбы с групповой преступностью, психология личнос­ти преступника.

Приступая к изложению перечисленных выше вопросов, прежде всего остановимся на общей психологической характеристике такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.

1. С точки зрения психологии любое правонарушение, любое пре­ступление можно рассматривать как особый вид деятельности, опреде­ленной социальной активности человека, проявляющейся в специфи­ческих формах противоправного поведения, в котором выражаются от­ношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера лич­ности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаменталь­ные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С.Л. Рубинштейн, «специ­фическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек

реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуе­мой им действительности» 1 .

Деятельность человека связана многообразными узами с деятель­ностью окружающих его людей, жизнью всего общества, с обществен­ными отношениями 2 . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна.



В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особеннос­ти личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предмет­ность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) дея­тельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содер­жанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, ста­новятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мо­тивами» 3 .

Будучи активным субъектом деятельности, человек активно вклю­чается в общественные, межличностные отношения, тем самым занима­ет определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С.Л. Рубинштейн, деятельность приобрета­ет новый специфический аспект, становясь поведением.

Таким образом, поведение - это внешнее проявление деятельнос­ти, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей сре­дой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существую­щим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии явля­ется противоправное, преступное поведение, которое имеет все выше­названные элементы. Однако оно по своей антиобщественной направ­ленности, способам достижения цели существенно отличается от обыч­ного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права. Эта антиобщественная направленность преступного поведения особен­но заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целе-полагания, принятия решения, выбора средств достижения поставлен­ных целей и практической реализации преступного замысла при совер­шении преступлений с различными формами вины.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 8.

2 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.

3 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 8.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие че­ловека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам обществен­ной морали» 1 . Более того, поступком может быть и воздержание субъ­екта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отно­шение к происходящим явлениям.

Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так и свер­нуто в виде мысленных образов. Напротив, внешнюю, предметную, сто­рону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внут­ренней, психической стороны деятельности.

Эти обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой. «Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздейст­вует на внешний мир, - определяется и регулируется внутренней (пси­хической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регулятор-ной... Вся эта внутренняя, психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, про­цессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым» 2 .

Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особеннос­тью которой является ее антиобщественная направленность.

2. Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность. Потребность, приобретшая побуди­тельную силу, направляющую деятельность, становится ее моти­вом. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым моти­вом» 3 . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений, к ко­торой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс це-

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 9.

2 Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд М., 1986. С. 105-106.

3 Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 102.

леобразования может иметь различные временные интервалы, завер­шаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего ре­зультата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.

Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам де­ятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относи­тельно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкрет­ных целей.

Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний. Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности не­редко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоци­ровать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свиде­тельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

3. Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Под действием в психологии понимается относительно закончен­ный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкрет­ной (частной) цели.

В основе действия лежат побуждения в виде различных потребнос­тей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только по­является цель. Поэтому в мотивах отражаются побуждения индивида.

Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С.Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин - «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение 1 .

По тому, как человек управляет своими действиями, как"контроли-рует их, можно выделить следующие действия.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. На­умова. М., 1996. С. 53, 64.

Инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.

Рефлекторные, или действия-реакции. Они совершаются рефлек-торно. Такие действия также не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизволь­ное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.

Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридичес­кой психологии.

Импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбужде­ния. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия. Подобное аффективное действие (действия) - разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вы­зывающим» 1 . Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направ­ленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (см. ст. 107, ИЗ УК РФ).

Волевые действия. В отличие от описанных выше волевые дейст­вия четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправлен­ны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятие решения. Прогнозируются (предвидятся) результаты, кото­рые должны или могут наступить после их выполнения. По ходу их со­вершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.

И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определен­ных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основ­ное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.

4. Действия человека складываются из совокупности движений, каждое из которых представляет собой единицу анализа психики 2 .

Движения, как и действия, развертываются во времени и в про­странстве. Поэтому они поддаются измерениям, имеют разные динами-

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 18

2 См.: Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М,

ческие характеристики по скорости, силе, темпу, ритму, координации, точности, пластичности и т.д.

В психологии движения подразделяются на непроизвольные и про­извольные. С помощью последних совершаются волевые действия с прямым или косвенным умыслом.

Основными видами движений являются: движения, связанные с из­менением позы тела; движения связанные с передвижением (походка, осанка и пр.); выразительные движения лица, тела (мимика, пантоми­мика); семантические (смысловые) движения в виде жестов и т.п.; речь как моторная функция в ее динамике (ритмика, интонация, артикуля­ция и т.д.); рабочие движения, необходимые в различных видах трудо­вой деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Некоторые действия под влиянием упражнений приобретают авто­матизированный характер в виде динамического стереотипа (по И.П. Павлову), становятся устойчивым навыком. Юристу в своей про­фессиональной деятельности необходимо обращать внимание на те или иные действия (движения) лиц, с которыми ему приходится вступать в общение, на их навыки поведения.

Движения соединяют человека с предметным миром, с различными жизненными ситуациями, которые наполнены динамическими процес­сами. Вот почему, если в целях познания истины по делу нужно, чтобы допрашиваемый вспомнил какие-то важные обстоятельства, его просят подробно (по существу, разложив на отдельные действия, движения) рассказать, как он, например, шел, куда свернул, сколько сделал при­мерно шагов в сторону и т.д. Причем иногда, чтобы активизировать мне-мические процессы, допрашиваемому предлагается воспроизвести пос­ледовательность своих действий не только в прямой последовательнос­ти, но и в хронологически обратном порядке.

Расчленение действий на отдельные движения может происходить и во время следственного эксперимента, когда следователь предлагает, к примеру, подозреваемому в умышленном убийстве, объясняющему случившееся своим неосторожным обращением с оружием, пока­зать - движение за движением, - как тот обращался с оружием, каким образом мог «случайно» задеть за спусковой крючок и произвес­ти выстрел.

В подобных случаях подозреваемый по инициативе следователя со­вершает этот своеобразный, скрытый от поверхностного взгляда, пере­ход от образов-действий к демонстрации «живых движений» в виде чисто механических действий с сопутствующими этим действиям мне-мическими процессами, эмоционально-волевыми проявлениями и т.п., т.е. происходит то, что называется процессом экстериоризации.

Таковы наиболее общие слагаемые любой деятельности человека, которые также можно увидеть и при анализе противоправной деятель­ности, преступного поведения, преступных действий. Поэтому перей­дем к их более подробному рассмотрению.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло