Гигиена нервной системы детей. Режим дня

Значение состояния нервной системы для нормальной деятельности организма. Нервная система человека функционирует непрерывно днем и ночью. Согласованная работа систем органов осуществляется под постоянным влиянием нервной системы. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга.
Сложные нервные процессы, происходящие в головном мозге человека, это основа ее сознательной деятельности, которая проявляется во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, обучения в школе и других учебных заведениях - связана с проявлениями высшей нервной деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложными мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается в основном в его центральной нервной системе.
Нормальная деятельность организма во многом зависит от состояния центральной нервной системы и особенно головного мозга. Вот почему переутомление центральной нервной "системы обуславливает к расстройству ряда жизненных функций организма, приводит к резкому уменьшению или даже потере трудоспособности.
Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной степени задерживается процессами торможения, постоянно происходящих в ней.
Защитная роль торможения. Торможение - это один из защитных приспособлений организма. Оно предотвращает быстрому нарастанию утомления в центральной нервной системе.
Вы уже знаете, что возникновение сильного возбуждения в любом участке центральной нервной системы обуславливает к развитию торможения в других ее участках. Через заторможены участка возбуждения не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.
Но если человек не соблюдает правила гигиены, то торможения в центральной нервной системе может причинить ей и вред. Так, например, некоторые люди во время еды говорят, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов ». Тогда выделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это очень возбуждает процессы пищеварения.
Гигиена физического труда. Физический труд обычно связана с длительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки центральной нервной системы, регулирующие деятельность этих мышц, долго находятся в состоянии возбуждения. Со временем у них начинает развиваться утомление. Чтобы предотвратить чрезмерно быстрому утомлению, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. Во время ее исполнения основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало участвуют в работе, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.
В наши дни в производство широко внедряется механизация и автоматизация трудоемких процессов, что облегчает труд рабочих. В тех отраслях хозяйства, где производство еще полностью не механизирован, большое значение приобретает рационализация труда. В результате рационализации устраняются лишние движения рабочих, устанавливается благоприятный ритм работы различных групп мышц. Такой ритм обеспечивает попеременное возбуждение! и торможения участков мозга, регулирующих работу мышц, в выгодном для нервной системы темпе. Это способствует предотвращению ее переобременяет.
Гигиена умственного труда. Умственный труд связан с деятельностью огромного количества клеток коры, которые участвуют в сложных процессах, которые обусловливают мышления. Длительная умственная работа вызывает нарастание утомления в центральной нервной системе. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственной работе воспаленным участкам центральной нервной системы нужен отдых. Хорошим средством такого отдыха является гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе. Занятия в учебных мастерских, на школьном участке не только готовят нас к будущей работе, но и препятствуют развитию утомления в центральной нервной системе. В тех участках мозга, которые были возбуждены во время уроков в классе, развивается торможение. Такое же значение имеют уроки физкультуры в школе, пятиминутные перерывы для занятий гимнастикой в учреждениях.
Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение для защиты центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

Интересно знать:

Если вы планируете провести

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Физиология и школьная гигиена

1. Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях.


Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим - определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни.

Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условно-рефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами.

Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче.

Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условно-рефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов.

Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка - все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда - вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

2. Гигиена зрения. Освещение.


Общую глазную заболеваемость, которая у детей и подростков городов выше, чем в сельской местности, принято подразделять на невоспалительные и воспалительные болезни. Распространенность невоспалительных болезней глаз существенно ниже, чем воспалительных. Среди последних наиболее часты конъюнктивиты, болезни век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаз.

К мерам профилактики заболеваний глаз дошкольников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.

В случаях возможного непосредственного воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательно использование специальных защитных очков.

Освещение помещений. Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенности более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеянно. Неравномерное естественное и искусственное освещение отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность детей.

Окраска помещения, мебели и оборудования в светлые теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.

Вместе с тем резкий солнечный свет и длительная инсоляция неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий слепящий солнечный свет снижает эффективность занятий. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света и при отсутствии каких-либо солнцезащитных приспособлений, особенно при чрезмерно увеличенной светонесущей поверхности окон (при применении ленточного остекления) .

Естественное освещение комнат, учебных кабинетов и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент_естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2%.

Коэффициент естественной освещенности - величина постоянная, не меняющаяся от времени года и погоды, он представляет выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) в данное время в помещении к освещенности в то же время на открытом месте вблизи здания при рассеянном свете. Максимальным уровнем естественной освещенности считается 2000лк. Более высокие уровни естественной освещенности неблагоприятно сказываются на зрительных функциях и работоспособности человека

Для классных комнат, кабинетов во всех климатических зонах оптимальной является ориентация окон на восток, юго-восток. В условиях оптимальной ориентации окон помещения достаточно инсолируются, в то же время воздух в них не перегревается. В случаях ориентации окон учебных комнат на запад и юго-запад в помещениях в весенние и осенние месяцы, благодаря глубокому проникновению солнечных лучей и длительной инсоляции, создаются дискомфортыые условия микроклимата и зрительной работы детей. Наблюдается напряжение терморегуляторных процессов, снижение остроты зрения вследствие большой слепимости потока солнечных лучей, резко падает работоспособность. Тем более нежелательна ориентация на запад окон спальных комнат.

3. Гигиеническая организация внешней среды. Участок, здание, помещение. Оборудование. Воздушная среда. Водоснабжение.


Здание размещают на участке с соблюдением установленных разрывов между соседними зданиями с тем, чтобы высокие строения не заслоняли света и не препятствовали инсоляции помещений. Высокие деревья также не должны находиться ближе 10 м от здания, чтобы не загораживать кронами окна. Каждую весну ветки больших деревьев подрезают. Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Допускается устраивать дополнительные светопроемы справа и сзади от учащихся, а также обеспечивать поступление дополнительного верхнего света.

Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Стены учебных помещений и спален окрашивают клеевыми красками светлых теплых тонов, максимально отражающих свет. Более всего (до 80 - 90%) отражают свет поверхности, покрашенные белой, светло-желтой (60%), светло-зеленой (46%) красками. Потолки белятся, а стены окрашиваются светлой краской.

Необходимо обращать внимание на чистоту оконных стекол, так как при запыленных стеклах может задерживаться до 30-40% световых лучей. Не допускается также закрашивать нижние секции окон краской, вешать занавеси и шторы при обычной форме окон, расставлять на подоконниках цветы. Рекомендуется устраивать переносные цветочницы, в которые ставят цветы, однако высота их в этом случае должна быть ограниченной.

Снижение уровней «школьного» шума и неблагоприятного воздействия на детей достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных.

Участок дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6 м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума.

Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты (щели 3-5 см), в притворе дверей двух смежных помещений звукоизоляция снижается на 5-7 дБА

Важное значение в снижении «школьного» шума имеет гигиенически правильное размещение учебных помещений в здании школы, детсада. Вспомогательные помещения располагаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке, т е. за пределами габаритов здания.

Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются размеры учебных помещений, длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты не более 8 м обеспечивает учащимся, обладающим нормальной остротой зрения и слуха, но сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различие написанного на доске.

Гигиеническое значение воздушной среды в помещении. Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков.

Пребывание детей в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний. Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых и аэрируемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшаются его физико-химические свойства. Для организма человека небезразлично содержание в воздухе положительных и отрицательных ионов. В атмосферном воздухе количество положительных и отрицательных ионов почти одинаково, легкие ионы значительно преобладают над тяжелыми.

Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и отрицательные ионы, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается. Начинают преобладать положительные и тяжелые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека.

В школах перед уроками в 1 см3 воздуха содержится около 467 легких и 10 тыс. тяжелых ионов, а в конце учебного дня количество первых снижается до 220, а вторых увеличивается до 24 тыс.

Благотворное физиологическое действие отрицательных аэроионов явилось основанием к применению искусственной ионизации воздуха закрытых помещении детских учреждении, спортивных залов. Сеансы непродолжительного (10 мин) пребывания в помещении, где в 1 см3 воздуха содержится 450-500 тыс. легких ионов, продуцируемых специальным азроионизатором, не только положительно сказываются на работоспособности, но и оказывают закаливающее влияние.

Параллельно с ухудшением ионного состава, повышением температуры и влажности воздуха в классных помещениях увеличивается концентрация углекислоты, скапливаются аммиак и различные органические вещества. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в помещениях со сниженной высотой, влечет за собой существенное ухудшение работоспособности кле ток коры головного мозга человека.

От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание. Количество колоний микроорганизмов в 1 м3 воздуха в таких условиях к концу занятий возрастает в 6-7 раз, вместе с безвредной микрофлорой в нем содержится и патогенная.

При высоте помещений в 3,5 м требуется не менее 1,43 м2 на одного учащегося. Снижение высоты учебных и жилых помещений требует увеличения площади на одного учащегося. При высоте помещения 3 м на одного учащегося необходимо минимум 1,7 м2, а при высоте 2,5 м - 2,2 м2.

Поскольку при физических занятиях количество выделяемой детьми углекислоты возрастает в 2-3 раза, необходимый объем воздуха, который нужно обеспечить в физкультурном зале, соответственно возрастает до 10-15 м3. Соответственно увеличивается и площадь на одного учащегося.

Физиологическая потребность детей в чистом воздухе обеспечивается устройством системы центральной вытяжной вентиляции и форточек или фрамуг. Поступление воздуха в помещение и его смена происходят и естественным путем. Обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в рамах окон, в дверях благодаря разности температур и давления внутри помещения и снаружи. Однако обмен этот ограничен и недостаточен.

Устройство приточно-вытяжной искусственной вентиляции в детских учреждениях не оправдало себя. Поэтому получило распространение устройство центральной вытяжной вентиляции с широкой аэрацией - притоком атмосферного воздуха.

Открывающаяся часть окон (фрамуги, форточки) в каждом помещений по своей общей площади должна составлять не менее 1.50 (лучше 1.30) площади пола. Более целесообразны для проветривания фрамуги, так как площадь их больше и наружный воздух поступает через них вверх, что обеспечивает эффективный воздухообмен в помещении. Сквозное проветривание эффективнее обычного в 5-10 раз. При сквозном проветривании резко уменьшается и содержание микроорганизмов в воздухе помещений.

Действующими нормами и правилами предусматривается естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч. Предполагается, что остальной объем воздуха удаляется через рекреационные помещения с последующей вытяжкой.

Температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении характеризуют его микроклимат. Значение оптимального микроклимата на состояние здоровья и работоспособности детей и воспитателей не меньше, чем других параметров санитарного состояния и содержания помещении дошкольного учреждения.

В связи с повышением температуры наружного воздуха и воздуха в помещении у детей замечено снижение работоспособности. В разные сезоны года у детей отмечаются своеобразные изменения внимания, памяти. Зависимость между колебаниями температуры наружного воздуха и работоспособностью детей отчасти послужила основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года. Наилучшим временем для учебных занятий считается осень и зима.

Водоснабжение и водопользование. Качество воды водоисточников для детских учреждений подвергается систематической проверке санэпидслужбой. Выявляется, насколько вода соответствует требованиям действующего ГОСТа. Вода, пригодная для употребления (питья, приготовления пищи и т. д.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов (возбудителей заразных болезней) и ядовитых примесей.

Расход воды на одно место установлен в школах - 20 л, в дошкольных учреждениях - 150-200 л.

Количество фонтанчиков в рекреационных помещениях устанавливается из расчета один фонтанчик в каждой рекреации. Конструкция этих устройств должна быть прочной, легкодоступной для пользования и не опасной в отношении травм.

Во всех случаях, когда фонтанчики отсутствуют или бездействуют, для питья должна быть заготовлена кипяченая вода. Хранить ее допускается в специальных эмалированных бачках. Крышки бачков плотно закрывают, запирают на замок и сверху покрывают чехлом из белой материи. После окончания занятий ежедневно остатки воды выливают, бачок промывают, ополаскивают горячей водой и в опрокинутом положении оставляют для просушки до утра следующего дня. Оставление воды в бачках от предыдущего дня запрещено.

Пользование для питья общей кружкой также запрещено, ибо представляет опасность в эпидемиологическом отношении. По этой причине около бачков ставят ящик с двумя отделениями или два подноса соответственно для чистых и использованных стаканов.

Возможно питьевую воду на столах в столовой хранить в графинах, которые также ежедневно ополаскиваются. В бачки и графины остуженную воду наливают непосредственно из кипятильника.

К обеспечению детей питьевой водой требуется подходить чрезвычайно строго, особенно при наличии шахтного колодца и доставки воды в учреждение ведрами.

4. Санитарно - гигиенические требования к продуктам питания, помещениям пищеблока и посуде. Личная гигиена персонала.


В основе профилактики пищевых отравлений в дошкольном учреждении лежит обеспечение и выполнение основных санитарно-гигиенических требований: доброкачественность продуктов и готовой пищи; соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, а также правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся, чистота помещений кухни и столовой; строгое соблюдение технологии приготовления пищи; достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечающей гигиеническим требованиям, знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой.

Раздача готовых блюд производится в соответствии с выработанными строгими санитарно-гигиеническими требованиями, нарушение которых может повлечь возникновение в дошкольном учреждении массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений. Пищевые отравления могут быть химического или бактериального происхождения. Пищевые отравления могут возникать вследствие употребления ядовитых продуктов: грибов, некоторых пород рыб, сорняков зерновых и т. д. Пищевые отравления бактериального происхождения обусловлены употреблением в пищу инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты).

Все продукты доставляют в столовые дошкольных учреждений в специальной закрытой таре и пускают в производство только после освидетельствования их качества медицинским персоналом.

Строго соблюдаются сроки реализации скоропортящихся продуктов: мясо может храниться в холодильнике при температуре 0° не более 6 суток, а в леднике - 2 суток; сосиски и сардельки мясные, при условии правильного хранения, могут сохраняться не более 72 ч, рыба - 2 суток при хранении в холодильнике и 1 сутки при хранении со льдом, полуфабрикаты (сырые мясные и рыбные котлеты, вареное мясо или рыба) могут сохраняться не более 12 ч, мясной фарш - не более 6 ч (хранение при температуре +6°), заправленные мясные и рыбные салаты и винегреты (при хранении на холоде) подлежат реализации в течение 2 ч с момента изготовления. Полуфабрикаты и скоропортящиеся продукты можно завозить только в размере ежедневного потребления.

Овощи хранятся в специальной овощной кладовой или овощехранилище, при относительной влажности воздуха 85-90% и температуре от +1 до +3°С. Квашеную капусту необходимо хранить под гнетом, утрамбованной и покрытой рассолом при температуре не более +3°С.

Сухие продукты хранятся в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Помещение кладовой должно быть сухим, хорошо проветриваемым. Предусматривается, чтобы нижняя поверхность шкафов, ларей, полок отстояла от пола не менее чем на 15 см.

Медицинские работники, а также воспитатели в своей повседневной работе с детьми большое место отводят воспитанию у них гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи.

Детей приучают мыть руки перед едой, есть и пить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не торопясь, тщательно разжевывать пищу, полоскать рот после приема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмывать перед употреблением сырые овощи и фрукты. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных заболеваний.

5. Выделительная система организма. Строение органов выделения. Нефронструктурная единица почек. Первичная и вторичная моча. Развитие мочевыделительной системы. Нервная и гуморальная регуляция мочевыделительной системы.


Образующиеся в результате обмена веществ продукты распада удаляются из организма с помощью почек. С помощью почек из организма удаляются вредные и ядовитые вещества, некоторые из них, принятые в виде лекарств. В систему мочевых органов входят почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. В почках происходит процесс мочеобразования (диурез).

Из почек моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь, служащий резервуаром для мочи, откуда по мочеиспускательному каналу моча выводится наружу. Почки представляют собой пару бобовидных образований длиной около 10 см, располагающихся в поясничной области по обе стороны от средней линии задней стенки брюшной полости, чуть ниже уровня желудка. Вес почки около 150 г.

Структурной единицей почки является нефрон, в почке находится большое количество нефронов. Нефрон состоит из нескольких частей. Начальным отделом каждого нефрона является капсула Шумлянского-Боумена, внутри которой находятся сосудистые клубочки. Капсула состоит из двух слоев - внутреннего и наружного.

Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной, или конечной, мочи. Первая стадия - фильтрационная, протекающая в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров мальпигиева клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле, кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в мальпигиевых клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). Первичная моча представляет собой плазму крови, не содержащую форменных элементов крови и белка. Вторичной, или конечной, называется моча, выводимая из организма наружу. Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Формирование конечной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам.

Работа почек регулируется нервной системой: почки снабжены волокнами симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы. Центральная нервная система, в частности кора головного мозга, влияет на работу почек нейрогуморальным путем. В нормальных условиях через нервы поступают импульсы, которые изменяют деятельность почек, но одновременно импульсы поступают к гипофизу, вызывая изменение его внутрисекреторной деятельности, что в свою очередь сказывается на работе почек. Влияют на деятельность почек гормоны, которые выделяются железами внутренней секреции в кровь.

Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Мочеиспускание - рефлекторный акт. Центр мочеиспускания находится в крестцовом отделе спинного мозга, на его работу оказывает влияние кора головного мозга и высшие отделы мозга - продолговатый и средний мозг. Человек может задерживать мочеиспускание или вызвать его, даже если он заполнен не полностью.

У детей способность задерживать мочеиспускание вырабатывается постепенно. Непроизвольное мочеиспускание у детей старшего возраста и у взрослых, а также ночное недержание мочи свидетельствуют о заболевании центральной нервной системы.

Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю.

Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

6. Значение и строение кожи. Сосудистые и потоотделительные реакции кожи у детей. Гигиена кожи. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.


Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию, предохраняя организм от вредных воздействий внешней среды (от механических повреждений, проникновения микробов и вредных веществ). Кожа выполняет выделительную функцию: с потом выделяются вода, соли, продукты распада (мочевина и др.), сальные железы выделяют секрет (кожное сало), которым смазываются кожа и волосы. С помощью кожи осуществляется теплоотдача организма в окружающую среду (излучение, проведение тепла) с потом.

Кожа состоит из двух слоев: поверхностного - эпидермиса (надкожица) и глубокого - собственно кожи. Эпидермис многослоен, в его более глубоких слоях клетки способны размножаться - это так называемый ростковый слой эпидермиса. Поверхностные клетки эпидермиса постепенно ороговевают и слущиваются (роговой слой), эпидермис восстанавливается постоянно за счет росткового слоя клеток. Наиболее толстый слой эпидермиса на подошвах и ладонях.

Собственно кожа (или дерма) делится на два слоя: сосочковый и сетчатый. Сосочковый слой образует сосочки, вдающиеся в эпидермис, и определяет рисунок кожи (гребешки и борозды). Рисунок имеет строго индивидуальный характер.

Потовые железы располагаются в глубоком слое дермы и в подкожной клетчатке, имеют трубчатое строение. Выводной проток открывается на поверхности кожи порой.

В коже находится большое количество рецепторов: болевых, температурных (тепловые и холодовые) и тактильных. Кожа усеяна специальными рецепторами, воспринимающими прикосновение и давление (около 500 000), но они распределены неравномерно. Особенно много их на ладонях рук. Температурные колебания воспринимаются двумя видами рецепторов: одни возбуждаются холодом, другие - теплом. Всего их 280 000, из них 30 000 реагируют на тепло, а 250 000 - на холод.

Наиболее чувствительной к колебаниям температуры является кожа живота, а конечности - менее чувствительны к теплу, чем туловище. Открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем прикрытые. Рецепторы, воспринимающие боль, разбросаны по всему телу.

Значение состояния нервной системы для нормальной деятельности организма . Нервная система человека функционирует непрерывно и днем и ночью. Согласованная деятельность систем органов совершается под постоянным воздействием нервных влияний. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга. Сложные нервные процессы, протекающие в головном мозге человека, - это основа его сознательной деятельности, проявляющейся во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, занятия в школе и других учебных заведениях - связана с разнообразными проявлениями высшей нервной деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложнейшими мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается прежде всего в его центральной нервной системе.

Нормальная деятельность организма зависит в большой степени от состояния центральной нервной системы и особенно головного мозга. Вот почему переутомление центральной нервной системы влечет за собой расстройство ряда жизненных функций организма, ведет к резкому уменьшению или даже потере работоспособности.

Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной мере задерживается процессами торможения, постоянно протекающими в ней.

Защитная роль торможения . Торможение - это одно из защитных приспособлений организма. Оно предупреждает быстрое нарастание утомления в центральной нервной системе.

Вы уже знаете, что возникновение сильного возбуждения в каком- либо участке центральной нервной системы влечет за собой развитие торможения в других ее участках. Через заторможенные участки возбуждение не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.

Но если человек не соблюдает правил гигиены, то торможение в центральной нервной системе может принести ему и вред. Например, некоторые люди во время еды разговаривают, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов. Тогда отделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это сильно нарушает процессы пищеварения.

Гигиена физического труда . Физический труд обычно связан с продолжительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки центральной нервной системы, регулирующие деятельность этих мышц, подолгу находятся в состоянии возбуждения. С течением времени в них начинает развиваться утомление. Чтобы избежать чрезмерно быстрого утомления, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. При ее выполнении основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало участвуют в труде, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.

В наши дни в производство широко внедряются механизация и автоматизация трудоемких процессов, что облегчает труд рабочих. В тех отраслях хозяйства, где производство еще полностью не механизировано, большое значение приобретает рационализация труда. В результате рационализации устраняются лишние движения рабочих, устанавливается наиболее благоприятный ритм работы разных групп мышц. Такой ритм обеспечивает попеременное возбуждение и торможение участков мозга, регулирующих работу мышц, в наиболее выгодном для нервной системы темпе. Это способствует предупреждению ее перегрузки.

Гигиена умственного труда . Умственный труд связан с деятельностью огромного количества нейронов коры, которые участвуют в сложнейших процессах, обусловливающих мышление. Продолжительная умственная работа вызывает нарастание утомления в центральной нервной системе. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственном труде возбужденным участкам центральной нервной системы необходим отдых. Хорошим средством такого отдыха служит гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе. Занятия в учебных мастерских, на школьном участке не только готовят вас к будущему труду, но и препятствуют развитию утомления в центральной нервной системе. В тех участках мозга, которые были возбуждены во время уроков в классе, развивается торможение. Такое же значение имеют уроки физкультуры в школе, пятиминутные перерывы для занятий гимнастикой в учреждениях.

Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение в защите центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

Режим дня . Чтобы предотвратить чрезмерно быстрое развитие утомления в центральной нервной системе, важно соблюдать режим дня - точный ежедневный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. В течение дня, чередуя умственный труд с теми или иными видами физического труда и с отдыхом, надо отводить каждому из них раз навсегда установленные часы.

При строгом соблюдении режима дня у человека образуется много различных условных рефлексов на время. Это создает определенный ритм в жизни организма. Человек просыпается ежедневно в одно и то же время. У него начинается условнорефлекторное отделение пищеварительных соков, когда приходит пора завтрака, обеда, ужина. Это, как вы знаете, способствует хорошему перевариванию пищи. Если человек занимается физическим трудом в одни и те же часы, то у него еще до начала работы повышается обмен веществ, сердечная деятельность учащается и усиливается, дыхание становится более глубоким. Весь организм оказывается подготовленным к повышенной нагрузке. Если человек ложится спать каждый вечер в один и тот же час, то он быстро засыпает.

Поэтому у людей, строго соблюдающих распорядок дня, функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов повседневной деятельности к другим. Это предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы.

В режиме дня большое значение имеет правильно организованный отдых. В послеобеденное время очень полезно соблюдать тихий час. Но длительное безделье не дает организму настоящего отдыха. Каждый из вас замечал, что во время прогулки, игры в волейбол, катания на коньках, ходьбы на лыжах, чтения интересной книги вы хорошо отдыхаете. Это активный отдых. Его польза объясняется тем, что на участки коры, где развилось утомление, процессы торможения распространяются скорее тогда, когда возбуждены другие ее участки.

Физиология труда . Вопросы наиболее рациональной организации трудовой деятельности человека стали предметом исследования особой науки - физиологии труда, основанной на знаниях, которые накопила физиология человека. Основы физиологии труда были заложены И. М. Сеченовым. Эта наука разработала ряд мер, предупреждающих перегрузку нервной системы. Рассмотрим некоторые из них.

Различнее посторонние раздражители вызывают торможение условных рефлексов, связанных с трудовой деятельностью. Вот почему производительность труда снижается под действием шумов, чрезмерно сильного света, яркой окраски окружающих предметов, слишком высокой или низкой температуры. Эти воздействия тормозят условные рефлексы, связанные с трудом, способствуют развитию утомления. Поэтому при работе важно избегать каких бы то ни было посторонних раздражителей. На промышленных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях нашей страны создается обстановка, благоприятная для труда. Стены рабочих помещений, классных комнат окрашивают в неяркие тона, источники сильного света загораживают специальной арматурой, ведется борьба с производственными шумами. Проводится борьба с шумами и в населенных пунктах Советского Союза: в черте города Москвы и в других крупных промышленных центрах запрещены автомобильные и паровозные гудки, трамвайные звонки. Расширение и озеленение улиц также играют большую роль в ослаблении городского шума.

Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда, которая играет очень важную роль в создании условий, препятствующих переутомлению нервной системы трудящихся.

Влияние на нервную систему спиртных напитков и курения . Алкоголь и никотин - очень ядовитые вещества. Наиболее сильное действие они оказывают на центральную нервную систему. Распространенное мнение, будто спиртные напитки бодрят человека, повышают его жизнедеятельность, неверно.

В лаборатории И. П. Павлова были проделаны над животными опыты, благодаря которым удалось выяснить, что опьянение нарушает условные рефлексы, ослабляет процессы торможения. Это делает поведение животных беспорядочным и нецелесообразным.

Такое же поведение наблюдается у пьяных людей. Движения их неточны, речь бессвязна и бессмысленна, мыслительные процессы нарушены. Несчастные случаи и крупные аварии на производстве бывают нередко следствием нетрезвого состояния одного из многих сотен рабочих.

Алкоголизм вызывает тяжелые непоправимые поражения центральной нервной системы. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности. В конце концов наступает полная потеря человеческого облика.

Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он настолько ядовит, что впрыскивание в кровь нескольких его капель смертельно для крупных млекопитающих животных. Курильщики отравляют себя постепенно. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на центральную нервную систему. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение нередко становится причиной преждевременной смерти человека из-за спазмов мозговых сосудов.

Чтобы нервная система функционировала нормально, нужно ежедневно заниматься различными видами деятельности - физическим и умственным трудом, строго соблюдать режим дня, правильно сочетать работу с отдыхом, не пить спиртных напитков и не курить.

■ Защитная роль торможения. Режим дня. Рефлексы на время. Активный отдых. Физиология труда.

? 1. Почему однообразие деятельности человека способствует развитию утомления нервной системы? 2. Каковы гигиенические требования к организации физического и умственного труда? 3. Почему смена видов деятельности человека предупреждает быстрое развитие утомления? 4. Какое значение для человека имеет соблюдение режима дня? 5. Как влияют на нервную систему алкоголь и никотин?

▲ Составьте режим дня, основываясь на распорядке жизни дома и на расписании занятий в школе. При этом учтите, что на учебные занятия в школе отводится 5 - 6 ч в день, на приготовление домашних заданий для школы - 2 - 3 ч, что пребывание на свежем воздухе (различные работы, спортивные игры, прогулки) должно длиться не менее 3 ч, а сон - 8 - 9 ч в сутки. Отдайте составленный вами режим дня учителю для проверки и исправления, а затем строго соблюдайте установленный распорядок. Это поможет вам правильно наладить свой труд и отдых, уберечь свою центральную нервную систему от перенапряжения.

Практически все функции нервной системы осуществляются путем взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль, предохраняя нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы четко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определенное время неизбежно приводит к утомлению. Утомление - это временное понижение работоспособности организма, которое связано, прежде всего, с изменениями в центральной нервной системе. Утомление, как правило, сопровождается возникновением чувства усталости. Оно может проявляться даже утром на первом уроке в школе или во время пребывания дома. Причиной утомления может быть плохой ночной сон или однообразие и монотонность выполняемой работы. Первый признак утомления - общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.

Хроническое (длительное) утомление приводит к переутомлению . При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и может спровоцировать возникновение ряда заболеваний: психических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, отдыха и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот факт был доказан русским физиологом И. М. Сеченовым и является одним из ведущих способов эффективного восстановления работоспособности.

Непоправимый вред нервной системе наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, вдыхание токсических веществ. Алкоголь вызывает хроническое угнетение нервной системы. Хотя токсичность этилового спирта несравнимо ниже, чем цианистого калия, человек, употребляя спиртные напитки, получает столько яда, что от отравления страдают все его органы и системы. Продукты неполного окисления этилового спирта попадают в мозг и нарушают деятельность нейронов, вплоть до их гибели. В организме происходят необратимые процессы, которые изменяют личность, приводят к развитию слабоумия.

Попавший в организм алкоголь выводится не сразу, а спустя несколько суток. Поэтому люди, ежедневно употребляющие даже слабоалкогольные напитки, почти не выходят из состояния хронического отравления. Доказано, что систематический прием, например, пива таит в себе опасность развития тяжелого заболевания - пивного алкоголизма . Алкоголизм характеризуется состоянием, при котором человек испытывает непреодолимую тягу к постоянному приему спиртного. Это состояние проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией.

Не менее вредное влияние на нервную систему оказывают токсические вещества и никотин. У подростков они могут вызывать слабость, головную боль, тошноту, потливость, мышечные боли.

Алкоголь, никотин, токсические вещества разрушают не только центральную, но и периферическую нервную систему. Извращается чувствительность тела, ослабевают или вовсе исчезают многие рефлексы. В критических ситуациях может наступить паралич.

Нервная система осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Она регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии со средой. Основным структурным и функциональным элементом нервной системы является нейрон. Нейроны, объединенные между собой синапсами, способны передавать возбуждение от одной клетки к другой. Нейрон может находиться в двух состояниях: покоя и активности. Эти состояния нейрона определяют возможность передачи информации от одной нервной клетки к другой.

Наиболее простым функциональным объединением нейронов является рефлекторная дуга. Она служит основой всех ответных реакций организма на внешние воздействия или изменения его внутреннего состояния. Контроль над работой сердца, внутренних органов и пищеварительных желез осуществляется симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы.

Головной мозг, включая кору больших полушарий, осуществляет оценку поступившей информации. Он формирует управляющие деятельностью организма команды, направленные на решение биологических и социальных задач (постоянство внутренней среды и поведение соответственно).

Таким образом, высшим регуляторным отделом нервной системы является головной мозг. Именно под его контролем осуществляется работа внутренних органов и поведение человека.


Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения, - является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители - свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья ?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло