Как лишить человека физической силы. Движение

Все движения, в которых участвует тело человека, можно подразделить на две большие группы: обыденные движения и структурный дрейф, который, в свою очередь, подразделяется на волнообразные движения и трендовую составляющую.

Обыденные движения , как видно из названия, это все те движения, которые человек выполняет по ходу жизни. Для эквилибротерапии они неинтересны, и вовсе не потому, что необратимы или из них невозможно составить коммутаторы.

Как раз наоборот. В этом нас убеждает простой пример: поднять правую руку вверх (А), потом поднять левую руку вверх (Б), затем опустить правую руку вниз (–А), и, наконец, опустить левую руку вниз (–Б). Все четыре движения составляют коммутатор {А, Б} = АБ (–А) (–Б).

Обыденные движение неинтересны потому, что в течение дня они совершаются сотнями и тысячами, поэтому за многие века эволюции организм человека приспособился к таким хаотическим, по своей сути (в смысле изменения структуры тела), движениям. Иначе говоря, организм человека таков, что обыденные движения существенно не влияют ни на форму, ни на структуру тела.

Структурный дрейф проявляется в том, что внутренняя структура, а также форма тела человека не остаются неизменными, они меняется в соответствии со своими специфическими законами. Итак, структурный дрейф это те едва заметные движения, в результате которых изменяются форма и структура тела.

Термин «дрейф» заимствован из мореплавания. Дрейфом называют пассивное, неуправляемое перемещение корабля под влиянием течений и ветра. Постепенно этот термин стал проникать в другие науки. Например, в космической электродинамике есть понятие «дрейф электронов в магнитных полях».

В термине «дрейф» важно то, что соответствующий процесс, рассматриваемый глобально, имеет детерминированный характер, а локально, т.е. на протяжении малых промежутков времени, этот процесс может быть стохастическим или же он детерминирован такими сложными законами, которые невозможно исследовать. Структурный дрейф в эквилибротерапии имеет именно такой смысл.

Структурный дрейф, подразделяется, как уже отмечалось, на волнообразные движения и трендовую составляющую.

Наконец, едва заметные временные изменения формы тела, тоже относящиеся к волнообразным движениям, наблюдаются у человека, стоящего ровно, без напряжения, с одинаковым упором на обе ноги, сразу после точечного массажа некоторых точек рефлексотерапии («Дмитриевский А.А. Эквилибротерапия. - Нижний Тагил, 1998, ISBN 5 - 74 88 - 0016 - 0»).

Для волнообразных движений характерен возврат в исходное состояние; например, наклон корпуса вбок сначала возникает, а потом исчезает, и впечатление такое, что как будто бы ничего не изменилось.

Ситуация очень напоминает бушующую реку. По реке гуляют волны, и, казалось бы, ничего не меняется, но на самом деле вода в реке течёт в каком-то одном направлении, удаляясь, всё дальше и дальше от истоков.

Трендовая составляющая структурного дрейфа аналогична течению реки. Слово «тренд» произошло от английского trend - тенденция, курс.

Итак, в бесчисленном множестве всевозможных волнообразных движений вызревают систематические, определённым образом направленные, трендовые движения, которые приводят к изменению формы и структуры тела.

Какова природа структурного дрейфа?

Прежде всего, структурный дрейф - неотъемлемое свойство организма человека, причём его особенности определяются, во многом, свойствами жизненной среды.

В связи с этим можно говорить о естественном структурном дрейфе . - Это структурная перестройка организма, которая возникает спонтанно, самопроизвольно, в ходе обыденной жизни человека, при условии, что человек живёт обычной жизнью и, если лечится, то такими способами, которые существенно не влияют на природу этого процесса. К таковым относятся все известные к настоящему времени методы лечения.

Трендовая составляющая естественного структурного дрейфа такова, что со временем состояние человека только ухудшается, и тогда мы говорим, что, увы, человек стареет.

Старость, а также нарушения формы тела (сколиозы, сутулость, болезнь Шойермана-Мау и т.п.) обусловлены трендовой составляющей естественного структурного дрейфа.

Причины неблагоприятной направленности тренда разные, имеются, по крайней мере, два механизма.

Стохастический, энтропийный механизм состоит в следующем: поскольку человеческий организм имеет сложное строение, то любые случайные воздействия на организм, которые неизбежны в обыденной жизни, будут скорее вредными, чем полезными. По этой же причине клубок ниток только ещё сильнее запутается, если его не распутывать, а просто трепать, и кубик Рубика в результате случайных поворотов сам собой едва ли сложится.

Есть также и детерминистический механизм. Разбалансированность тела человека проявляется, в частности, в том, что оно отклоняется от вертикали вправо или влево, вперёд или назад. Начав падать в каком-либо одном направлении, тело будет продолжать падать; само по себе оно выпрямиться не сможет, точно так же как не может сама собой выпрямиться наклонная Невьянская или Пизанская башня.

Если бы мы могли увидеть воочию структурный дрейф, то поразились бы, насколько сильно изменяется структура человеческого тела со временем!

Тем более удивительно, что структурный дрейф не приводит к явным изменениям формы тела; у большинства людей тело выглядит примерно одинаково, что в двадцать, что в сорок, что в шестьдесят лет. Единственное, что бросается в глаза - явные признаки старения, но это считается нормальным процессом, подобным тому, как хлеб черствеет, молоко скисает и т.п. Однако эти процессы несравнимы, это разные, по своей сути, процессы!

Тело человека, в отличие от хлеба или молока, - живая, саморегулирующаяся система. Поэтому если организм человека хорошо отрегулировать, то старость и многие болезни, сопутствующие ей, исчезнут сами собой .

Теперь несколько слов о том, насколько изучены те или иные движения.

Обыденные движения тела человека изучает классическая биомеханика. В настоящее время это довольно хорошо разработанная наука, имеющая богатую экспериментальную базу и надёжную теоретическую основу в классической механике.

То, что структура тела существенно меняется, а форма тела при этом остаётся почти неизменной, привело к тому, что о структурном дрейфе никто даже не задумывался, поэтому структурный дрейф совершенно не изучен.

Более того, изучение во всей полноте структурного дрейфа едва ли возможно, поскольку он описывается очень сложными законами. К счастью, в детальном его изучении нет необходимости. Оказывается, для решения основной задачи эквилибротерапии достаточно изучения тренда.

Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Сама физиология двигательного аппарата того или иного животного может быть генетически понята и объяснена лишь из его поведения, на основе его биологии. Специфические же особенности движений человека обусловлены тем, что его моторика - специфически человеческие движения руки - вырабатывалась в процессе труда, в целесообразных действиях, направленных на предмет и приспособленных к воздействиям на него посредством орудий. Труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внёс в моторику человека коренные качественные изменения. В труде при пользовании орудиями человеческая рука должна быть включена в систему движений, которые определяются функциями и закономерностью движения орудия. «Производственная логика» движений, идущая от предметов, подчиняет себе и преобразует естественную «логику» движений, идущую от моторных функций организма, от естественной игры мышц. Орудия являются не только продолжением, удлинением или дополнением естественных органов человека, в процессе действия орудиями изменяются сами закономерности, которым подчиняются движения. Когда человек работает, пользуясь орудиями, он не просто включает дополнительное средство в систему движений своих органов; он в известной мере включает движения своих органов, своей руки в систему движений орудия. Первоначальная детерминированность естественными природными взаимоотношениями собственного тела и окружающих вещей преобразуется в сложную зависимость, опосредованную взаимоотношениями предметов, на которые направляется деятельность. Органическое движение превращается в Предметно организованное движение . Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических процессов - восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения его результатов и т. д. - и зависимой составной частью направленного на предмет и им обусловленного действия.

Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия. Изучение движений человека, выходящее за пределы чистой физиологии двигательного аппарата, должно быть поэтому в основном изучением двигательного, моторного аспекта действия и деятельности, как системы действий. По мере того как деятельность усложняется, направляясь на всё более отдалённые опосредованные, идеальные цели, организация движений принимает более сложные формы. Непосредственно Предметная организация движения Переходит к организации опосредованной, которую можно было бы назвать семантической, поскольку она опосредована смысловым содержанием действия.

Таким образом, движения человека являются собственно способом осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Поэтому характер или содержание этой последней определяет движение.

Различают движения Непроизвольные И Произвольные .

Вопрос о принципах такой классификации движений - на произвольные и непроизвольные - был подвергнут углублённому анализу И. М Сеченовым. Сеченов указал, во-первых, на то, что «старый принцип, анатомический, согласно которому произвольными, подчинёнными воле являются те движения, которые осуществляются рубчатыми мышцами, и не произвольными, не подчиняющимися воле - осуществляемые гладкими мышцами, - не годен», так как «сердце построено, например, из рубчатых волокон и не подчинено воле, мышца, выгоняющая мочу из мочевого пузыря, относится к разряду гладких, а между тем подчиняется ей». [И. М. Сеченов, Избранные труды, М. 1935, стр. 277.] Отвергнув ещё другой возможный принцип, Сеченов останавливается на третьем, который формулирует так: «Воле могут подчиняться только такие движения, которые сопровождаются какими-нибудь ясными признаками для сознания». В пояснение и подтверждение этого принципа Сеченов пишет: «С этой точки зрения движение рук, ног, туловища, головы, рта, глаз и пр., как акты, сопровождающиеся для сознания ясными ощущениями (смесь кожных с мышечными), притом как движения, доступные видению, могут подчиняться воле. С этой же точки зрения может быть объяснена подчинённость ей мочевого пузыря, различные состояния которого отражаются в сознании ясными ощущениями; далее - подчинённость воле голосовых связок, так как их состояниям соответствуют различные характеры голосовых звуков и пр., - одним словом, все движения, недоступные непосредственному наблюдению через органы чувств, но сопровождающиеся косвенно ясными ощущениями». [Там же, стр. 278.] Сеченов приходит к тому выводу, что этот принцип подтверждается, и принимает его. Но не останавливаясь на этом, Сеченов задаётся ещё вопросом о том, как формируется произвольное действие. Он при этом обращает внимание на тот «крупный факт», что «число произвольных движений, производимых человеком руками, ногами, головой и туловищем в действительности, сравнительно с числом возможных движений, определяемых анатомическим устройством скелета и его мышц, представляется до чрезвычайности ограниченным». Объяснение этому факту Сеченов находит в том, что в качестве произвольных движений выделяются те, упражнение в которых оказывается необходимым в силу условий жизни. Об этом свидетельствует весь процесс выработки произвольных движений у ребёнка.

Свой физиологический анализ произвольных движений И. М. Сеченов резюмирует в следующих положениях:

«1. Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как все комбинированные движения, заучиваемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и пр., становятся подчинёнными воле уже после того, как они заучены.

2. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот (крайний случай - полное безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не даёт условий для упражнения).

3. Но власть её во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления или ослабления движения; само же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реально повторением того, что делалось уже тысячи раз в детстве, когда о вмешательстве воли в акт не может быть и речи». [Там же, стр. 283.]

Основными свойствами Движений являются: 1) скорость (быстрота прохождения траекторий); 2) сила; 3) темп (количество движений за определённый промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4) ритм (временной, пространственный и силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость. [Мы придерживаемся здесь в основном, вводя в частности понятие меткости и ловкости, классификации психомоторных функций А. А. Толчинского, который выделяет следующие шесть основных свойств: 1) меткость, 2) ловкость, 3) координация движений, 4) ритмичность, 5) скорость и 6) сила («Номенклатура и терминология психомоторных функций»). Меткость и ловкость, выдвигаемые А. А. Толчинским на передний план, имеют действительно большое значение в важнейших рабочих движениях.]

Характер движений обусловлен, с одной стороны, Объектами , на которые направлены действия, в состав которых они входят, в частности пространственным расположением объектов, их формой, величиной и прочими их свойствами (тяжестью, хрупкостью и т. д.), с другой - Установками субъекта , в частности установками на Точность . На Быстроту . Во временной организации движений часто проявляется тенденция к их ритмизации, которая содействует и Автоматизации И - при правильной ритмизации - облегчает движения.

Достаточно перейти от абстрактного анализа движения вообще хотя бы к самому беглому обзору основных видов движений, чтобы убедиться, что моторика неразрывно сплетена со всей психической жизнью человека, тысячью нитей с ней связана.

Основными видами движения являются:

1) Движения позы - движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путём активной тонической напряжённости мышц. 2) «Локомоции» - движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере некоторые его черты. 3) Выразительные движения Лица и всего тела (Мимика И Пантомимика ), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряжённую игру. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа в выше установленном смысле слова. 4) Перерастающие непосредственные выразительные движения Семантические движения , - носители определённого значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т. п. Здесь жест, движение, в котором отложилась и запечатлелась подлинная история, выступает как опосредованный историческими условиями своего возникновения носитель и выразитель определённого, очень обобщённого, смыслового содержания. В этих движениях связь движений с наиболее сложными и высшими проявлениями психической, душевной жизни человека выступает особенно отчётливо и демонстративно. 5) Речь Как моторная функция в её динамическом аспекте, который является и носителем и в конечном счёте также компонентом её семантики. Динамическая сторона речи, её ритмика, интонационная игра, голосовые подчёркивания, ударения, усиления, отражая чувства и мысли говорящего, играют часто недооцениваемую роль в том воздействии, которое речь оказывает на слушателя. 6) Рабочие движения , различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности, включая сюда и особо тонкие и совершенные, виртуозные движения - пианиста, скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекает трудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенное значение для эффективности трудовой деятельности - не только для максимальной экономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшей затратой сил, но и для наиболее совершенной, чёткой реализации замысла, плана. В качестве частного, но существенного для современного культурного человека вида рабочих движений можно выделить движения пишущей руки.

Изучение движений вовсе выпало из сферы традиционной сугубо созерцательной идеалистической психологии. Для многих стало само собой разумеющимся, что движения лежат вне сферы психологии, ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний. В действительности движения, произвольные движения человека, которыми он обычно осуществляет те или иные свои действия, не могут остаться вне поля зрения психологии. Они некоторыми своими сторонами и компонентами необходимо открываются для психологии в силу самой своей природы. Решающее значение при этом имеют два положения.

1. Движение не только эффекторное, а афферентно-эффекторное образование. Оно не продукт одних лишь эффекторных двигательных импульсов, оно непрерывно управляется афферентными сенсорными сигналами, которые определяются задачей, у человека так или иначе психологически представленной. Действие является, таким образом, сенсомоторным единством, в котором к тому же между сенсорикой и моторикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единства, которое было бы только моторным образованием, не включающим сенсорных компонентов. При этом действие человека афферентируется не элементарными сенсорными сигналами, а гнозисом, сложным познавательным синтезом.

2. Движение, так называемое произвольное движение человека, осуществляет в конце концов не орган сам по себе, а человек, и результатом его является не только функциональное изменение состояния органа, а тот или иной предметный результат, произведённое в результате движения изменение жизненной ситуации, решение той или иной задачи, которое не может не вызвать того или иного личностного отношения. Поэтому движение, посредством которого у человека обычно осуществляется то или иное действие, связано с личностными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера. Поэтому изучение двигательной сферы неизбежно должно быть предметом психофизиологического, а не только физиологического исследования. Это, конечно, не исключает, а предполагает изучение анатомо-физиологических механизмов движения.

Учение об анатомо-физиологических механизмах движения получило в последнее время углублённую разработку в работах советских авторов (П. К. Анохин, Э. А. Астратян, Н. А. Бернштейн). Эти работы, посвящённые процессу перестройки нервных импульсов и образованию функциональных систем, показали, что всякий моторный акт является результатом не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками. В построении действий этих функциональных систем центр и периферия взаимодействуют так, что выполнение моторного акта в значительной мере зависит от афферентации, которая коррегирует и уточняет нервный импульс, сам по себе ещё не определяющий однозначно моторного акта. Благодаря этому воздействию афферентации моторный акт может пластично приспособляться к изменяющимся внешним условиям.

Учение о построении движений, разработанное Н. А. Бернштейном, исходит из того факта, что конечный результат активности мышц (или мышечной группы) определяется не только её возбуждением, но также и действием других факторов, независимых от нервных импульсов, посылаемых из эффекторных центров. Биомеханически эти факторы, определяющие реально происходящее движение, выступают двояко: 1) в форме внешних сил (например величина поднимаемой тяжести, сопротивление отталкиваемого предмета и т. п.) и 2) в форме реактивных сил (например сила отдачи при действии мышечной силы, приложенной к одному из звеньев конечности, в других её звеньях). Следовательно, для достижения определённого двигательного результата необходимо, чтобы посылаемые в каждый данный момент эффекторные нервные импульсы корректировались в соответствии с изменением этих динамических факторов.

Н. А. Бернштейн убедительно показал, что в силу самого устройства двигательного прибора человека, обладающего большим числом степеней свободы, управление им посредством одних лишь эффекторных импульсов в силу уже чисто механических условий принципиально невозможно. Осуществление движений в этих условиях требует Управления Движением, необходимого в этих целях.

Корректирование эффекторных импульсов возможно лишь благодаря, с одной стороны, непрерывно поступающей в ходе осуществления движения сенсорной сигнализации, а с другой стороны, благодаря наличию специальных центральных механизмов, имеющих определённую анатомическую локализацию, которые как бы перешифровывают эффекторные импульсы на основе сложной переработки сигналов, поступающих с периферии. Эта переработка состоит в том, что сигналы, идущие от различных точек тела и от различных сенсорных органов (зрение, осязание, суставно-мышечное ощущение и др.), объединяются, синтезируются в единой системе пространственных координат и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и прошлого опыта. Эти сенсорные синтезы (координации) и делают движения Предметными , адаптированными к объективной предметности мира.

В своих исследованиях Н. А. Бернштейн исходит из того положения, что всякое координированное движение является ответом на возникшую задачу, характеризующуюся определённым смысловым Содержанием . Именно содержание двигательной задачи, а не сами по себе внешние свойства движения определяют как основную ведущую систему, управляющую сенсорной координацией (афферентационная система), так тем самым и соответствующую эффекторную систему. Существенные отличия функций одних афферентационных и эффекторных центральных аппаратов от других состоят прежде всего в том, что они реализуют двигательные задачи, имеющие разное содержание.

Соответственно различным по своему содержанию типам двигательных задач выделяются и различные неврологические «уровни построения движения», отличающиеся друг от друга по их ведущей афферентации. В числе выделяемых уровней построения движения Н. А. Бернштейн описывает следующие (мы приводим лишь наиболее важные из них).

Уровень синергий. У человека, по Н. А. Бернштейну, он локализуется в системе зрительного бугра (центр сенсорного синтеза) и паллидума (эффекторный центр). Этот уровень является ведущим для мимических, пластических и т. п. движений, которые афферентируются проприоцептивной чувствительностью. Он отвечает, следовательно, задачам, содержание которых не выходит за пределы управления положением собственного тела и его конечностей (например движения при так называемой вольной гимнастике). Как и другие уровни, этот уровень участвует в осуществлении движений более высоких уровней, в которые он входит в качестве их «фоновой» составляющей.

Уровень пространственного поля. Этот уровень локализуется в сенсорных центрах коры и в стриатуме, или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевых переместительных движений (направленные ходьба и бег, прыжки, броски, удары и т. п.). Координация движения осуществляется на этом уровне на основе синтеза ощущений, отражающих пространство в оценках его протяжённости.

Уровень предметных действий. Он локализуется в коре полушарий головного мозга и особенно тесно связан с её левой нижнетеменной областью. [Кора является, надо думать, высшей контрольной инстанцией для всех движений человека, но в различных движениях механизмы разных уровней включаются по-разному, с различным удельным весом.] Он осуществляет смысловые предметные действия, типическими представителями которых являются трудовые процессы и вообще процессы, ведущие к активному преднамеренному изменению предметов. На этом уровне протекает также и построение (координация) собственно двигательной стороны устной и письменной речи.

Кроме уровня предметного действия, существуют ещё более высокие уровни построения движения, например уровень, осуществляющий смысловую координацию устной речи и письма.

Не подлежит сомнению, что своё совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются. Исследования движений в процессе их восстановления у раненых бойцов с поражением периферического двигательного аппарата, проведённое лабораторией Государственного института психологии на базе восстановительного госпиталя, отчётливо показало, что с изменением задачи, разрешаемой движением, изменяются как объём движения (исследования П. Я. Гальперина и Т. О. Гиневской), так и его координация (исследования А. Г. Комм и В. С. Мерлина). Так, движение - подъём руки на определённую высоту, - невозможное для больного, когда ему предлагалось поднять руку до такой то точки, оказывалось возможным, как только ему предлагалось взять предмет, находящийся на этой же самой высоте. Таким образом, с изменением задачи, разрешаемой движением, и в связи с этим его мотивации, составляющей его внутреннее психологическое содержание, изменяются также неврологические механизмы движения - в частности характер афферентации, управляющей движением. Эти факты говорят против пропитанных вульгарным дуализмом традиционных представлений, согласно которым психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движением, а движение рассматривается как чисто физическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено. Вместе с тем в действительности этот психофизический контекст оказывается, как свидетельствуют факты, определяющим для физиологической природы движения; это последнее выступает, таким образом, как подлинное психофизическое единство.

Тем самым открываются перспективы и пути для подлинного Психофизического Исследования, которое не сводится просто к внешнему суммированию или накладыванию друг на друга внутренне не связанных психологических и физиологических данных, а соотносит их в Едином Контексте.

Выше приведённые и другие факты, установленные исследованием движений в процессе их восстановления (под руководством А. Н. Леонтьева), ставят и практические проблемы, относящиеся не только к восстановлению движений у раненых, но и к процессу обучения в нормальных условиях. В частности, поскольку изменение задачи, которая ставится перед движением, влечёт за собой изменение его механизмов и его возможностей, включение движения, которым подлежит овладеть, в разные задачи (обучения, в одном случае, движению, в другом - действию, внешне совпадающему с тем же движением, и т. д.) может стать мощным Методом обучения Или по крайней мере Общим принципом Его. К. С. Станиславский поставил эту проблему применительно к культуре движений в подготовке актёра. Обобщая свой сценический опыт, он считал, что лишь «живая задача и подлинное действие», втягивая в работу саму природу, умеет в полной мере «управлять нашими мышцами, правильно напрягать или ослаблять их».

Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и исторического развития высшие формы моторики проходят и в онтогенезе у индивида значительный путь развития.

Локомоторные функции развиваются у ребёнка, как известно, к концу первого, к началу второго года, когда вступает в строй система стриатума; в возрасте 1-2 лет наблюдается ещё неуклюжесть и неустойчивость движений - не только локомоционных, связанных с передвижением, но и всех вообще. Это обусловлено главным образом недостаточным развитием высшей тонической деятельности, регуляции тонуса.

Развитие способности к передвижению знаменует важный этап в общем развитии ребёнка. Практически овладевая пространством в процессе передвижения ребёнок впервые познаёт выходящее за пределы хватательных движений руки далёкое пространство Помимо того, способность к самостоятельному передвижению приводит ребёнка в непосредственный контакт с значительно более широким кругом окружающих его предметов, вносит существенные изменения во взаимоотношения его с окружающими людьми и является важным фактором общего умственного развития ребёнка.

Движения руки уже на первом году жизни ребёнка проходят сложный путь развития; в нём можно выделить несколько уровней. [Ф. Н. Шемякин, Развитие руки на первом году жизни ребёнка. «Учёные записки Государственного научно-исслед. института психологии», т. II, М. 1941, стр. 299-321.]

В развитии хватательных движений руки решающим, переломным пунктом для развития моторики является возникновение у ребёнка первых предметных действий. Для таких действий, которые нацелены на определённый предмет, требуется овладение движением, точность его, координация различных двигательных его компонентов; необходимые для такого действия, они в процессе такого действия и вырабатываются. Именно в этих предметных действиях вырабатываются у ребёнка произвольные движения, вместе с тем эти предметные действия являются, как мы видели, первыми интеллектуальными проявлениями ребёнка. Таким образом, в первых предметных действиях ребёнка сплетены узловые линии как умственного, так и моторного развития, образующие в этой узловой точке единство, которое затем раздваивается.

В дошкольном возрасте дети, при всей значительности индивидуальных различий в этом отношении, по большей части отличаются уже большой подвижностью, а некоторые именно в этом возрасте. производят впечатление особой грациозности. Однако точность движений обычно отстаёт от их богатства, непринуждённости и даже грации. Моторика ребёнка приспособлена по преимуществу к свободным проявлениям в играх и т. п., и в них она представляется богатой и совершенной. Но выразительные и изобразительные движения у ребёнка этого возраста много совершенней, чем его рабочие движения. Неутомимость ребёнка в свободных, игровых движениях уступает место довольно лёгкой утомляемости, когда от ребёнка требуются более точные рабочие движения.

Одной из существенных задач дальнейшего моторного развития ребёнка является выработка у него мелких точных движений. Овладение такими движениями составляет одну из задач, которую ребёнок должен разрешить при обучении письму.

В последующие годы у школьника, у подростка, происходит дальнейшее развитие моторного аппарата. Однако у подростков часто наблюдается известная неравномерность, непропорциональность в развитии различных компонентов моторики, проявляющаяся в специфической неуклюжести.

Можно думать, что эта неуклюжесть моторики зависит от незавершённости объединения в единую функциональную систему процессов двигательной координации, осуществляющихся одновременно на разных неврологических уровнях.

В дальнейшем у взрослого человека, включающегося в трудовую деятельность, вырабатываются различные более или менее специализированные движения, если этого требует его профессиональная работа. При выработке рабочих движений практически важно бывает как устранение лишних движений, так и рациональное проведение необходимых.

Сложные произвольные движения, которыми человек осуществляет свои действия, развиваются онтогенетически как процесс овладения - в ходе обучения - определёнными общественно выработанными способами действия, определёнными трудовыми операциями и т. п. Поэтому, как показала работа психологов в дни Великой Отечественной войны, и в процессе восстановления двигательных функций руки после ранения существенную роль играет обучение, которое является при этом не приспособлением органа к дефекту, а его преодолением, восстановлением, так что по аналогии с воспитывающим обучением можно говорить и о восстановительном или восстанавливающем обучении. Оно призвано сыграть существенную роль в восстановлении трудоспособности раненых воинов, лишившихся её в дни Великой Отечественной войны.

Б. Отношение человека к земле

Человек как часть поверхности земли. Созданный из земли и ее составных частей, развившийся в бесконечном ряде поколений одно­го происхождения, в непосредственной связи с землей, человек не может не быть признанным за существо, вполне приуроченное к зем­ле. Отдельный человек строит на земле свой дом и находит в ней свою могилу, народ имеет свою область, всему человечеству принад­лежит земля. Положение, пространство и границы человечества и отдельных народов, -. все определяется поверхностью земли, и уже положение и контуры отдельных ее частей намечают те различия, которые должны когда-нибудь проявиться на тех племенах, которые их населяют. Кроме того, каждый народ получает известное насле­дие от той части земли, которую он населяет. Гренландцу достается снег и лед, австралиец имеет дело с сухим климатом степей, африка­нец - с тропическим зноем, слегка смягченным на высоких горах, но, тем не менее, не дающим достаточно влажности. Наблюдая за на­родами на той почве, где они живут, и описывая их при этом, мы все­гда встречаемся с многочисленными следами их движения по земле. Ни одна область не оказывается для данного народа постоянной, все­гда и постоянно мы в праве задать себе вопрос: каким образом эта об­ласть была занята и как она постепенно расширялась? Ни один на­род в мире не произошел из той земли, на которой живет, как о том гласит мифология; из этого следует, что он должен был странствовать и разрастаться. Он, конечно, не остается также все время на той же земле, напротив того, история учит нас, что существуют народы исчезающие, выселяющиеся, пускающие ветви. И все эти движений оп­ределяет почва своим различным положением и пространственными соотношениями, устройством поверхности, орошением и раститель­ностью; она то поощряет, то задерживает, то ускоряет, то замедля­ет, то соединяет или разъединяете находящиеся в движении массы. И вот, стараясь проникнуть в эти процессы, география невольно тес­но соприкасается с историей, так как ведь и эта наука специально за­нимается движениями человечества; но зато история редко проникает своим взором до самой почвы, арены движения народов, между тем как географ всегда обращает внимание на просвечивающуюся при всех движениях почву.

Третьей группой явлений оказываются воздействия природы на тело и дух отдельных людей, а вслед за этим - и целых народов. Ча­ще всего воздействия на тело сводятся к действию климата, почвы и ее продуктов растительного и животного царства. <...>

Таким образом, при всяком изучении данного народа мы начина­ем с почвы, на которой он живет и действует, и которая нередко слу­жит родиной уже большого числа поколений; под словом «почва» мы подразумеваем окружающую среду в самом обширном смысле этого слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающе­гося у него в душе, до земли, возделываемой земледельцем, и глыбы камня, венчающей нередко один из красивейших его храмов. Все это и будут те географические элементы, которые являются основанием исследования и определяют его рамки. Затем мы обращаемся к на­родоведению и спрашиваем, во-первых: как построен данный народ, каковы его кости, мышцы, нервы? На это дает нам ответ антрополо­гия. Затем далее мы задаем следующий вопрос: как этот народ разви­вался и воспитывался в продолжение своей исторической деятель­ности? К какой культуре принадлежит он? Что он создает и на что он способен? На это отвечает нам этнография в узком смысле этого сло­ва, а за народы, принадлежащие к высшей культуре, лучше всего го­ворят их литература, искусства и религия.

Тем не менее не следует видеть в этом выдвигании на первое ме­сто географического элемента выражение материалистического воз­зрения на человека и его историю. Народ вовсе не становится менее свободным оттого, что мы изучаем его окруженным всеми естествен­но-историческими условиями. Каждый народ обладает способностя­ми и наклонностями, которые могут оставаться при нем при самых различных условиях; тем не менее ни один народ не ускользает от влияния окружающей среды. <...>

Перемещения народов и историческое движение. Подвижность является существенным свойством жизни народов, которого не ли­шены даже те из них, которые, по-видимому, находятся в покое. Под этим именем мы понимаем не только те передвижения, которые че­ловек в действительности совершает, но также и все его способности и наклонности, телесные и духовные, которые, совершенствуясь все более и более, делают из сообщения между людьми в самом широком смысле этого слова одну из наиболее важных сил культуры. <...>

Эпохи можно различать по характеру и силе исторических дви­жений. Хотя народы находятся в беспрерывном движении, однако и тут можно наблюдать известную периодичность, На низших ступе­нях культуры горизонты еще не обширны, племена занимают тесные пространства, местность проходима лишь постольку, поскольку при­рода сделала ее таковой; с другой стороны, именно на этой ступени развития сдерживающие силы особенно ничтожны, маленькие наро­ды, окруженные большими пустырями, легко разбиваются по ним, и мы можем встретить целый ряд племен, которые совершенно не могут успокоиться. Благодаря расселению их остаются незанятыми огромные пространства, которые захватываются странствующими на­родами. <...>

Торговые сношения предшествуют образованию государств, они прокладывают им пути и раздвигают их будущие границы; яснее всего это доказывается примером молодых, только складывающихся госу­дарств, которые носят название колоний. Начатками огромного го­сударства, Северо-Американских Соединенных Штатов, которое се­годня господствует над всем Новым Светом и бросает свою тень на Старый, была торговля мехами, невольниками, треской, табаком, зо­лотом и т. п. Когда со временем начнут писать историю германских колоний, то окажется, что их зародышами явились фактории гам­бургских и бременских торговых домов по берегам Африки и на ти­хоокеанских островах. <...>

Средства сообщения и товары. Всякое сообщение должно сопро­вождаться затратою сил, благодаря которым на поверхности земли совершаются различные движения. Носителями этих сил оказыва­ются люди, животные, текущая вода, ветер, приливы и многочислен­ные искусственные приспособления, которые утилизируют воздух, водяные пары и другие газообразные тела или электричество для нужд передвижения. Все это и называется средствами сообщения или перемещения. Сами люди как орудия перемещения могут сильно различаться друг от друга, и разные народы в этом отношении нис­колько не похожи друг на друга. Пока существует история, мы по­всюду встречаемся в ней с народами активными, поддерживающими сообщение со своими соседями, и с народами пассивными в этом от­ношении. Многие народы, живя среди огромных естественных бо­гатств, скрытых в земле, никогда ими не пользовались. Народы мож­но разделить вообще на две группы: одни противодействуют между­народным сношениям, другие их поддерживают. <...>



Если мы далее спросим, какое же отношение география имеет к тому, что разносится и перевозится благодаря сообщению, как она, стало быть, влияет на груз и товары, то окажется, что и они приуро­чены по большей части к определенным областям и странам, из кото­рых они вывозятся в другие. <...>

Человек и пространство. При развитии человечества стремление его захватывать и удерживать за собой больше пространства ока­зывается одной из самых важных исторических сил; это стремление становится все сильнее и определеннее и, начавшись еще в доистори­ческие времена, может быть прослежено по всей истории и особенно заметно у современных нам народов. При этом мы только замечаем повторение того, что уже десятки тысяч раз наблюдалось в царстве растений и животных. Вопрос о пространстве, который, как мы уже видели, имеет существеннейшее значение при всяком развитии жиз­ни, остается в полной силе и в той главе истории жизни на земле, над которою надписано слово «человек». Пространство, нужное для жизни и для прокормления, его захват, и удержайие за собой, выми­рание в тесном, усиление в обширном районе - вот основные факто­ры биогеографии и, вместе с тем, истории народов. В общем, про­странства, годного для заселения людьми, как и всего вообще живо­го, имеется: 84 млн кв. км - в Старом Свете, 38 - в Новом и 9 - в Австралии. Насколько важны для человека море и вода вообще в экономическом отношении, как средства сообщения и переселения, мы разобрали уже в тех отделах нашей книги, где говорилось о жиз­ни в воде и особенно в море... Значит, только земля в узком смысле этого слова, иначе суша, может служить человеку местом обитания. Впрочем, климатические условия делают часть этой суши также негод­ной для житья, и вот мы, в конце концов, получаем экумену, заклю­чающую приблизительно 450 млн кв. км обитаемой земли, а 40 млн суши остаются за пределами экумены. Конечно, пространство это несомненно не всегда было одинаковой величины. Значительные из менения климата, имевшие место на больших протяжениях уже во времена существования на земле человека, как это несомненно до-казано, должны были сильно расширять и суживать "размеры экумены. <...>

Все это пространство человек захватил себе исподволь, начиная с малого и строго следуя закону роста занимаемого пространства, ко­торый определяет всю историю его распространения на земле и все экономические и государственные условия его Жизни. <...>

Когда страна становится обширной, ей приходится сталкиваться с соседними странами и вступать с ними в борьбу или же завязывать торговые сношения. Таких удобных соседей в древней Европе не было. Впрочем, государства, получившие в древней истории прозвища «мировых», как-то Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, по сравнению с современными государствами оказываются только посредствен­ными. Обитаемая поверхность Ассирии и Вавилона не превышала 130 000 кв. км, Египта - всего 30 000, а вместе с пустынею - не более 40 000. Могущественная, хотя и недолговечная Ассирия в момент своего наибольшего пространственного расширения занимала об­ласть, не более чем втрое превосходившую площадь Германии; рим­ская держава после смерти Августа охватывала 3,3 млн кв. км, а в III в. от Р. X. она расширилась до 5;3 млн; персидское царство зани­мало в V в. до Р. X. 7 млн, а монгольское государство в XIII в. - 11 000 000; Россия владеет в настоящее время 23, а Великобрита­ния - 31 млн кв. км. <...> \

Подобно тому как и во все исторические эпохи наряду с обшир­ными государствами существовали также и малые, и в настоящее время их сохранилось довольно, притом таких маленьких, что они напоминают нам самые древние периоды образования государств из деревень и городов. Государства эти оказываются либо исторически­ми осколками, которые не были поглощены благодаря той или дру­гой счастливой случайности, как, например, Монако (21,6 кв. км), Сан-Марино (59), Лихтенштейн (159), или же представляют собой членов более крупного целого, оберегающего их; таковы: Бремен (256), Любек (298) и Гамбург (414 кв. км). Эти три города - единственные ныне представители вольных городов, которых в прежнее время по­всюду существовало множество (Новгород, Псков...). <...>

В то время как мелкие государства обыкновенно бывают заселе­ны очень густо, обширные державы отличаются сравнительно более редким населением. Малочисленность народа на большом пространстве свидетельствует о возможности значительного прироста данно­го населения. <...>

Величина политических единиц определяется в каждой части света внешней их формой, устройством поверхности и орошением. В этом случае очень благоприятно образованию крупных государств скопление материков в северном полушарии - в Европе, Азии и Се­верной Америке. Два континентальных государства южного полуша­рия относятся по занимаемому ими пространству к северному как 2 к 7. Как в Европе, так и в Азии тоже повторяется такое же отноше­ние мелких государств, приурочившихся к расчлененной южной и западной стороне, сравнительно с обширной массивной северо-вос­точной стороной. Число государств на северных и южных материках также весьма различно. Если не считать Африки, политическая орга­низация которой еще не закончена, то все-таки число северных госу­дарств более чем вдвое превосходит число южных. Этим не только усиливается политическое могущество северного полушария, но уве­личивается, благодаря взаимной конкуренции государств и народов, также и стремление к прогрессу каждого из них.

Исторические движения во многих случаях являлись поводом к образованию новых качеств у данного народа. Новые условия жиз­ни, обширная территория, а также смешение с туземным населением способствуют этому. Немцы, в старину выселившиеся в качестве ко­лонистов на восток за Инн и Заалу, сильно разнятся от тех, что оста­лись у себя на старой, более тесной земле; англичане сильно отлича­ются от древних англов и саксов, бразильцы перестали быть порту­гальцами, полинезийцы уже более не малайцы. <...>

Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, кода они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, где сумеют укрепиться особые признаки, без которых невозможно выделение их в специаль­ную группу. На отдельных хребтах, в бассейнах рек и т. п., где чело­век часто искал рая и колыбели своего рода, совершенно невозможно было бы понять причин образования, ответвления и выселения от­дельных народов. <...>

Сравнивая плотность населения местности с ее размерами, мы должны приписать большое значение, наряду со степенью культуры и историческим возрастом, также еще и непосредственной ее вели­чине. Маленькие области при равных прочих условиях заселены бы­вают плотнее обширных. <...>

Внеевропейские части света все заселены значительно реже, не­жели Европа, и даже самые большие государства там менее плотно и менее равномерно заселены, чем крупные страны нашего материка.

Движения человека

ни с места!


Идеографический словарь русского языка. - М.: Издательство ЭТС . Баранов О.С. . 1995 .

Смотреть что такое "движения человека" в других словарях:

    ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), совершаемые человеком. Д. ч. делятся на непроизвольные и произв.ольные. Непроизвольные Д. ч. импульсивные или рефлекторные акты, осуществляемые без контроля сознания. Эти движения могут … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДВИЖЕНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОЛЬНЫЕ - (англ. involuntary and voluntary movements) движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей… … Большая психологическая энциклопедия

    ДВИЖЕНИЯ - ДВИЖЕНИЯ. Содержание: Геометрия Д....................452 Кинематика Д...................456 Динамика Д....................461 Двигательные механизмы............465 Методы изучения Д. человека.........471 Патология Д. человека............. 474… … Большая медицинская энциклопедия

    Движения (биол.) - Движения (биологическое) у животных и человека Д. ‒ одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой, в частности перемещение с места на место, захват пищи и др. Д. осуществляются при… …

    Движения - (биологическое) у животных и человека Д. одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой, в частности перемещение с места на место, захват пищи и др. Д. осуществляются при… … Большая советская энциклопедия

    Движения выразительные - внешние проявления психических состояний человека (гл.о. эмоциональных), выражающиеся в мимике (Д.в. лица), пантомимике (Д.в. всего тела), жестах (Д.в. рук), интонации речи (голосовая мимика). Сопровождаются изменениями в работе внутренних… …

    Движения произвольные - деятельность, направленная на осуществление положительного конечного результата или акцептора действия (П.К. Анохин). Краткую и точную характеристику Д.п. дал Р. Гранит: произвольным в произвольном движении является его цель. Д.п.… … Педагогический терминологический словарь

    человека не имам - (иноск.) некому помочь мне Ср. Хочешь ли быть здоровым? Больной отвечал Ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода. Иоанн. 5, 6 7. Ср. 5, 4. См. чающие движения воды. См. купель силоамская … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Человека не имам - Человѣка не имамъ (иноск.) некому помочь мнѣ. Ср. Хочешь ли быть здоровымъ? Больной отвѣчалъ Ему: такъ, Господи, но не имѣю человѣка, который опустилъ бы меня въ купальню, когда возмутится вода. Іоанн. 5, 6 7. Ср. 5, 4. См. Чающие движения воды.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Движения выразительные - внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (Д. в. мышц лица), пантомимике (Д. в. всего тела) и вокальной мимике динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая … Психологический лексикон

Книги

  • , Гайворонский Алексей Иванович, Ничипорук Геннадий Иванович, Гайворонский Иван Васильевич. В учебнике представлены современные сведения о строении органов и систем ор ганов человеческого организма. В каждом разделе изложены общие и частные во просы анатомии человека в объеме учеб… Купить за 2310 грн (только Украина)
  • Анатомия человека. Учебник. В 2-х томах. Том 1. Система органов опоры и движения. Спланхнология. Гриф МО РФ , Гайворонский Алексей Иванович. В учебнике представлены современные сведения о строении органов и систем органов человеческого организма. В каждом разделе изложены общие и частные вопросы анатомии человека в объеме учебной…

Все знают, что регулярное и активное движение помогает бороться с лишними килограммами веса, необходимо оно и для ускорения метаболизма, который положительно действует на работу всех органов. Но в последнее время ученые говорят о том, что для поддержания нормального состояния нервной системы тоже требуется движение. Без регулярного и грамотного движения будут сбои в работе нервной системы. Почему же ученые сделали такой вывод?

Физическая активность – дорога к здоровью
Наверное, каждый замечал, что без движения падает настроение, наступает усталость. Человек чувствует недомогание. Движение – это естественная и каждодневная потребность организма людей. Известно, что недостаток движения замедляет кровообращение, пищеварение и дыхание. Снижается мышечная сила, начинают страдать все остальные функции организма.

Человек, вынужденный по каким-либо причинам двигаться в течение дня очень мало, быстро устает, раздражается. У него возникают часто головные боли, нарушается режим сна, замечается учащенное сердцебиение. При физических нагрузках он испытывает одышку, суставные боли и нарушение работы кишечника.

Мышцы, не испытывающие нагрузок, становятся очень быстро вялыми, уменьшаются в размере, теряя свою эластичность. Это влечет за собой изменения и в других органах, которые лишены необходимой мышечной поддержки.

Недостаток движения – путь к старению
Ученые доказали, что недостаток ежедневных движений ведет к изменениям в организме человека даже на клеточном уровне. Людей, страдающих от гиподинамии и ведущих неправильный образ жизни, впоследствии ждет укорачивание теломеров (концевых участков хромосом).

Именно теломеры несут ответственность за общее старение организма, подверженность и восприимчивость к заболеваниям. Этот процесс, конечно, будет происходить у каждого человека. Но гиподинамия очень быстро ускоряет старение. Проблемы современной жизни неизбежно приводят к гиподинамии, что создает значительную нагрузку на психическое состояние человека.

Нервная система и движение
Каким образом на нервную систему действует движение? Оно снимает нервную напряженность. Головной мозг испытывает раздражение при активной работе мышц. Это положительно действует на активную работу коры мозга и подкорковых образований. Идет усиление абсолютно всех физиологических процессов организма, метаболизм приходит в норму. Человек начинает испытывать чувства легкости и бодрости, появляется и уравновешенность. Кровоснабжение мозга повышается, улучшается работа нервной системы. Но это бывает только при активном снабжении кровью всего организма, что и дает активное движение.

При движении лучше думается
Люди умственного труда должны помнить о том, что напряженная умственная работа должна обязательно сменяться двигательной активностью. Если вы обдумываете решение сложной задачи, то это делать лучше при ходьбе по комнате. Решение придет к вам намного быстрее. При умственном труде требуется мобилизация мышечных усилий, потому что сигналы, идущие от мышц, направлены на активизацию деятельности мозга.

Сколько надо двигаться?
Свою физическую нагрузку можно подсчитать самостоятельно. Увидев результат, поймете, надо ли еще больше двигаться. Здоровый человек для поддержания в норме своей нервной системы (работник умственного труда) должен выполнять до 10 часов физических упражнений в течение недели. Это чуть более часа в день умеренных двигательных упражнений.

Прекрасно действует на нервную систему простая ходьба. Прогулки по парку или просто по улицам города, скандинавская ходьба. Наибольший эффект дают танцы, восточная гимнастика, единоборства. При этих занятиях задействованы все мышцы тела. Не надо стараться ставить какие-то рекорды. Мозгу достаточно регулярных сигналов о работе всех групп ваших мышц.

Не забывайте, что малое число движений в течение дня опасно на клеточном уровне для вашего организма. Мозг должен получать от мышц обратную связь, тогда и работать будет нормально. Двигайтесь ежедневно, тогда нервная система легко справится с любыми нагрузками современного мира.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло