К компонентам здорового образа жизни относится. Гкуз рх "республиканский центр медицинской профилактики"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  1. Обеспечение баланса
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  3. Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры - процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Реализация данного направления обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

  • Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
  • Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
  • Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ.А.А.УГАРОВА (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

«Характеристика основных компонентов здорового образа жизни»

Выполнила:

Студентка 1 курса, гр. Э-15-2д

Бондаренко Е. В.

Проверил:

Марков А.А.

г.Старый Оскол,2016

Введение

Глава 2. Основные элементы здорового образа жизни и их характеристика

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

Охрана собственного здоровья Ї это непосредственная обязанность каждого человека. Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20Ї30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, Ї словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Глава 1. Определение сущности здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни Ї это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье Ї это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Глава 2. Основы

2.1 Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

Рациональное питание;

Достаточная двигательная активность;

Закаливание;

Оптимальный режим труда и отдыха;

Искоренение пагубных привычек и пристрастий;

Личная гигиена;

Позитивное восприятие жизни.

2.2 Характеристика основных элементов здорового образа жизни

Рациональное питание

Питание является важнейшей потребностью человека, позволяющей организму полноценно функционировать путем удовлетворения собственных потребностей за счет питательных веществ, содержащихся в продуктах. Однако не всякое питание является рациональным, поэтому, чтобы полностью удовлетворять потребности индивидуума, оно должно отвечать следующим основным принципам:

1) питание должно быть количественно полноценным, т.е. энергетическая ценность дневного рациона должна соответствовать ежедневным затратам организма;

2) качественно разнообразным, т.е. содержать различные по составу и происхождению продукты;

3) сбалансированным по составу основных элементов питания: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов;

4) организовано по определенному режиму;

5) продукты питания должны быть безопасны для человека, т.е. не содержать вредных и опасных для здоровья химических веществ, а также болезнетворных микроорганизмов;

6) пища должна быть органолептически привлекательной, т.е. иметь определенный вид, запах, цвет, консистенцию, температуру и др.

Питание современного человека не всегда соответствует этим принципам. Последние десятилетия в большинстве экономически развитых стран мира характеризовались появлением ряда проблем, связанных с питанием человека, главными из которых являются:

Избыточная, т.е. несоответствующая потребностям организма, калорийность пищи, повлекшая широко распространенную проблему излишней массы тела;

Преимущественное употребление в пищу рафинированных продуктов растительного происхождения, лишенных внешней оболочки, богатой целлюлозой, выполняющей функции своеобразной "щетки" для кишечника, что привело к широкому распространению расстройств и болезней органов системы пищеварения, включая онкологические заболевания;

Избыточное употребление поваренной соли;

Использование консервированных продуктов питания, обедненных витаминами и содержащих значительное количество консервантов;

Резкое снижение содержания в продуктах питания витаминов, в частности, витамина С в овощах и фруктах и др.

Из указанных проблем одной из самых значимых для населения стран с высоким уровнем социально- экономического развития является проблема "переедания". Следствием этого является избыточная масса тела, рассматриваемая сегодня как фактор риска развития таких социально значимых заболеваний, как болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др. В настоящее время каждый второй наш соотечественник имеет излишнюю массу тела.

Специалистами доказано, что улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30% числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, приведут к снижению распространенности избыточной массы тела на 20-30% и как следствие - уменьшению заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10 и 5% соответственно.

Ожирение характерно в настоящее время не только для взрослой части населения, но и детей.

К сожалению, внимание питанию начинают придавать при уже возникших отклонениях в здоровье. Коррекция рационов питания в сочетании с усилением других элементов здорового образа жизни улучшает состояние последнего. Однако важнее в этом вопросе профилактическое поведение.

Формирование культуры питания как элемента здорового образа жизни на основе гигиенических норм соблюдения режима, сбалансированности пищевых веществ - белков, жиров, углеводов в соотношении 1:1:4 - и суточной потребности витаминно-минерального комплекса, а также энергетической ценности обеспечат желаемый уровень здоровья.

Достаточная двигательная активность

При регулярных физических нагрузках повышаются адаптационные возможности организма, укрепляется выносливость организма, гибкость и мышечная сила.

Дефицит двигательной активности приводит к неблагоприятным изменениям в организме, является одной из причин возникновения ряда неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, гипертоническая болезнь. Они являются фактором риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, онкологических и других заболеваний. Физическими упражнениями можно заниматься в любое время. Кроме упражнений и спорта полезны работа на садовом участке, в огороде, танцы, прогулки в парке и лесу, занятия плаванием, езда на велосипеде и даже уборка в доме. Для взрослых всего лишь 30 минут в день умеренной физической активности уже достаточно для сохранения, укрепления и восстановления здоровья. Самые распространенные аэробные упражнения - ходьба, дозированный бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, ритмическая гимнастика, гребля. Можно менять вид упражнений по сезону и настроению. Главное, чтобы интенсивность и длительность упражнений обеспечивали адекватный аэробный режим (30-40 минут 3-4 раза в неделю).

У лиц, ведущих активный образ жизни, риск развития артериальной гипертонии на 35-50% ниже по сравнению с физически неактивными людьми. Под влиянием физической активности наблюдают улучшение липидного спектра крови: снижается уровень холестерина (если он повышен), триглицеридов, а это в свою очередь уменьшает риск ИБС, инфарктов, инсультов.

Физическая активность один из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на качество жизни. Именно поэтому систематические занятия физической культурой приобретают первостепенное значение.

Занятия физкультурой и спортом необходимо сочетать с проведением закаливающих мероприятий, являющихся следующим компонентом здоровья.

Закаливание

Закаливание -- это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Оно совершенствует терморегуляцию, тонизирует мышцы, повышает выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует функцию кроветворных органов.

Закаливание -- обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения, бодрости. Для закаливания используют воздушные, водные и солнечные процедуры.

Чтобы получить желаемый эффект, надо строго соблюдать 3 основных принципа организации закаливания: постепенность, систематичность и разнообразие средств закаливания с учетом возраста и состояния здоровья.

Закаливание нельзя проводить от случая к случаю. Оно должно осуществляться ежедневно, т.е. систематически, иначе придется каждый раз все начинать сначала. Длительный перерыв в закаливании ведет к угасанию вырабатываемых условных рефлексов.

Закаливающего эффекта можно достигнуть проведением самых разнообразных закаливающих мероприятий. Начинать закаливание целесообразно с воздушных ванн, как наиболее доступного, простого, но очень эффективного закаливающего средства. При этом воздействие тем сильнее, чем больше разница между температурой тела и воздуха.

Эффективны также и водные процедуры: обтирание, обливание, душ, купание в закрытых и открытых водоемах. Закаливание водой желательно начинать с обтирания тела или обливания стоп. Начальная температура воды должна быть такой же, как температура тела. Каждые 2-3 дня температуру воды необходимо снижать на 1-2 градуса. Хорошо принимать контрастный душ, т.е. с быстрой сменой воды - от горячей к холодной и наоборот.

Солнечные лучи оказывают на организм самое сильное воздействие по сравнению с другими природными факторами. Правильное их использование благоприятно влияет на общее состояние и физическое развитие, способствует сопротивляемости организма не только воздействиям окружающей среды, но и различным инфекциям. Закаливание солнечными лучами требует большой осторожности. Принимать солнечные ванны следует: утром с 9 до 12 часов и после обеда с 17 до 19 часов.

Оптимальный режим труда и отдыха

Режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Искоренение пагубных привычек и пристрастий

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

б) Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство - способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант - даже не пробовать наркотики.

Личная гигиена

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.

Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется 2 раза в день. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин. Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточно кальция. Во время еды нужно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже 2 раза в год необходимо посещать врача стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и др. Спортивную одежду следует использовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы.

2.3 Психоэмоциональные факторы риска

Стресс - это реакция человека на любые события и изменения. Это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблемы со здоровьем создает чрезмерный стресс (дистресс). Стресс - естественное сопровождение человеческой жизни.

Стрессоры - факторы, вызывающие стрессовую реакцию. Условно их можно разделить на зависящие от нас (управляемые) и неподвластные нам (неуправляемые), а также на факторы, не являющиеся стрессорами по своей сути, но вызывающие стрессовую реакцию в результате нашей интерпретации этого фактора как стрессора.

Стресс воздействует на организм человека за счет двух основных механизмов:

* Прямого нейроэндокринного влияния;

* Опосредованного воздействия на поведенческие факторы риска.

В период острого и хронического стресса часто наблюдают склонность к перееданию, гиподинамии, злоупотреблению алкоголем и увеличению интенсивности курения. В ситуации хронического стресса происходит закрепление этих вредных привычек на постоянной основе.

Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные, - очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Важно правильно поставить проблему: не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Чтобы предотвратить накопление «стрессового фермента», предлагается программа, состоящая из 4 шагов.

1.Витамины. При стрессах быстро расходуется запас витаминов группы «В». Эти витамины должны поступать в организм в комплексе с минеральными веществами.

2.Упражнения. Нужно ежедневно делать небольшую зарядку (минут 15). Полезно ходить пешком, кататься на велосипеде, очень полезны прогулки на природе с любимыми животными. Хорошо заняться спортом.

3.Релаксация. Для гармоничной жизни необходима физическая и психическая релаксация. Попробуйте самые простые способы: послушать расслабляющую музыку, посмотреть на небо и пофантазировать о том, на что похожи облака, принять теплую ванну.

4.Семья и друзья. Важна поддержка доброжелательно настроенных людей - родственников, друзей. Расширяйте круг своего общения, знакомьтесь с новыми людьми, общайтесь с теми, кто Вам приятен.

Чтобы избежать стресса или смягчить его проявление, рекомендуется выработать не противоречивые жизненные цели, эффективно планировать свое время и всегда находить его для себя.

Первая помощь при стрессе: сделайте очень глубокий вдох. Задержите дыхание. С силой выдохните со звуком «Ха!».

Заключение

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

Оптимальный двигательный режим Ї важнейшее условие здорового образа жизни. здоровый образ жизнедеятельность психоэмоциональный

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Список литературы

1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 384 с.

2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 249 с.

3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 512 с.

4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 448 с.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.

6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 435 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, его составные элементы. Режим дня как фактор ЗОЖ студента. Значение пропаганды гигиенических знаний для здорового образа жизни.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков и профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Пропаганда здорового образа жизни как социально-педагогическая задача. Проекты Министерства спорта России. Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в СПБПУ. Поддержка Министерством здравоохранения социального проекта "Все равно?!"

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Образ жизни, представляющий повышенный риск здоровью. Молодежная программа по формированию здорового образа жизни в России. Организация работы муниципального штаба. Модель формирования здорового образа жизни у детей и молодежи в Красноярском крае.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2015

    Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни. Двигательная активность и здоровье. Резервные возможности организма. Ритмичный режим труда и отдыха. Основные показатели функционального состояния центральной нервной системы человека.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Анализ процесса формирования здорового стиля жизни личности в составе культуры здоровья нации. Понятие здорового образа жизни и его основных составляющих. Ведущие направления борьбы с вредными привычками и профилактики зависимостей среди населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек. Аэробные упражнения для ритмичной работы крупных групп мышц.

    реферат , добавлен 30.05.2013

    Режим дня школьника. Предметы личной гигиены, сохраняющие здоровье. Действие вредных привычек (курения и алкоголя) на организм человека. Правила правильного питания и соблюдения личной гигиены. Основные рекомендации к ведению здорового образа жизни.

    презентация , добавлен 01.11.2011

    Режим дня, труда и отдыха. Режим сна. Режим питания. Закаливание. Физическая нагрузка. Личная гигиена. Шумы и их влияние на организм. Химические и биологические загрязнения среды. Вредные привычки. Подлинная гармония здоровья.

    реферат , добавлен 23.02.2003

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Роль режима труда и отдыха, правильного питания в повышении работоспособности и долголетия человека. Биологические ритмы живой материи. Оптимальный двигательный режим, закаливание. Личная гигиена и здоровье человека. Влияние алкоголя, табака, наркотиков.

    реферат , добавлен 09.10.2015

    Система здорового образа жизни, факторы, положительно влияющие на здоровье. Влияние наследственности и состояния окружающей среды на организм человека. Значение правильного распорядка дня, труда и режима питания. Влияние вредных привычек на здоровье.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Понятие "здоровье", его содержание и определяющие критерии. Воздействие вредных привычек на организм человека. Особенности составляющих здорового образа жизни: правильное питание, физические нагрузки. Самовоспитание и профилактика вредных привычек.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Понятие и сущность здоровья. Репродуктивное здоровье – часть здоровья человека и общества. Рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для здорового образа жизни. Условия проведения закаливающих процедур. Основные правила рационального питания.

    З доровый образ жизни - на сегодняшний день понятие очень распространённое, которое во многом интерпретируется каждым человеком по-своему. Кто-то вкладывает в это понятие больше физического, кто-то - духовного.

    Одним из аспектов ЗОЖ является поддержание своего тела в хорошем физическом состоянии. Инструментом для этого каждый человек выбирает свой собственный вид спорта, фитнеса и так далее. Мы же поговорим о йоге как о приоритетном способе ведения здорового образа жизни. ? Поскольку йога больше направлена на духовное здоровье, не обделяя при этом своим вниманием здоровье физическое, она является наиболее эффективным методом ЗОЖ.

    Основные составляющие ЗОЖ

    Для того чтобы понять, что такое ЗОЖ, давайте более подробно остановимся на каждой из его составляющих:

    1. . Под системой правильного питания подразумевается отказ от любой пищи, которая представляет вред для нашего организма. Здесь имеются в виду любые продукты, содержащие вредные химические добавки, газированные напитки, жареная пища, любые специи и соль, жирные молочные продукты. Употребляйте больше овощей и фруктов, всевозможных каш на основе злаковых. Определите для себя время каждого приёма пищи в течение всего дня и исключите поздние ужины, а кроме всего минимизируйте свои порции. Старайтесь давать регулярный отдых своей пищеварительной системе. Желательно отказаться и от употребления плоти животных. Наиболее рациональную программу питания предлагает нам вегетарианство. Поскольку спутником в нелёгком процессе ведения здорового образа жизни мы выбрали учение йоги, мы должны следовать главному её принципу - ахимсе, или ненасилию. Таким образом, освободив свой желудок от мяса, мы очистим не только свой организм, но и свою кармическую энергию;
    2. Воздержание от алкоголя, курения, наркотических веществ. Здесь очень важно прийти к осознанию того, что эти пагубные пристрастия не только негативно воздействуют на нас как на тело физическое, но и подавляют в нас способность здраво мыслить - это как раз то, к чему призывает нас учение йоги. Как можно вести здоровый образ жизни, если наш разум одурманен и мы теряем способность контролировать не только свою жизнь, а своё поведение в отдельно взятых ситуациях?;
    3. Постоянные физические нагрузки. Если человек постоянно совершенствует своё тело, он совершенствует свой дух, свою волю и своё сознание, причём первична здесь именно духовная составляющая. Практика йоги - это, прежде всего, дисциплина, сила духа и умение добиваться поставленной цели. Только через непрерывный труд над собой, своим физическим телом, мы совершенствуемся внутренне;
    4. Принцип здорового сна и здорового бодрствования. Важно давать своему организму положенные на то часы сна, тогда и часы бодрствования будут наиболее продуктивными. При этом необходимо прислушаться к себе и понять, сколько часов сна требуется именно вам. Например, если ваш организм готов к пробуждению и началу нового дня в пять часов утра, не следует лежать в кровати до семи часов, пребывая в состоянии праздной лени и дожидаясь, пока прозвенит ваш будильник. Если вам на отдых требуется, скажем, всего шесть часов - это же прекрасно! Оставшиеся 1,5-2 часа до того как необходимо будет приступить к сборам на работу, вы можете посвятить медитациям и практике асан. Таким образом вы упорядочите свои мысли и распланируете грядущий день;
    5. Постоянное стремление к саморазвитию. Чем больше новой информации мы получаем, тем яснее становится осознание того, что мы ничего не знаем и впереди целая бездна нового. Это же касается и возможностей нашего тела. Работа над собой бесконечна, ею занимаются всю жизнь;
    6. Рационализация собственного времени. Как часто перед сном мы сетуем на то, что в течение дня нам совершенно не хватает времени. На самом деле, времени хватает на всё, необходимо просто научиться его рационально использовать и правильно расставлять для себя приоритеты. Не следует растрачивать своё время на то, что является второстепенным. Однако ставить на первый план собственные интересы - неправильно. В первую очередь необходимо заботиться об окружающих, и тогда ваша забота и участие в жизни других людей вернётся сторицей;
    7. Благочестивое поведение. Необходимо в любых ситуациях вести себя подобающим образом, не опускаться до ругани, ненависти и прочих губительных эмоций. Важно относиться к людям доброжелательно, с уважением, причём не только на работе, но ив общественных местах, театрах и так далее. Только подумайте, что, если вы начнёте вести себя так повсеместно: у себя дома, со своими детьми - они понесут пример таких отношений школу, в университет - таким образом, наше общество сделает ещё один шаг на пути к выздоровлению.

    Вести здоровый образ жизни поначалу очень сложно, поскольку человеку присуще идти на поводу у своих желаний. Однако со временем, приучив себя к системе, человек уже не представляет себе иного образа жизни. Заручившись поддержкой опытного учителя йоги, вы научитесь идти от простого к сложному, постепенно осваивая каждую из составляющих ЗОЖ. Не стоит перегружать свой организм и бросаться в омут с головой - от этого будет больше вреда, чем пользы, начните с рационального питания и чистых помыслов, всё стальное станет вытекающим.

    ЗОЖ и его составляющие

    Как мы уже выяснили, ЗОЖ - это целая совокупность составляющих, основными из которых являются:

    • Здоровый рацион питания;
    • Отказ от вредных привычек;
    • Соблюдение режима дня.

    Примечательно, что эти составляющие являются общепризнанными, но не единственными. Это, так сказать, основа ЗОЖ, однако, если воспринимать эти основы как нечто должное, некую мучительную обязанность – ничего хорошего эта затея не принесёт.

    Обратившись к практике йоги, вы, несомненно, научитесь воспринимать здоровый образ жизни как цель, к которой вам хочется (!) стремиться. Кроме всего прочего вы дополните уже существующие основы и весьма расширите их перечень на своё собственное усмотрение. Весьма интересен в этом смысле опыт групповых сеансов йоги, в ходе которых вы обменяетесь своими знаниями с другими практикующими и почерпнёте для себя много нового.

    Основы, составляющие ЗОЖ

    Совершенно очевидно, что здоровый образ жизни опирается на две очень важные основы:

    1. Основа физическая;
    2. Основа духовная.

    К физической основе относятся те мероприятия, которые направлены только на здоровье нашего тела. Когда в штатном режиме функционируют все наши органы и системы, наша жизнь становится более насыщенной и яркой, мы не отвлекаемся на болезни, боли и так далее. Конечно, выработать внутри себя привычки некурения, неупотребления алкоголя и правильного питания сложно, но вполне реально. Куда сложнее обстоит дело с основой духовной. Она более полиэдрическая, в ней заключено бесчисленное множество аспектов. Осознание необходимости вести здоровый образ жизни опираясь на духовные основы, приходит к человеку не сразу. Как правило, в юности человек больше подвержен следованию модным тенденциям: он начинает вести здоровый образ жизни, не осознавая всей глубины этого понятия. Однако в определённом возрасте приходит понимание того, что человек вроде бы здоров физически, но особого счастья не испытывает. Вот тогда и начинаются мучительные поиски путей духовного совершенствования.

    Физическая основа здорового образа жизни без основы духовной невозможна, они дополняют друг друга, к сожалению, осознание сего факта приходит к человеку в более позднем возрасте. В итоге все мы понимаем, что менять мир к лучшему надлежит начав с себя.

    Понятие ЗОЖ и его составляющие

    О здоровом образе жизни можно рассуждать бесконечно, при этом чем больше мы углубляемся в суть понятия, тем больше появляется важных дополнений. Однако, основываясь на вышесказанном, можно попробовать дать определение ЗОЖ.

    Итак, ЗОЖ - это система мероприятий, как физических, так и духовых, которые направлены на поддержание жизнедеятельности человека, опираясь на все аспекты существования (здоровье, карьера, семья, досуг, дружба и так далее) на достойном уровне. Как было выше сказано, составляющие ЗОЖ каждый человек определяет для себя сам, фундаментальными являются: умеренная и натуральная растительная пища, режим дня и воздержание от вредных привычек. Очень важно на этом нелёгком пути заручиться поддержкой единомышленников и найти свой идеальный метод ведения ЗОЖ.

    Здоровый образ жизни и его составляющие – это образ или стиль жизни, направленный на оздоровление и укрепление организма человека, профилактику различного рода заболеваний, поддержание здоровья на должном уровне. Именно так целесообразно трактовать это понятие. Соглашусь с мнением представителей социально-философского направления о том, что это глобальная проблема социума.
    О здоровом образе жизни многие отзываются по-разному и имеют свое мнение на этот счет. Люди хотят быть здоровыми, но большинство ничего для этого не делает. А должно начинаться с собственного мышления. Я же, в свою очередь, хочу рассказать о понятии ЗОЖ детальней и отметить основные моменты.

    Известно, что на 50-55% наше здоровье зависит от нас самих — от нашего образа жизни. Окружающая среда закрепила свое влияние на здоровье на отметке в 20%. От генетической предрасположенности наше драгоценное зависит на 18-20%, и всего на 8-10% – от государственной системы здравоохранения.

    Те данные этой статистики, которые, казалось бы, должны были бы быть повыше, оказались самыми низкими. Стоит задуматься.

    Психологи-педагоги смотрят на здоровый образ жизни и его основные составляющие под другим ракурсом. Ученые этого звена рассматривают основы здорового образа жизни с точки зрения сознания человека, его психологии и, конечно же, мотивации, без которой не всегда представляется возможным добиться желаемого результата.

    В свою очередь, наши доблестные медики имеют свой профессиональный взгляд на все это, но никаких жестких границ между теми или иными точками зрения нет, и никогда не будет. Ведь вместе они преследуют единую благую цель – оздоровление человеческого организма.

    Составляющие здорового образа жизни

    Не углубляясь в подробности, напишу кратко о главных составляющих ЗОЖ.

    • Здоровые привычки и навыки (привитие их с детства; отказ от губительного курения, употребления наркотиков и алкоголизма).
    • (самое главное, чтобы оно было умеренным).
    • Активная жизнь (ясное дело, что сюда относятся занятия спортом и физкультурой, активный отдых).
    • Гигиена (тут имеет место, как личная гигиена, так и общественная, умение оказывать первую помощь).
    • Эмоциональное самочувствие (контролируем свои эмоции, ребята).
    • Интеллектуальное самочувствие (восприятие новой полезной информации для дальнейшего ее применения; мотивация и мышление, наполненное позитивом).
    • Духовное самочувствие (заряжаемся оптимизмом и ставим перед собой цели).
    • Окружающая среда (изучаем влияние ее полезных и вредных факторов на наш организм).
    • Социальное самочувствие (взаимодействие с людьми, коммуникабельность).

    Здоровый образ жизни и его составляющие, а точнее, детальное их рассмотрение, несут в себе все те необходимые нам знания, которые несомненно помогут в формировании не только крепкого здоровья, но и сильной личности.

    А теперь ответьте сами себе на вопрос: «Хотите ли вы быть полноценным и в полном объеме выполнять все социальные функции, стать на путь обретения долголетия, активно принимать участие во всех формах жизнедеятельности (семейной, досуговой, бытовой, общественной)?»

    «Да, конечно!» - ответите вы. Но последуют ли после вашего ответа какие-либо конкретные действия, направленные на ваше оздоровление? Дело за вами. Не забывайте, что никто не способен помочь вам так, как вы сами.

    Познакомьтесь с и начните свой ЗОЖ!



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло