Оздоровительная работа, проводимая с детьми после дневного сна. Гимнастика после дневного сна

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна - это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.


Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) - это вид лечебной гимнастики - специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая - это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:


Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»(6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы - серые клубочки,
Прыг - скок, прыг - скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз - шагают все на месте.
Два - руками машут вместе.
Три - присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять - прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель Гимнастика в кровати
«Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».(6 раз) .
«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился - мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет» Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших - младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский Василий Александрович

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Представленная мною методическая разработка направлена на решение этой задачи. В ней представлены способы организации и проведения гимнастики после сна. Разработана консультация для родителей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим.После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.
Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждениюдетей после сна.
Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после сна, её организация и проведение .
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I часть - гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III часть - заключительная - повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально - ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Консультация для родителей.
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И родители должны к этому стремиться дома.
Пробуждение - является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится бодрящая гимнастика, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы:

  • потягивание,
  • поочередное поднимание и опускание рук, ног,
  • элементы самомассажа,
  • элементы пальчиковой гимнастики,
  • гимнастики для глаз,
  • элементы дыхательной гимнастики.

Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Затем предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:

  • на носках,
  • пятках,
  • на внешней и внутренней сторонах стопы,
  • с высоким подниманием колен,
  • на массажных ковриках.

При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.
Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для:

  • укрепления иммунитета,
  • профилактики простудных заболеваний,
  • профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).
Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Проведенная таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia 2002

3. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993.

4. Журнал «Обруч», 2004, №1.

5. Интернет-ресурсы.

МБДОУ «детский сад комбинированного вида №29»

Г. Сергиев Посад

Консультация для воспитателей

На тему:

«Методика проведения гимнастики

после дневного сна. Методика засыпания».

подготовила и провела

инструктор по физической культуре

Медведева Н.А.

Октябрь 2015г.

Методика проведения

оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Для заинтересованности детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечики». Они выполняются в течение 2-3 минут.

Дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обширное умывание, обливание прохладной водой, сухое растирание махровой варежкой и др.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые их различными стихами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Основная цель гимнастики после дневного сна -

поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки.

Поднятию мышечного тонуса способствуют-

- физические упражнения;

- контрастная воздушная ванна;

- специальные водные закаливающие

процедуры.

Настроение детей зависит

- от того, как они выспались;

- от эмоциональной обстановки, которую

создаѐт воспитатель.

В основе комплекса гимнастики лежит

- имеющийся у детей двигательный опыт,

- характер предыдущей физкультурной

деятельности.

НАПРИМЕР:

если дети в этот день проводилось физкультурное занятие

то гимнастика после сна проводится в игровой форме, с небольшой нагрузкой;

если днѐм проводилось сюжетно-ролевое занятие,

то гимнастика может проходить в форме мини - спортивной тренировки.

Как и утренняя гимнастика,

комплекс гимнастики после сна состоит из нескольких частей.

Бег во время гимнастики после сна

по длительности короче, чем днѐм.

Это диктуется условиями проведения мероприятия в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями

- нельзя давать большие физические нагрузки

сразу после пробуждения,

- длительный бег по комнате утомителен для детей.

Предпочтительнее организовать

бег как серию подвижных игр или игровых упражнений.

коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и

нарушений осанки. Их количество может варьироваться.

Для детей, просыпающихся раньше или позднее других или любящих заниматься самостоятельно,

готовится комплекс упражнений для выполнения в группе.

Это

- разминка в постели;

- самомассаж;

- упражнения на тренажѐрах или спортивном комплексе.

После гимнастики согласно схеме закаливания группы

проводятся водные закаливающие процедуры.

Форма одежды

различна.

Как правило,

дети занимаются в трусиках, маечках и босиком.

Если в основу гимнастики

положены танцевальные упражнения, то на ногах – чешки или носочки.

Если в комплекс включено

лазание по канату, следует надевать хлопчато - бумажное трико, чтобы не повредить кожу.

Большинство вариантов комплексов для детей старших и подготовительных групп рассчитаны на:

большую самостоятельность детей, так как гимнастика после сна, кроме вышеуказанных целей, имеет ещѐ одну - ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА РАЗМИНАТЬСЯ ПОСЛЕ СНА.

Следует стремиться к тому,

- чтобы дети помнили упражнения,

- их очередность,

- и осознанно выполняли комплекс.

Методика проведения гимнастики проста.

Нужно прежде всего:

- правильно дозировать нагрузки;

- не забывать дать детям отдохнуть после

очередного движения,

- придать комплексу соответствующую

эмоциональную окраску.

У малышей гимнастика начинается

с различных упражнений в постели.

Старшие выполняют

- простой самомассаж,

- разминаются на тренажѐрах,

- или под руководством воспитателя занимаются в спортивном зале.

Следует избегать

ВСЯКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

Если ребѐнок отказывается от гимнастики,

не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину.

Если гимнастика проводится в физкультурном зале,

то давать разминочные упражнения непосредственно перед бегом НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как они фактически проведены в группе.

В период карантина

гимнастика проводится в группе, которая с помощью игрового спортивного оборудования превращается в мини-стадион.

Нагрузки в этот период

следует несколько уменьшить по согласованию с врачом.

Можно использовать

- вариант танцевального занятия,

- или самостоятельной работы на тренажѐрах.

В летнее время

гимнастика проводится на улице.

Комплексы строятся

в соответствии с этими условиями.

Оборудуется

«дорожка здоровья»;

полоса препятствий; катание на велосипедах.

В некоторых группах,

где в среднем более высокий уровень физического развития детей, их физической подготовленности, сформирована потребность в ежедневных физкультурных занятиях, дети могут заниматься гимнастикой после сна на свежем воздухе и в холодный период года.

Также проводятся

беговые мини-тренировки.

Разминка в таких группах

проводится в помещении, затем дети надевают

соответствующую погоде спортивную одежду и выходят на улицу. Занимаются 15-20 минут, возвращаются и приступают к водным процедурам.

Состояние детей этой группы

контролируется врачом детского сада.

занимаются в группе по самостоятельной программе

Разминка в постели и самомассаж.

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей положительные, приятные эмоции. Затем, лежа в постели на спине поверх одеяла, дети выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнений в постели, дети по указанию воспитателя встают.

Переход из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, должен осуществляться по массажным дорожкам. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально - ритмические движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Хождение по массажным коврикам.

Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3мин., который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

Массаж спины "Дождик".

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом!

Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!

Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте:

Бом: Бом: Бом:

Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

Постукивают пальчиками

Легко постукивают кулачками

Растирают ребрами ладоней - "пилят"

Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи

Поглаживают спину мягкими движениями ладоней .

Примерные комплексы упражнений (для младшего возраста).

Комплекс №1

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись,

И в зайчишку превратись (поворачиваются направо, затем налево ).

Зайка лапки поднял вверх.

Потянулся и …. прыжок (тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз ).

На спине лежат зайчишки,

Все зайчишки шалунишки:

Ножки дружно все сгибают,

По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,

Испугался и затих (прижать руки к груди, затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим (лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).

Были вы зайчишками,

Станьте ребятишками.

Переход из спальни в групповую комнату должен осуществляться по массажным дорожкам. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально - ритмические движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Комплекс №2 (для старшего возраста).

1.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки - на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки - вдоль тела. Поднять голову, носки - себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

4.И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

5.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны - вдох, скрестить руки на груди - выдох. Повторить 4 раза.

Ходьба по рефлексогенной дорожке (профилактика плоскостопия),

полоса препятствий, легкий бег (в группе, в спортивном зале, на воздухе Дети подражают движениям птиц, животных. Растений, создают различные образы («котята», «медвежата», «колобки» и т.д.)

6.И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 - поднять руки в стороны, вверх; 2 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7.И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

8.Упражнение дыхательной гимнастики «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

Комплекс № 3(подготовительная группа).

1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками - в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки - на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

4.И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: сесть по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

Ходьба по рефлексогенной дорожке (профилактика плоскостопия), полоса препятствий, легкий бег (в группе, в спортивном зале, на воздухе Дети подражают движениям птиц, животных. Растений, создают различные образы («котята», «медвежата», «колобки» и т.д.)

6.И.п.: основная стойка. «Сбор яблок»: поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») - вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») - выдох. Повторить 5-6 раз.

7.И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей»: 10 невысоких прыжков на левой ноге, затем то же - на правой. Повторить еще раз.

8.Упражнение дыхательной гимнастики «Поиграть с голубями»: на длительном выдохе - «гули-гули-гули», затем резко - «кыш!». Повторить несколько раз.

В результате представленного подхода к такому режимному моменту, как подъем после дневного сна мы видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка; – он легко включается в игровые упражнения; – получает положительный эмоциональный настрой; – легко переходит к игровой деятельности.

Обеденный сон детей.

Хроническое недосыпание превратилось в настоящую проблему детской медицины.

По мере того как нарушаются законы физиологии, родители отмечают у детей перевозбуждение, частый плач, потерю аппетита, затруднения в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые малыши становятся заторможенными, апатичными. Все это связано с тем, что включаются защитные механизмы организма. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, который является важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Именно здесь расширяются сфера деятельности дошкольника и круг его общения, появляются новые люди (воспитатели и педагоги), оказывающие влияние на развитие и формирование его личности. В группе дошкольник осваивает новые социальные отношения, ролевые позиции, учится понимать и управлять своими эмоциями. Общий уклад жизни в детском саду и эмоциональная обстановка также оказывают влияние на состояние ребенка.

Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения насыщен разнообразными занятиями, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. У детей остается мало времени на спокойную, свободную игру и отдых. Определять на профессиональном уровне признаки стрессового состояния ребенка и по возможности снижать степень агрессивного воздействия среды с помощью специальных приемов призваны педагоги-психологи и воспитатели ДОУ.

Сон в режиме дня

Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня.

Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Промежутки между занятиями составляют 5–10 мин, этого недостаточно для отдыха ребенка и переключения его с одного вида деятельности на другой. Особое внимание коллектив детского сада уделяет наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующий расслаблению детского организма.

Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами.

Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признакплохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно. Укладывание дошкольников в постель во время дневного сна достаточно сложный процесс, как для педагогов, так и для воспитанников детского сада. Особенно это проявляется в старших и подготовительных группах.

Для того чтобы за два часа "тихого часа" каждый ребенок поспал или хотя бы спокойно полежал, отдохнул, разработана методика засыпания "Волшебная звезда".

Методика засыпания . Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность), приятные тактильные и визуальные ощущения. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.

Целью методики засыпания является снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности (агрессивности, враждебности, проявления инфантильных форм, таких как сосание пальца), повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка.

Основные задачи:

  • облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию;
  • создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.

Воспитателям рекомендуется использовать различные средства: спокойную музыку, предмет для тактильного воздействия ("волшебная палочка"), тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы для создания образа "Феи сна". Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Реализация методики "Волшебная звезда" предусматривает четыре этапа.

На первом этапе – подготовка ко сну – под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Эту музыку рекомендуется слушать ежедневно.

Подбирает спокойную мелодию, снимающую напряжение, воспитатель или педагог-психолог.

Музыкальный центр можно поставить в помещении спальни, чтобы она наполнялась мелодией. Музыка не должна звучать слишком громко. Однако вначале, когда дети еще возбуждены, ее нужно включить громче, затем постепенно делать тише.

На втором этапе воспитанников просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3–4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словами "вдох-выдох". Обучение правильному дыханию происходит предварительно до сна в процессе игры "Волшебный мешочек".

Упражнения повторяются 3–5 раз, но без музыкального сопровождения. При их выполнении эффективно использовать образное представление, т. е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей.

Например, можно предложить воспитанникам представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник).

Правильное дыхание – медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних – состоит из четырех этапов (приложение). Тренировка, по мнению авторов, делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении:

  • оно успокаивает и способствует концентрации внимания;
  • способствует со временем увеличению объема легких, усилению газообмена и улучшению кровообращения;
  • активизирует диафрагму, в результате чего происходит интенсивный массаж внутренних органов, улучшение самочувствия и общее оздоровление (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева).

На третьем этапе – "Волшебный сон" – одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению.

Упражнение проводит сказочный персонаж – Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она приходит к детям с "волшебной палочкой", на конце которой закреплен "заячий хвостик". Это может быть что-то воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст. Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).

Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.

После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых, музыка продолжает звучать в течение двух-трех минут.

Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям: они спокойнее спят. Педагог участвует в процессе релаксации как активное действующее лицо, получая от этого удовольствие и положительные эмоции. Гармоничный отдых снижает уровень общей тревожности дошкольников.

Впервые дни использования методики "Волшебная звезда" педагоги определили общее время, затрачиваемое на выполнение трех этапов. Оно составляет 10–12 мин (время звучания музыки).

Волшебный сон

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-блен-на…

Губы чуть приоткрываются,

Дышится легко, ровно, глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело… (2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Ручки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ножки теплые у нас…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Губки теплые и вялые,

Но нисколько не усталые…

Губки чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется… (2 раза)

Яковлева Н.Г.

Четвертый этап – пробуждение детей после дневного сна – начинается со

звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (примерно одну минуту), а затем педагог обращается к детям.

После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева):

  • сделать 3–5 циклов глубокого дыхания;
  • потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;
  • потереть подошву о подошву и ладонь о ладонь,
  • а затем теплыми руками провести по лицу;
  • подтянуть колени к груди и обхватить их руками, а затем прокатиться несколько раз на спине вперед-назад ("Качалки").

Выполнив упражнения, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажной дорожке, расположенной в спальне. Комплекс пробуждающей гимнастики сопровождается музыкой. Все это способствует формированию у детей хорошего и бодрого настроения.

Обращение педагога к детям после их пробуждения

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2002

Отведенные для данного этапа 6–8 мин – это время звучания пробуждающей мелодии.

Ранее дошкольникам предлагали специально подобранные "Колыбельные композиторов-классиков" из серии "Малыш и классика", мелодии из серии "Мьюзик беби", но выбор был сделан в пользу классических композиций. Рекомендуется отдавать предпочтение профессиональному исполнению, а не современной аранжировке, которая действует иногда раздражающе и не способствует развитию эстетического восприятия детей и педагогов.

Перечень расслабляющих мелодий:

  • сборник "Вдохновение" из серии "Оттенки настроения";
  • "Симфония чувств", специально подобранные нежные мелодии из серии "Музыка для души";
  • музыкальные композиции Джеймса Ласта;
  • музыкальные композиции Поля Мориа.

Наталья Мазурина
Гимнастика после дневного сна

Слайд №1, 2 Я не боюсь ещё раз повторить :

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

В. А. Сухомлинский

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много : это социальные, экологические, политические факторы.

В связи с этим в настоящее время принимаются меры для изменения ситуации : разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. Одной из таких форм является гимнастика после сна .

Значение .

Слайд №3 Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. К сожалению, в наше время многие бодрящую гимнастику после сна предают забвению, не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно) . В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна , с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру : один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т. д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами : дыхательной и звуковой гимнастикой , профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой , психогимнастикой , самомассажем и т. д. Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

Основными задачами проведения гимнастики являются :

1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) ;

2) увеличить тонус нервной системы;

3)усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

Методика проведения

оздоровительной гимнастики после дневного сна .

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Основные этапы проведения гимнастики после дневного сна :

1)разминка в постели и самомассаж;

2)гимнастика игрового характера ;

3)гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;

4)пробежки по массажным дорожкам.

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики после сна :

1. заранее приносит спортивный инвентарь, который помогает подобрать инструктор по физическому воспитанию, даёт рекомендации по методике выполнения упражнений.

2. проветривает групповую комнату, избегая сквозняков.

3. подбирает музыкальное сопровождение.

4. готовится материал для сухого обтирания

Слайд №6 Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.

Разминка в постели.

Слайд №7 С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели , она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики , гимнастики для глаз , элементы дыхательной гимнастики . Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера.

Слайд №8 Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

Слайд №8 Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Так же в эту часть гимнастики можно включать гимнастику игрового характера , которая состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник» , «конькобежец» , «гимнаст » , «петрушка» , «цветок» и т. д.)

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем, если в условиях ДОУ есть условия, дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты . К сожалению, в нашем детском саду нет условий для перехода в холодную комнату, поэтому воспитатели сдвигают столы для увеличения площади свободного места и эта часть гимнастики проводится в одной хорошо проветриваемой комнате.

Пробежки по массажным дорожкам.

Слайд № 10 Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Эти упражнения проводятся не менее двух раз в неделю по 5-7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) . Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Дети так же занимаются в одних трусиках, босиком.

Слайд № 11Затем выполнить комплекс дыхательной гимнастики , что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому эту часть гимнастики проводит инструктор по физическому воспитанию, так как педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 1 до 3-4 минут.

Затем инструктор по физическому воспитанию проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с воспитателем проводят водные процедуры : умывание, сухое растирание махровой варежкой.

Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут до нескольких десятков минут.

Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость.

Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна . Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач : оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное - все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики , разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня, что является одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Проведение гимнастики после сна показывают положительные результаты, которые отмечаются уже на второй неделе. Последующая диагностика эмоционального состояния детей во время сна выявляет изменение их отношения к дневному сну : с негативного на нейтральное и позитивное. На этом фоне у дошкольников наблюдается значительное снижение уровня общей тревожности.

Проведение оздоровительной гимнастики целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду. Слайд № 12


В современном обществе ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является физические упражнения после дневного сна. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений, увеличивает уровень общей физической активности ребенка.
Как и большинство воздействий на организм, физические упражнения после дневного сна полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности ребенка.
Упражнения необходимы каждому ребенку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья.
Значение физических упражнений после дневного сна
Упражнения после дневного сна - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.
Физические упражнения зарядки - простые и доступные для детей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или хождение по тропам здоровья.
Физическая зарядка оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, на его самочувствие, работоспособность. Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений:
· Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
· Увеличить тонус нервной системы
· Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений.
В результате грамотного выполнения комплекса упражнений создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Виды гимнастики:
Условно можно поделить на:
1 Разминка в постели и самомассаж
2 Гимнастика игрового характера -
3 Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса
4 Пробежки по массажным дорожкам



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло