Отменят ли интернатуру в году. В медвузы вернется интернатура

Будущие врачи, окончив высшее медицинское учреждение, в обязательном порядке проходят курс интернатуры в больницах и поликлиниках, и только потом приступают к самостоятельной врачебной практике. Так было всегда. Но с 2016 года в медицинском образовании начались перемены. Какой будет интернатура в 2018 году , и будет ли она вообще?

Разговоры об отмене интернатуры ведутся с 2011 года. Именно в этом году был введен третий Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС). Современные условия диктуют новые требования к уровню подготовки медиков, и третий ФГОС внес соответственные изменения в образовательный процесс.

Основной упор теперь делается на приобретение практических знаний на каждом этапе обучения, начиная с первого курса. Для студента стала обязательной научно-исследовательская работа.

Компетентностная система образования предполагает обучение практическим навыкам на базе ВУЗов и клинических учреждений, непосредственно в контакте с пациентом и под контролем опытных специалистов.

В случае недостаточной клинической базы будут использоваться симуляционные методы обучения, то есть, практическое применение теоретических знаний на фантомах и симуляторах. Симуляционное обучение во всем мире становиться обязательной частью образовательных программ.

Такой метод дает широкие возможности применения знаний и навыков без риска навредить пациенту, отработать манипуляции через множественность повторений, проанализировать ошибки, определить слабые и сильные стороны будущего специалиста.

Студенты в течение 5-6 лет будут обучаются по новой программе в соответствии с третьим стандартом образования, и по окончании ВУЗа они будут иметь полноценную подготовку для того, чтобы сразу приступить к работе. Соответственно в интернатуре теперь нет необходимости. С 2018 года интернатура будет полностью упразднена для всех специальностей.

Что дает и чего лишает отмена интернатуры?

К отмене интернатуры отношение в медицинских кругах неоднозначное. Последипломная практика в 2018 году отменяется вместе с сертификатами, и для поступления на работу будет достаточно одного диплома. С одной стороны интернатура, которая обязательно должна быть подтверждена сертификатом, давала возможность более качественно подготовить специалистов.

Но с другой стороны, ее отмена дает приток молодых специалистов, терапевтов и педиатров в поликлиники, и соответственно решает кадровый вопрос. Сейчас ситуация в здравоохранении такова, что нехватка специалистов составляет 40%, особенно в медучреждениях амбулаторного типа и муниципальных клиниках.

Именно поэтому после получения диплома молодой специалист будет сразу приступать к работе, решая, таким образом, вопрос дефицита кадров. Контроль качества знаний останется, только теперь это будет называться аккредитацией, и проходить ее будут выпускники во время сдачи государственных экзаменов.

С введением новых стандартов будет увеличено количество часов практических занятий, а программы по некоторым дисциплинам будут преподаваться в более общем, сокращенном формате. Поэтому есть риск недостаточного получения знаний.

Возможно, университетской подготовки будет недостаточно, чтобы сразу приступить к лечению пациентов. А широкое использование симуляционного обучения, то есть отрабатывание навыков на тренажерах и фантомах, все равно не будет равноценно общению и оказанию помощи реальным больным.

И еще один немаловажный аспект – доверие пациентов. Придя к молодому, неопытному врачу, вчерашнему студенту, будет возникать вопрос о его компетентности, особенно у пожилых людей. Как это скажется на качестве медицинской помощи?

Изменения в программе обучения медицинских работников

Сторонники нового стандарта обучения заверяют, что образование теперь перейдет на более высокий качественный уровень.

Планируется:

  • Введение уже на первом курсе практического модуля «Основы ухода за больными терапевтического и хирургического профиля», третья часть которого будет отведена на практику в больницах.
  • Второй курс предусматривает семьдесят два часа для изучения сестринского дела.
  • Для третьего курса существенно увеличиться количество часов практики по оказанию неотложной медицинской помощи.
  • Четвертый и пятый курс на кафедрах терапии, акушерства и гинекологии, а также хирургии, будут изучать материал в расширенном объеме.

Это далеко не весь перечень изменений в программе обучения, направленных на и качества образования будущих докторов.


Соответственно молодые врачи будут достаточно квалифицированными, чтобы сразу после получения диплома работать терапевтами и педиатрами. А для узких специализаций, где необходимы более глубокие знания и больше практики была и остается ординатура.

В том случае, если врач решает совершать свою дальнейшую деятельность по узкому профилю, стать хирургом, кардиологом, нейрохирургом и так далее, он обязан пройти обучение в ординатуре от 2 до 5 лет, в зависимости от специализации.

В 2017 году медицинские университеты выпустят последних интернов. А выпускникам обучение в интернатуре уже не потребуется. За шесть лет качественного практического обучения по новому стандарту, дипломированные специалисты будут готовы к самостоятельному лечению больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Олег Бородин, терапевт, ревматолог, руководитель терапевтического отделения Клинического госпиталя на Яузе новую систему поддерживает, но с одним условием - затраты на непрерывное обучение не должны ударить по карманам врачей:

Новая система аккредитации врачей, в целом, выглядит очень перспективно. Она широко применяется в западных странах. В Германии, где я работал в течение нескольких лет в клинической больнице города Майнинген, я видел такую систему вблизи. Здесь при наличии у врача желания учиться, ему создавались все условия для обучения. Клиника в абсолютном большинстве случаев брала на себя все расходы, включая транспортные, проживание, оплату самого семинара. В трудовом договоре было прописано определённое количество дней, которое отводились под обучение, то есть мне не надо было брать отпуск за свой счёт с целью повышения своего медицинского образования.

За участие в каждом семинаре или курсах повышения квалификации присваивалось определённое количество баллов в зависимости от продолжительности обучения и рейтинга семинара в системе здравоохранения Германии. То есть специальные комиссии оценивают каждый семинар, каждую медицинскую конференцию определённым количеством баллов, которые начисляются всем участникам по её завершении. В сумме за пять лет надо было набрать более 250 баллов, что не представляло проблемы: в течение первого года я принял участие в трех или четырех конференциях и заработал около 80 баллов.

Таким образом, при грамотном и продуманном подходе подобная система очень хорошо зарекомендовала себя в западных странах. А как все будет реализовано в нашей стране пока неясно, и это вызывает очень много вопросов. Кто будет оплачивать непрерывное образование медицинских работников, в какое время это будет происходить, каким образом будут начисляться баллы за участие в конференциях и семинарах? Это и многое другое требует детальной проработки и тесного сотрудничества медиков с административным звеном.

Врачи: естественный отбор


Владимир Бекетов, терапевт и кардиолог, постоянный член Российского Научного Медицинского Общества Терапевтов (РНМОТ) сразу предупредил, что аббревиатуру НМО (непрерывное медицинское образование) мы скоро часто будем видеть в соцсетях, профессиональных сообществах и СМИ. Россия переходит на новую систему подтверждения врачебной квалификации, а это значит, что врачи теперь будут учиться постоянно:

С 2016 года для выпускников медицинских вузов в РФ отменили интернатуру. Обучение теперь проводится по ФГОС 3 новому 3-ему федеральному гос стандарту. Это значит, что на 6-ом курсе университета студенты проходят «субординатуру» по одному из трех профилей «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия». Потом сдают государственный экзамен и получают диплом и аккредитацию/лицензию на право работы педиатром, хирургом или терапевтом (раньше эту роль выполнял сертификат).

С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования. После окончания срока действия сертификата врач должен накапливать образовательную активность в размере 50 часов в год (один час в неделю). Доктор не обязан просиживать перед компьютером дни и ночи. Одного часа в неделю достаточно.

Сертификат после сдачи экзамена дает право вести практическую деятельность. Для аккредитации необходимо пройти многокомпонентную, многоэтапную систему образования. Теперь врач, для того, чтобы пройти аккредитацию, в отличие от сертификации, обязан не только раз в пять лет прослушивать цикл лекций и повышать свой уровень подготовки, но ежегодно посещать научные конференции, слушать онлайн-курсы, смотреть вебинары на порталах Минздрава. Раньше врача не обязывали ходить на конференции, теперь он должен это делать.

Программа мне кажется разумной. Раньше раз в пять лет на врача выбрасывали новые научные данные сразу в большом количестве. Теперь доктор поэтапно будет следить за изменениями в рамках своей специальности и сможет идти в ногу со временем. Да, действительно, мы находимся в переходном периоде и не всё может быть гладко, но система работает, она разумна, современна и понятна.

Врачи, которые не смогут вступить в новую программу, к сожалению, в порядке естественного отбора, должны будут дать дорогу молодым специалистам. Главврачи московских поликлиник очень активно отсылают на конференции своих специалистов, потому что понимают, - чем грамотнее будет врач, тем больше придет пациентов.

Надежда на будущее


Антон Родионов, кардиолог, доцент кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова уверен, что платить за обучение российским врачам не придется, а система непрерывного образования хорошо зарекомендовала себя в других странах:

Непрерывное медицинское образование (CMЕ ) - это общемировая практика, идеи её внедрения в России обсуждаются довольно давно. В последние годы мы видим первые робкие попытки её практического воплощения. Если эту систему реализуют не формально, не на бумаге, а в жизни, то это будет большим «плюсом» для медицины. Невозможно учиться по старинке, раз в пять лет, потому что за пять лет медицина делает огромный скачок вперед.

Я не думаю, что программы повышения квалификации лягут финансовым бременем непосредственно на врачей. Большинство конференций традиционно оплачивают фармацевтические компании. Де-факто основными спонсорами пост-дипломного медицинского образования давно уже стали производители лекарственных препаратов и медицинского оборудования.

Если врач в ходе обучения получит знания и навыки, которые не сможет сей же час применить на практике из-за отсутствия оборудования в конкретной клинике, полученные знания все равно не будут лишними. Я своим студентам в Университете всегда говорю, что надо стремиться к лучшим образцам мировой медицинской практики, а не кивать на бедность российских больниц. Даже если пока у них не будет возможности работать на современном оборудовании, то в будущем она может появиться. Хотя бы надеяться на это нужно.

С 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. С переходом на новый образовательный стандарт выпускники смогут устраиваться на работу сразу после получения диплома и нарабатывать необходимый опыт в «полевых условиях».

Планируется, что таким образом Минздрав решит проблему дефицита кадров в поликлиниках и центральных районных больницах - молодых специалистов будут брать только в эти учреждения. Несмотря на то что в ведомстве обещают контролировать новоиспеченных докторов, многих волнует вопрос, смогут ли они оказать качественную помощь. И не покажутся ли приключения киношных интернов безобидными шалостями по сравнению с врачебной практикой вчерашних студентов.

Теория довлеет над практикой

До недавнего времени интернатура была обязательной формой последипломного профессионального образования. От ее прохождения освобождались только те выпускники, кто поступал в клиническую ординатуру или аспирантуру. Все остальные обязаны были год отработать в государственном медицинском учреждении по индивидуальному плану, составленному для каждого интерна. За этот год они набирались практических знаний. Ведь не секрет, что в отечественной системе высшего образования всегда существовал перекос в сторону теоретических дисциплин. Поэтому выпускник и даже интерн - это еще далеко не врач. Врачом он становился только после окончания двухгодичной ординатуры.

В 2003 году Россия подписала Болонскую конвенцию, после чего в нашей стране началась масштабная реформа системы высшего образования - все вузы перешли на двухуровневую программу: бакалавриат и магистратура. И, с этой точки зрения, отмена интернатуры представляется логичным компонентом введения новых образовательных стандартов: человек, завершивший высшее образование, вправе быть допущенным к профессиональной деятельности. Отмена интернатуры коснется только педиатров, стоматологов, врачей лечебного дела, гигиенистов, эпидемиологов и фармацевтов. После окончания бакалавриата выпускники, защитившие диплом по этим специальностям, могут остаться работать в первичном звене - районной поликлинике или центральной районной больнице - или, отработав там положенное время, продолжить свое образование в ординатуре.

Подобная система существует во многих западных странах. В Испании и Италии вообще нет интернатуры, и это никак не сказывается на квалификации врачей. В нашей стране непременным условием отмены интернатуры должно стать усиление практической части программы. Необходимые для работы клинические навыки выпускники должны получить в вузе. «Но для этого есть ряд препятствий, - отмечает Андрей Яременко, проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. - Сегодня нет механизма допуска преподавателя вуза к оказанию медицинской помощи и соответственно к наставничеству, так же как и нет механизма участия студента в оказании медицинской помощи. Потому что ни обучающийся, ни преподаватель не являются субъектами в системе ОМС».

Нет интернов - нет врачей

Институт наставничества - одно из главных достижений советской образовательной системы. «Раньше мы - работники скорой помощи - с нетерпением ждали, когда к нам придут интерны, - вспоминает Дмитрий Беляков, председатель профсоюза «Фельдшер.ру». - Благодаря им все бригады были укомплектованы: один врач и два фельдшера, в роли которых нередко были интерны. А ребята за год работы на скорой получали обширную практику». Многие студенты еще во время учебы устраивались в стационары медсестрами и медбратьями. Во время их ночных дежурств остальные врачи могли спокойно спать, настолько высокой была квалификация у молодых медиков.

По новым нормативам Минздрава, студенты не имеют права на подобные подработки. Теперь трудоустроиться они могут, только получив диплом. Тогда же и принимают боевое крещение. Разумеется, под руководством более опытных коллег. Но эксперты уверяют, что уровень подготовки выпускников медвузов оставляет желать лучшего, а наставничества как такового сегодня нет. У тех врачей, кто пережил реформу здравоохранения, своей работы хоть отбавляй.

Да и сама медицинская отрасль тоже пострадала из-за того, что студентам запретили работать в медучреждениях. Во многих стационарах хронический некомплект среднего медицинского персонала. Но сильнее всего запрет Минздрава ударил по службе скорой помощи. «Нет студентов - нет интернов, нет интернов - нет врачей», - вывел формулу Алексей Бойков, главврач станции скорой помощи Санкт-Петербурга. По действующим нормативам, принимать студентов теперь можно только на должность «медсестра по приему вызовов». А работа «девочкой на телефоне» будущих врачей, понятное дело, не прельщает.

Узаконить стажеров и вернуть студентов в ОМС

Как это нередко у нас бывает, требования одного ведомства - Минздрава идут вразрез с нормативами другого - Минобрнауки. Вроде все заинтересованы в том, чтобы в амбулаторное звено пришла «свежая кровь» и при этом молодые врачи были достаточно компетентными, но добиться этого в нынешних условиях сложно. «Выходом из сложившейся ситуации может быть расширение понятия «врач-стажер», чтобы на эти должности в медицинские организации принимали врачей, не имеющих стажа по специальности, - полагает Андрей Яременко. - Кроме того, необходимо законодательно упорядочить допуск преподавателя к оказанию медицинской помощи и вернуть студентов в структуру ОМС».

Пока эти и другие предложения находятся в стадии обсуждения, многие медицинские вузы меняют учебную программу, чтобы без интернатуры как можно лучше подготовить своих выпускников. Например, вводят сдачу дополнительных дисциплин - зачета по практическим навыкам у постели больного, ужесточают критерии контроля для промежуточной аттестации, максимально адаптируют обучение на последнем курсе к началу практической деятельности в качестве врача общей практики. Те, кому позволяет финансирование, - увеличивают в вузе парк симуляторов и даже вводят экзамен на симуляторах в структуру ГИА.

Аккредитация - раз в 5 лет

Новая программа Минздрава, рассчитанная до 2018 года, кстати, тоже предполагает внедрение системы подтверждения аккредитации медиков. И первопроходцами на этом пути станут как раз выпускники. В 2016 году они первыми отправятся в симуляционные центры, где смогут отработать полученные в вузах навыки. В стране уже открыто около 70 продвинутых центров, оснащенных манекенами и компьютерами с соответствующими программами.

Подтверждать свою квалификацию в таких центрах смогут и врачи, и средний медперсонал. А в будущем всем док­торам придется раз в 5 лет проходить аккредитацию. С введением новой системы профпригодности практиковать по специальности, на которую у врача нет разрешения, будет строго запрещено. И, наоборот, после обучения и получения соответствующей аккредитации врач сможет начать работать по новой специальности.

Ординатуру, обещают в Минздраве, тоже сохранят. Ее, по новым образовательным стандартам, планируется сделать специальной формой последипломного образования. Именно в ординатуре доктор сможет получить узкую специализацию - к примеру, кардиохирурга или невролога. Но, прежде чем поступить в ординатуру, молодой специалист должен отработать три года в медицинском учреждении. И только после этого, набравшись практического опыта, он сможет продолжить свое обучение и стать высококлассным врачом.

Мнение

Николай Мазур, заведующий кафедрой кардиологии Российской медицинской академии последипломного образования

В том, что с 2016 года отменят интернатуру, не вижу ничего страшного. Студент, отучившийся по программе бакалавриата, идет работать в первичное звено. Такая система действует во многих странах с единственной оговоркой - за рубежом в ординатуру поступает около трети врачей, получивших степень бакалавра. В медицинских университетах идет огромный отсев. Остаются самые способные, талантливые. Для того чтобы стать узким специалистом, каждый из них учится 8–12 лет. У нас же есть негласное положение - если человек поступил в мединститут, через 6 лет ему выдают диплом. Отчислить никого нельзя, замучаешься объяснительные в деканате писать и оправдываться. Особенно если под угрозой отчисления студент платного отделения. Потому и зарубежный стандарт у нас не работает, и российские дипломы никто в мире не признает. Убежден, нужно менять не только стандарт, но и сам подход к процессу образования. Пока в вузах и учреждениях последипломного образования все работают по принципу - лучше согласиться с самыми нелепыми и противоречивыми требованиями чиновников из Минздрава, чем бороться и отстаивать свое мнение. И это очень сильно отражается на качестве подготовки врачей.

В медицинские вузы предлагают вернуть интернатуру. Такие поправки сегодня готовят в Госдуме. Ранее в рамках реформы медобразования интернатура была упразднена. Законодатели уверены, что новая система аккредитации, которая стала результатом проведенной реформы, не обеспечивает достаточной подготовки врачей. К катастрофическим последствиям может привести и обязанность молодого медика отработать три года в сельской местности после окончания учебы. После выпуска медик еще не вполне готов взять на себя ответственность за жизни пациентов, считают в Госдуме.

Соответствующие поправки в действующее законодательство готовит сегодня Сергей Фургал, первый зампред думского комитета по охране здоровья. Он предлагает возвратить интернатуру в качестве обязательной ступени медобразования. Напомним, с 2016 года по новому образовательному стандарту была упразднена интернатура для фармацевтов и стоматологов. В этом году не стало интернатуры и для тех, кто выбрал лечебно-профилактические и педиатрические факультеты. Все эти новшества распространяются на тех, кто поступил в медвузы с 2013 года.

Разрабатываемые же в Госдуме поправки направлены на возвращение медобразования к старой системе, которая предусматривает помимо шестилетнего обучения в вузе еще два года ординатуры или год интернатуры. Только после этого будущий медик может выбрать специализацию и продолжать обучение уже по ней. Новые же стандарты обязывают после шестилетнего обучения в вузе направлять молодых специалистов в сельскую местность для трех лет отработки. После этого медик может продолжить обучения в ординатуре.

Фургал отмечает, что с введением новых стандартов налицо вышел ряд проблем. Прежде всего, страна лишается узких специалистов. Кроме того, ухудшается ситуация с набором в медвузы, ведь немногие абитуриенты согласны отправляться после обучения в сельскую местность. К тому же, в сельских больницах катастрофически не хватает врачей-наставников. Вместе с тем, это не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Поэтому депутат предлагает наложить мораторий на реформу.

Вместе с тем, в Общественном совете при Минздраве не согласны с таким мнением. Так, по словам, председателя совета Натальи Аксеновой, вносить поправки сегодня еще преждевременно. Она отметила, что для прохождения аккредитации выпускник вуза с дипломом должен обладать уровнем подготовки, который превышает тот, который может дать интернатура. Данный экзамен принимается представителями профессионального сообщества, и является очень ответственным и серьезным. Такая система распространена во всем мире и это большой шаг вперед для отечественной системы здравоохранения, считает Аксенова.

Реформа образования идет семимильными шагами и внедряется уже не только в средней школе – новые стандарты обучения добрались и до системы высших учебных заведений. Новые изменения на этот раз коснулись медицинский образовательный учреждений.

Начиная с 2016 года в российских медицинских вузах отменяется интернатура. Это связано с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) третьего поколения. Но что это значит для простых обывателей? Специалисты в данной области утверждают, что такой подход к обучению будущих врачей может отрицательно сказаться на уровне подготовки целителей в белых халатах.

Уровень знаний врачей может снизиться

Ученые провели анализ уровня знаний выпускников медицинских вузов и отметили, что на данный момент, еще до грядущих изменений, он очень слабый. Получается, что теперь, едва получив диплом, новоиспеченные медработники, вместо прохождения интернатуры, обязаны приступать к работе в медицинских учреждениях в полном объеме.

Эксперты также отмечают, что дипломного образования для работы в поликлиниках может быть недостаточно. Многих волнует вопрос, смогут ли вчерашние студенты-медики оказать качественную помощь. Именно поэтому в новом стандарте обучения предусмотрена усиленная практическая подготовка будущих врачей, в том числе и на специальных медицинских симуляторах. А после получения диплома, каждый врач просто обязан раз в пять лет проходить дополнительное обучение и пополнять свои знания.

Ординатуру никто не отменял

Однако ординатура остается. То есть, студент, оканчивая университет, работает некоторое время врачом, набирается практического опыта, а затем поступает в ординатуру по своему профилю. Пока что фигурирует цифра три года. В документах ничего не написано, но уже неоднократно в устной форме обговаривался именно этот срок. Ровно столько времени понадобится врачу для прохождения «курса молодого бойца» в первичном звене (будь то амбулаторный прием пациентов или другая работа в поликлинике).

Затем, если у врача возникнет желание, он сможет поступить в ординатуру. При этом сроки последней также решили увеличить. В зависимости от специальности, последипломная подготовка составит от года до пяти лет.

Проблема кадров решена

Как заявляют члены координационного совета, отмена интернатуры в 2016 году обеспечит практически полное решение проблемы, относительно нехватки кадров в области медицины. ФГОС третьего поколения полностью изменит характер подготовки студентов-медиков. С теоретического сегмента акцент будет смещен в сторону практики. В поликлиники страны хлынут молодые специалисты со своим багажом знаний и свежей точкой зрения на многие медицинские вопросы. Кроме того, медработники обязаны будут проходить аккредитацию специалистов в области медицины.

Новые медицинские модели


Новые модели обучения повсеместно реализуются как в школах среднего образования, так и в высших учебных заведениях. В результате упразднения интернатуры в 2016 году может полностью измениться схема обучения в медицинских учреждениях России.

Обновленный образовательный стандарт требует отмены интернатуры, в зависимости от ряда важных причин, одной из которых является нехватка количества докторов на амбулаторных участках в муниципальных клиниках. В научные планы новой медицинской модели входит повышение уровня знаний студентов-медиков за счет расстановки акцентов на практическую подготовку и профессиональные дисциплины. Под началом преподавателей, молодые специалисты будут проводить работу с пациентами, получая необходимый практический опыт.

Раз в пять лет врач должен проходить курс повышения квалификации, который заключается в посещении лекций в вузе на протяжении двух-четырех месяцев. Данный способ получения знаний не является оптимальным, поэтому планируется внедрение зарубежной системы, которая предусматривает посещение тренингов и мастер-классов ведущих специалистов, активное участие в семинарах, научных конференциях и т.д. Таким образом, осуществляется непрерывное обучение, врач повышает свой уровень знаний постоянно, а это является залогом его успешного развития.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло