Понятия: «Качества здоровья», «Количество здоровья», «Резерва здоровья». Методы их оценки

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье человека [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Здоровье человека – это его важнейшая ценность. Геродот сказал: "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум". Сократ на вопрос "Что такое здоровье?" ответил: "Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!".

1. Понятие "здоровье", его сущность и компоненты

Здоровье человека – это его главное достояние. Здоровье не купишь за деньги. Если потерял своё здоровье, то его уже не вернуть. Можно бесконечно глотать витамины, таблетки, постоянно лечиться: если вред организму нанесен, то это находит отражение на генетическом уровне. Здоровье это не только полноценно функционирующий организм, но и душевная гармония. Именно об этом говорится в трактовке понятия "здоровье" , находящейся в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

Здоровье человека многогранное и многоаспектное понятие, которое очень широко изучается в медико-биологической литературе. В настоящее время распространены различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Однако для всех трактовок общим является тот факт, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия как экзогенных так и эндогенных факторов.

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Здоровье человека являет собой сложное понятие, состоящее из нескольких компонентов:

  1. Соматическое здоровье
  2. Физическое здоровье
  3. Профессиональное здоровье
  4. Сексуальное здоровье
  5. Репродуктивное здоровье
  6. Нравственное здоровье
  7. Психическое здоровье

Рассмотрение каждой составляющей здоровья человека крайне важно. Прежде всего нужно обратиться к соматическому здоровью.

Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Следующим элементом здоровья человека является непосредственно физическое здоровье от которого напрямую зависит работоспособность и продолжительность жизни.

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой .

Фактически физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Рисунок 1. Факторы физического здоровья человека

В современной науке доказано, что не только физическое, но и психическое здоровье влияет на общее здоровье человека и его деятельность.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество .

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье представляет собой комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– это компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье можно охарактеризовать как систему с характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Профессиональное здоровье –– это состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Если рассматривать здоровье человека с точки зрения оценки внутреннего потенциала, то разумно обратиться к точке зрения практической медицины, согласно которой существуют три основных состояния человека:

  1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма;
  2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;
  3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических изменений в состоянии организма человека

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Он включает в себя ряд компонентов отраженных на рисунке 2.

Рисунок 2. Компоненты биосоциального потенциала жизнедеятельности человека

В основе биосоциального потенциала человека лежит открытая в 1936 году жизненная энергия. Она была открыта В. Райхом в 1936 г. Жизненная энергия представляет собой структурное образование, в состав которого, как следует из названия, входят биологическая и социальная составляющие .

Таблица. Характеристика компонентов биосоциального потенциала жизнедеятельности человека.

Компонент

Характеристика

Потенциал разума.

Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться

Потенциал воли

Способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств

Способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела

Способность развивать физическую составляющую здоровья, "осознавать" собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал

Способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Творческий потенциал

Способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал

Способность развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье ("факторы здоровья") и факторы, ухудшающие здоровье ("факторы риска").

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы:

  1. Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);
  2. Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния);
  3. Биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния);
  4. Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся:

  1. Отсутствие вредных привычек;
  2. Рациональное питание;
  3. Здоровый психологический климат;
  4. Внимательное отношение к своему здоровью;
  5. Сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся:

  1. Курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами;
  2. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание;
  3. Гиподинамия, гипердинамия;
  4. Стрессовые ситуации;
  5. Недостаточная медицинская активность;
  6. Сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д.

К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни – это определенный вид жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются:

  1. Уровень общей культуры человека;
  2. Уровень образования; материальные условия жизни;
  3. Половые и возрастные особенности; конституция человека;
  4. Состояние здоровья;
  5. Экологическая среда обитания;
  6. Характер работы, профессии;
  7. Особенности семейных отношений и семейного воспитания;
  8. Привычки человека;
  9. Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие .

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые "работают" на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

По мнению В.П. Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику.

Рисунок 3. Социальные принципы здорового образа жизни

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека .

Рисунок 4. Биологические принципы здорового образа жизни

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов.

Основными элементами здорового образа жизни студентов являются:

  1. Организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. Стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности;
  3. Содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность;
  4. Исключение из жизни саморазрушающего поведения;
  5. Культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации;
  6. Достижение душевной, психической гармонии в жизни;
  7. Закаливание организма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность.

Для организма двигательная активность является физиологической потребностью.

Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. "Мышечный голод" для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: "Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение".

4. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность является важным фактором влияющим на здоровье человека, но далеко не всегда определяющим. Умение вести здоровый образ жизни и соблюдение базовых основ экологической безопасности жизнедеятельности позволяют значительно снизить воздействие наследственности.

Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезней человека.

Рисунок 5. Распределение генов родителей

Необходимо подчеркнуть, что признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить.

5. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости.

К сожалению в силу плохой экологии и гигиенической безграмотности в России во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья.

Конечно медицина, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.

По мнению И.И. Брехмана сугубо лечебная медицина – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет .

Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

6. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств:

  1. В нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья.
  2. В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека.
  3. Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью.

Основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья.

Достоверно известно, что в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита.

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас не достаточно высок уровень моды на здоровье. По прежнему, те, кто заботится о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

7. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности .

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Фокусирование на здоровье , наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья.

Литература

  1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  2. Основы здорового образа жизни петербургского студента // Под ред. В.П.Соломина – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена 2008
  3. Психическое здоровье. Информационный бюллетень // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int
  4. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социс. 2004. № 4. С. 124–127
  5. Физическое здоровье. Информационный бюллетень // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int

Это сложное, комплексное, индивидуальное понятие. Здоровый ребенок и здоровый взрослый человек характеризуются совершенно разными показателями. У двух людей одинакового пола и возраста может быть совсем разное здоровье. Это общеизвестный факт, во все века людей характеризовали как имеющих «крепкое здоровье» или «слабое здоровье». Более того, у одного и того же человека здоровье не находится на одном постоянном уровне, а подвержено некоторым циклическим и нециклическим колебаниям. Вспомните для примера какой-либо отрезок вашей жизни, когда вы были здоровы с точки зрения медицины (т. е. не брали больничный лист, посещали занятия в университете), наверняка в какие-то дни вы были бодры и активны, а в другие - все «валилось из рук», в какие-то дни ели с аппетитом, а иногда теряли аппетит. Довольно часто в повседневной жизни мы говорим: «Наверное, я заболел», но так и не находим объективных показателей к тому, чтобы взять больничный лист. Как же оценить и чем измерить здоровье человека? И нужно ли это делать?

Идея измерения здоровья здоровых людей подразумевает следующие цели:

Спрогнозировать риск возникновения заболевания.

Выявить в организме человека «слабые звенья» - органы мишени.

Оценить эффективность оздоровительных мероприятий.

Иметь объективные критерии отбора людей определенного уровня здоровья для специальных целей (служба в армии, летчики, космонавты и т. п.).

Измерение уровня здоровья подразумевает возможность адекватного вмешательства с целью его укрепления.

Для определения количества и качества здоровья валеология использует - это оценка психофизиологического развития и состояния субъекта, его адаптивных возможностей, наследственности.

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных психофизиологических параметров, которые должны характеризоваться:

безопасностью для пациента;

объективностью;

количественными оценками;

диагностической эффективностью.

Диагностическая эффективность различных показателей здоровья в настоящее время не является общепризнанной, так как не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. В. В. Власов (1998) отмечает, что не существует даже общих представлений о возможной шкале измерений. Если представить некую шкалу «состояний здоровья», то на ней очевидна лишь крайняя нижняя точка - смерть . Вторая, менее строго определяемая - нулевая точка, возникновение хронического заболевания. Выше ее располагается часть шкалы соответствующая здоровью. В нижней части шкалы систематическое деление шкалы затруднено, поскольку болезненные состояния трудно ранжировать с учетом всех возможных внешних критериев (трудоспособности, социальной адаптации, степени страдания). В то же время создаются и применяются индексы для оценки степени нарушения соматических, психических, социальных функций человека. Эти индексы могут быть специфическими (ориентированными на оценку дефекта от некоторого заболевания, как, например, для ишемической болезни сердца - функциональные классы New York Heart Association) или неспецифическими , нацеленными на оценку суммарного дефекта в жизнедеятельности человека независимо от конкретного заболевания (индекс МакМастера, Ноттингемский профиль здоровья).

В части шкалы здоровья, расположенной выше нуля, проблемы еще сложнее. Представления о здоровье настолько расплывчаты, что разные авторы оценивают здоровье и как уровень, и как качество, и как процесс. Само отделение части шкалы ниже «здоровья» в область «болезни» является упрощением, по мнению В. В. Власова (1998). Оно вытекает из древних представлений об отдельности болезни от человека, о «приобретении» им болезни. G. Engel, предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала, как для температуры, где 0 - это около смерти, а верхнего предела нет.

Валеологическая диагностика исходит из того, что важнейшие критерии здоровья - это достигнутый уровень физического, психического, социального развития человека.

Оценка физического развития человека проводится с помощью антропометрических исследований . Важнейшее значение оценка физического развития имеет у детей первого года жизни, в этот период онтогенеза физическое развитие (рост, вес, количество зубов, развитие костного скелета, двигательные навыки) прямо отражает уровень здоровья. Достигнутый уровень физического развития должен обеспечивать адекватное функциональное состояние организма, т. е. определенный уровень интенсивности и устойчивости работы его органов и систем.

Под физическим развитием понимается реализация генетических программ формирования морфофизиологических свойств организма в условиях воздействия на него различных факторов: климата, особенностей питания и образа жизни, социальной среды и др.

Уровень физического развития оценивается набором методов, результаты которых сравниваются с половозрастными нормативами.

Методы исследования уровня физического развития:

Соматометрические - длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.

Соматоскопические - состояние кожных покровов, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата (подвижность суставов, развитие мышечного слоя), степень полового развития.

Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.

Одним из показателей физического здоровья является физическая - способность выдержать максимальную нагрузку в статической, динамической или смешанной работе. Для оценки физической работоспособности обычно используют эргометрические (количество проделанной работы) и физиологические (обычно состояние сердечно-сосудистой системы) показатели. Согласно теории адаптации, сердечно-сосудистая система - индикатор адаптивных возможностей целостного организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Норма реакции ЧСС и АД на нагрузку являются показателями, широко применяемыми для экспресс-оценки динамического здоровья.

Подробно ознакомиться с конкретными методиками антропометрических исследований можно в учебниках «Практикум по физиологии».

В качестве основных составляющих психического здоровья человека выделяют: на стадии формирования личности - уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления); для взрослого человека - возможности обеспечения социальной адаптации.

В валеологической практике для определения психического здоровья широко применяются тесты САН, тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера.

Выявленные в процессе исследования высокие характеристики тревоги или сниженные показатели настроения и самочувствия, отмечаемые и при повторных обследованиях, дают основания для вывода о наличии в психо-социальной сфере или в организме обследуемого травмирующего фактора. Определение экстремальности психических характеристик основывается на сравнении измеряемого параметра со статистическими нормативами (норматив литературный или норматив, полученный для соответствующей группы в конкретных условиях).

Социальное здоровье личности можно определить с помощью опросников, отражающих социальный статус человека, а также с помощью тестов, выявляющих удовлетворенность человека своей жизнью. В настоящее время широкое распространение

Методы оценки количества и качества здоровья, интегральные показатели здоровья получила анкета А. Антоновского «Оценка социального благополучия и личностной устойчивости» (по Айзман, 1999), которая позволяет оценить уровень взаимопонимания с людьми, осмысленность жизни, веру в лучшее будущее. Индекс Гольдберга Даба оценивает удовлетворенность работой, досугом, сном, коммуникациями. Модели здоровья, учитывающие физическое, психическое здоровье, а также субъективную удовлетворенность человека своим состоянием называются двумерными, так как учитывают количество и качество здоровья.

Здоровье оценивается по многим признакам, но анализ по отдельным показателям не дает целостного представления. Кроме того, использование многих признаков по отдельности неудобно. Необходима интеграция данных с целью получения суммарного количественного показателя - индекса здоровья. В настоящее время активно разрабатываются агрегатные индексы здоровья - многомерный анализ множества признаков путем произвольных математических операций (суммирование, перемножение, ранжирование и т. п.) сводится к единому показателю. Достоинством таких индексов является простота интерпретации, удобство в применении для массовых обследований, недостатком - потеря части информации при суммировании признаков. Примером агрегатного достаточно широко применяемого индекса в медицине является шкала Apgar для оценки здоровья новорожденных младенцев. Примером агрегатного индекса здоровья, применимого для массовых валеологических обследований, является метод, предложенный Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко (1988). Методика основана на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов.

Многие ученые разрабатывают интегральный показатель здоровья на основе собственных теоретических моделей, которые позволяют измерять небольшое количество признаков, но зато именно тех, которые, по мнению авторов, и отражают уровень здоровья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

на тему: "Здоровье человека и качество его жизни"

План

1. Что такое здоровье?

2. Труд , отдых и здоровье

3. Семья и здоровье

4. Качество жизни

5. Улуч

1. Что такое з доровье ?

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых человеку природой.

Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья, как об одном из основных прав человека. Также человек имеет право на достоверную информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.

К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, основанных наукой норм здорового образа жизни, то есть малоподвижный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики и пр.), не соблюдение режимов труда и отдыха.

человек труд семья здоровый

2. Труд , отдых и здоровье

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Труд является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд, как физический, так и умственный, не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно - мышечный аппарат и на весь организм человека. Долго живёт тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, безделье же приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В перенапряжениях и переутомлениях виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять свои силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Полноценный отдых, как указывал ещё классик отечественной физиологии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. "Работаешь сидя - отдыхай стоя",- писал он. Поэтому умственная работа, учёба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью.

3. Семья и здоровье

Семья - малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Семейный уклад влияет на здоровье людей, а семейная жизнь определяет здоровье членов семьи. Известно, что счастливые в браке люди живут дольше, болеют реже. Обстановка в семье, характер взаимоотношений её членов в значительной мере определяют рождаемость, сказываются на исходе беременности, влияют на различные показатели здоровья.

Режим, распорядок дня членов семьи - один из показателей образа жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно- психических, нарушений обмена веществ.

Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье её членов. Поэтому любите, будьте любимы и здоровы.

4. Качество жизни

В результате роста населения, миграции, распространения наркомании и алкоголизма, безработицы, ухудшения экологической обстановки упало и качество жизни людей.

Понимание качества жизни у каждого своё. Основными компонентами качественной жизни является:

1) ощущение полноты своих возможностей - ощущение себя профессионалом в своей сфере;

2) осознание себя и своих действий, уверенность в будущем;

3) потребность быть значимым в социуме, быть включённым в отношения с другими людьми в процессе деятельности.

Иногда, кажется, что семья и каждодневная работа убивает в человеке его лучшие порывы, но это не так. По известной теории Маслоу, прежде чем удовлетворить высшие потребности: потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении), потребности в самоактуализации, человек должен удовлетворить обычные потребности:

1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

2) потребности в безопасности (уверенность, защищённость, порядок и др.);

3) потребности в контактах и любви.

Маслоу утверждает: "Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее, у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но ещё не достигнутого. Ценности самореализации существуют в идее реальных целей, даже ещё не будучи актуализированными. Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть...".

5. Улуч шение здоровья и качества жизни

Улучшить здоровье и повысить качество жизни можно: нужно работать над собой, кардинально взяться за улучшение своей жизни, ставить перед собой задачи и цели, достигать их, отказаться от вредных привычек, начать вести здоровый образ жизни.

Наше здоровье в наших собственных руках, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть - это наше здоровье.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем. Человеческое здоровье и продолжительность жизни. Труд, как основа создания материальных и духовных ценностей. Образ жизни и ее зависимость от профессии, которую приобрел человек.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Основные факторы, влияющие на здоровье человека. Основные негативы образа жизни студентов. Показатели устойчивости к влиянию окружающей среды. Примерный суточный бюджет времени учебного дня студента. Организация режима сна, питания и физических нагрузок.

    презентация , добавлен 04.12.2015

    Понятие и значение здорового образа жизни, а также главные факторы, влияющие на его формирование. Вредные привычки, направления и перспективы отказа от них. Значение спорта и физических нагрузок в жизни человека. Рациональный режим труда и отдыха.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Образ жизни, представляющий повышенный риск здоровью. Молодежная программа по формированию здорового образа жизни в России. Организация работы муниципального штаба. Модель формирования здорового образа жизни у детей и молодежи в Красноярском крае.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2015

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни. Двигательная активность и здоровье. Резервные возможности организма. Ритмичный режим труда и отдыха. Основные показатели функционального состояния центральной нервной системы человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)» МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Индивидуальное задание

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

Тема: Здоровье и качес тво жизни современного человека

Выполнила: студентка Е71 МО Шашок К.А.

Преподаватель: Ковалева О.А

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровье -- это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния.

Качество жизни - многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека, а не только непосредственно связанные с физическим состоянием здоровья.

С целью объективизации понятия, предпринимались попытки выявить "объективные" критерии качества жизни (уровень образования, финансовое благополучие, жилищные условия, питание и др.). Однако, при всей важности этих параметров, не меньшее значение имеют "субъективные" критерии - физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на субъективном восприятии.

Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д.

Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности -- человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом -- достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. В силу указанных аспектов человеческой жизни вопросы здоровья человека также носят естественно-научный характер и составляют предмет медицины -- науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.

В отечественной медицинской науке здоровье человека определяется как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности.

Оно характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех его задатков. В зависимости от того, кто является носителем здоровья (человек, группа, население, общество), выделяют следующие его типы:

· индивидуальное здоровье (человек, личность);

· здоровье группы (семья, профессиональная или возрастная группа);

· здоровье населения (популяционное, общественное).

В соответствии с типом здоровья в каждом обществе выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика.

В современной научной литературе существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье -- это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней. Поскольку ни одно определение здоровья не принято в качестве эталонного, то о состоянии здоровья человека ученые и медики судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических, клинико-физиологи-ческих и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями возраста населения, профессиональной структуры и экологического состояния данного общества.

Физическое здоровье во многом определяется генетическим фактором. Также оно зависит от психического здоровья, которое, в свою очередь, тесно связано с социальным окружением человека, уровнем развития общества. Очень важную роль играет отношение человека к собственному здоровью, его образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек.

У каждого человека есть свои резервы здоровья. Это возможности максимальной работы органов нашего тела -- сердца, легких, почек, печени и т.д., при которой они сохраняют свои функции.

Если здоровье -- это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов, то болезнь -- это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, потеря человеком своей свободы, что связано с потерей приспособительной функции и способностей организма. Чаще всего болезнь связана с нарушением согласованного течения обменных процессов в организме. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными.

Для лечения болезней человек с давних пор стал применять различные лекарства, а также использовать различные процедуры. Первые лекарства, использовавшиеся человеком, имели в основном растительное или животное происхождение. Но по мере развития науки и техники в качестве лекарств все чаще стали использоваться вновь синтезированные органические и неорганические препараты. Доступность лекарств приводит к тому, что многие люди злоупотребляют ими, попадают в настоящую лекарственную зависимость. Результатом становятся широко распространившиеся лекарственные аллергии. Кроме того, многие лекарства наряду с полезным действием вызывают негативные побочные эффекты, среди которых нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, рост числа грибковых заболеваний и т.д. Бесконтрольное применение многих препаратов (в том числе, антибиотиков) приводит к привыканию организма к ним, он становится невосприимчивым к действию этих лекарств, поэтому болезнь не лечится, а переходит в хроническую форму.

Поэтому лекарства следует применять только в самом крайнем случае. Для поддержания оптимального самочувствия лучше обратиться к природным факторам. Ведь человек формировался среди естественной природы и связан с ней множеством нитей. Окружающая нас среда -- леса, поля, парки, реки, ручьи и т.д. -- содержит множество лечебных свойств и факторов, которые могут помочь нам лучше, чем многие лекарства.

Так, благотворно действует на человека умеренная работа на природе -- в саду, огороде, на поле. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, а также способствует психологической реабилитации человека. Очень полезны водные процедуры, особенно купание, избавляющее человека от заболеваний верхних дыхательных путей. Помогает лечение воздушными ваннами, особенно полезен зимний воздух, в котором отсутствует большая часть микробов. Раньше говорили о пользе загара, благоприятном воздействии солнечных лучей. Однако в последнее время в связи с разрушением озонового экрана на Землю проникает большее количество ультрафиолетовых лучей, что увеличивает риск заболеваний раком кожи.

В последнее время большой популярностью пользуется арома-терапия -- лечение запахами. Давно известно, что запахи могут вызывать самые разнообразные эмоции. Приятные запахи поднимают настроение, повышают работоспособность, а неприятные могут вызвать головную боль, головокружение, повышение давления и т.д.

Поэтому уже врачи древности лечили некоторые болезни с помощью нюхательных солей. Сегодня известно, что растения выделяют сотни различных веществ, многие из которых полезны для человека. Поэтому популярностью пользуются различные ароматические масла, полезные в самых разных ситуациях.

Лечебным эффектом также обладает живописный ландшафт. Живописные картины природы поднимают настроение, снимают стресс, отвлекают от тяжелых переживаний. Может лечить тишина, наполненная звуками родной природы: пением птиц, шелестом деревьев, журчанием ручья. Особенно актуально это в условиях современных больших городов, жители которых постоянно подвергаются воздействию шумового загрязнения, способного вызвать не только легкие недомогания, но и тяжелые истощения нервной системы, язву желудка и пр.

Таким образом, для сохранения здоровья нужно чаще бывать на природе -- в лесу, на лугу, у природных водоемов. Особенно важно это для горожан. Ведь намного проще предотвратить болезни, чем их лечить, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Только так человек сможет полностью реализовать себя во всех сферах человеческой жизнедеятельности -- в труде, быту, семейной жизни, социально-экономической и политической сферах, в сфере духовной культуры и образования.

Способность человека к самореализации и самоактуализации, прежде всего, определяется уровнем и качеством здоровья. Эти понятия введены в рамках новой науки -- валеологии, ставящей своей целью сохранение здоровья души и тела человека. С точки зрения валеологии, больных людей нет. Все люди здоровы, но качество их здоровья -- разное. Поэтому можно выделить семь валеологических уровней здоровья.

Последний, седьмой, уровень здоровья -- реанимационный. Это состояние, угрожающее жизни человека. Спасти жизнь можно только в больнице.

Шестой уровень здоровья связан с состоянием, опасным для жизни человека. На этом уровне идет накопление различных болезней, сокращающих человеческую жизнь. К сожалению, большая часть городского населения находится на этом уровне.

На пятом уровне также накапливаются отдельные болезни, но и здоровье тоже накапливается. На этом уровне здоровья человек обладает низкой работоспособностью, он с трудом сохраняет внимание.

Четвертый уровень -- уровень стабилизации, стадия ремиссии. У человека есть какие-то болезни, но они не проявляются, так как организму хватает собственных сил, чтобы справиться с ними и адаптироваться к окружающей среде. Человек обладает хорошей работоспособностью и антистрессовой защитой. Поэтому вывести большую часть населения на этот уровень здоровья -- важнейшая задача современной медицины.

На третьем уровне здоровья человек способен к полной реализации своих планов и способностей.

Первый и второй уровни здоровья связаны с развитием у человека необычных способностей, например к целительству и пр.

Оценка качества жизни - это простой и надежный метод оценки общего благополучия человека. Можно оценить показатель качества жизни одного человека, группы людей, различных слоев населения и общества в целом. Можно проводить скрининг различных групп населения в различных регионах и осуществлять мониторинг общества в течение необходимого периода времени. Таким образом, исследование качества жизни является методом оценки социального благополучия населения.

Показатели качества жизни могут быть весьма полезными при оценке эффективности различных подходов к лечению, отработки оптимальных вариантов терапии того или иного заболевания. Изучение показателя качества жизни в динамике может дать весьма значимую информацию для оценки эффективности диспансерных мероприятий у лиц с хроническими заболеваниями. На наш взгляд периодическую оценку качества жизни необходимо проводить у пациентов получающих постоянную медикаментозную терапию (гипотензивную терапию у больных артериальной гипертензией, антиретровирусную терапию у больных вирусом иммунодефицита человека, гипогликемическую терапию у больных сахарным диабетом и др.).

Разумеется, любой человек, приложив определенные усилия, может перейти с более низкого на более высокий уровень здоровья. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, придерживаться режима, получать регулярную физическую нагрузку, правильно (сбалансированно) питаться. И, конечно, человек должен поставить перед собой цель -- улучшить собственное здоровье.

Список использованных источников

здоровье человек организм жизнь

1. Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. - 832 с.

2. Дубнищева Т.Я., Пигерев А.Ю. Современное естествознание. - Изд-во ЮКЭА, 1998. - 159 с.

3. Дыбов А.М. Иванов В.А. Концепции современного естествознания. - Ижевск: «Удмуртский университет», 1999. - 320 с.

4. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 208 с.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: «Высшая школа», 2001. - 334 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика радиочастотных (РЧ) воздействий. Выводы ученых по исследованию популярных марок телефонов и их влияния на здоровье человека, системы организма человека, наиболее подверженные вредному влиянию. Меры по защите населения от РЧ-излучения.

    научная работа , добавлен 09.02.2009

    Вопросы происхождения и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире. Гипотезы возникновения жизни. Доказательство родства человека и животных. Эволюция человека. Теории появления человека.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Здоровье - индивидуальное психосоматическое (душевнотелесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности. Индивидуальное и популяционное здоровье, основные принципы здорового образа жизни.

    контрольная работа , добавлен 02.09.2010

    Исследование понятия и основ здорового образа жизни человека. Характеристика факторов, разрушающих здоровье. Обзор текущего образа жизни населения России. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Функциональные системы организма. Внешние и внутренние раздражители организма человека, восприятие состояния внешней среды. Особенности организма человека, феномен синестезии, экстрасенсы-синестетики. Особенности темперамента при выборе профессии.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Виды здоровья (физическое, социальное, нравственное) и необходимые условия для его обеспечения. Элементы здорового образа жизни: рациональное питание, личная гигиена, режим дня, двигательная активность. Сущность и причины возникновения вредных привычек.

    презентация , добавлен 17.10.2013

    Основные признаки этапов эволюции человека. Размер и образ жизни дриопитеков. Отличия австралопитеков от человека умелого, период его появления и размер мозга. Внешний вид человека прямоходящего. Ареал обитания неандертальцев. Орудия труда кроманьонца.

    презентация , добавлен 06.04.2015

    Физические поля и излучения функционирующего организма человека. Механизм взаимодействия излучений человека и окружающей среды и возможности медицинской диагностики и лечения. Физические поля биологических объектов. Метод газоразрядной визуализации.

    доклад , добавлен 15.12.2009

    Разработка интегрированного урока по биологии и химии, задачей которого является формирование понятия "витамины", знакомство учащихся с их классификацией, биологической ролью витаминов в обмене веществ и их практическим значением для здоровья человека.

    презентация , добавлен 23.04.2010

    Понятие и основные этапы антропогенеза как части процесса развития человека, охватывающей период преобразования обезьяноподобного предка человека в человека современного вида. Отличительные особенности и образ жизни человека на каждой стадии развития.

Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния. Качество жизни - многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека, а не только непосредственно связанные с физическим состоянием здоровья. С целью объективизации понятия, предпринимались попытки выявить "объективные" критерии качества жизни (уровень образования, финансовое благополучие, жилищные условия, питание и др.). Однако, при всей важности этих параметров, не меньшее значение имеют "субъективные" критерии - физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на субъективном восприятии. Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д. Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности - человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом - достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. В силу указанных аспектов человеческой жизни вопросы здоровья человека также носят естественно-научный характер и составляют предмет медицины - науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению. В отечественной медицинской науке здоровье человека определяется как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Оно характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех его задатков. В зависимости от того, кто является носителем здоровья (человек, группа, население, общество), выделяют следующие его типы:
    индивидуальное здоровье (человек, личность); здоровье группы (семья, профессиональная или возрастная группа); здоровье населения (популяционное, общественное).
В соответствии с типом здоровья в каждом обществе выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика. В современной научной литературе существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье - это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней. Поскольку ни одно определение здоровья не принято в качестве эталонного, то о состоянии здоровья человека ученые и медики судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических, клинико-физиологи-ческих и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями возраста населения, профессиональной структуры и экологического состояния данного общества. Физическое здоровье во многом определяется генетическим фактором. Также оно зависит от психического здоровья, которое, в свою очередь, тесно связано с социальным окружением человека, уровнем развития общества. Очень важную роль играет отношение человека к собственному здоровью, его образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек. У каждого человека есть свои резервы здоровья. Это возможности максимальной работы органов нашего тела - сердца, легких, почек, печени и т.д., при которой они сохраняют свои функции. Если здоровье - это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов, то болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, потеря человеком своей свободы, что связано с потерей приспособительной функции и способностей организма. Чаще всего болезнь связана с нарушением согласованного течения обменных процессов в организме. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными. Для лечения болезней человек с давних пор стал применять различные лекарства, а также использовать различные процедуры. Первые лекарства, использовавшиеся человеком, имели в основном растительное или животное происхождение. Но по мере развития науки и техники в качестве лекарств все чаще стали использоваться вновь синтезированные органические и неорганические препараты. Доступность лекарств приводит к тому, что многие люди злоупотребляют ими, попадают в настоящую лекарственную зависимость. Результатом становятся широко распространившиеся лекарственные аллергии. Кроме того, многие лекарства наряду с полезным действием вызывают негативные побочные эффекты, среди которых нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, рост числа грибковых заболеваний и т.д. Бесконтрольное применение многих препаратов (в том числе, антибиотиков) приводит к привыканию организма к ним, он становится невосприимчивым к действию этих лекарств, поэтому болезнь не лечится, а переходит в хроническую форму. Поэтому лекарства следует применять только в самом крайнем случае. Для поддержания оптимального самочувствия лучше обратиться к природным факторам. Ведь человек формировался среди естественной природы и связан с ней множеством нитей. Окружающая нас среда - леса, поля, парки, реки, ручьи и т.д. - содержит множество лечебных свойств и факторов, которые могут помочь нам лучше, чем многие лекарства. Так, благотворно действует на человека умеренная работа на природе - в саду, огороде, на поле. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, а также способствует психологической реабилитации человека. Очень полезны водные процедуры, особенно купание, избавляющее человека от заболеваний верхних дыхательных путей. Помогает лечение воздушными ваннами, особенно полезен зимний воздух, в котором отсутствует большая часть микробов. Раньше говорили о пользе загара, благоприятном воздействии солнечных лучей. Однако в последнее время в связи с разрушением озонового экрана на Землю проникает большее количество ультрафиолетовых лучей, что увеличивает риск заболеваний раком кожи. В последнее время большой популярностью пользуется арома-терапия - лечение запахами. Давно известно, что запахи могут вызывать самые разнообразные эмоции. Приятные запахи поднимают настроение, повышают работоспособность, а неприятные могут вызвать головную боль, головокружение, повышение давления и т.д. Поэтому уже врачи древности лечили некоторые болезни с помощью нюхательных солей. Сегодня известно, что растения выделяют сотни различных веществ, многие из которых полезны для человека. Поэтому популярностью пользуются различные ароматические масла, полезные в самых разных ситуациях. Лечебным эффектом также обладает живописный ландшафт. Живописные картины природы поднимают настроение, снимают стресс, отвлекают от тяжелых переживаний. Может лечить тишина, наполненная звуками родной природы: пением птиц, шелестом деревьев, журчанием ручья. Особенно актуально это в условиях современных больших городов, жители которых постоянно подвергаются воздействию шумового загрязнения, способного вызвать не только легкие недомогания, но и тяжелые истощения нервной системы, язву желудка и пр. Таким образом, для сохранения здоровья нужно чаще бывать на природе - в лесу, на лугу, у природных водоемов. Особенно важно это для горожан. Ведь намного проще предотвратить болезни, чем их лечить, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Только так человек сможет полностью реализовать себя во всех сферах человеческой жизнедеятельности - в труде, быту, семейной жизни, социально-экономической и политической сферах, в сфере духовной культуры и образования. Способность человека к самореализации и самоактуализации, прежде всего, определяется уровнем и качеством здоровья. Эти понятия введены в рамках новой науки - валеологии, ставящей своей целью сохранение здоровья души и тела человека. С точки зрения валеологии, больных людей нет. Все люди здоровы, но качество их здоровья - разное. Поэтому можно выделить семь валеологических уровней здоровья. Последний, седьмой, уровень здоровья - реанимационный. Это состояние, угрожающее жизни человека. Спасти жизнь можно только в больнице. Шестой уровень здоровья связан с состоянием, опасным для жизни человека. На этом уровне идет накопление различных болезней, сокращающих человеческую жизнь. К сожалению, большая часть городского населения находится на этом уровне. На пятом уровне также накапливаются отдельные болезни, но и здоровье тоже накапливается. На этом уровне здоровья человек обладает низкой работоспособностью, он с трудом сохраняет внимание. Четвертый уровень - уровень стабилизации, стадия ремиссии. У человека есть какие-то болезни, но они не проявляются, так как организму хватает собственных сил, чтобы справиться с ними и адаптироваться к окружающей среде. Человек обладает хорошей работоспособностью и антистрессовой защитой. Поэтому вывести большую часть населения на этот уровень здоровья - важнейшая задача современной медицины. На третьем уровне здоровья человек способен к полной реализации своих планов и способностей. Первый и второй уровни здоровья связаны с развитием у человека необычных способностей, например к целительству и пр. Оценка качества жизни – это простой и надежный метод оценки общего благополучия человека. Можно оценить показатель качества жизни одного человека, группы людей, различных слоев населения и общества в целом. Можно проводить скрининг различных групп населения в различных регионах и осуществлять мониторинг общества в течение необходимого периода времени. Таким образом, исследование качества жизни является методом оценки социального благополучия населения. Показатели качества жизни могут быть весьма полезными при оценке эффективности различных подходов к лечению, отработки оптимальных вариантов терапии того или иного заболевания. Изучение показателя качества жизни в динамике может дать весьма значимую информацию для оценки эффективности диспансерных мероприятий у лиц с хроническими заболеваниями. На наш взгляд периодическую оценку качества жизни необходимо проводить у пациентов получающих постоянную медикаментозную терапию (гипотензивную терапию у больных артериальной гипертензией, антиретровирусную терапию у больных вирусом иммунодефицита человека, гипогликемическую терапию у больных сахарным диабетом и др.). Разумеется, любой человек, приложив определенные усилия, может перейти с более низкого на более высокий уровень здоровья. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, придерживаться режима, получать регулярную физическую нагрузку, правильно (сбалансированно) питаться. И, конечно, человек должен поставить перед собой цель - улучшить собственное здоровье.

Список использованных источников

    Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. – 832 с. Дубнищева Т.Я., Пигерев А.Ю. Современное естествознание. – Изд-во ЮКЭА, 1998. – 159 с. Дыбов А.М. Иванов В.А. Концепции современного естествознания. – Ижевск: «Удмуртский университет», 1999. – 320 с. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 208 с. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 2001. – 334 с.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло