Стадии развития ребенка психология. Возрастные этапы психического развития ребенка

Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология

3. Психологические особенности возрастных периодов

Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:

  1. моторный - до года;
  2. сенсомоторный - до 3 лет;
  3. аффективный - с 3 до 12 лет;
  4. идеаторный - с 12 до 14 лет.

1. Моторный этап развития психики.

Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания . В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.

Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов; более того, значительная часть этих студентов отчисляется уже с первых курсов. Диагностировать, а потом и применить активно формирующий метод, позволяющий студенту преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения - вот основная цель.

Сила нервной системы обеспечивает работоспособность , возможность длительное время быть сосредоточенным на изучаемом материале. Не влияя непосредственно на уровень учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах подготовки учебных заданий. Лабильность нервной системы, обеспечивающая скорость мыслительных реакций, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойствами и таким образом непосредственно воздействует на продуктивность учебной деятельности.

Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи малотревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки и т.п. Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся знания. Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а зачастую - и отчисления их из вуза. Только 37,3% исследованных студентов считают необходимым заниматься регулярно, остальные предпочитают «штурмовать» материал в экзаменационную сессию.

Значительная часть студентов даже в период экзаменационной сессии не считает необходимым работать напряженно, занимается лишь часть дней, отведенных на подготовку к экзаменам (многие используют 1-2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсников, 92,3% пятикурсников. Многие идут на экзамен, по собственному признанию, подготовившись не по всем выделенным преподавателям вопросам (58,3% первокурсников, 77% пятикурсников).

Из приемов учебной деятельности значительно повышает эффективность учебного труда прием предварительной подготовки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках. К сожалению, к этому приему прибегает столь малое количество студентов (15% пятикурсников, 16,7% вечерников, 14% первокурсников), что практически приходится констатировать отсутствие его в арсенале наших студентов.

К приемам учебной деятельности относится также углубленное изучение студентами наиболее важных, профессионально значимых учебных дисциплин. Среди первокурсников этим приемом пользуются 75%, среди пятикурсников - 84,6%.

В арсенале студентов имеется также прием предпочтительного начала самостоятельных занятий с трудных (легких) предметов. Очень часто в рекомендациях по научной организации умственного труда даются жесткие установки на начало занятий с трудных предметов. Между тем типологические исследования показывают, что здесь не может быть универсального рационального приема. Малоподвижные флегматики медленно втягиваются в работу, поэтому им лучше начинать занятия с легких предметов. Быстро утомляющиеся меланхолики со слабой нервной системой вряд ли могут оставлять сложные предметы на конец. Им следует за трудный материал приниматься со свежими силами. Своеобразно отношение студентов к экзаменам. Многие из них, даже указывая на большие нервные затраты (37,5% первокурсников, 54,6% пятикурсников и 67% вечерников), тем не менее выступают против отмены экзаменов, т.к. подготовка к ним помогает систематизировать знания, углубить Понимание материала, ликвидировать пробелы (75% первокурсников, 54,6% пятикурсников).

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли. Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам. Легко усваивая учебный материал, интеллектуально более развитые студенты в обычных, рассчитанных на среднего студента условиях обучения не стремятся к выработке рациональных приемов усвоения знаний. Этот стиль учебы - штурмовщина, риск, недоучивание материала - складывается еще в школе. Потенциальные возможности таких студентов остаются нераскрытыми, особенно при недостаточном развитии воли, ответственности, целеустремленности личности. В связи с этим возникает необходимость дифференцированного обучения, особенно в вузе. Принцип «от каждого по способностям» должен пониматься не как снижение требований при равнении на слабых, а как повышение требований к способным студентам. Только при таком обучении полностью реализуются интеллектуальные и волевые способности каждой личности, только тогда возможно гармоничное ее развитие.

Студенты с более высоким уровнем регулярности учебной работы являются по самооценке более волевыми, тогда как занимающиеся менее регулярно больше рассчитывают на свои интеллектуальные возможности. Существует два типа студентов - с высоким и, низким уровнем регулярности учебной деятельности. Умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях обеспечивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие умения организовать себя, равномерно распределять учебные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллекта ослабляет способность к усвоению программного материала и препятствует успешной учебе. Следовательно, отсутствие систематичности учебных занятий является одним из значимых факторов отсева студентов.

Эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. К оптимизации учебного процесса психология и педагогика могут подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствования работы деканатов, создания психологической службы в вузах, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Во всех этих подходах центральное звено - личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности студента - способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности , самосознания и т.д. - позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое жизненный цикл человека?
  2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды.
  3. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитиии ребенка.
  4. Охарактеризуйте этапы нравственного развития. Существует ли специфика нравственного развития женщин?
  5. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности.
  6. Охарактеризуйте психосоциальную концепцию развития личности Эриксона.
  7. Каковы психологические особенности дошкольного возраста?
  8. Почему подростковый возраст называют «трудным»?
  9. Какие факторы могут приводить к нарушению социализации подростка?
  10. Какие методы коррекции применяются при работе с «трудными» учащимися?
  11. Каковы психологические особенности юношеского возраста?
  12. Какие типы познавательной деятельности можно встретить у студентов?
  13. Какие группы студентов можно выделить в зависимости от отношения к учебе?
  14. Устарела ли типология студентов, предложенная В.Т. Лисовским?
  15. Какие типы студентов можно выделить в современный период рыночных реформ?
  16. Как менялось Понимание «идеального студента»?
  17. Зачем нужно психолого-педагогическое изучение личности студента?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология . М., 1997
  2. Алъперович В. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993
  4. Годфруа. Ж. Что такое психология. М., 1997
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология . М., 1996
  7. Практическая психология образования. М., 1997
  8. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992
  9. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998
  10. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997
  11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  12. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., Воронеж, 1997
  13. Божович Л.И. проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995
  14. Бринкли Д. Спасенный светом: что вас ждет после смерти. М., 1997
  15. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. М., 1997
  16. Выготский Л.Я.Вопросы детской психологии. СПб., 1997
  17. Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998
  18. Еникеева Д.Д. Несчастливый брак. М., 1998
  19. Популярная психология для родителей. М., 1997
  20. Захаров А.И. Что снится детям. М., 1997
  21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997
  22. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей с 1 по 11 класс. М., 1997
  23. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997
  24. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка. М., 1997
  25. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997
  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., СПб., 1997
  27. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков. Ростов н/Д, 1997
  28. Немое Р.С. Психология. Т.2. М., 1998
  29. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
  30. Психокоррекционная работа с тревожными детьми младшего школьного возраста. Саранск, 1997
  31. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. М., 1998
  32. Рычкова Н.А. Поведение: расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика . М., 1998
  33. Славина Л.С. Трудные дети. М., Воронеж, 1998
  34. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб., 1997
  35. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998
  36. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997
  37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1996
  38. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. С, 1991
  39. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993
  40. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  41. Эльконин Д.В., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1970
  42. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991
  43. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992
  44. Леей В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1983
  45. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
  46. Социология молодежи. М., 1996
  47. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990

Психология - это наука, изучающая человеческую душу. Каждая отдельная группа в психологии изучается отдельно. К примеру, детская психология.

Детская психология - это направление в самой психологии, которое изучает возрастные изменения, т.е отношение, развитие и полное самочувствие детей. По факту первое впечатление о мире ребенок познает общаясь и слыша голоса своих родителей. Одна и первых проявлений ребенка - это первая улыбка. Развитие психологии ребенка в первую очередь зависит от воспитания родителей. Мать для малыша - это кормилец, забота, тепло, уход. Отец для малыша - это своя собственная игрушка, от которого он получает нужные ему знания.

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
Пьер Бомарше

Воспитание - основа

Главное в развитии психологии у ребенка - это воспитание родителей. Чтобы развить хорошую психику у ребенка одного воспитания родителей недостаточно. Воспитание является ключом в психологическом развитии. Оно формирует личность в ребенке и подготавливает его во внешнюю среду и во взрослую жизнь. Ребенок развивается поэтапно.

В возрасте 6 - 7 месяцев он начинает отличать мать от других людей. В этом возрасте ребенок узнает кто «чужой» и «свой». Маленький ребенок - это сообразительное существо, радость для родителей. Когда говорят, что у ребенка очень слабая психика, это ошибочное мнение. У ребенка психика не хрупкая. Все малыши от 9 месяцев до 9 лет мыслят почти одинаково, т.е психологическое развитие у них имеет общие черты.

Ребенок - это хищник в своей среде. Доказывается тем, что ребенок ласками, улыбкой, плачем, настойчивостью заставляет своих родителей делать то, что он хочет.

Психология с малых лет

С рождением в этот мир малыш познает его и начинает расти. Первые познания состоят из того, как брать, трогать, пробовать. Первую информацию ребенок берет с родителей, начиная со слов «можно» и «нельзя».

  • Процесс развития эволюционирует с 1.5 лет до 3 лет, когда ребенок понимает, кем он является. Строится мировоззрение, под который ребенок начинает адаптироваться.
  • В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка развиваются мысли. В этот период он начинает интересоваться всем задавая вопросы.
  • Следующий период от 7 лет до подросткового возраста - это самый длительный срок развития ребенка. В этот момент психология развивается на слове «должен». Он настраивает себя на то, что он всегда должен. То есть прививая ребенку определенные правила можно сделать из него биоробота.

Психология подростков

Подростковый возраст очень важен при развитии психики.
Подростковым возрастом считается от 12 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка происходит кардинальное изменение личности и внутренняя перестройка, что влияет на психологию. В этом возрасте бывают резкие перемены, начиная с организма. Это гормональное развитие, что является немаловажным в психике ребенка.


В этом возрасте ребенок развивается полностью, что подготавливает его ко взрослой жизни. Появляется нестабильность и тревожность. С этими проблемами ребенку помогут справиться родители и общение со сверстниками. Вступление во взрослую жизнь претерпевает ряд факторов. В подростковом возрасте развивается самосознание, и появляются ценности жизни. Главная особенность подросткового возраста - это нестабильность личности.

Со временем подросток будет чувствовать себя взрослым. Это чувство формирует самосознание и является причиной полового созревания. После у ребенка развивается самостоятельность.

Развитие психики зависит от того, в какой среде ребенок живет. Общение в среде среди сверстников дает начало развития психологии и оставляет отпечаток отражаясь на всем. В этом дружба имеет немаловажное значение. Подростковая дружба очень сложная, чем детская. Стремление иметь лучшего друга заставляет менять окружение. Круг общения в таком возрасте становится шире.

Заключение

Если взять в общем, то для развития психологии ребенка и в младенчестве, и, касаемо подросткового возраста, социум очень важен. Социум составляет родители, близкие и друзья, а также окружающая среда. Все это является причиной развития психологии или появления проблем с психикой ребенка.

Под постнатальным онтогенезом принято понимать весь период развития человека от рождения до смерти.

В постнатальном онтогенезе выделяют несколько этапов развития психики человека. В процессе развития происходит усложнение психической деятельности, причем каждый этап завершается формированием именно тех качеств, которые определяют этот этап и в последующем являются основой для формирования новых более сложных качеств следующего этапа.

Существует достаточное число систематик, характеризующих возрастные этапы формирования психики в онтогенезе и охватывающих детский и подростковый возраст.

Авторы используют выделенные Г.К.Ушаковым периоды развития психики. Он писал, что при всей своей условности эта периодизация необходима для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки приемов воспитания и обогащения знаниями соответственно уровню развития, для понимания природы болезненных явлений психики, которые наблюдаются в разные возрастные периоды.

Психическая деятельность - это категория приобретенная. Врожденными и наследственно обусловленными являются биологические системы мозга, они и представляют собой биологическую основу формирования психической деятельности, которая развивается в связи с воздействием окружающей среды и отражением с помощью органов чувств реальной действительности и человеческого окружения.

При изучении формирования психики в постнатальном онтогенезе Г.К.Ушаков выделял две формы: с преобладанием образных субъективных категорий (образов, представлений) и безобразных субъективных категорий (понятий). Первая свойственна детскому возрасту и характеризуется яркими образными фантазиями и воображениями, вторая -типична для лиц зрелого возраста.

В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: моторный - до 1 года, сенсомоторный - до 3 лет, аффективный - с 3 лет до 12, идеаторный - с 12 до 15 лет, авторы выделяют еще юношеский период - с 15-16 лет до 20-21 года.

Для первого этапа развития психики - моторного - характерно то. что на любой раздражитель у ребенка наблюдается двигательная реакция. Это двигательное беспокойство, нецеленаправленные движения в ответ на раздражение, крик и плач. Такая реакция возникает на чувство голода, неудобное положение, мокрые пеленки и т.д. Моторика ребенка совершенствуется на протяжении жизни, но в этот период именно двигательными реакциями проявляется общение с окружающими.

Для второго этапа - сенсомоторного - характерна более сложная двигательная активность, обусловленная ответами на различные сенсорные раздражители. Движения становятся более целенаправленными: ребенок поворачивает голову в сторону звука, тянется рукой к игрушке. С переходом ребенка в вертикальное положение, когда он начинает ходить, сенсомоторные реакции становятся более сложными, деятельность - целенаправленной. На основе сенсомоторных реакций формируются восприятие, внимание, аффективные реакции. Во время сенсомоторного этапа у ребенка накапливается запас представлений о происходящих событиях и появляется возможность сопоставлять реально воспринимаемые объекты с имеющимися о них представлениями.

Третьему этапу развития психики - аффективному - вначале характерна обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновении дифференцированного отношения к окружающим, исходя из удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Позднее вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий, исходя из отношения к ним: приятные - неприятные, добрый- злой, желанный-нежеланный и т.п. Для этого периода характерны лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.

Четвертый этап развития психики - идеаторный - начинается с обогащения ребенка понятиями, суждениями и умозаключениями. С этого периода у ребенка возникает возможность строить предварительный план действия.

У него появляется удвоенность реальности, т.е. он может оперировать объектами реально существующими и воспоминаниями. Постепенно возникают предпосылки для широкого использования абстрактных понятий, способность к построению гипотетических суждений, анализу их связи с практической деятельностью.

Юношеский период характеризуется категоричностью суждений и оценок поступков окружающих, трудностями принятия неформаль¬ного компромиссного решения, гиперсоциальностью и следованием «правилам и догмам». Эти особенности, сохранившиеся у взрослых, создают обычно трудности в общении с окружающими и прежде всего с близкими людьми.

К юношескому периоду на основе темперамента и сложившегося характера начинается формирование личности. Аффективность в этот период приобретает новые качества, появляются высшие человеческие змоции - эстетические, этические.

В.В.Ковалев в основу этапов онтогенеза ставит психопатологические симптомы, характерные для определенного этапа развития, а Г.К.Ушаков показывает, какие именно психические функции развиваются во время выделенных этапов.

При относительно своевременном формировании этапов развития психики следует говорить о синхронии развития. Однако идеального развития психики не бывает, так как не существует однотипных условий жизни. В связи с этим чаще наблюдается асинхронное развитие.

Под влиянием различных факторов (длительная соматическая болезнь, неправильные условия воспитания, конфликтная ситуация в семье и др.), воздействующих на том или ином этапе развития психики ребенка, может затормозиться развитие определенных структур личности и нарушиться последовательность их формирования. При этом у взрослых лиц могут обнаружиться черты характера, свойственные именно этому периоду развития ребенка, в котором наблюдалось неблагоприятное воздействие.

Например, ребенок, переживший в аффективном периоде формирования психики длительную разлуку с родителями, уже будучи взрослым, обнаруживает склонность к аффективным реакциям, свойственным именно аффективному этапу формирования психики: чрезмерную аффективную лабильность, непосредственность реакций, впечатлительность и т.п.

Неблагоприятные для ребенка ситуации не проходят бесследно, даже если внешне не наблюдается/явных нарушений психической деятельности в период их воздействия, однако они нарушают синхронность созревания структур личности. Наряду с этим другие структуры личности могут развиваться быстрее, опережая хронологические сроки их формирования.

Нарушение сроков формирования может наблюдаться как между отдельными структурами личности, так и между психическим и физическим развитием.

Так, в 1970-е годы отмечалось ускоренное физическое развитие по сравнению с психическим, рост и масса тела подростков превышали возрастные нормы, наряду с этим в психической деятельности обнаруживались черты инфантилизма.

Задержку развития или отставание в развитии одной или нескольких систем называют ретардацией.

При ускоренном развитии функциональных систем с опережением возрастных периодов, характерных для этой системы, говорят об акселерации.

При сочетании ретардации одних систем с акселерацией других отчетливо выступают проявления асинхронии.

В пубертатном периоде признаки асинхронии носят функциональный характер и обусловлены бурным развитием различных систем организма. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий . Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

    Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

    Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

    Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

    Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

    Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

    Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

    Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития - также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

    На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 - 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа "Что такое психология"

Психологическое развитие - формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка - главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность - социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и , и).

Направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей - приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис - «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • . Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь - становится более сложной в структуре предложений.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Чтения и математике;
  2. Логического мышления;
  3. Коммуникабельности;
  4. Дисциплины и
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности - умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов - учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик - объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия .
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие - «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают, а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие - мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе - ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло