Болезни голосовых связок: причины и симптомы нарушений речевого аппарата, методики лечения. Диагностика голосовых расстройств

Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем.Анализ причин возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов Ю.С. Василенко, О.Г. Павлихин, З.А. Изгарышева Московский НИИ уха, горла и носа (дир. — проф. А.И. Крюков) МЗ РФ Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет. Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.
Ключевые слова:
голосовой аппарат, профессиональные заболевания гортани Причины, вызывающие профессиональные заболевания голосового аппарата у певцов оперного театра, по сравнению с представителями других голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели, переводчики и т.п.) имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой сценической деятельности (повышенная нервно-эмоциональная нагрузка, психохарактерологические особенности личности, проблемы с организацией режима работы и отдыха) и условностями оперного жанра в частности .
Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется координированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т.д. Координирует эту сложную деятельность голосового аппарата центральная нервная система. Необходимо также помнить, что на процесс голосообразования влияет состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем . В последнее время отмечается повышение интереса публики к оперному жанру. Увеличилось количество оперных театров и постановок оперных спектаклей не только композиторов-классиков, но и современных авторов, когда от певца особенно требуется умение владеть разнообразными техническими приемами, иногда идущими вразрез с общепринятыми взглядами на вокальную технику . При этом сокращаются сроки выпуска опер, диктуемые финансовыми интересами дирекции театров, усложняются актерские задачи, предъявляемые режиссерами к исполнителям. Кроме того, происходит ускорение темпа и напряженности жизни, изменение социальной обстановки, увеличение количества стрессовых ситуаций. От фониатра, работающего в оперном театре, требуется четкое знание всех факторов, имеющих значение в развитии заболеваний голосового аппарата у артистов современного музыкального театра. Этим определяется характер профилактических мероприятий и выбор методов лечения и реабилитации вокалистов . Целью исследования являлось определение факторов, способствующих возникновению голосовых нарушений, и выработка рекомендаций, направленных на профилактику профессиональных заболеваний гортани. Для решения конкретных задач были проведены наблюдения за состоянием голосового аппарата, условиями жизни и работы вокалистов Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, музыкальных театров «Амадей» и «Геликон-опера». При выполнении исследования мы обращали внимание на такие обстоятельства, как соблюдение режима работы и отдыха (вокальная нагрузка в часах в день и в месяц), возможность адекватного восстановления работоспособности голосового аппарата после спектаклей и концертов (по данным ларингоскопии, стробоскопии, длительности максимальной фонации) , вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголем), наличие вокальных технических проблем (форсированное пение, расширение объема звука, злоупотребление твердой атакой, неправильное голосоведение при смене регистров), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям исполнителя, наличие сопутствующих хронических заболеваний. Особое внимание было уделено оценке объема вокальной нагрузки, равномерности ее распределения в течение сезона. Под наблюдением находилось 127 человек, из которых солистами являлись 93 человека, артистами хора 34 человека. Сроки наблюдения составили от 3 до 5 лет.
Распределение пациентов по возрасту и стажу работы представлено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу
работы
ПолВозраст (годы)Стаж (годы)Всего
до 3031-4041-5051-60до 1010-20>20средний
Мужчины141216101614222352
Женщины242112181826312475

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).
Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая формаЧисло наблюдений% к числу обратившихся
Вазомоторный ринит1612,5
Хронический фарингит2318,1
Хронический тонзиллит118,6
Хроническая пневмония21,5
Хронический бронхит107,8
Рецидивирующие ОРВИ75,5
Аллергический ринит107,8
Нейроциркуляторная дистония1310,2
Гипертоническая болезнь64,7
Дисфункция щитовидной железы32,3
Гинекологические заболевания1210,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта1411,0
Всего127100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах. Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это — репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.
Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное — консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии — Ленский, Альфред («Травиата»), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в «Кармен») и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.
При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно:
например, 3-4 спектакля «Аида» подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля «Кармен» и т.д.
Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на «рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.

Появление звуков, которые мы слышим и произносим при разговоре, стало возможным благодаря работе расположенных в организме человека голосовых связок. Когда мы болеем или чрезмерно их перегружаем, голос может осипнуть, охрипнуть или вовсе пропасть. Пока не будет устранена причина этого расстройства, способность громко и четко разговаривать не восстановится. Почему это происходит и как с этим бороться?

Голосовой аппарат

Мы способны произносить вслух звуки благодаря работе мышечно-соединительных структур, расположенных в гортани, которые называются голосовыми связками. Между собой они образуют небольшую щель.

Ее размеры могут меняться в зависимости от напряжения мышц.

В их полностью сомкнутом положении попадание воздуха в гортань исключено, поэтому звуков нет и, соответственно, голоса тоже.

Причины нарушений

Изменение физиологического размера щели между голосовыми связками происходит под влиянием внешних или внутренних факторов. Среди основных причин болезней выделяют:

  • Переохлаждение
  • Перенапряжение
  • Продолжительное вдыхание грязного воздуха
  • Хронические воспаления носовой и ротовой полости
  • Инфекционное поражение
  • Аллергия
  • Получение травмы
  • Развитие новообразований

Негативно на работе голосовых связок сказывается и злоупотребление курением. Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на здоровье мышечно-соединительных структур, от чего их нормальное функционирование может быть нарушено. При наличии на связках микротрещин возрастает риск вторичного инфицирования.

Характерные заболевания

В последнее время нередко причиной проблем с голосом становятся опухоли или различные образования, появляющиеся на связках. Это могут быть:

  1. Гранулемы – доброкачественные опухоли.
  2. Рак – злокачественная опухоль.
  3. – доброкачественные разрастания, являющиеся следствием перегрузки связок.
  4. Полипы – не представляющие опасности новообразования, локализующиеся в центре мышечно-соединительных структур.
  5. Папилломы – образования бородавчатого типа, вызванные наличием в организме вируса папилломы человека.
  6. Кисты – скопление на поверхности связок слизи в тонкой оболочке.
  7. Рубцы – следы механического повреждения голосовых связок.

Развивается оно на фоне психологической травмы, сильного эмоционального переживания или перенапряжения связок. Если они раздражены инфекционным заболеванием, такое явление имеет название . Наиболее распространенными болезнями, оказывающими осложнения на мышечно-соединительных структуры связок, являются:

  • Грипп
  • Ринит
  • Пневмония

Нарушения в работе связок могут быть обусловлены наличием травм или ожогов. Под влиянием травматического фактора ткани могут отекать, чувствуется сильная боль в горле, глотательная функция нарушена, развивается сухой давящий кашель, может открыться кровотечение. Иногда на мышцах в результате получения травмы фиксируется наличие гематомы. Отразиться на голосе также может ожог, не только тепловой, но и химический.

Часто поражение связок вызывается воздействием аллергена, который поступает в организм по пищеварительному тракту и при приеме лекарств. В зависимости от концентрации поступившего агрессивного для иммунитета фактора кроме проблем с голосом могут возникнуть трудности при дыхании.

Возможные формы воспаления

В зависимости от причин, вызвавших расстройство функционирования голосовых связок, выделяют несколько форм их воспаления. Для каждой из них характерны свои симптомы проявления:

  1. Гипетрофическая. Обычно является следствием развития хронического заболевания. На связках могут образовываться узелки, голос становится хриплым.
  2. Атрофическая. Вызвана атрофией слизистой оболочки гортани. Сопровождается сухим кашлем, иногда покашливание происходит с отделением кровянистой мокроты.
  3. Катаральная. Развивается на фоне заражения организма гриппом. Из симптомов отмечается зуд и боль в горле, кашель.
  4. Дифтерийная. Характеризуется наличием белого налета на связках. Вызвана развитием воспалительных процессов.
  5. Туберкулезная. Носит инфекционный характер. Проявляется развитием туберкулезных язвочек на связках.

При возникновении любой их этих форм расстройства отмечается потеря звучности в голосе, появление в нем шипения или хрипения. Во время разговора ощущается напряжение, которое человеку приходится прикладывать для общения.

Диагностика болезней голосовых связок

Если проблемы с голосом не решились примерно за 2-3 дня самостоятельно, то скорее всего в основе их появления лежит некоторое заболевание или расстройство в работе организма.

Чтобы его установить и определить подходящий курс лечения следует обратиться к врачу. Записаться на прием следует к отоларингологу.

Именно он будет заниматься диагностикой ваших связок и постановкой диагноза. Для этого производятся:

  • Осмотр горла с помощью медицинского шпателя
  • Наружная пальпация шейных органов
  • Осмотр гортани с применением ларингоскопа
  • Рентгеновские исследования
  • Анализ биопсии (при наличии образований на связках)
  • Сбор и исследование общих анализов крови и мочи

Дополнительно осмотру подвергается нос и рот. При необходимости производят ларингостробоскопию. Это тест, по результатам которого оцениваются вибрации голосовых связок. После определения причины проблем с голосом назначается наиболее приемлемый курс лечения.

Методики лечения

Чтобы исходящий звук голоса был правильным, связки должны быть хорошо натянуты. При возникновении любых проблем с их мышцами в первую очередь следует снять с них любые напряжения. После уже следует показаться специалисту. Лечение может быть назначено по следующим направлениям:

  1. Медикаментозное
  2. Физиотерапевтическое
  3. Хирургическое
  4. С помощью народных средств

Выбор курса напрямую зависит от степени сложности случая и причин, вызвавших расстройство. Госпитализация больного может потребоваться только в случае оперативного вмешательства. Во всех остальных ситуациях лечение производится в домашних условиях.

Медикаментозная терапия

Выбор препаратов для лечения остается за врачом. Их назначение производится с учетом имеющихся у больного симптомов:

  • Для отхаркивания при сухом кашле или выхода мокроты назначают , Флуимицил, Бромгексидин.
  • Для обработки язвочек на связках применяется .
  • Для снятия воспаления путем проведения ингаляций: и Камфомент.
  • При хроническом ларингите: аэрозоль «Биопарокс».

При отсутствии улучшений могут быть назначены . Также их выписывают при обнаружении в мокроте кровяных выделений или гноя.

Если строго следовать установленным дозировкам и режиму применения назначаемых для лечения препаратов, то острый воспалительный процесс удается побороть в течение 7 дней. При развитии хронического заболевания будет достигнуто временное улучшения самочувствия.

Физиопроцедуры

Как самостоятельный вид лечения используются довольно редко. Чаще всего посещение физиотерапевтических процедур назначается в качестве дополнительной терапии. При заболеваниях голосовых связок направляют на:

  • Микроволновую терапию
  • фронтальной части шеи

Продолжительность каждой процедуры и общий курс повторений назначает лечащий врач. При назначении ингаляций больной может выполнять их дома с помощью аппарата небулайзера или емкости (чаще кастрюли).

Оперативное вмешательство

Операция на голосовых связках выполняется в случае развития осложнений, при злокачественных опухолях или при установленной неэффективности медикаментозной терапии. Для правильного восстановления связок после хирургического вмешательства больному необходимо следовать правилам реабилитации:

  1. Молчать первый день после операции
  2. Ограничивать на протяжении недели после операции голосовой режим
  3. 1-2 часа после выхода из наркоза не есть и не пить
  4. Воздерживаться от кашля
  5. Избегать резких запахов, в том числе и табака
  6. В течение недели исключить физические нагрузки
  7. Не посещать сауны, бани, бассейны в течение 7 дней
  8. Не употреблять острую пищу

Если восстановительный период после операции прошел успешно, то довольно быстро пациенту удается вернуться к привычной жизни. Иногда в постоперационный период могут назначаться лекарства или физиопроцедуры для ускорения процесса заживления.

Лечение патологий

Является той патологией, вылечиться полностью от которой невозможно. Но если и вовсе не предпринимать никаких мер, то возрастает риск развития осложнений. Избежать этого позволят инъекции ботулинического токсина, которые выполняются непосредственно в мышцы связок. Их воздействие вызывает паралич мышц, которые приводили к непроизвольным сокращениям связок.

Укол выполняется через ткани шеи в амбулаторных условиях. После него пациента отпускают домой. Непродолжительное время после инъекции речь может быть с придыханием.

Народные методы

При легкой форме расстройства голосовых связок для их восстановления может быть достаточно процедур, выполненных в домашних условиях. Нетрадиционная медицина предлагает:

  • Коктейль из сливочного масла и куриных желтков
  • Полоскание горла отваром шелухи лука
  • Ингаляции над картофелем «в мундире»
  • Молочно-медовый коктейль

Быстро снять боль и першение в горле при отсутствии под рукой лекарств поможет рассасывание небольшого кусочка сладкой шоколадки. При всей своей простоте и эффективности народные рецепты перед применением требуют получения одобрения от лечащего врача.

Прогноз

При строгом соблюдении всех врачебных рекомендаций прогноз восстановления функциональности голосовых связок весьма благоприятный. Для сохранения их здоровья следует принимать меры профилактики развития воспалений, избегать травм и негативного воздействия окружающих факторов на горло.

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще всего развиваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспитателей детских садов, вокалистов, чтецов, драматических артистов, дикторов, клоунов, экскурсоводов и т. п. Основной причиной развития заболевания голосового аппарата является систематическое перенапряжение его в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, при неправильной артикуляции и т. д. Помимо основного этиологического момента - перенапряжения голосового аппарата в любой форме, необходимо учитывать и специфику труда: нервно-эмоциональное напряжение, повышенную интенсивность фонового шума, плохую акустику помещений, перепады температуры окружающей среды, повышенную запыленность сцены. Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюдение гигиены голоса (курение, алкоголь), воспалительные заболевания полости носа, глотки, аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к пыли, осыпи красок с декораций, гриму и т. д., а также такие факторы, как утомление, психогенная травма.

Основным клиническим симптомом профессионального заболевания голосового аппарата является нарушение голосовой функции - дисфония. Все виды дисфоний условно подразделяются на органические и функциональные. К органическим дисфониям относятся: кровоизлияния в слизистую оболочку или мышцу гортани, острые и хронические (катаральные, гипертрофические, субатрофические и атрофические) ларингиты, вазомоторный хордит, маргинальный (краевой) хордит, узелки, полипы голосовых складок, контактные язвы.

К функциональным дисфониям причисляют изменения голоса в связи с гипер- или гипотонусом мышц гортани: гиперкинетическая и гипокинетическая дисфоний, их смешанная гипер-гипокинетическая форма, спастическая дисфония и фонастения. Наиболее частая для профессионалов голоса функциональная дисфония - фонастения.

Фонастения - типичное профессиональное нарушение голоса, которое встречается преимущественно у лиц речевой или вокальной профессии с неустойчивой нервной системой. В основе ее возникновения, помимо повышенной голосовой нагрузки, ведущей к перенапряжению гортани, лежат различные неблагоприятные ситуации, вызывающие расстройство нервной системы. В результате сочетания этих факторов развивается невроз голосового аппарата - фонастения.

Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, различные парестезии в области горла и гортани, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма, сухости или повышенной продукции слизи. Весьма типичны для этого страдания обилие жалоб и большая детализация их больным. В начальной стадии заболевания голос у таких больных звучит обычно нормально, а ларингоскопический осмотр не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Большую помощь в диагностике этого состояния оказывают современные методы функционального исследования гортани: ларингостробоскопия и микроларингостробоскопия. Характерными показателями ларингостробоскопической картины у этих больных являются неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», т. е. при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых складок вместо неподвижных голосовых складок (как это наблюдается у здоровых людей) видны сокращения или подергивания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

При длительно протекающих тяжелых формах фонастении, ведущих к органическим изменениям голосовых складок, типичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края.

Согласно действующему «Списку профессиональных заболевании » к профессиональным заболеваниям голосо-речевого аппарата относят следующие органические и функциональные заболевания: хронический ларингит, маргинальный и вазомоторный хордит, узелки, полипы, контактные язвы голосовых складок, а также фонастению. В инструкции по применению «Списка профессиональных заболеваний » указано, что к профессиональным следует относить не только заболевания, указанные в списке, но также их осложнения и прямые последствия.

Специфические объективные критерии связи заболеваний голосового аппарата с профессией отсутствуют, что ведет к ошибкам в решении вопросов экспертизы трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что для определения профессионального характера заболевания гортани необходимы тщательное изучение анамнеза заболевания, санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью выяснения степени голосовой нагрузки и динамическое наблюдение за больным с применением методов функционального исследования состояния гортани.

Экспертиза как временной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда возникший в гортани патологический процесс является недлительным, обратимым, через небольшой отрезок времени трудоспособность больного полностью восстанавливается. Это может быть при фонастениях при кровоизлияниях в голосовые складки, при острых ларингитах, т. е. при начальных формах профессионального заболевания. Чаще вопрос о временной нетрудоспособности при этом решается врачебно-консультативными комиссиями (ВКК). Необходимо помнить, что временное нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий является полным. Это означает, например, что певец, у которого произошло кровоизлияние в гортани, на какой-то короткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режима молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания.

Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще всего развивается при обострениях ангины , хронического ларингита , при рецидивирующих фонастениях, хордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем направлении на ВТЭК или предоставлении доплатного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности лечебных мероприятий и удлинении срока отстранения от чрезмерной голосовой нагрузки. При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани, больного, находящегося в специализированном лечебном учреждении, направляют на ВТЭК для установления степени утраты трудоспособности.

Решение вопросов экспертизы трудоспособности в. некоторых случаях представляет известные трудности. Особенно это сложно, когда этиологические факторы заболевания имеют непрофессиональный характер, например, вредные привычки, а разрешающим моментом нарушения голоса явилось систематическое напряжение голосового аппарата.

При наличии профессионального заболевания голосо-речевого аппарата ВТЭК, как правило, определяет больному III группу инвалидности или процент утраты трудоспособности по профессиональному заболеванию и дает рекомендации по рациональному трудоустройству. Такие больные нуждаются в динамическом наблюдении у фониатра и оториноларинголога один раз в год и проведении активного лечения.

Лечение больных с профессиональными заболеваниями голосового аппарата базируется на принципах лечения непрофессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкоголя), следует избегать переохлаждений. Необходима санация очагов хронических инфекций. При органических изменениях показаны противовоспалительная терапия, прием антигистаминных средств, инсталляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает вливание в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С. Полезно применение ингаляционных процедур: при субатрофических формах - ингаляции с набором щелочей и витаминами, биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, танином, при вазомоторных- с суспензией гидрокортизона, с новокаином. Широко используются физиотерапевтические процедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия, хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (прием седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень, экстракт элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эффект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки, ромазуланом. Для профилактики рецидива фонастении следует избегать перенапряжения голоса и различных конфликтных ситуаций, отрицательно влияющих на нервную систему.

Человеческая речь – важная часть жизни. Благодаря голосу возможно выражение мыслей и общение, проявление чувств. Несмотря на то что речь с успехом заменяется языком жестов, только лишившись голоса, можно понять его ценность.

Связки и мышцы входят в состав истинных складок гортани – именно они и называются голосовыми. Но термин «голосовые связки» продолжает с успехом использоваться врачами и логопедами.

От плотности смыкания и степени натяжения голосовых связок зависит сила и высота человеческого голоса.

Заболевания голосового аппарата

К парезам относят частичное нарушение произвольных движений складок, из-за чего связки не полностью открываются при дыхании и недостаточно смыкаются при фонации (речи). По локализации парезы бывают одно- или двусторонними.

Полное отсутствие движений носит название паралич голосовых связок.

Клинические проявления

  • осиплость голоса;
  • охриплость;
  • отсутствие голоса (афония);
  • дребезжание;
  • невозможность произнести отдельные звуки;
  • нарушение артикуляции, движений языка (при инсультах, опухолях мозга);
  • озвученный вдох;
  • одышка, вплоть до удушья.

Диагностика

Из лабораторных методов диагностики используются общий клинический и биохимический анализы крови, бакпосевы из глотки.

Среди инструментальных применяют ларингоскопию, рентгенографию, магнитно-резонансную и компьютерную томографию, ультразвуковое исследование, электромиографию, стробоскопию, исследование голосовой функции.

Какой врач диагностирует и лечит это заболевание?

Паралитические заболевания гортани находятся на стыке неврологии и отоларингологии. Поэтому лечащим врачом может быть как ЛОР-врач (при ларингитах), так и невролог (при инсультах, нейропатиях).

Есть специальность, которая изучает и лечит непосредственно голосовые связки – фониатрия, а лечащий врач называется фониатр.

Причины и виды парезов голосовых складок

При парезах (параличах) любого происхождения в первую очередь нарушается работа мышц. Если патологический процесс затрагивает сами мышечные волокна, то такое заболевание называется миопатическим параличом.

При нарушении передачи нервного импульса развиваются нейропатические параличи и парезы.

Миопатические параличи

При травмах внутренних мышц гортани с кровоизлияниями, при прорастании опухолей возникает нарушение голоса. Это же происходит и в случае, когда мышечные волокна неспособны нормально сокращаться в ответ на нервный импульс – например, при отравлении организма свинцом, тяжелыми металлами, токсинами.

Нейропатические параличи и парезы

Работа нервов-проводников и головного мозга может нарушаться по многим причинам. В зависимости вида нарушения, места повреждения, возможностей восстановления различают функциональные и органические нейропатические поражения.

Функциональные парезы

Функциональные парезы встречаются при неврозах, неврозоподобных состояниях, истерии. Это в первую очередь несоответствие процессов торможения сильному возбуждению в коре головного мозга. Психоэмоциональный стресс вызывает образование очага в коре мозга, который блокирует выработку правильных импульсов.

Органические парезы и параличи

Органические парезы имеют худший прогноз, поскольку это всегда следствие какого-то повреждения, и часто они необратимы. Органические нейропатические парезы делятся на центральные и периферические.

При центральных параличах очаг поражения находится в мозге, где и блокируется выработка импульса. Это происходит при инсультах, опухолях головного мозга, кровоизлияниях вследствие черепно-мозговой травмы, повреждении шеи и позвоночника, нейрохирургических операциях.

Это наиболее обширная и распространенная группа причинных факторов.

Травматическое повреждение возвратного нерва

Чаще всего возвратный нерв страдает при операциях на щитовидной железе. Он может быть пересечен полностью или же травмирован инструментарием, шовным материалом, образовавшейся гематомой.

Травмировать его могут и дезинфицирующие растворы. Отмечались даже случаи токсического действия средств для наркоза.

Частота послеоперационных парезов и параличей гортани достигает 3%, если вмешательство производилось впервые. При повторной операции риск значительно возрастает, и частота осложнений достигает 9%.

Возвратный нерв может сдавливаться опухолями шеи и грудной клетки, увеличенным сердцем при его пороках, выпячиваниями пищевода или трахеи.

Воспалительные процессы в самой гортани (ларингиты), особенно с образованием объемных уплотнений, также травмируют возвратный нерв.

Неврит возвратного нерва

  1. Воспалительный. Вызывается обычно вирусами;
  2. Токсический. Развивается при отравлениях фосфорорганическими соединениями, снотворными средствами, алкалоидами;
  3. Возникающий из-за нарушения обмена веществ, или дисметаболический. Снижение уровня калия и кальция, сахарный диабет, повышение функции щитовидной железы нарушают иннервацию складок гортани.

Лечение

Психотерапевтические методы

Они используются при функциональных парезах, когда необходимо устранить причину нарушения голоса. Лечащим врачом в этом случае будет психотерапевт или психиатр. Психотерапевтические методы в сочетании с медикаментозными дают хорошие результаты в лечении функциональных нарушений.

Фонопедические упражнения

Фонопедия – это совместная работа фониатра и логопеда. Она является отличным методом восстановления голосовой функции. Применяется совместно с другими видами лечения и в тех случаях, когда они неэффективны, при всех видах парезов или параличей.

Фонопедические упражнения помогают даже в том случае, когда работу связок восстановить невозможно. Обучение человека специальной методике разговора при помощи пищевода позволит ему вернуться к полноценной жизни.

Медикаментозная терапия

Она включает в себя антибактериальное и противовирусное лечение при ларингитах, детоксикационную терапию – при поражении токсинами.

Нейропатические формы парезов требуют нейропротекторной и витаминной терапии, дисметаболические – нормализации обмена веществ. Это могут быть препараты калия и кальция, гормональные вещества, витамины группы B, сосудистые и метаболитные препараты.

Кроме того, обязательно лечение основного заболевания — например, нормализация уровня глюкозы при сахарном диабете.

При невритах используются вещества, улучшающие нервную проводимость, а также противовоспалительное лечение.

Лечащими врачами в этом случае выступают отоларингологи, неврологи, эндокринологи, онкологи и другие специалисты.

Хирургические методы

Когда не помогают медикаментозные и фонопедические методы, на помощь приходят хирурги.

Существуют разные техники восстановительных операций, занимаются этим фониатры, специализирующиеся в реконструктивной хирургии.

Хирургическое вмешательство применяется при прорастании опухолей в гортань, при обширных кровоизлияниях, не поддающихся обычным лекарствам, для изменения положения связок.

Существует и более щадящий метод – закрепление голосовых связок в нужном положении при помощи имплантата. Последнее десятилетие велись активные разработки наиболее подходящего и безопасного материала для имплантации. Сейчас используется биосовместимый гель, который вводится в складки гортани и надежно фиксирует голосовые связки.

Лечение при помощи имплантатов применяется при различных вариантах парезов и параличей и практически не дает осложнений.

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быть интересно не только педагогам-вокалистам или хормейстерам, но всем, чья работа связана с процессом голосообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Настоящее исследование посвящено одному из важнейших вопросов, связанных с работой любого педагога - охраной голоса и профилактикой заболеваний голосового аппарата. Данная проблема является крайне актуальной. От состояния голосовой системы педагога во многом зависит успех его деятельности, так как основной объём информации на любом занятии учащиеся воспринимают с голоса. Кроме того, нижеследующие рекомендации необходимы для учителей музыки и педагогов дополнительного образования, чья деятельность связана с работой над голосовым и певческим аппаратом воспитанников (педагогов по хору, вокалу, сценической речи и т.п.).

В первом разделе рассматриваются виды профессиональных болезней голоса и их причины. Наиболее подробно говорится о фонастении, как самом распространенном заболевании. В следующем разделе описаны методы лечения болезней голоса. Центральное место этого раздела занимает методика фонопедических упражнений, как наиболее доступный и вместе с тем эффективный метод лечения. Заключительный раздел наиболее важен для лиц, имеющих отношение к голосообразованию, и посвящен проблемам профилактики голосовых заболеваний и правильному голосовому режиму.

Под профессиональными болезнями голоса принято подразумевать такие заболевания, которые возникают в результате неправильных приемов технической обработки голоса или неорганизованности голосового аппарата для длительной работы. Среди основных заболеваний голосового аппарата можно назвать следующие:

1. Органические заболевания. К ним относятся: острые и хронические заболевания голосовых складок и слизистых тканей гортани и носоглотки, хронический трахеит.

2. Собственно профессиональные заболевания: кровоизлияния в мышцы голосовых складок или слизистые ткани гортани и носоглотки, недосмыкание, несмыкание или пересмыкание, асинхронность работы голосовых связок, припухлости, узлы.

3. Функциональные заболевания: фонастения, дисфония, афония.

Все заболевания голосового аппарата, как правило, являются результатом неверной эксплуатации голоса или нарушений нормальной деятельности центральной нервной системы. Чаще всего, не считая простудных заболеваний, страдает основная часть голосового аппарата - голосовые складки. Среди психофизических причин голосовых расстройств первое место занимает форсировка во всех ее проявлениях. Суть форсировки голосового аппарата - это любое превышение психофизиологических и голосовых возможностей. Форсировка это не только повышенная голосовая громкость, но и попытки извлечения чрезмерно высоких и низких для данного исполнителя в данное время звуков. Длительная работа голосового аппарата в режиме тихого звучания тоже является форсировкой. Как и искусственное нарочитое изменение тембра под более высокий или низкий голос.

Форсировка может быть следствием временной усталости голосового аппарата, результатом длительного непрерывного звукоизвлечения (декламации, пения) в нездоровом состоянии. Всегда нужно придерживаться старинного правила: “Каким бы сильным звуком ни пользовался актёр, он всегда должен чувствовать, что может еще прибавить“ (Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев, 1988, стр. 105).

Наиболее часто встречающимся видом форсировки является форсированное дыхание. Вследствие усиленного давления воздуха на связки, гортань поднимается кверху, что ведет к излишнему напряжению мышц надставной трубы, судорожным движениям нижней челюсти, опусканию мягкого неба так далее, то есть к нарушению нормального течения процесса звукоизвлечения со всеми вредными последствиями.

Среди профессиональных заболеваний голоса на первом месте, как было сказано выше, находится фонастения, или функциональные расстройства. Причины, вызывающие такого рода заболевания, разнообразны. На первом месте стоит неправильный голосовой режим (чрезмерное пользование голосом, форсировка и т.д.) и неверная постановка голоса. Среди других причин можно указать различного рода физиологические и психологические расстройства: нервные заболевания, нервные потрясения, истощения, малокровие, заболевания легких и верхнего отрезка дыхательных путей и тому подобное.

Жалобы страдающих фонастенией обычно сводятся к быстрой утомляемости голоса. Сам процесс звукоизвлечения становится исполнителю неприятен. В разговорной речи, особенно в первой половине дня, становятся слышны элементы охриплости. Появляется ощущение излишней мокроты, подступающей к голосовым связкам, тогда как на самом деле ее нет. Постоянное стремление откашляться вызывает раздражение и как следствие - першение в горле, доходящее до ощущения боли.

Помимо обычной формы фонастении существуют формы острой и ложной фонастении. Острая фонастения обычно наступает при резком переутомлении голосового аппарата. Как правило, она проходит так же внезапно, как и наступает. При условии абсолютного голосового покоя болезнь в большинстве случаев проходит в течение нескольких дней без какого бы то ни было лечения. Ложная фонастения встречается у лиц, подверженных значительной нервной возбудимости, и не является настоящим заболеванием голосового аппарата. Нарушение функции голоса является лишь одним из симптомов общего нервного состояния больного.

Следующая форма функциональных заболеваний голоса - “слабость голоса”, являющаяся последствием перенесенного инфекционного заболевания, наиболее часто - гриппа. Уже после полного выздоровления от основной болезни, в течение некоторого периода, иногда довольно продолжительного (от 1 до 3 недель), отмечается утомляемость и слабость голоса. Обычно такое состояние голоса проходит само собой.

В настоящее время наибольшее распространение получили методы комбинированного медикаментозного, физиотерапевтического и хирургического лечения функциональных нарушений голоса и других заболеваний гортани.

Методика упражнений для ликвидации расстройств голоса преследует одну основную цель - изменить неправильную манеру звукоизвлечения, чтобы не только ликвидировать конкретное расстройство, но и исключить возможность аналогичной повторной голосовой травмы.

Прекрасным примером методики лечения и профилактики голосовых расстройств может служить система З.И.Аникеевой. Предлагаемая ею и соавторами система упражнений ориентирована на вокалистов, но может быть с успехом применена на любых занятиях, связанных с голосоведением. Суть метода – в сочетании голосовых упражнений с физическими, создании псевдоанатомического комплекса (ротоглоточного рупора) артикуляционной беззвуковой гимнастикой, произнесением глухих, “взрывных” согласных, вокальных упражнениях для расширения диапазона голоса. Этот метод замечателен тем, что в ходе дыхательных упражнений вырабатывается спинно-нижнереберный тип дыхания, используемый для создания опоры дыхания и длительного фонационного выдоха. Кроме того, создается ротоглоточный рупор, понижается гортань, расширяя глотку(Аникеева З.И. Нарушение и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев, 1985).

Методика фонопедических упражнений, предлагаемая З.И.Аникеевой в целом сводится к следующим положениям:

1.Дыхательная гимнастика. Вначале все дыхательные упражнения сочетаются во время выдоха с произнесением звуков пф, пфсс в следующей последовательности: выдох - пф,ф - пауза - легкий вдох через нос, расширяя грудную клетку в передне-заднем направлении. Это является подготовкой к правильному дыханию.

2.Артикуляционная беззвуковая гимнастика. Она призвана активизировать мышцы губ, языка, глотки.

3.Произнесение сонорных звуков - м, н, л, р на полузевке с опущенной гортанью и расслабленными мышцами дна полости рта, затем - переднесмычных (бп, вф, дт, сз) и заднесмычных (кг, кк) согласных.

4.Соединение сонорных звуков и гласных.

5.Звуковые (озвученные) артикуляционные упражнения.

6.Работа над скороговорками, следя за четкой артикуляцией губ, языка, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя.

7.раздельное мысленное произнесение гласных на зевке, предельно расширяя глотку и гортаноглотку вертикально и горизонтально в стороны, расслабляя мышцы дна полости рта.

8.Пение отдельных слогов (ма, мо, му, на, но,ну и так далее) по хроматической гамме в наиболее удобной тональности на piano, legato, staccato.

9.Пение отдельных фраз, куплетов только на звуках м, н, на полузевке, ощущая высокопозиционное головное звучание, затем на гласные.

10.Пение несложных мелодий, выбор которых находится в компетенции педегога.

Говоря о проблеме профилактики голосовых заболеваний необходимо отметить тесную связь голосового аппарата с другими органами и системами человеческого организма. Большое значение для здоровья голоса имеет также культурное и бытовое окружение.

Важнейшая часть голосового аппарата - гортань имеет поистине удивительную связь с другими органами человеческого тела. Любой стресс, любое взаимодействие с внешним раздражителем проявляется прежде всего в мышечном аппарате. Мышцы же гортани - один из самых чутких улавливателей этих внешних сигналов. Каждый стресс вызывает их мгновенный спазм.

Помимо стрессовых ситуаций в основе большинства заболеваний голоса лежит утомление. Оно развивается или вследствие неумения владеть голосом, или от больших перегрузок плохо тренированного голосового аппарата, или от незнания правил голосовой гигиены. Самое распространенное голосовое заболевание - несмыкание. На всякое утомление мышцы гортани отвечают усилением своей работы, которое довольно быстро сменяется ослаблением их тонуса. Если такое утомление фиксируется, то процесс становится хроническим, изменения в мышцах принимают необратимый характер. Такое ослабление мышц гортани часто является фоном для развития других органических болезней: ларингит, “узелки”, кровоизлияния. Речь и пение - тяжелая физическая, нервно-мышечная работа. Спасти голосовой аппарат от гибели может хорошая голосовая школа, постоянный тренаж всех звеньев голосообразующей системы, тщательное соблюдение всех мер гигиены голоса.

Во многом состояние голосового аппарата зависит и от внутреннего биохимического фона организма человека. Голосовые складки весьма чувствительны ко многим гормонам, в частности, щитовидной железы и надпочечников. Их повышенная секреция наблюдается, например, у многих певцов с сильными голосами.

Кроме того, существует понятие биоакустического резонанса. Когда голосовые складки издают звук, все внутренние органы, мышцы, костяк, полости черепа и носоглотки, диафрагма, живот резонируют каждый по-своему. В этом и заключается понятие биоакустического резонанса. Естественно, что больные органы действуют не так, как здоровые. Поэтому качество звука зависит не только от природных данных, но и от физиологического состояния организма человека в момент пения.

Учитывая описанную выше зависимость звучания голоса от психологического, физического и биохимического состояния организма следует прежде чем приступить к длительной эксплуатации голосового аппарата привести свой организм в порядок, в частности, своевременно устранить любые заболевания носоглотки. Следует помнить, что хронические воспалительные заболевания полости глотки, носа, миндалин оказывают неблагоприятное воздействие на голосовые складки и на акустические свойства голоса.

Важным средством профилактики профессиональных заболеваний является закаливание. Закаливание должно проводиться систематически и постепенно. Полезно сочетать его с занятиями спортом, особенно теми его видами, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата, улучшают эластичность скелетной мускулатуры (гимнастика, легкая атлетика, туризм).

Особое внимание следует уделить специфике женского организма. Необходимо отметить, что иногда уже накануне наступления менструаций наблюдается воспалительное состояние гортани, длящееся обыкновенно около 2-3 дней. Для некоторых девушек и женщин нагрузка на голосовой аппарат в этот период связана с угрозой срыва голоса.

Кроме этого, необходимо следить за голосовым режимом, так как наиболее распространенные причины, вызывающие заболевания голосового аппарата, заключаются в небрежном обращении с голосом и в систематическом насилии над ним.

Каждый педагог должен учитывать вышеизложенное, знать особенности своего организма и индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы иметь возможность давать верные рекомендации и уберечь свой голос и голосовой аппарат учащихся от перегрузок и профессиональных заболеваний.




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло