03.08.2017 5:05:00

Профессиональные заболевания голосового аппарата чаще раз-виваются у лиц голосо-речевых профессий: педагогов, воспита-телей детских садов, вокалистов, чтецов, артистов драмтеатров, дикторов, клоунов, экскурсоводов, гидов, переводчиков в ре-зультате их профессиональной деятельности.

Основной причи-ной развития профессионального заболевания голосового аппа-рата является его систематическое перенапряжение при выпол-нении профессиональных функций или при длительной, без от-дыха голосовой деятельности, в результате неумелого пользова-ния фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в неправильной артикуляции и др. Особое значение это имеет при работе на иностранном языке, когда ошибки в техни-ке речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулату-ры, недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к зна-чительному смещению гортани вперед, что снижает тонус голо-совых складок.

Помимо основного этиологического момента - перенапряже-ния голосового аппарата в любой форме, в развитии профессио-нальных заболеваний голосового аппарата имеет значение и спе-цифика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.).

Способству-ют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюде-ние гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные забо-левания полости носа и глотки. Существенную роль играют аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций гримы, а также утомление и психогенная травма.

Распространенность профессиональных заболеваний глотки и гортани среди лиц голосоречевых профессий высока и дости-гает в некоторых профессиональных группах (учителя, воспи-татели) 84%, причем отмечается четкая стажевая динамика е сторону роста заболеваемости в группах обследованных при стаже более 10 лет.

КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА



Основными жалобами лиц, использующих в своей профессиональной деятельности как орудие труда голосовой аппарат, является быстрая утомляе-мость голоса, звучание голоса в неполном диапазоне (голос «са-дится»), неловкость в горле, сухость, першение. В стажевой группе от 3 до 10 лет отмечаются расстройства голоса - вплоть до полной охриплости (афония), боли в горле и в области шеи при выполнении голосо-речевых функций. К профессиональ-ным заболеваниям голосового аппарата относятся как органические, так и функциональные нару-шения голоса, то есть дисфонии. Функциональные нарушения голосового аппарата наиболее часто проявляются в виде фонастений.

Фонастения - невроз голосового аппарата - наиболее ти-пичное функциональное нарушение, которое встречается пре-имущественно у лиц голосо-речевых профессий с неустойчивой нервной системой. Основной причиной ее возникновения явля-ется повышенная голосовая нагрузка в сочетании с различными неблагоприятными ситуациями, вызывающими расстройства нервной системы. Для больных фонастенией характерны жалобы на быструю утомляемость голоса, парестезии в области шеи и глотки, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма в глотке, сухости или наоборот, повышенной продукции слизи.

Весьма типичными для этой патологии являются обилие жалоб и тщательная дета-лизация их больным. В начальной стадии заболевания голос звучит обычно нормально, а эндоскопический осмотр гортани не выявляет каких-либо отклонений от нормы. Диагноз фонас-тении требует обязательного проведения современных методов исследования функционального состояния гортани - ларинго-стробоскопии и микроларинго-стробоскопии. Характерными по-казателями при ларинго-стробоскопии у этих больных является неустойчивая и крайне пестрая стробоскопическая картина, асинхронизм колебаний, их малая амплитуда, частый и умеренный темп. Типичным является отсутствие «стробоскопического комфорта», то есть при создании условий для абсолютной синхронизации частоты импульсного света и колебаний голосовых падок вместо неподвижных голосовых складок (как это на-блюдается у здоровых людей) видны сокращения или подерги-вания на отдельных их участках, напоминающие дрожание или мерцание.

При длительно протекающих тяжелых формах фонастений, идущих к органическим изменениям голосовых складок, ти-пичным является отсутствие феномена смещения слизистой оболочки в области их переднего края. Из органических дисфоний наиболее часто встречаются та-кие профессиональные заболевания, как хронический ларингит и «узелки певцов». Довольно редко, но все-таки среди «профес-сионалов голоса» встречаются такие заболевания, как вазомо-торный монохордит, контактные язвы голосовых складок.

Клиническая эндоскопическая картина перечисленных забо-леваний типична для подобных заболеваний в клинике общей оториноларингологии. Следует отметить, что к профессиональным относятся не только вышеназванные заболевания голосо-речевого аппарата, но и их осложнения и прямые последствия. Так, представление общей оториноларингологии о хроническом ларингите как предопухолевом процессе дает основание в ряде случаев считать необластомы гортани (при отсутствии дру-гих этиологических факторов) профессиональными, если они развились у пациента - «профессионала голоса», имевшего в анамнезе хроническое воспаление голосовых складок.

Необходимо отметить, что до настоящего времени отсутству-ют специфические объективные критерии профессиональной принадлежности заболеваний голосового аппарата, что иногда ведет к ошибкам диагностики и неправильному решению экс-пертных вопросов. В связи с этим для определения профессио-нального характера заболевания гортани необходимо тщатель-ное изучение анамнеза (исключение воздействия других этиоло-гических факторов, в первую очередь курения, приема алкого-ля, травм и др.).

Большое и решающее значение отдается изуче-нию санитарно-гигиенической характеристики условий труда с целью определения степени голосовой нагрузки. Условно при-нята допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий 20 ч в неделю. Кроме этого, необходимо учи-тывать и потенцирующее действие вышеперечисленных сопутст-вующих факторов окружающей производственной среды и тру-дового процесса. Объективными критериями являются также данные динамического наблюдения за состоянием верхних ды-хательных путей и в первую очередь гортани, с использованием методов определения функционального состояния гортани.

ЛЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Лечение больных профессиональными заболеваниям! голосового аппарата базируется на принципах лечения непро-фессиональных воспалительных заболеваний гортани. Во всех случаях дисфоний необходимо соблюдение голосового режима и личной гигиены голоса (исключение курения, приема алкого-ля), следует избегать переохлаждения. Необходима санация очагов хронической инфекции. При органических заболеваниях гортани показана противо-воспалительная терапия, прием антигистаминных средств, ин-стилляция масел в гортань. При вазомоторных изменениях хороший лечебный эффект оказывает инстилляция масел в гор-тань в сочетании с суспензией гидрокортизона, витамином С.

Полезны ингаляционные процедуры: при субатрофических про-цессах - ингаляции щелочные и с витаминами, различными биостимуляторами; при гипертрофических формах - с цинком, таннином; при вазомоторных - с суспензией гидрокортизона новокаином. Широко используются физиотерапевтические про-цедуры: электрофорез на область гортани с йодидом калия хлоридом калия, витамином Е.

При фонастении широко показа-но применение дополнительной седативной терапии (прием транквилизаторов: седуксена, элениума, тазепама и др.). Для повышения жизненного тонуса этим лицам рекомендуется при-менение пантокрина, экстракта женьшеня, элеутерококка. Из физиотерапевтических процедур при фонастении хороший эф-фект оказывают гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны). Можно использовать полоскание горла настойкой шал-фея, ромашки. Для профилактики рецидивов фонастении сле-дует избегать перенапряжения голоса, различных ситуаций, от-рицательно влияющих на нервную систему.

ЭКСПЕРТИЗА ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ



Экспертиза трудоспособности как времен-ной, так и стойкой утраты трудоспособности при профессио-нальных заболеваниях голосового аппарата требует особого подхода. О временном нарушении трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий речь идет в том случае, когда патологи-ческий процесс, возникший в гортани, является недлительным, обратимым и через небольшой отрезок времени трудоспособ-ность полностью восстанавливается. Это может быть при фона-стении, травмах и кровоизлияниях в голосовые складки, то есть при начальных формах профессионального заболевания.

Временное нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий является полным. Это означает, например, что певец, у которого произошло кровоизлияние в гортани, на какой-то ко-роткий период непригоден к профессиональному труду, так как любое нарушение голосового режима (режим молчания) может усугубить течение имеющегося у него заболевания. Стойкое нарушение трудоспособности у лиц голосо-речевых профессий чаще возникает и при обострениях хронического ла-рингита, при рецидивирующих фонастениях, монохордитах и других заболеваниях гортани. В этих случаях больной нуждается в длительном стационарном лечении и в последующем на-правлении на МСЭК или предоставлении дополнительного листка нетрудоспособности с целью увеличения эффективности течения и удлинения срока отстранения от чрезмерной профессиональной голосовой нагрузки.

При отсутствии положительного клинического эффекта от проведенного лечения, в зависимости от тяжести процесса и функционального состояния гортани больного направляют во МСЭК для установления степени утраты трудоспособности. МСЭК определяет больному III группу инвалидности, либо процент утраты трудоспособности по профессиональному забо-леванию с рекомендацией по рациональному трудоустройству.

Такие больные нуждаются в наблюдении у фониатра и оторино-ларинголога и проведении активного лечения.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА




Профилактика профессиональных заболеваний гор-тани должна базироваться прежде всего на правильном профот-боре, обучении молодых специалистов и студентов технике речи, привитии навыков гигиены голоса. Целесообразно при профотборе включить предварительную беседу с психоневроло-гом. Претенденты должны быть достаточно эмоциональны, спо-собны быстро реагировать на ситуацию. Нежелательным явля-ется наличие очагов хронической инфекции в верхних дыха-тельных путях, после санирования которых необходимо повтор-ное решение вопросов профессиональной пригодности.

Абсолютным противопоказанием для работы в голосо-речевых профессиях являются острые и хронические заболевания гортани; хронические заболевания глотки дистрофического (особенно суб-атрофического) характера, вазомоторные и аллергические нару-шения слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Необходимым условием профилактики является проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Необходима адаптированная санпросветработа, включающая вопросы аутогенной тренировки, приемы использования голосо-вого аппарата и необходимые знания по технике речи.

К здоровью певца предъявляются повышенные требования. Человек, выбравший такую профессию, должен быть всегда в форме. ОРЗ, ОРВИ, грипп, воспаление миндалин (тонзиллит), фарингит, гайморит, воспаленные аденоиды, трахеит, бронхит, воспаление легких, бронхопневмония -- эти заболевания тяжело переносятся людьми, далекими от певческого искусства, а для профессионально поющих представляют определенную угрозу их инструменту.

Ринит (насморк). Самое частое заболевание -- воспаление слизистой оболочки носа. В первые день-два при насморке голос вроде звучит. Певцы даже говорят, что при этом лицевые резонаторные ощущения проявляются ярче. Но через некоторое время воспаление может спуститься по слизистой ниже. Отечная слизистая глотки и гортани -- плохой помощник в пении. Певец и зрители начнут слышать отчетливый гнусавый призвук, изменится тембр голоса из-за проблем резонирования в ротоглоточном канале в связи с состоянием слизистой. Развитие заболевания и его лечение будет зависеть от диагноза, который певцу поставит врач. После выздоровления, которое констатирует врач, певцу нужно обратиться к оторинолярингологу и фониатру, получив от них разрешение приступить к занятиям.

Фарингит -- воспаление слизистой оболочки задней стенки глотки. Различают острый и хронический. Острый фарингит сочетается с ринитом (воспаление слизистой оболочки носа). Пение при фарингите не только не показано, но и затруднено, так как это заболевание полностью и сильно нарушает состояние слизистой задней стенки глотки. На ней появляются набухшие покрасневшие участки слизистой с гнойными налетами, выступают в виде ярко-красных зерен отдельные фолликулы, отмечается отечность слизистой, гиперемия (увеличение кровенаполнения) язычка, у человека поднимается температура до 37--37,5° С, его бьет озноб, глотание становится затрудненным, и даже обычный разговор оказывается болезненным. Более того, хронический фарингит считался заболеванием, которое не дает возможности профессионально заниматься пением. Хронический фарингит имеет несколько разновидностей: катаральный, гипертрофический и атрофический. Лечение фарингита назначает врач. Следует отметить, что полоскание народными средствами -- травами, согревающие компрессы, ингаляции, снятие голосовой нагрузки певцу, наверняка, придется сделать в случае острого фарингита. В случае хронического фарингита запрещается голосовая нагрузка, острая и пряная пища, курение, алкоголь. Врачом назначаются щелочные полоскания. При гипертрофическом фарингите применяют смазывание слизистой глотки 1-2% раствором нитрата серебра, при атрофическом -- раствором Люголя (сейчас есть и более современные средства).

Тонзиллит -- воспаление миндалин. Острый тонзиллит имеет и другое название - ангина. В этом случае назначается промывание лакун раствором фурацилина, йода, цитраля с помощью специального шприца. Назначают процедуры с УФ-облучением, УВЧ-терапию, "общение" с аппаратом "Витязь". Ангина вызывает также набухание шейных лимфатических узлов. При хроническом тонзиллите отмечается субфебрильная температура (около 37-ми градусов). Если не помогает консервативное лечение, то назначают операцию по удалению миндалин.

Ларингит -- воспаление слизистой оболочки гортани. Часто сопровождает фарингит. Осипший, охрипший голос, быстрая его утомляемость -- один из показателей этого заболевания. Во всех медицинских справочниках указано, что пение во время ларингита -- путь к несмыканию. Различаются острый и хронический ларингит. Острый ларингит может возникнуть параллельно с респираторным заболеванием, в результате перенапряжения голоса, при вдыхании загрязненного пылью воздуха. При остром ларингите слизистая отекает, гиперемирована. Отмечается утолщение и неполное смыкание голосовых связок, появляется сначала сухой, а затем и мокротный кашель. Диагноз ставится врачом и им же назначается лечение, которое включает снятие голосовой нагрузки, физиотерапевтические процедуры, прижигания вышеуказанными средствами. Заболевшими применяются также полоскания, согревающие компрессы, ножные ванны, противокашлевые средства; они должны придерживаться диеты в еде.

Трахеит -- воспаление слизистой оболочки трахеи. При остром трахеите возникает першение в горле и за грудиной, сухой кашель, который провоцирует глубокий вдох, смех, перемена температуры окружающей среды (вдыхание холодного уличного воздуха). Выздоровление наступает через одну-две недели. Врач назначает теплое щелочное питье, паровые ингаляции, противокашлевые и отхаркивающие средства. Трахеит также может быть острым и хроническим. Хронический трахеит сочетается, как правило, с бронхитом. Трахеит в зависимости от стадии болезни может почти не мешать процессу пения, однако надо иметь в виду, что работа голосового аппарата при любом воспалительном заболевании рано или поздно скажется на работе голосовых связок.

Бронхит -- воспаление бронхов с преимущественным поражением слизистой оболочки. Острый бронхит нередко сопровождает ОРВИ, трахеиты, ларингиты, ринофарингиты. Бронхит столь серьезное заболевание, что при первом подозрении на него, при появлении затяжного глубокого кашля надо немедленно обратиться к терапевту. Для занимающихся пением голосовая нагрузка должна быть полностью исключена, так как пение с таким заболеванием приведет к длительной потере голоса и к связочным заболеваниям.

Пневмония -- воспаление легких и бронхопневмония. При появлении симптомов следует немедленно обратиться к врачу и прекратить работу голосом. Верный диагноз может быть поставлен поздно. Такие случаи известны, особенно в среде певцов, поющих в театрах, где тяжелые костюмы, пыль и сквозняки в кулисах, резкое переохлаждение представляют опасность для организма исполнителя. Известен случай потери голоса певицей, с которой это неожиданно случилось прямо во время спектакля. Перенесенное на ногах вирусное заболевание, напряженная работа, несвоевременно поставленный диагноз явились причиной последующего длительного лечения. Во избежание подобных случаев, обращаться нужно в места, где давно и серьезно работают врачи с поющими людьми и потому, как говорят, знают, где надо искать болезнь и на что обращать внимание. Этой певице повезло: после продолжительных мытарств наконец ее заболевание было диагностировано как бронхопневмония, пение во время и после которой и привели к потере голоса.

Гайморит -- воспаление гайморовых пазух. Даже без описания симптомов и причин этого заболевания поющему уже ясно, что воспалительный процесс и заполнение гнойными выделениями пазух лишает возможности лицевого и головного резонирования, болезненные ощущения в области головы делают процесс пения практически невозможным, а в начальной стадии изменяют голос, добавляя к нему мощный носовой призвук.

Аденоиды -- сильное изменение в результате длительных воспалительных процессов глоточной миндалины, которое происходит в результате перенесенных инфекционных болезней -- ринита, ларингита и т. д. Увеличенная и воспаленная глоточная миндалина вызывает в организме многочисленные изменения, нарушает нормальное дыхание, а для поющего это заболевание означает прекращение занятий пением и немедленное обращение к врачу до полного выздоровления.

Введение

Актуальность темы нашего реферата обусловлена тем, что в структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей - тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых. У детей гораздо чаще, чем у взрослых наблюдаются острые респираторные вирусные инфекции, ангины, а также аденоидиты, синуситы и отиты. Несомненно, это напрямую связано с особенностями детского возраста: лимфоидная ткань глотки (прежде всего аденоиды и небные миндалины) достигает максимального развития в возрасте ребенка от 2 до 7 лет, а затем с 9-10 лет она подвергается постепенному обратному развитию (инволюции).

Цель реферата - выяснить, в чем заключаются мероприятия по гигиене и охране голоса у детей.

Задача - изучить и проанализировать литературу по теме реферата.

Особенности формирования и развития голоса у детей

Физиология голоса у детей

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.

Тембр - сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.

Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).

Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

Болезни органов голосового аппарата и их профилактика

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.

К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления - повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата.

К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно.

Дисфония - расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.



Причины, виды, лечение парезов голосовых складок. Признаки функциональных нарушений голоса

К вредным условиям труда относятся условия среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего в определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности, привести...

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 11 марта 2019 года подписал Указ № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». Утвержденные Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности являются документом стратегического...

Глава ведомства отметил, что вопросы по законопроекту об электронной трудовой книжке будут урегулированы в ближайшие два месяца. Минтруд РФ собирает заявки от работодателей для включения в эксперимент о полном переходе на электронное кадровое делопроизводство, соответствующий законопроект подготовлен. Об этом сообщил в среду глава министерства Максим ТОПИЛИН на форуме «Взаимодействие государства...

Работа во вредных условиях труда меньше половины смены – не повод начислять взносы на молоко

Утвержден профессиональный стандарт для машинистов крана общего назначения. Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов при производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ. Стандартом определены трудовые функции данных специалистов и требования к образованию и опыту работы, необходимые для их выполнения...

Утвержден профессиональный стандарт для операторов установок по нанесению покрытий в вакууме. Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение заданных свойств инструмента, заготовок, деталей и изделий посредством нанесения функциональных тонкопленочных покрытий в вакууме методами физического осаждения из паровой фазы на автоматизированных и автоматических установках...

Утвержден профессиональный стандарт для техников по обслуживанию роботизированного производства. Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение бесперебойного функционирования робототехнологических комплексов.


Установленные законом нормы не способствуют защите прав и интересов работников, считают либерал-демократы. Депутаты ЛДПР 28 марта 2017 года внесут в Госдуму проект закона, который регулирует правила применения ненормированного рабочего дня. Авторами документа стали Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов. «Депутаты фракции ЛДПР вносят законопроект, призванный законодательно закрепить правила...

24 марта 2017 года члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсудили поправки в закон о занятости населения в части совершенствования механизма мобильности трудовых ресурсов. Законопроект подготовлен Минтрудом России с целью увеличения эффективности реализации региональных программ повышения трудовой мобильности. В проекте документа учтены предложения субъектов Российской Федерации, основанные...

Этиология возникновения заболеваний голосового аппарата у певцов оперного театра обусловлена как спецификой театральной деятельности, так и условностями оперного жанра в частности. Проведено обследование 127 вокалистов (солистов и артистов хора) в возрасте от 23 до 70 лет со стажем работы от 3 до 40 лет. Установлено, что на возникновение профессиональных заболеваний гортани влияют как состояние самого голосового аппарата, так и наличие сопутствующих заболеваний органов и систем. Большое значение имеет качество вокальной подготовки певца, его возраст и стаж работы, равномерность распределения голосовой нагрузки в течение месяца и сезона, объем дополнительной работы (концертная, педагогическая деятельность), соответствие исполняемых партий техническим и актерским возможностям певца, бытовые и социальные условия жизни. Структура заболеваний голосового аппарата зависит также от типа голоса певца, состояния его нервной системы. Рекомендации для певцов и руководства театров, выработанные на основе проведенных исследований, позволили снизить уровень заболеваемости гортани у наблюдаемых профессиональных оперных певцов на 15-20%.

Таблица 1. Распределение обследуемых по возрасту и стажу работы
Пол Возраст (годы) Стаж (годы) Всего
до 30 31-40 41-50 51-60 до 10 10-20 >20 средний
Мужчины 14 12 16 10 16 14 22 23 52
Женщины 24 21 12 18 18 26 31 24 75

По данным обращаемости и профилактических осмотров у обследованных лиц выявлено наличие следующих сопутствующих заболеваний, прямо или косвенно влияющих на процесс голосообразования (табл. 2).

Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистов
Нозологическая форма Число наблюдений % к числу обратившихся
Вазомоторный ринит 16 12,5
Хронический фарингит 23 18,1
Хронический тонзиллит 11 8,6
Хроническая пневмония 2 1,5
Хронический бронхит 10 7,8
Рецидивирующие ОРВИ 7 5,5
Аллергический ринит 10 7,8
Нейроциркуляторная дистония 13 10,2
Гипертоническая болезнь 6 4,7
Дисфункция щитовидной железы 3 2,3
Гинекологические заболевания 12 10,1
Заболевания желудочно-кишечного тракта 14 11,0
Всего 127 100

При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимости от стажа работы вокалиста, его занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.

Минимальная нагрузка составила 1-2 ч в день. Это были только уроки с концертмейстером и повторение уже готовых партий (у стажеров и певцов со стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2-4 спектаклях в месяц). Нагрузку 3-6 ч в день имели артисты хора. Это - репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12-15 спектаклях в месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до 50 лет со стажем работы 10-20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7-8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10-12 спектаклей в месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.

Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение 3 лет. Образование высшее вокальное - консерватория. До поступления в консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии - Ленский, Альфред ("Травиата"), Вертер, Надир. При поступлении в театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в "Кармен") и Радамеса (с концертмейстером). Занят в 7-9 спектаклях в месяц и 4-5 концертах в филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобами на першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение 10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.

При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3-4 спектакля "Аида" подряд, затем перерыв в 1-2 дня, затем 4 спектакля "Кармен" и т.д.

Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически, ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т.п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11-13 с у женщин и 16-19 с у мужчин.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло