Разница между психикой человека и психикой животного. Психические состояния нарушенного сознания

В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.

Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.

Кто впервые назвал человека «общественным животным»?

Кто определил человека как «общественное животное»?

Еще в трудах Аристотеля , античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.

Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».

Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье , в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.

Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon .

А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.

И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.

Инстинкты у людей

Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.

Одна отвечает за мышление , а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.

Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.

Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.

Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.

Рассмотреть некоторые животные инстинкты , оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:

  • стремление к самосохранению . У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
  • родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
  • стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
  • пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.

Животные инстинкты нужно подчинять разуму .

Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.

Такие черты двигают прогресс общества , цивилизации в целом.

Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.

Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.

Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.

Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.

Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.

На первой (т.е. примитивной стадии ) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.

Вторая стадия называется стадией наивной психологии , а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.

Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.

Сравнительный анализ

Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало : у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и .

Итак, человека от животного отличают:

Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.

Животным нужна защита от холода, корм и все те , которые не меняются веками , их психика не настроена на развитие потребностей.

Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.

Но те же потребности приводят к Мировым войнам.

Конечно, многие вспомнят племена , которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.

У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.

Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.

Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами , при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.

Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?

Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна . Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.

Отличия деятельности человека:


Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.

Выражение эмоций

В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».

И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.

Дарвин вычленил три принципа , объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:

  • принцип полезных ассоциированных привычек;
  • прринцип антитезы;
  • принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.

Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от и .

Следующее отличие : человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.

Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.

Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, и т.д.

Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.

Павлов, Ухтомский, Бехтерев , продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.

Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить .

Типы строя психики, или чем человек отличается от животного:


Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» - мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.

Можно высказать мотивированное предположение, что спасение от психотравм – в умении быть разумным и взрослым. Мудрые люди понимают, что в мире есть зло, и готовы к встрече с ним. А взрослые знают, что родители и учителя познакомили их с системами ценностей и некоторыми методами действий в определенных ситуациях, но как воспользоваться этими знаниями – их личное дело. Теперь они взрослые, и никто не ответит за то, что они теперь делают со своей жизнью. Взрослость – умение и стремление самому отвечать за себя и за окружающих. Взрослый человек не может сосредоточиваться только на негативе – у него слишком много практических задач.

Остается пожелать всем детям (и маленьким, и большим) побыстрее взрослеть, и тогда они смогут не бояться психотравм.

www.psyportal.net

Психотерапия и психология: в чем разница и в чем сходство?

Психология – самостоятельная гуманитарная наука, опирающаяся на реальные данные, закономерности, эксперименты “по всем правилам” (с научной гипотезой и ее проверкой). Психотерапия – вид деятельности, близкий к искусству, который позволяет человеку стать более целостным, столкнуться со своими привычными действиями, механизмами защиты психики (“сопротивлениями”) и другими видами психической активности.

Психология – описывает, психотерапия – действует. Психология – научает, информирует, психотерапия – позволяет человеку изобрести свой собственный, уникальный и неповторимый “велосипед”.

Что же еще свойственно психотерапии и психологии, в чем еще они различаются и в чем – сходятся?

Пожалуй, сегодня не зазорно назвать психологию “царицей всех наук”. В самом деле,

“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как“Ф. Ницше

С другой стороны, каждый психолог-практик, работающий с людьми – это:

Немного – педагог: он учит взрослых людей, “как” справляться с различными ситуациями,

Немного – консультант, популяризатор: он дает клиенту, пришедшему к нему, современные данные о том, как работает человеческий мозг, каковы особенности восприятия, каковы типичные семейные кризисы в определенный жизненный период,

Немного – исследователь в организации: работая на компании, которые выступают в качестве заказчика, он “вроде бы ничего не создает”, зато выясняет, к примеру: какая реклама лучше сработает для детской игрушки такого вида и типа, каковы ожидания потребителей, как предложить скидку в 90% и не выглядеть в глазах покупателя производителем плохого товара.

Все это – к психологу.

А вот психотерапевт по определению не должен работать на “организацию”, в качестве “педагога для взрослых”. Его работа – штучная. Клиент, обращаясь к психотерапевту, часто рассчитывает, что тот расскажет, “как правильно”. Отсюда и происходит большинство разочарований в психотерапевтах – из-за того, что они крайне неохотно входят в позицию эксперта-всезнайки (который, надеются люди, скажет, как мне делать).

Однако есть и сходства между психологией и психотерапией. В первую очередь это – относительно общая теоретическая база. Экзистенциальная психотерапия “пришла” из экзистенциальной философии и психологии, когнитивно-поведенческая опирается на психологию бихевиоризма и использует принципы научения. Гештальттерапия отчасти связана с гештальт-психологией. То есть, общие корни у психологии и психотерапии все же есть – однако психологи в значительной степени опираются на теоретический уровень, в то время как для психотерапевта любого направления важнейшим инструментом работы является не информация (“как правильно”, “как обычно”, “а по статистике это”), а именно навыки – наработанные годами обучения именно психотерапевтическому подходу и психотерапевтической работе.

И даже здесь не стоит однозначно сваливать в общее множество “всех психологов” и “всех психотерапевтов”. Есть психологи на предприятии и в учебном заведении, для работы с неблагополучными семьями или для работы в условиях невероятной конкуренции на рынке. Есть психологи, которые могут выслушать лучше среднего психотерапевта, не навязывая свое мнение о ситуации, а идя за потребностями клиента, которые работают с группами или семьями. И есть психотерапевты, которые имеют четко выверенный, математически точный план действий (интервенций) для конкретного клиента.

sova-psiholog.ru

Чем отличается психика от сознания

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

thedifference.ru

психический, психологический - это... Что такое психический, психологический?

 психический, психологический психический, психологический

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

  • пряжку начистить
  • пугнуть

Смотреть что такое "психический, психологический" в других словарях:

    психический - ненормальный, полоумный, маньяк, поврежденный в уме, безумный, чайник, псих, психологический, сумасшедший, душевнобольной, психопат, шизик, скорбный головою, безумец, духовный, умалишенный, душевный, помешанный, тронутый Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    психологический - психический, психологичный, духовный, душевный Словарь русских синонимов. психологический психический (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ - (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для… … Большая психологическая энциклопедия

    Психологический пол - Гендерная идентичность Раздел сексологии Общепринятые классификации Транссексуальность Трансвестизм двойной роли Другие расстройства гендерной идентичности Андрогинность Другие классификации Трансгендерность Цисгендерность Шкала Бенджамина… … Википедия

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту… … Философский словарь

    Бине-Симона психический возраст - определяемый по результатам многократного тестирования (с первого года жизни до 18 лет) психологический возраст интеллектуального уровня развития, определяемый по результатам теста Бине Симона. Частное от деления показателей этого возраста на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    духовный - Богословский, религиозный, церковный, отвлеченный, абстрактный, умозрительный, умственный, мысленный, академический, теоретический, метафизический, трансцендентный, беспредметный, невещественный, бесплотный, бестелесный, платонический, душевный,… … Словарь синонимов

    ВНУШЕНИЕ - – психологический механизм воздействия, состоящий в изменении позиции собеседника (оппонента) на основе некритического принятия им позиции др. Владение этим механизмом важно для успешного проведения переговоров, неконфликтного разрешения трудной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПРОЕКЦИЯ - – психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого либо другого,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Отрицание - – психологический защитный механизм, который ограждает личность от тревоги или чувства вины за счет игнорирования или отказа признать неприемлемые мысли, эмоции или желания. Концепция отрицания возникла в ПСИХОАНАЛИЗЕ (3. Фрейд), однако теперь… … Словарь-справочник по социальной работе

dic.academic.ru

Практическая и прикладная психология - Психологос

Прикладная психология - психология, направленная на практику, но ориентированная на СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ.

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на НАСЕЛЕНИЕ.

Практическая психология - не синоним термину "прикладная психология". Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.

В чем основные отличия прикладной и практической психологии?

И практическая, и прикладная психология - направлена не на теорию, а на практику. Разница между ними в том, что прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, а практическая - на не-специалистов, на широкие круги населения.

Прикладная психология пишется строго на академической языке, на языке научных статей. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология занимается образованием профессионалов. Практическая - направлена на образование людей, для которых она не является профессиональным знанием.

Как пишет Ф.Е. Василюк (Василюк Ф.Е. "Методологический анализ в психологии"): "Отечественная психология так резко изменилась за последнее десятилетие, что кажется принадлежащей к другому «биологическому» виду, чем психология образца 1980 года.

Происходящие «мутации» заметны даже в сонной атмосфере официальной академической психологии, а уж в стихии социальной жизни от них просто рябит в глазах: появился массовый рынок психологических услуг - индивидуальное консультирование и психотерапия, детская и семейная терапия, развитие памяти и воображения, тренинга сензитивности и коммуникативных навыков, психологическая подготовка менеджеров и депутатов и прочее, и прочее.

Но в чем, спросят, такая уж принципиальная новизна? Разве это не простое расширение давно существующей прикладной, практической психологии? В том-то и дело, что у нас была именно и только прикладная, практическая психология (то есть приложения психологии к различным социальным сферам, по имени этих сфер и получавшие свои названия - педагогическая, медицинская, спортивная, инженерная и т.д.), но не было психологической практики (то есть особой социальной сферы психологических услуг). Будь, например, здравоохранение таким, какой еще совсем недавно была психология, у нас было бы несколько медицинских академических институтов и факультетов, сотни медицинских кафедр в вузах, различные исследовательские отрасли - от молекулярной до космической медицины и на всю страну - … ни поликлиники, ни больницы, а лишь десяток подпольно практикующих фельдшеров-самоучек".

www.psychologos.ru

Психика это (в психологии)

Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Именно созданный образ влияет на дальнейшее отношение к жизненным ситуациям, вещам, субъектам и самому себе.

Выдуманное представление очень сильно отличается от реальных событий, ведь оно наполнено большей эмоциональностью и яркостью. К тому же на окончательное суждение нередко влияют другие истории, которые происходили чуть раньше.

Психические образы, которые касаются каких-то ощущений, называют первичными. Если же они основываются на памяти или воображении, то их называют вторичными. Они очень сильно влияют на дальнейшие отношения к каким-то ситуациям и объектам.

Стоит отметить, что данным свойством может обладать только живое существо. Психика человека и животных схожа и базируется на некоторых общих принципах, но существенные отличия все же есть. К примеру, у животных принятие решений основывается только на конкретных ситуациях, а также мотивация имеет лишь биологический характер. Что касается чувств, то животные их тоже могут испытывать, но спектр их значительно меньше.

Научная трактовка

Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

  • По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
  • Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
  • Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
  • Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
  • Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления

Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

1. Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).

2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:

  • Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
  • Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).

3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции

Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

  • Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
  • Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
  • Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

  • Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
  • Осознает задачи.
  • Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

  • Вербальная (речь).
  • Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

4. Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.

5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

Примером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.

Развитие в психологии

Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

  • Раскрытие принципов психики.
  • Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
  • Принятие системы психической деятельности.
  • Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.

За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки.

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Психология индивидуальных различий - Психологос

Фильм "Кавказская пленница"

Три разных типа личности - три разные реакции в одной и той же ситуации. Это просто три особи со своими особенностями. скачать видео

​​​​​​​ Психология индивидуальных различий - раздел дифференциальной психологии. Изучающий индивидуальные внутренние особенности людей и их проявления.

К индивидуальным особенностям относят особенности как самые глубокие, личностные особенности, так и более поверхностные - психологические особенности. По факту, здесь же затрагиваются особенности людей, имеющие телесную и психофизиологическую природу. В рамках психологии индивидуальных различий мало важно, имеется в виду особь с особенностями или личность с индивидуальностью: важен в первую очередь факт индивидуальных различий без той или иной этической оценки.

Психология индивидуальных различий - популярная тема и в практической психологии.

Люди отличаются по характеру: волевой и смелый человек отличаются от безвольного и трусливого. Человек с живым, сильным и одновременно уравновешенным темпераментом обычно привлекательнее, чем человеком с темпераментом вялым, слабым и неровным: то он загорелся, то потух или расстроился.

Люди отличаются по своим способностям: цепкое внимание, музыкальный слух, художественная одаренность, хорошая память, быстрое мышление и богатое воображение помогают достичь в жизни большего.

Когда мы присматриваемся к людям, обычно очень важно понять, к чему он стремится, какие у человека ценности, каковы его интересы и склонности. Человек, заботящийся только о себе, обычно менее привлекателен, чем тот, для кого естественна забота не только о себе, но и об окружающих. В процессе профориентации бывает важно понять, человек больше любит быть среди людей или ему комфортней работать одному, он ориентирован на работу с предметами или со знаками: рисунками или цифрами. Физики отличаются от лириков, людей различают разные интересы: интерес к науке или искусству. Если у девушки любовь к чистоте, а у молодого человека - склонность к порядку, они скорее всего будут дополнять друг друга, хотя и не всегда друг друга понимать.

В любом случае, людей отличают избирательность внимания и памяти, разный характер мышления, чувств и переживаний.

К сожалению, психологические особенности могут быть и негативными: обидчивость, забывчивость, плаксивость, раздражительность, легко может растеряться или разозлиться. Склонность спорить и возражать, склонность к азартным играм, интерес к подглядыванию и подслушиванию, интерес к сплетням или кошмарам. Усиливаясь, такие особенности становятся уже проблемами.

Психологические особенности легче понимать и предсказывать, если уметь относить человека к тому или иному психологическому типу.

www.psychologos.ru

В психике человека и животного можно заметить некоторые сходные черты. К примеру, общей является способность испытывать различные эмоции. Тем не менее человеку свойственно то, что остается недосягаемым даже для высших, наиболее развитых животных. В чем состоит преимущество людей, и чем отличается психика человека от психики животного? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.

Общее понятие психики

Термином «психика» обозначается особый аспект, присутствующий в жизнедеятельности таких высокоорганизованных существ, как животные и человек. Данный аспект заключается в способности взаимодействовать с окружающей реальностью и отражать ее своими состояниями.

Среди процессов и явлений, связанных с психикой, называют: восприятие, ощущения, намерения, эмоции, сны и прочее. Психика приобретает свою высшую форму в виде сознания. Только человек из всех живых существ обладает сознанием.

Сравнение

Познавательные способности

И люди, и животные воспринимают происходящее и запоминают информацию. Но у человека восприятие особое – предметное и осмысленное. По поводу образности восприятия у высших животных ведутся споры. Память только у человека может быть произвольной и опосредованной.

Животным познание действительности лишь обеспечивает приспособление к окружающим условиям. И выживают те из них, которые приспособились лучше. Человек умеет видеть существующие закономерности и сравнивать факты. Благодаря этому он может прогнозировать события и даже влиять на их течение. Кроме того, люди имеют способность к самопознанию, что позволяет им контролировать себя и заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.

Особенности мышления

Хотя бы элементарным практическим мышлением обладают существа обоих видов. Но отличие психики человека от психики животного состоит в том, что только люди обдумывают и планируют предстоящие дела, намечают цели и рисуют у себя в голове предполагаемый результат. Животное же может создать что-то, поражающее своей правильностью (например, пчелиные соты), но о представлении результата здесь речи не идет.

Животное, выполняя какие-либо действия, не способно выйти за рамки существующей ситуации. Оно мыслит конкретно, опираясь на то, что видит и ощущает в данный момент. Человек же, находясь в определенной ситуации, может в уме оторваться от нее, просчитать шаги и последствия. Иначе говоря, он наделен способностью мыслить абстрактно. Вдобавок к этому мышление человека способно принимать словесно-логическую форму, в то время как животным не доступны ни логические операции, ни понимание слов.

Эмоции и чувства

И человеку, и животному присуще испытывать эмоции. И проявляться они могут похожим образом. Но человек – единственное существо, обладающее еще и чувствами. Это выражается в способности людей сопереживать, сожалеть о чем-то, радоваться за другого, наслаждаться закатом и т. д. Если эмоции даны от природы, то нравственные чувства воспитываются именно в социальных условиях.

Язык

Люди общаются с помощью речи. Этот инструмент способствует передаче общественного опыта, который имеет очень длительную историю. Благодаря речи у человека есть возможность получать сведения о явлениях, с которыми он никогда не сталкивался лично. Животные издают голосовые сигналы. Подобные сигналы могут быть связаны лишь с явлениями, ограниченными настоящей ситуацией, или эмоциями, испытываемыми в данный момент.

Условия развития

Увидеть, в чем разница между психикой человека и психикой животного, можно, и проанализировав, что требуется для ее формирования в каждом случае. Так, механизмы развития психики животных не выходят за биологические рамки, и в человеческом обществе любая особь будет проявлять себя только как животное. Человек же становится личностью и его психика развивается только среди других людей, при общении с ними, усвоении опыта всего человечества. В этом случае определяющим является общественно-исторический фактор.

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

Сравнение

Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

Психика и сознание

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные черты каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и...

0 0

Сознание – это спайка речи и психики и, как следствие, способность, в некоторой степени, управлять психикой (например, заставить себя запомнить что-то, сознательно концентрировать внимание и т.д.). Речь и сознание – это части психики, поэтому разделение этих понятий условно. Более того, сознание – это, по большому счету, всё, что у нас есть. Насколько я понимаю, если перерезать мозолистое тело (прекратить обмен информацией между полушариями), то один глаз перестанет видеть, то есть правое (как правило) полушарие не имеет центров речи и поэтому зрительная информация не будет осознанна. Человек будет утверждать, что один глаз перестал видеть. При этом, если совершить в его сторону резкое движение (сымитировать удар), он одернет голову (попытается увернуться). Бывает, что, в результате какого-либо повреждения мозга, зрительная информация перестает поступать в речевые центры коры и человек слепнет. Однако, если такого человека сильно что-то испугает и он начнет убегать – то он не...

0 0

Сознание и психика Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика - способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия "сознание" и "психика" кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные...

0 0

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.2. Понятие психики и сознания

1. Понятие психики, функции и структура психики, психическое отражение. Взаимосвязь психики, нервной системы и мозга.

2. Основные отличия психики и поведения человека и животных.

3. Природа человеческого сознания, его характеристики.

4. Самосознание личности: понятие и основные компоненты.

1. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека – это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не...

0 0

Психика и сознание

Психика и сознание

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом. Благодаря разуму человек получил способность мыслить, анализировать, обобщать. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена человеческого сознания и психики.

Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода - донаучных и научный. Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания. Каждый человек наделен психической жизнью. Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме). Они отражались в трудах философов, медиков, педагогов. Можно условно выделить ряд этапов развития научного понимания природы психики и предмета психологии как науки. Переломной эпохой в развитии взглядов на психику стало...

0 0

Психика и сознание

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных...

0 0

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочайший уровень ее развития - человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, "духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.

Вместе с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида - возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность, - передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении...

0 0

11

Бесплатный видеокурс "11 золотых правил общения с мужчиной"

11 проверенных способов общения с мужчиной для улучшения отношений.

Истинно женский подход к достижению целей.

Готовые фразы и предложения на каждый день.

Скачать бесплатно->

Видеолекция "Уныние и депрессия"

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое...

Подробнее->

"На тренинг Дмитрия Науменко "Путь Женственности" попала случайно..."

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только...

0 0

12

Психика и сознание, как было указано, это не два совершенно различных явления. Сознание есть часть психики человека, при этом особая и высшая ступень его психики, развившаяся в условиях общественной жиз ни, трудового и иного общения между людьми.

«Сознание, - пишет К. К. Платонов, - это очело веченная трудом психика. У животных сознания нет, но их психику Энгельс очень образно назвал предысторией сознания.

Сознание... с самого начала есть общественный про дукт и остается им, пока вообще существуют люди, сказал Маркс»-1. «Понятие психики, - отмечает В. В. Орлов, - является более широким, чем понятие созна ния. Сознание - это высшая форма психики, свойствен- пая только человеку. При этом психика человека также не покрывается понятием сознания, т. к. значительная часть человеческой психики имеет бессознательный ха рактер» *.

Вслед за Дарвином, Геккелем, Сеченовым и Пав ловым современная физиология высшей нервной дея тельности и материалистическая психология...

0 0

13

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто - предмет - осознаётся....

0 0

14

Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» . Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» . Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний ).

Во-первых, психика присуща и...

0 0

15

Особенности психики и сознания человека. Отличие психической деятельности животных и человека. Бессознательные мотивы совершения преступления. Психоанализ как метод определения бессознательных мотивов преступления. Мотивы защиты от мнимых опасностей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Психика и сознание

2. Отличие психической деятельности животных и человека

3. Бессознательные мотивы совершения преступления: психоанализ

Заключение

Список литературы

Введение

С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку психики, сознания, бессознательного.

На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности психики, сознания и возможностей его познания.

Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это...

0 0

16

Цель: дать понятие о психике и сознании, раскрыть взаимосвязь мозга и психики, показать различие психики человека и животных.

Задачи

раскрыть понятие психики,
рассмотреть уровни отражения и феномен психического отражения как предпосылки развития психики,
выявить различия психики человека и животных,
дать понятие о сознании,
рассмотреть взаимосвязь сознания и мозга,
показать общественно-историческую обусловленностиь происхождения сознания.

Ход урока

Сегодняшняя тема сложна, но очень интересна. Мы будем рассматривать понятия, лежащие в основе всей психологии, то, с чего она началась, это мозг, психика и сознание. На протяжении всего существования психологии как науки, ведутся споры от том, как взаимосвязаны эти понятия, но окончательных ответов так и не найдено. Все ответы являются гипотезами: можно лишь предположить, что это так, но как это проверить? Ведь мы познаем психическую реальность (то, что у нас в голове),...

0 0



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло