§40. Органы пищеварения

Заданная последовательность процессов пищеварения обеспечивает наиболее полную механическую и химическую обработку пищевого комка с целью извлечения всех необходимых веществ. Этапы процесса пищеварения рассмотрены в этой статье. Можно узнать про процесс пищеварения в организме человека, начиная с ротовой полости и заканчивая толстой кишкой. Значение процесса пищеварения переоценить очень сложно, по сути это он является фактором поддержания органической жизни тела. Нормальный процесс пищеварения у человека обеспечивает все потребности в белках, жирах и углеводах. С энергетической точки зрения процесс пищеварения в организме необходим для извлечения калорий с целью их направления на работу мышц и внутренних органов. На этом же принципе устроена работы головного мозга и всей центральной нервной системы, включая её функцию терморегуляции.

Основы физиологии пищеварения

Питание - это сложный процесс поступления, переваривания и всасывания питательных веществ. В последние десятилетия стала активно развиваться специальная наука о питании - нутрициология. Рассмотрим основы физиологии пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике человека.

Пищеварительная система - это совокупность органов, обеспечивающих усвоение организмом питательных веществ, необходимых ему в качестве источника энергии для обновления клеток и роста. Различают полостное и мембранное пищеварение. Полостное осуществляется в полости рта, желудка, тонкого и толстого кишечника. Мембранное - на уровне поверхности мембраны клетки и межклеточного пространства, характерного для тонкого кишечника.

Поступающие с пищей белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества не могут быть усвоены организмом, его тканями и клетками в неизменном виде. Сложные пищевые вещества расщепляются ферментами-гидролазами, выделяющимися в полость пищеварительного тракта в определенных его участках. В процессе пищеварения из высокомолекулярных соединений они постепенно превращаются в низкомолекулярные, растворимые в воде. Белки расщепляются протеазами до аминокислот, жиры - липазами до глицерина и жирных кислот, углеводы - амилазами до моносахаридов.

Все эти вещества всасываются в пищеварительном тракте и поступают в кровь и лимфу, т. е. в жидкие среды организма, откуда они извлекаются клетками тканей. Конечные продукты пищеварения, которые всасываются в кровь, - это простые сахара, аминокислоты, жирные кислоты и глицерин.

Витамины, макро- и микроэлементы в пищеварительной системе могут освобождаться из связанного состояния, в котором они находятся в пищевых продуктах, но сами молекулы не расщепляются.

Пищеварительная система состоит из нескольких частей: это полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая, толстая и прямая кишка.

Суть, физиология и особенности процессов пищеварения в ротовой полости человека

Суть пищеварения в ротовой полости заключается в том, что происходит измельчение пищи. В ротовой полости процессы пищеварения заключают в том, что идет активная обработка пищи слюной (за сутки образуется 0,5-2 л), взаимодействие микроорганизмами и ферментами (амилазами, протеиназами, липазами). В слюне некоторые вещества растворяются и начинает проявляться их вкус. Физиология пищеварения в ротовой полости основана на том, что в слюне содержится фермент амилаза, который расщепляет крахмал до сахаров.

Так, действие амилазы легко проследить: если жевать хлеб в течение 1 минуты, то ощущается сладкий вкус. Белки и жиры не расщепляются во рту. Средняя продолжительность пищеварения в ротовой полости минимальна и составляет всего 15-20 с.

Особенности пищеварения в ротовой полости заключаются в том, что далее пищевой комок (обычно объемом 5-15 см3) продвигается в желудок. Акт глотания включает фазу ротовую (произвольную), глоточную (быструю непроизвольную), пищеводную (медленную непроизвольную). На этом процесс пищеварения в ротовой полости человека считается фактически завершенным. Средняя продолжительность времени прохождения пищевого комка через пищевод составляет 2-9 с и зависит от плотности пищи. Пищеварительный тракт обеспечен специальными клапанами для предотвращения обратного тока, а также для разграниченного воздействия пищеварительных ферментов.

Процессы пищеварения, происходящие в желудке человека

Желудок - самая широкая часть пищеварительного тракта, он способен увеличиваться в размерах и вмещать большое количество пищи. Благодаря ритмическому сокращению мышц стенок пищеварение в желудке начинается с того, что пища тщательно смешивается с кислым желудочным соком.

Пищевой комок, попав в желудок, пребывает в нем в течение 3-5 ч и подвергается механической и химической обработке. Процессы пищеварения в желудке начинаются с т ого, что пища подвергается воздействию желудочного сока (за сутки выделяется 2-2,5 л) и присутствующих в нем соляной кислоты (обеспечивает кислую среду), пепсина (переваривает белки) и других кислых протеаз типа реннина (химозина).

Пепсиногены (предшественники пепсина) делятся на две группы. Первая после активации соляной кислотой и превращения в пепсины гидролизует для процессов пищеварения, происходящих в желудке, определенные типы белков с образованием крупных пептидов при pH 1,5-2,0. Вторая фракция после активации соляной кислотой превращается в гастриксин, гидролизующий белки пищи при pH 3,2-3,5.

Ферменты в процессе пищеварения в желудке человека переваривают белки до низкомолекулярных пептидов и аминокислот. Переваривание углеводов, начавшееся во рту, в желудке приостанавливается, т. к. в кислой среде амилаза теряет свою активность.

Особенности физиологии пищеварения в полости желудка человека

Пищеварение в желудке человека основано на действии желудочного сока, который содержит липазу, расщепляющую жиры. В пищеварении в полости желудка большую роль играет соляная кислота желудочного сока. Соляная кислота повышает активность ферментов, вызывает денатурацию и набухание белков, оказывает бактерицидное действие.

В норме кислотность желудочного сока колеблется в пределах pH от 1,6 до 1,8. Отклонение желудочного сока от нормы используется в диагностике язвы желудка, анемии, опухолей. Особенности пищеварения в желудке заключается в том, что под действием соляной кислоты происходит деактивация многих патогенов.

Физиология пищеварения в желудке такова, что пища, богатая углеводами, находится в желудке около двух часов, эвакуируется быстрее, чем белковая или жирная пища, которая задерживается в желудке на 8-10 ч.

Перемешанная с желудочным соком и частично переваренная пища небольшими порциями, через определенные промежутки времени, когда ее консистенция становится жидкой или полужидкой, переходит в тонкий кишечник.

Функции и особенности процесса пищеварения в тонком кишечнике человека

Из желудка пищевой комок попадает в тонкий кишечник, длина которого у взрослого человека достигает 6,5 метров. Пищеварение в тонком кишечнике является наиболее важным с биохимической точки зрения усвоения веществ.

Кишечный сок в этом отделе пищеварительного тракта имеет щелочную среду за счет поступления в тонкий кишечник желчи, сока поджелудочной железы и выделений стенок кишечника. У некоторых лиц отмечается замедленный процесс пищеварения в тонком кишечнике, обусловленный недостаточностью фермента лактазы, гидролизующего молочный сахар (лактозу), с чем связана неусвояемость цельного молока. Всего в пищеварении в тонком кишечнике человека используется более 20 ферментов (энтерокиназы, пептидазы, фосфатазы, нуклеазы, липаза, амилаза, лактаза, сахараза и др.).

Функции пищеварения в тонком кишечнике зависят от его отделов. Тонкий кишечник имеет три переходящих друг в друга отдела -двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки. В двенадцатиперстную кишку выделяется желчь, которая образуется в печени. В двенадцатиперстной кишке пища подвергается действию поджелудочного сока, желчи. Выделяемый поджелудочной железой сок представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с pH 7,8-8,4. Поджелудочный (панкреатический) сок содержит ферменты, расщепляющие белки и полипептиды: трипсин, химотрипсин, эластазу, карбоксипептидазы и аминопептидазы.

В поджелудочном соке присутствуют: липаза, расщепляющая жиры; амилаза, заканчивающая полное расщепление крахмала до дисахарида - мальтозы; рибонуклеаза и дезоксирибонуклеаза, расщепляющие рибонуклеиновые и дезоксирибонуклеиновые кислоты. Секреция поджелудочного сока в зависимости от состава пищи продолжается 6-14 ч, она наиболее длительна при приеме жирной пищи.

Важную роль в процессе пищеварения играет печень, где происходит образование желчи (в сутки 0,5-1,5 л). Особенности пищеварения в тонком кишечнике заключаются в том, что желчь способствует эмульгированию жиров, всасыванию триглицеридов, активирует липазу, стимулирует перистальтику, инактивирует пепсин в двенадцатиперстной кишке, оказывает бактерицидное и бактериостатическое действие, усиливает гидролиз и всасывание белков и углеводов.

Желчь не содержит пищеварительных ферментов, но необходима для растворения и всасывания жиров и жирорастворимых витаминов. При недостаточной выработке желчи или ее выделении в кишечник нарушаются переваривание и всасывание жиров, и увеличивается их выделение в неизменном виде с калом.

Окончательное переваривание углеводов, остатков белков, жиров происходит в тощей и подвздошной кишках при помощи ферментов, которые вырабатываются клетками слизистой оболочки самой кишки. Выросты стенки тонкого кишечника покрыты энтероцитами - ворсинками. Через множество ворсинок с его поверхности продукты расщепления белков и углеводов поступают в кровь, а продукты расщепления жиров -в лимфу. Благодаря большому количеству особых складок и ворсинок общая всасывающая поверхность кишечника составляет около 500 м2.

В тонком кишечнике происходит всасывание основной массы простых химических фрагментов пищи.

Физиология, функции и процессы пищеварения в толстом отделе кишечника

Непереваренные остатки пищи далее поступают в толстый кишечник, в котором они могут находиться от 10 до 15 часов. В этом отделе пищеварительного тракта осуществляются такие процессы пищеварения в кишечнике, как всасывания воды и микробной метаболизации питательных веществ.

Длина толстого кишечника у взрослого человека в среднем 1,5 м. Он состоит из трех частей - слепой, поперечно-ободочной и прямой кишки.

В пищеварении в толстом отделе кишечника преобладают механизмы обратного всасывания. В нем всасываются глюкоза, витамины и аминокислоты, вырабатываемые бактериями кишечной полости.

Важную роль в процессах пищеварения в толстом кишечнике играют балластные вещества пищи. К ним относятся неперевариваемые биохимические компоненты: клетчатка, гемицеллюлоза, лигнин, камеди, смолы, воски.

Основу балластных компонентов составляют вещества растительного происхождения, входящие в структуру стенок растений и содержащиеся в древесине, шелухе семян, отрубях. Большая часть балластных веществ - это целлюлоза и разветвленные полисахариды на основе ксилозы, арабинозы, маннозы, галактозы. К балластным ингредиентам животного происхождения относятся неутилизируемые человеческим организмом элементы соединительной ткани животных.

Устойчивый к действию протеолитических ферментов белок коллаген выполняет физиологические функции пищеварения в толстом кишечнике, сходные с пищевыми волокнами. Такими же свойствами обладают и не гидролизуемые в кишечнике мукополисахариды, содержащиеся в межклеточном веществе животных тканей. Наибольшее количество этих структурных полисахаридов находится в соединительной ткани, легких, крови.

Структурирование пищи влияет на скорость всасывания в тонкой кишке и продолжительность транзита через желудочно-кишечный факт.

Пищевые волокна и продукты термогидролиза коллагена обладают способностью удерживать значительное количество воды, что существенно влияет на давление, массу и элекфолитный состав фекалий, способствуя формированию мягких фекалий.

Пищевые волокна и неперевариваемые соединительнотканные белки входят в число основных компонентов, составляющих среду, в которой обитают полезные кишечные бактерии.

Пищевые волокна и элементы соединительной ткани имеют большое значение для электролитного обмена в желудочно-кишечном тракте. Это связано с тем, что коллаген, как и полисахариды, обладает катионообменными свойствами и способствует выведению из организма различных вредных соединений.

Пищевые балластные вещества в питании людей снижают риск развития опухолевых заболеваний, язвенной болезни, заболеваний двенадцатиперстной кишки, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, оказывают благотворное влияние на организм людей с избыточной массой тела, страдающих атеросклерозом, гипертонией и другими заболеваниями.

Пищевые волокна, не расщепленные ферментами желудочно-кишечного тракта, частично разрушаются под влиянием микрофлоры.

В толстой кишке формируются каловые массы, состоящие из непереваренных остатков пищи, слизи, отмерших клеток слизистой оболочки и микробов, которые непрерывно размножаются в кишечнике, вызывая процессы брожения и газообразования.

Общая масса кишечной микрофлоры человека составляет 1,5-2,0 кг. В состав флоры содержимого толстого кишечника входят анаэробные виды микроорганизмов: бифидобактерии (108-1010 КОЕ/г у взрослых, 109-10ш КОЕ/г у детей), бактероиды (109- 1010 КОЕ/г у взрослых, 106- 108 КОЕ/г у детей), лактобактерии (106-107 КОЕ/г у взрослых, 106-10 КОЕ/г у детей), пептострептококки, клостридии, что составляет до 99% всего состава. Около 1% микрофлоры толстого кишечника представлены аэробами: кишечной палочкой, энтеробактериями (протей, энтеробактер и др.), энтерококками, стафилококками, дрожжеподобными грибами. Количество каждого вида колеблется в пределах 104- 108 КОЕ/г.

Процесс расщепления и всасывания веществ в пищеварении

Процесс всасывания в пищеварении - это прохождение пищевых веществ из полости пищеварительной трубки внутрь клеток кишечного эпителия, а затем в кровь. Предварительное расщепление веществ в процессе пищеварения необходимо для получения продуктов клеточного и молекулярного уровня.

Всасывание осуществляется на всем протяжении пищеварительного тракта, поверхность которого покрыта ворсинками. На 1 мм2 слизистой приходится 30-40 ворсинок. При этом 50-60% продуктов метаболизации белков всасывается в двенадцатиперстной кишке; 30% - в тонкой и 10% - в толстой кишке. Углеводы всасываются только в виде моносахаридов. Продукты метаболизации жиров так же, как и большинство поступающих с пищей водо- и жирорастворимых витаминов, всасываются в тонкой кишке.

Для всасывания жирорастворимых веществ, в частности жирорастворимых витаминов, необходимо присутствие в кишечнике жиров и желчи.

При всасывании водорастворимых продуктов (аминокислот, моносахаридов, минеральных ионов) используются кровеносные капилляры.

При образовании продуктов гидролиза липидов в процессе расщепления при пищеварении абсорбция происходит в основном через лимфатические сосуды ворсинок. Всасывание с участием солей желчных кислот гидролизата жиров (жирных кислот, глицерола, моноглицеридов, диглицеридов) осуществляется слизистой оболочкой тонкого кишечника. Затем глицеролы соединяются с белками, образуя липопротеидные комплексы, поступающие в лимфоток.

Продолжительность процесса пищеварения у здорового взрослого человека составляет 24-36 ч.

Обмен веществ (метаболизм).

Пищевые вещества (аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза и другие простые сахара), витамины, минеральные вещества распределяются по органам и тканям, где подвергаются биохимическим превращениям. Совокупность таких превращений называют обменом веществ (метаболизмом). Метаболизм аминокислот, сахаров, жирных кислот может идти в двух направлениях. Во-первых, они окисляются для получения энергии с выделением диоксида углерода и воды - процесс катаболизма (распад молекул). В другом случае простые вещества используются как строительный материал для образования более сложных молекул и клеток, а также запасных веществ. Такое превращение пищевых веществ называется анаболизмом. В обоих процессах участвуют витамины и минеральные вещества, регулирующие биохимические реакции катаболизма и анаболизма. Нарушение равновесия между катаболизмом и анаболизмом обычно является признаком неправильного питания, которое ведет к развитию различных заболеваний.

Цель : изучить строение органов пищеварения усложнившихся в процессе эволюции, процесс обмена веществ и превращение энергии.

Учебные: Формировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных, их усложнение в процессе эволюции.

Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях.

Дать представление о сложной программе пищеварения у животных.

Развивающие: Продолжить формировать умение самостоятельно работать с учеником.

Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.

Воспитывающие: Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.

Оборудование: карточка №1 “Выполнение тестовых заданий”, карточка №2 “Карточка-модуль”, рисунки-схемы строения пищеварительной системы (Приложения с №1 по № 9) , схема №1 “Обмен веществ и превращение энергии”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать одну из значимых систем для организма – пищеварительную, и ещё познакомимся с процессом, благодаря которому живет любой организм, а именно – обмен веществ.

III. Проверка готовности домашнего задания.

Учитель: Но это будет несколько позже, а сейчас проверим ваши знания по усвоению материала прошлого урока. А тема была такая – органы дыхания и газообмен. Выполним тест, находящийся на карточке №1 “Органы дыхания и газообмен”.

(Работа обучающихся с тестовыми заданиями)

Карточка №1

1. Газообмен – это процесс, в результате которого:

а) в организм поступает кислород;

б) в организм поступает кислород и удаляется углекислый газ;

в) из организма удаляется углекислый газ;

г) организм насыщается газами и освобождается от излишков.

2. Газообмен у одноклеточных животных происходит:

а) благодаря специальным органам:

б) через всю поверхность тела;

в) благодаря цитоплазме;

г) благодаря ядру.

3. В процессе дыхания у членистоногих участвуют:

а) трахеи, поверхность тела, жабры;

б) легкие, поверхность тела, жабры;

в) жабры, трахеи, поверхность тела;

г) трахеи, легкие, жабры.

4. Органами дыхания рыб служат:

а) легкие;

б) трахеи;

5. Органами дыхания земноводных служат:

а) кожа, легкие;

б) легкие, жабры;

в) кожа, жабры;

г) жабры, легкие.

6. Двойное дыхание характерно для:

а) земноводных;

б) пресмыкающихся;

г) млекопитающих.

7. Двойное дыхание появилось у птиц как приспособление к:

а) наземному образу жизни;

б) экономному использованию кислорода;

в) защита от неблагоприятных условий среды;

г) запасу кислорода.

8. Механизм дыхательных движений у млекопитающих осуществляется благодаря:

а) наполнению воздухом альвеол;

б) движению диафрагмы;

в) увеличению и уменьшению объема легких;

г) сокращению и расслаблению диафрагмы и межреберных мышц.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Заканчиваем работу с карточками. Переходим к изучению нового материала. Слово обучающимся. (Заранее готовятся выступления обучающихся) .

2 обучающийся: При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью особых веществ (ферментов, кислот, пищеварительных соков) без предварительного механического измельчения, как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком. Помогает лучшему усвоению пищи, предварительное механическое измельчение пищи, а затем (или во время измельчения) химическое воздействие на неё. Процессы измельчения, расщепления и всасывания составляют пищеварение.

Учитель: Как проходило эволюционное развитие органов пищеварения, можно понять, рассмотрев строение органов пищеварения и систем органов пищеварения у различных систематических групп животных.

Для дальнейшей работы, нам понадобится карточка – модуль, она лежит у вас на столах, работая с текстом учебника на стр.210 – вы отвечаете на вопросы, указанные в карточке. Кроме того, у вас в карточках указаны номера вопросов от 1 до 12, которые соответствуют заданию, указанному в карточке, вы выполняете данное задание у доски, которое соответствует этому номеру.

(Работа обучающихся по карточке-модулю)

Карточка-модуль № 2

1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?

У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки)

2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?

Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной)

Подберите примеры животных этих групп

Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела

Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза

Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан

4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных

2. ротовое отверстие

4. пищевод

5. желудок

7. поджелудочная железа

8. тонкая кишка

9. слепая кишка

10. толстая кишка

11. заднепроходное отверстие

5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?

Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной

6. Могут ли птицы обойтись без зоба?

Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение

7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте

Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки

8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем

Зимняя спячка - замедленный обмен веществ

Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается

9. Закончите предложения, вставив необходимые термины

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов . Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез

10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме

Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

11. Напишите, как удаляются из организма:

1. жидкие продукты обмена - через органы выделения

2. непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие

12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф

Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме

Заполните таблицу

Что значит питаться?

Питаться значит получать органические вещества.

Какие способы питания существуют у животных?

Существуют автотрофный, гетеротрофный и автогетеротрофный способы питания.

Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду. Обмен веществ проходит в три этапа: 1) поступление веществ в организм (обеспечивает пищеварительная система); 2) использование веществ клетками организма и 3) выделение продуктов распада в окружающую среду посредством систем дыхания и выделения.

Вопросы

1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду пищи следует считать условным?

Данное деление условно, поскольку при определенных условиях животные могут изменить свой рацион и перейти к другому типу пищи. Таким условием чаще всего является нехватка или отсутствие привычной пищи.

2. Какие особенности пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?

У всех млекопитающих животных единая схема строения пищеварительной системы. Однако строение органов зависит от выполняемой функции. К примеру, у животных в зависимости от употребляемой пищи разное строение зубов (у грызунов развитие получили резцы, у хищников - клыки, у копытных – резцы и коренные зубы). У жвачных животных, в связи с употреблением растительной пищи богатой клетчаткой, желудок состоит их четырех отделов.

3. Почему длина кишечника позвоночных животных разная?

Длина кишечника зависит от вида животного, особенностей употребляемой им пищи и возраста.

4. Что означает понятие «обмен веществ»?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду.

5. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

Знания об обмене веществ позволяют подобрать необходимый рацион для животных. Это поможет вырастить животное с определенными качествами. Употребление одних продуктов приводит к приросту мышечной массы, других – к накоплению жировой клетчатки. Одна пища имеет высокую энергетическую ценность, другая – меньшую.

6. Чем можно объясните разделение желудка у птиц на два отдела – железистый и мускулистый?

Птицы глотают непережеванную пищу и ее обработка начинается непосредственно в желудке. Из пищевода пища поступает в железистый желудок. Его стенки в изобилии выделяют сильную кислоту и некоторые энзимы, запускающие процесс переваривания пищи, переходящей вскоре во второй желудок. Железистый желудок четко не отграничен от впадающего в него пищевода и отличается лишь более толстыми стенками и обилием желез, выделяющих пищеварительные ферменты. Вторая часть желудка - мускульный желудок (рис. 4). Это очень мощный орган с жесткой, грубой выстилкой внутри (кутикулой), размельчающей семена в пасту.

Задания

Говорят, что организм – открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.

Любой живой организм нуждается в постоянном притоке различных веществ извне: в питательных органических веществах, воде, минеральных солях, кислороде. В свою очередь, живые организмы обмениваются с окружающей средой продуктами обмена веществ, т. е. они представляют собой открытую систему.

Таким образом, любой живой организм может быть рассмотрен как открытая саморегулирующаяся система. К примеру, в процессе дыхания организм получает из окружающей среды кислород, а выделяют углекислый газ.

№1 Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?

У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).

№2 У каких животных появляется печень? Какова ее функция?

Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).

№5 Подберите примеры животных этих групп.

№6 Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.

Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.

№6 Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?

Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

№7 Могут ли птицы обойтись без зоба?

Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.

№8 Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.

Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

№9 Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.

Зимняя спячка - замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается.

№10 Закончите предложения, вставив необходимые термины.

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

№11 Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.

Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

№12 Напишите, как удаляются из организма:

1- жидкие продукты обмена - через органы выделения;
2- непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие.

№13 Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.

Пищеварительные системы разных групп животных

Черви: 4, 19, 6, 15.

Членистоногие: 5, 2.

Земноводные: 11, 12, 16.

Рептилии: 8, 15, 4, 9.

Птицы: 13, 6, 15, 7.

Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло