Большой косой размер головки. Плод как объект родов

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного процесса

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня – важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. Содержание и условия проведения должны обеспечивать в значительной степени решение оздоровительных и коррекционных задач, при умелом комплексном подходе служат хорошим подспорьем в деле оздоровления школьников и коррекции их отклонений в развитии. В условиях вспомогательной школы основные формы органично вписываются в режим обучения и воспитания детей (приложение 1). Несмотря на то, что в режиме возможны некоторые отличия от предложенной нами схемы, в целом он должен разрабатываться на основе санитарных норм и правил организации обучения детей.

4.1. Гимнастика до занятий

Известно, что у детей с особенностями в развитии отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Эмоции имеют большое значение в процессе познания, поскольку активизируют мышление. Всплеск отрицательных эмоций или подавленное эмоциональное состояние наиболее характерны для утренних часов. Дети малоподвижны, сонливы и капризны. На занятиях они невнимательны и пассивны. Их трудно вовлечь в процесс обучения, чем-либо заинтересовать. Чтобы улучшить их эмоциональное состояние, создать установку на предстоящую учебную деятельность, ускорить вхождение организма в активную работу на первом уроке, рекомендуется использовать гимнастику до учебных занятий. Ее проведение возможно на свежем воздухе или в приспособленном для занятий физическими упражнениями помещении и возлагается на учителя, проводящего первый урок. Для этого педагог за 7-10 минут до начала урока организует учащихся для выполнения комплекса упражнений: собирает, соответствующим образом строит и размыкает. В большинстве случаев гимнастика до учебных занятий представлена 5-7 специально подобранными общеразвивающими упражнениями (приложение 2), которые проводятся в течение 6-8 минут. Предлагаемые упражнения должны располагаться в следующем порядке: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, туловища, нижних конечностей, на внимание. Их комплекс разрабатывается учителем физической культуры. Рекомендуется не реже одного раза в месяц вводить новые упражнения. Комплекс упражнений, оформленный на листе бумаги и помещенный в классный журнал, служит «подсказкой» педагогу и позволяет конкретизировать содержание предлагаемых упражнений. Для детей, имеющих выраженную интеллектуальную недостаточность, выполняющих со значительными искажениями даже самые простые движения, гимнастика до учебных занятий может быть представлена набором элементарных индивидуальных двигательных заданий, связанных с перемещением в пределах специально отведенного пространства, переноской и перекладыванием предметов, манипуляцией с ними. Использование любимых игрушек вызовет дополнительный интерес, станет стимулом хорошего эмоционального состояния. Очень важно «расшевелить» детей, добиться проявления личной заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений. Создание ситуации успеха, использование поощрений, устных оценок, привлечение учащихся к показу, совместный счет и непринужденная доброжелательная обстановка стимулируют у них интерес, формируют привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями до уроков и к добросовестному их выполнению. Педагогу следует показать детям, что это очень важная и крайне необходимая форма выполнения физических упражнений, и ему не безразлично, как они к ней относятся. Обязателен дифференцированный подход к каждому ученику. В свою очередь, педагогическому коллективу школы нужно провести работу с родителями, убедить их в целесообразности и эффективности гимнастики до учебных занятий и связанной с этим необходимости более раннего прихода детей в школу, грамотном построении режима дня ребенка в семье. Усилия педагогов, понимание и поддержка родителей помогут избежать организационных и методических трудностей в данной работе. Чтобы ознакомить учителей-предметников с теоретическими и практическими аспектами выполнения физических упражнений и особенностями их организации, администрация школы должна планировать проведение учителями физической культуры методических семинаров для всего педагогического коллектива по методике физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, в том числе и гимнастики до занятий.

4.2. Физкультурные паузы, физкультурные минуты

Кратковременные сеансы физических упражнений во время занятий проводятся учителями-предметниками непосредственно на уроках с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызываемых продолжительной работой. Учитывая психофизиологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных нервных центров. В школьной практике широкое распространение получили так называемые физкультпаузы и физкультминутки. Последние короче по продолжительности (1-2 мин), включают в себя до 3 упражнений и могут на уроке при необходимости использоваться неоднократно (приложение 3). В случае незначительного физического и нервно-психического утомления учащихся в процессе учебной деятельности педагог вправе использовать упражнения, выполняемые сидя за партой (комплексы 1 и 2). При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из исходного положения стоя (комплексы 3 и 4). Они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса. Физкультурные паузы более продолжительные по времени, применяются в качестве активного отдыха, вызывают большие рекреационные сдвиги. Жесткой регламентации по их проведению не существует. Чаще всего педагог прибегает к их помощи по мере накопления утомления у учащихся, визуально определяя тот момент, когда им необходим отдых. К примеру, если в течение первого и второго уроков оправданно использование физкультминуток, то на 20-25 минуте третьего необходима полноценная физкультурная пауза.

Учитывая особенности детей, проведение физкультурной паузы в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4-6 повторений (приложение 4). Они могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя, принимая во внимание неуклюжесть учащихся, выбирается такой способ их расположения, чтобы им не мешала школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. В комплекс включаются упражнения на сгибание и разгибание пальцев рук, ног и туловища, расслабление кистей, движения головой. Необходимы дыхательные упражнения и упражнения для профилактики нарушения осанки. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения. При кажущейся простоте, подбор упражнений, используемых во время физкультурной паузы, осуществляется совместными усилиями учителя физической культуры и медицинского работника школы. Хорошо зарекомендовал себя опыт составления памятки, состоящей из нескольких специальных комплексов (например, упражнения для рук, упражнения для профилактики нарушений осанки, профилактики близорукости), вложенной в классный журнал. Проведение физкультурных пауз не следует доверять учащимся. Только лишь оказывая помощь или выполняя упражнения совместно с самыми слабыми из них, педагог может в качестве сопровождающего показа использовать наиболее подготовленных школьников. Дети, имеющие выраженную степень интеллектуальной недостаточности, медленно и неуверенно включаются в выполнение упражнений. Для них следует подготовить отдельное задание, которое было бы им доступно и интересно. По характеру оно должно быть близко к упражнениям, включенным в комплекс. Например, ребенку предлагают поднимать с пола различные предметы (кубики, теннисные мячики, небольшого размера игрушки) и класть на полку, расположенную на высоте вытянутой руки, на шкаф или в специально подвешенную для этого корзину. Не стоит забывать, что физкультминутки и физкультпаузы показаны и при выполнении домашних заданий в группах продленного дня. Учитывая более непринужденную обстановку и степень усталости учащихся, их продолжительность может увеличиваться до 7-8 минут. Для экономии времени урока на них можно разучивать новые комплексы упражнений, а также речитативы, сопровождающие их выполнение.

4.3. Физические упражнения и подвижные игры на динамической перемене

В режиме учебного дня вспомогательной школы в соответствии с принципом оздоровительной направленности оправдано широкое использование физических упражнений и подвижных игр на переменах. Это позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Проведение такой перемены целесообразно после 3-4 урока. Местом ее проведения (в зависимости от содержания и погодных условий) могут стать коридоры и рекреации школы, спортивная площадка, пришкольная территория. По продолжительности – это 15-20 минут активной динамической работы. Эффективность данной формы во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся, поэтому по окончании урока, предшествовавшего динамической перемене, учитель сопровождает детей к месту ее проведения и помогает построить занимающихся. Организацию подвижной перемены можно возложить на учителя физической культуры, педагога-организатора, руководителя спортивного кружка или секции. В содержание динамической перемены входят общеразвивающие и коррекционные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр. Помня о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом усваивают смысл сюжетных игр, зачастую не понимая и не соблюдая их правил, а играя, копируют движения сверстников, используемые на динамической перемене игры должны быть простыми и доступными, например: «Ручеек», «Колокольчик», «Найди свой домик», «Море волнуется…», «Угадай, чей голосок», «Что изменилось?» (приложение 6). Целесообразно включение в подвижную перемену упражнений и игр, хорошо знакомых учащимся или ранее разученных на уроках физкультуры. При выполнении упражнений оправдано использование речитатива. Возможно их выполнение под музыку. При проведении динамической перемены не следует использовать инвентарь, т.к., во-первых, достаточно сложно найти большое количество однотипных предметов; во-вторых, чтобы его организованно раздать и собрать, необходимо время; в-третьих, он будет отвлекать занимающихся во время работы. Его использование возможно только с детьми, имеющими тяжелую степень интеллектуальной недостаточности, для вовлечения их в выполнение упражнений. Чаще всего во вспомогательной школе эта форма физкультурно-оздоровительной работы представлена фронтальной занятостью всех занимающихся. Однако, учитывая психофизические особенности детей, допустимо их разделение на группы. В данном случае педагог должен работать с каждой группой. Хотя динамическая перемена проводится в свободной, непринужденной игровой форме, самостоятельная двигательная активность школьников должна быть сведена к минимуму. Они не способны правильно и с пользой организовать свою двигательную деятельность, так как багаж их движений скуден, их выполнение хаотично, отсутствуют навыки самоконтроля и саморегуляции.

4.4. Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня (спортивный час)

Необходимым звеном физкультурно-оздоровительной работы вспомогательной школы является спортивный час в группе продленного дня. Во время его проведения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности снимаются общее утомление и накопленное психическое напряжение, корригируются психо-физические отклонения в развитии, формируется жизненно необходимый двигательный багаж, развиваются двигательные способности. Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования распорядка дня учащихся и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час (во временном аспекте – 45–60 минут) желательно планировать в послеобеденное время не ранее, чем через час после приема пищи, а в группах, уходящих на дневной сон – после полдника. Очень важно проведение такого рода физкультурного занятия на свежем воздухе. Только плохие погодные условия могут послужить причиной его проведения в спортивном зале или игровой комнате. В этом случае для более полного решения поставленных задач в изменившихся условиях воспитатель делает определенные корректировки в содержании предстоящего занятия.

Характерной чертой спортивного часа является его близость по своим организационным особенностям к уроку физической культуры. Школьники обладают достаточно примитивными представлениями о занятиях физическими упражнениями, бедным запасом движений, поэтому пределов их воображения хватает лишь на самые непритязательные виды двигательной активности, они стараются доступными им средствами как можно быстрее реализовать свои двигательные потребности и выплеснуть накопившийся эмоциональный потенциал. Именно поэтому им требуется обязательная организационная помощь педагога-воспитателя. Придерживаясь физиологически оправданной схемы проведения занятия, начинать его следует с разминки. Содержанием разминки могут стать разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, подвижные игры средней интенсивности, соответствующие по своему содержанию решению задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе и специально для этого дозированные.

Основное отличие спортивного часа от урока физкультуры во вспомогательной школе, как и в других учебных заведениях, – отсутствие целенаправленного процесса обучения. Решая задачу активного отдыха, дети могут использовать различные средства на том уровне, который свойствен им на сегодняшний день. Задача воспитателя, имея четкое представление о шкале движений учащихся, – предоставить им широкий выбор доступных средств и адаптировать их к половым, возрастным, психическим особенностям детей. Основную часть спортивного часа составляют различные упражнения без предметов и с предметами, беговые и прыжковые упражнения, лазания и перелезания, игры и игровые эстафеты. Детям интересны упражнения с функциональным инвентарем: мячами, скакалками, обручами. Гимнастические палки, флажки, кегли используются значительно реже. Как отмечалось выше, из подвижных игр учащимся вспомогательной школы наиболее любопытны простые игры, с понятным смыслом и не обремененные правилами, например: «Змея», «Наседка и цыплята», «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Волк во рву», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Охотники и утки», «Классики» (приложение 6). В процессе оздоровительного часа следует предлагать занимающимся элементы спортивных игр, находящиеся в приемлемой для них зоне сложности. Мальчикам и девочкам нравится играть в футбол по упрощенным правилам, им доступны удары по воротам, ведение баскетбольного мяча и его броски в невысоко расположенную корзину, пионербол, элементы большого тенниса и бадминтона. Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время вызывают повышенный интерес у детей лепка снеговиков, строительство из снега крепостей и игра в снежки, катание на санках и лыжах, весной и осенью – упражнения на нестандартном оборудовании «гимнастических городков» (лестницы, рукоходы, горки, лабиринты, барьеры, вкопанные в землю шины, лавки, турники) и пешие марш-броски с играми на «привалах». Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и закаливающий эффект. В конце спортивного часа нужно отводить время для самостоятельной двигательной активности детей. Используя групповую и индивидуальную работу, наиболее подготовленным учащимся можно доверить самостоятельное выполнение безопасных с позиции травматизма упражнений и игр по интересам. Менее подготовленным, имеющим значительные недостатки двигательной сферы и интеллекта, предлагается выполнение коррекционных упражнений или целенаправленное развитие физических способностей, а в случае значительного физического утомления – отдых. В заключение обязательны подвижные игры низкой интенсивности, дыхательные упражнения, медленная ходьба, способствующие восстановлению организма занимающихся.

Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитатель должен тщательно продумать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятия. При необходимости целесообразно проконсультироваться с учителем физической культуры и медработником. Осуществляя взаимосвязь с уроком физической культуры и используя изученный материал, воспитатель способствует его дополнительному закреплению. Положительный результат зависит от знания педагогом особенностей построения физкультурных занятий и умения четко следовать им. Для правильной организации оздоровительного часа при подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать состояние здоровья и психофизические особенности детей; зная визуальные признаки утомления, точно дозировать нагрузку, владеть навыками врачебно-педагогического контроля.

Данную форму организации физического воспитания школьни­ков составляют: гимнастика до учебных занятий, физкультминуты (паузы), физические упражнения па удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их особенно возрастает в связи с ин­тенсификацией учебного процесса и увеличением занятости школь­ников видами деятельности, приводящей к ограничению подвиж­ности.

В процессе проведения каждого мероприятия решаются сле­дующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; укрепление их здоровья и совершенствование культуры движений; обеспечение гигиены умственного труда и поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности: формирование навыков организованности и созна­тельной ДИСЦИПЛИНЫ.

При определении содержания, способов организации занимаю­щихся и методики проведения мероприятий необходимо учиты­вать, во-первых, возрастные особености различных контингентом учащихся н уровень их физической подготовленности; во-вторых,


Характер влияний учебного труда и рабочей позы школьников на функциональное состояние организма; в-третьих, динамику рабо­тоспособности в течение дня; в-четвертых, особенности условий проведения занятий (место, лимит времени), характер одежды и обуви занимающихся.

/Максимальный педагогический и оздоровительный эффект ме­роприятий обеспечивается соблюдением следующих условий: а) соответствующим санитарно-гигиеническим состоянием места занятий, особенно при проведении их в помещении; б) привлече­нием всего педагогического коллектива школы, комсомольского, пионерского и фузкультурного активов; в) учетом физиологиче­ских закономерностей перехода от учебных занятий к выполнению упражнений и последующим возвращением к учебной деятельно­сти; г) последовательным выполнением упражнений в соответст­вии с задачами и методическими правилами каждой формы занятий; д) образцовым показом упражнений, краткостью и четкостью объяснений с использованием доступной учащимся терми­нологии; е) оптимальной моторной плотностью занятий при уме­ренной физической и психической нагрузке, обеспечивающей об­щее тонизирующее воздействие на организм; ж) поддержанием постоянного интереса учащихся путем новизны и эмоционально­сти упражнений, варьирования исходных положений, объединения усвоенных простых упражнений в комбинированные действия (про­ведение знакомых подвижных игр в новых вариантах, изменение видов построения, выполнение упражнений под общий счет вслух, речитативы, музыкальное сопровождение и пр.).

Гимнастика до учебных занятии- проводится ежедневно перед первым уроком каждой учебной смены в виде выполнения учащи­мися комплекса из 5-8 упражнений: в младших классах-от 4 до 6 мин, в остальных - 12-15 мин.

Задачи; а) организованно начать учебный день; б) сократить период врабатывания организма учащихся в предстоящую учеб­ную деятельность; в) оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма, и прежде всего центральной нерв­ной системы.

Группы для занятий целесообразно составлять из учащихся классов не более чем двух смежных параллелей (I-И, III-IV и т. д.). В противном случае усложняется определение содержа­ния комплекса и дозировки.

Физкультминута (пауза) - это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин).

Задачи: а) уменьшить утомление и снять отрицательные влия-


ния однообразного вынужденного положения тела (рабочей по­зы); б) активизировать внимание учащихся и повысить способ­ность к восприятию учебного материала.

Положительный эффект физкультминуты (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Ее целесообразно вводить в урок примерно через 20-30 мин от начала, когда по­являются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Особую важность эта форма занятий приобретает во второй половине учебного дня и недели.

Физические упражнения на удлиненной перемене проводятся преимущественно на открытой площадке.

Задачи: а) организовать отдых в процессе учебного дня с це­лью повышения работоспособности; б) содействовать формирова­нию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема знаний и навыков проведения массовых самодеятельных форм активного отдыха; в) содейство­вать развитию творческой инициативы и формированию навыков сознательной дисциплины.

Преимущественное содержание: подвижные игры, простейшие игры-состязания (прыжки в длину с места на результат, метания в цель и т. п.), индивидуальное выполнение упражнений игрового характера с мячами, скакалками и пр. по выбору занимающихся; в старших классах допустимы игры с использованием элементов спортивной техники (игра «Пятнашки» с ведением баскетбольного мяча, пионербол и др.). Основу содержания занятий должен со­ставлять пройденный материал учебной программы.

Массовый характер и ограниченность времени занятий обуслов­ливают необходимость тщательного планирования и обеспечения доступности их содержания, своевременной подготовки мест заня­тий и четкого распределения обязанностей между ответственными за проведение.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Значение. Внешкольное воспитание составляет неотъемлемую часть системы народного образования в СССР. Оно осуществля­ется различного типа внешкольными учреждениями и призвано содействовать всестороннему развитию способностей и склонно­сти детей школьного возраста, воспитанию социальной активно­сти, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриоти­ческой деятельности, спорту, организации разумного досуга и от­дыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внешкольной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечпвают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями и на этой основе выбора спортивной специализации. В то же время узкоцелевая направленность отдельных форм занятий (например,


в детско-юношеской спортивной школе) создает благоприятные условия для углубленного совершенствования и достижения вы­соких результатов в избранном виде спорта. Дополняя уроки фи-знческой культуры и внеклассные занятия разнообразием средств п методов, форм организации, внешкольная работа повышает эф­фективность решения основных задач физического воспитания школьников.

Задачи: а) вовлечь возможно большее количество школьни­ков в систематические занятия физическими упражнениями на основе удовлетворения индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании; б) содействовать организации по­лезного досуга школьников, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности и на этой основе подготовке к вы­полнению норм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) содействовать формированию интереса к проведению массовой физкультурной работы в различных звеньях системы физического воспитания школьников на основе совершенствования инструктор-ско-методических и судейских знаний и навыков, воспитания со­циальной активности.

Организация и содержание работы по физическому воспитанию в отдельных внешкольных учреждениях. Внешкольные учрежде­ния объединяют, как правило, учащихся разных школ. Поэтому в каждом из них формируется свой коллектив, структура которо­го должна наиболее полно отвечать специфике учреждения, спо­собствовать лучшей организации воспитания и обучения занимаю­щихся. При наборе учащихся соблюдается принцип добровольно­сти, однако в некоторых случаях (большое количество желающих, повышенные требования к их подготовленности и пр.) появляется необходимость проводить конкурсный отбор путем выявления уровня способностей к определенному виду деятельности.

Работа большинства внешкольных учреждений строится на основе соответствующих положений, утвержденных организация­ми, в ведении которых эти учреждения находятся. Положением регламентируется контингент занимающихся, цель и задачи, по­рядок организации и структура учреждения, штаты, требования к организации учебной и воспитательной работы и пр. Содержание работы определяется утверждаемыми центральным органом на­родного образования типовыми программами, в которые могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики и конкрет­ных условий работы.

Детско-юношеские спортивные школы - вне­школьные специализированные спортивные учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в системе народного образования, ми­нистерств обороны, путей сообщения и сельского хозяйства, цент­ральных советов ВФСО «Динамо» и «Трудовые резервы», Госком-спорта.

Различают следующие типы спортивных школ: комплексные, ведущие работу по нескольким видам спорта (ДЮСШ), и специа­лизированные (олимпийского резерва - СДЮШОР, высшего


спортивного мастерства - ШВСМ), ведущие работу по одному виду спорта. По административной подчиненности и охвату зани­мающихся различают районные, городские, областные, краевые и республиканские спортивные школы.

Цель и задачи спортивных школ, их структура, вопросы комп­лектования и наполняемости учебных групп, штатов и руководст­ва, организации и режима работы, медицинского контроля, плани­рования, учета и отчетности регламентируются единым типовым «Положением о детско-юношеской спортивной школе и специали­зированной детско-юношеской школе олимпийского резерва», ут­вержденным Госкомспортом, органами народного образования и ВЦСПС.

Главными задачами ДЮСШ определены: а) подготовка высо­коквалифицированных юных спортсменов на базе обеспечения их всестороннего физического развития и укрепления здоровья; б) обеспечение подготовки занимающихся к выполнению обязан­ностей общественных инструкторов и судей по спорту; в) содейст­вие общеобразовательным школам в организации массовой физ­культурной работы. Эти задачи конкретизируются для различного типа спортивных школ, различных лет обучения и учебных групп в соответствии с требованиями к уровню спортивной подготов­ленности занимающихся, установленными типовыми программами для отделений ДЮСШ.

В комплексной ДЮСШ создаются отделения по видам спорта, в каждом из которых комплектуются группы (начальной подго­товки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования) с учетом пола, возраста, уровня спортивной подготовленности.

СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, достиг­ших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов, обеспеченных спортивной базой п высококвалифици­рованными тренерами. Главная цель СДЮШОР - подготовка спортсменов высокого класса для сборных команд страны, респуб­лик, Москвы и Ленинграда, а также команд-мастеров по игровым видам спорта. Отделения формируются из учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ. При до­стижении высокого уровня педагогического процесса и качествен­ной подготовки спортсменов в СДЮШОР могут создаваться груп­пы высшего спортивного мастерства. По согласованию с Госком-спортом и по решению высших инстанций заинтересованных ор­ганизаций (министерств и ведомств) могут создаваться также ШВСМ.

В ДЮСШ принимаются школьники, как правило, по рекомен­дации учителя физического воспитания и коллектива физической культуры общеобразовательной школы, имеющие желание зани­маться видом спорта и проявившие определенные способности, от­вечающие специфическим требованиям данного вида. Зачисление производится при наличии разрешения врача, родителей и дирек­тора школы. Предпочтение отдается лучшим по результатам при­емных испытаний, проводимых ДЮСШ на основании соответст-


вующих нормативных документов (Положения, программы и пр.). Начальный отбор может производиться по результатам наблюде­ний тренера за юными спортсменами на школьных соревнованиях, занятиях школьных секций и обязательных уроках физического воспитания в школе. В последующем результаты наблюдений уточ­няются в процессе учебно-тренировочных занятий. Окончательное зачисление в группу производится в установленные положением о ДЮСШ сроки. Перевод в группу более высокой квалификации осуществляется при условии выполнения занимающимися уста­новленных программой ДЮСШ требований. Минимальные грани­цы возраста для зачисления в группу начальной подготовки оп­ределены существующими нормами допуска к началу спортивной специализации в зависимости от вида спорта. Выпуск из школы производится по достижении 17 лет.

Основными формами занятий являются уроки спортивной тре­нировки, тренировки по индивидуальным планам, зачетные и клас­сификационные соревнования, лекции и семинарские занятия по теоретическим вопросам.

Работа тренера-преподавателя оценивается по стабильности контингента, результатам выполнения учащимися контрольных и переводных нормативов, результатам участия в соревнованиях различного ранга, количеству воспитанников, переданных в выс­шее звено школы, количеству подготовленных разрядников, инст­рукторов-общественников и судей, уровню успеваемости воспи­танников в общеобразовательной школе.

Летний пионерский загородный лагерь - основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, ор­ганизующих отдых школьников в период летних каникул. Он со­здается для пионеров и школьников б-14 лет (I-VIII классы) профсоюзными организациями предприятий и учреждений совме­стно с комитетами комсомола, органами народного образования и здравоохранения. Вся работа в пионерском лагере строится па основе преемственности принципов, методов и форм организации занятий, принятых в пионерской организации. В каждом лагере создается своя пионерская дружина, формируются отряды и вы­бирается пионерский актив, который используется для организа­ции и проведения физкультурных мероприятий.

Физическое воспитание в лагере направлено на решение сле­дующих задач: а) укрепление здоровья, содействие разносторон­нему физическому развитию и закаливанию детей; б) совершенст­вование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств; в) обеспечение подготовки и сдачи норм комплекса ГТО (особенно по тем видам упражнений, занятия которыми затрудне­ны в условиях города); г) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к система­тическому использованию средств физического воспитания в це­лях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха.


К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования: во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима пионер­ского лагеря, обеспечив участие в них всех школьников; во-вто­рых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготов­ленности; в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения; в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетать­ся с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформле­ние мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.).

Формы и содержание работы. 1. Утренняя гигиеническая гим­настика- ежедневное выполнение непосредственно после пробуж­дения (через 5-7 мин) комплекса специально подобранных 7-10 физических упражнений в течение 10-15 мин. Являясь не­отъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каж­дого пионера. Задачи: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в пред­стоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреп­лению здоровья, закаливанию и правильному физическому раз­витию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в ре­жиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упраж­нениями; подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО; организованному началу дня.

2. Звеньевые и отрядные физкультурные занятия, организуют­
ся звеньевыми и отрядными вожатыми и строятся на основе ши­
рокой самодеятельности пионеров. Они могут проводиться со всем
звеном (отрядом) или с отдельными группами, сформированными
по интересам п выделенными в отрядные команды (по подвижным
играм, футболу, лапте и т. д.). Составы команд, как правило, оп­
ределяются с учетом уровня физической подготовленности. В за­
нятиях должны быть широко представлены строевые и легкоатле­
тические упражнения, подвижные игры, элементы игры «Зарни­
ца», прогулки с играми на местности, туристские походы, сорев­
нования и пр.

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и
группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлети­
ке, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подго­
товленных и желающих совершенствоваться в избранном виде
спорта пионеров, а также с целью подготовки команд лагеря к
межлагерньтм соревнованиям. Работа строится на базе разносто­
ронней физической подготовки и комплекса ГТО с учетом спе­
цифики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическо­
му воспитанию. Учебные группы ГТО создаются для желающих

16 Заказ № 1180 241


повысить уровень своей подготовленности и выполнить нормы комплекса ГТО.

4. Занятия по плаванию проводятся ежедневна как составная
часть режима дня. Организуются в следующих формах: купания
(по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секци­
ях), занятия по обучению неумеющих плавать. Соответственно
конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосред­
ственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществ­
ляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут
быть привлечены работники лагеря п школьники старшего возрас­
та, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязатель­
но присутствие медицинского работника. Занятия должны прово­
диться только в специально отведенных и оборудованных местах
с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальны­
ми инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению
неумеющнх плавать и приему норм комплекса ГТО.

5. Спортивные соревнования проводятся прежде всего по ви­
дам упражнений, составляющих содержание ступеней комплекса
БГТО: по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгуна
и т. п.) или по многоборьям (БГТО, «Дружба» и др.)- Традицион­
ными являются соревнования по подвижным и спортивным играм,
спартакиады. Дружинная спартакиада проводится в конце смены,
что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее резуль­
таты могут выступать в качестве объективной оценки работы по
физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям
предшествуют отрядные и звеньевые.

6. Физкультурные мероприятия на празднике, посвященном от­
крытию лагеря (смены). В них включаются массовые подвижные
игры и простейшие соревнования по отдельным видам известных
и доступных пионерам упражнении. Соревнования проводятся
обычно в форме аттракционов. В программу праздника при за­
крытии лагеря включаются показательные массовые и индиви­
дуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по
некоторым отдельным упражнениям.

7. Инструктивные занятия с вожатыми и пионерским активом
проводятся не реже одного раза в неделю. На них раскрываются
вопросы планирования и содержания работы, методики проведе­
ния конкретных мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того,
целесообразно создать постоянно действующий семинар юиых ин­
структоров и судей по спорту.

Основные документы планирования и учета работы по физиче­скому воспитанию: 1. Общий план, который включает следующие разделы: организационная работа, физкультурная работа, рабо­та по подготовке физкультурного актива, работа по пропаганде физической культуры, хозяйственная работа. 2. Календарный план физкультурных мероприятий. 3. Положения о соревнованиях. 4. Протоколы соревнований. 5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря. 6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или ос-


вобождения от них. 7. Учет научившихся плавать в каждой смене. 8. Учет сдающих и сдавших нормы комплекса ГТО.

Лагерь труда и отдыха старшеклассников орга­низуется на период летних каникул для школьников VIII-X клас­сов н строит свою работу на основе положения, утвержденного ЦК ВЛКСМ и центральными органами народного образования. Он создается школами, местными органами народного образова­ния совместно с комитетами комсомола, комитетами и советами профсоюзов при активном участии советских, хозяйственных и об­щественных организаций на базе колхозов, совхозов, строек, пред­приятий.

В лагере формируются бригады (отряды, группы, отделения). Общим собранием избирается совет (штаб) лагеря - орган об­щественного ученического самоуправления. Руководство осуществ­ляется педагогическим советом лагеря (начальник, педагоги-вос­питатели). В лагере устанавливается режим, обеспечивающий лучшую организацию воспитания, труда и отдыха школьников.

Задачи физического воспитания: содействие организации актив­ного отдыха, физическому развитию школьников, укреплению их здоровья. Решаются они во взаимосвязи с задачами трудового воспитания. В плане работы предусматривается проведение тури­стских походов, массовых физкультурных мероприятий. Практи­куемые формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, тре­нировочные занятия, соревнования, праздники физической куль­туры. Основная направленность работы - подготовка и сдача норм комплекса ГТО. Вся физкультурная работа проводится с привлечением актива учащихся, организуемого педагогами-воспи­тателями.

Детские экскурсионно-туристек не станции - организационные и инструктивно-методические центры экскурсн-онно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Создаются в системе народного образования и работают под непосредствен­ным руководством областных и краевых отделов народного обра­зования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионер­ской организации и советами по туризму.

Дома и Дворцы пионеров и школьников являются организационными и инструктивно-методическими центрами мас­совой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися. Они осуществляют физическое воспитание школьников через ор­ганизацию работы в кружках (секциях) по видам спорта, дея­тельность которых регламентируется соответствующими програм­мами, утвержденными центральными органами народного обра-


зования. При некоторых Дворцах пионеров создаются ДЮСШ. Кроме того, Дома и Дворцы пионеров и школьников проводят массовые физкультурные мероприятия учащихся (спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы), оказывают методи­ческую помощь пионерскому и комсомольскому активу школ, ра­ботникам различных внешкольных учреждений в совершенство­вании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной физкультурной работы.

Клубы, Дома и Дворцы культуры. Работа по физиче­скому воспитанию школьников осуществляется через детские сек­торы этих учреждений. Типичные формы - проведение эпизоди­ческих массовых физкультурных мероприятий (праздники и вече­ра физической культуры, конкурсы, показательные выступления юных физкультурников и пр.). При наличии условий организуют­ся кружки (секции) общей физической подготовки и по отдель­ным видам спорта.

Парки культуры и отдыха, стадионы и водные станции. Парки культуры и отдыха, создавая детские городки, спортивные и игровые площадки, катки, лыжные и лодочные стан­ции, купальни и др., проводят с детьми разнообразную массовую физкультурную работу. В качестве руководителей привлекаются инструкторы физической культуры и актив физкультурников.

Работа по месту жительства. Главными задачами ра­боты по физическому воспитанию детей и подростков в микро­районах, осуществляемой РЭУ, являются: популяризация сре­ди учащейся молодежи физической культуры, вовлечение возмож­но большего количества школьников в систематические и самостоятельные занятия физическими упражнениями, использо­вание средств физической культуры в целях предупреждения пра­вонарушений и перевоспитания трудных детей.

Для решения этих задач создаются необходимые условия: строительство физкультурных сооружений в микрорайонах, отчис­ление средств от квартплаты (2-3%) и платы за аренду жилищ­но-коммунальных учреждении (5%) и т. д., в штаты РЭУ вве­дены должности работников по физическому воспитанию.

В соответствии с Типовым положением, утвержденным ЦК ВЛКСМ и Госкомспортом, в городах и районах создаются при местных комитетах по физической культуре и спорту обществен­ные советы, координирующие организацию массовой физкультур­ной работы по месту жительства. Эти советы должны осуществ­лять систематический контроль за физкультурной работой в РЭУ и проводить агитационно-пропагандистскую работу. Сове­ты создаются также при РЭУ из числа активистов, проживаю­щих в данном микрорайоне, представителей общественных и физ­культурных организаций, шефствующих предприятий, органов народного образования и др. Они заботятся о создании базы для занятий, пунктов проката спортивного и туристского инвентаря и пр.



Учебно-воспитательная работа осуществляется в секциях (груп­пах) здоровья, общей физической подготовки и по видам спорта. В содержание занятий входят спартакиады здоровья, сдача норм комплекса ГТО, туристские походы, выезды за город, со­ревнования на призы клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Нептун» и др., соревнования между семьями, домами, улицами, микрорайонами.

Наиболее перспективной формой организации физкультурной работы с детьми и подростками по месту жительства являются детско-подростковые физкультурно-спортивные клубы, осуществ­ляющие свою работу на основе Типового положения, утвержден­ного Госкомспортом СССР (1986 г.). При клубах создаются физ­культурные секции, занятия в которых проводятся тренерами ДЮСШ, коллективов физической культуры ДФСО, а также пред­ставителями спортивной общественности.

Юлия Кольнова (Тетерукова)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника

Вполне логично, что первой образовательной линией Базового компонента дошкольного образования как Государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) определена "Личность ребенка", состоящая из двух частей : "Здоровье и физическое развитие" и "Самоотношение".

Раздел "Здоровье и физическое развитие" указанной образовательной линии, включает такие структурные компоненты содержания : безопасность жизнедеятельности, здоровье и болезнь, гигиена жизнедеятельности, двигательная активность и саморегуляция. Реализация этой части содержания образования имеет целью формирование здоровьесберегающей компетенции ребенка, что заключается в его осведомленности по строению своего тела и гигиеническими навыками по его уходом; своей половой принадлежностью; с продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценности здоровья для человека. Сюда также входят умение выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья без ущерба как собственному здоровью, так и здоровью других людей.

Приоритетное направление образовательно-воспитательной работы в ДОУ - организация физкультурно -оздоровительной работы, что органически связана с активной двигательной деятельностью детей и имеет целью обеспечить оптимальное состояние их здоровья, успешное физическое развитие, преодоление гиподинамии, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и формирование интереса к различным видам двигательной деятельности. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Поэтому очень важно рационально организовать режим

Эта работа должна направляться на выявление резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. Для этого система физического воспитания детей обладает богатым арсеналом разнообразных физкультурно -оздоровительных средств. Педагоги должны знать : чем разнообразнее средства воспитательного влияния на детей они будут, тем динамичнее будет ход процесса физического развития дошкольников .

Для этой работы должны быть привлечены все работники детского сада : заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра.

В процессе жизнедеятельности детей в дошкольных учебных заведениях используется комплекс разных средств :

Физические упражнения (гимнастика, игры, элементы спорта и туризма,

Природная среда (воздух, солнце, вода,

Гигиенические факторы (режим питания , сна, занятий и отдыха, гигиена одежды и обуви, оборудования и т. д.).

1. Физкультурно -оздоровительная работа

К физкультурно -оздоровительной работе можно отнести такие формы : НОД занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки , паузы, закаливающие процедуры.

Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры, физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский туризм, физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.

*НОД Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель - оптимизация двигательного режима , формирование и закрепление двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по физической культуре.

*Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении . Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции.

Главное требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой.

Подбор упражнений для комплексов определяется с учетом возрастных возможностей и состояния здоровья детей, а также их индивидуальных особенностей. Упражнения должны быть простые и доступные для выполнения, целесообразно включать бег, ходьбу, прыжки, другие упражнения для разных групп мышц.

Продолжительность утренней гимнастики : для детей раннего возраста - 4-5 минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на второй.

На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются, увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности выполнения.

*Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей.

*Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

*Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты.

*Закаливающие процедуры - система мероприятий , направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды.

В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих мероприятий : ежедневные и специальные. К ежедневным относятся : соответствующий температурный режим , применение широкой аэрации, использование прохладной воды для мытья рук, лица, полоскание рта, горла.

Специальные закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например : сухое и влажное обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела, сон при открытых окнах и другие. При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно установленным нормам.

Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням, влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия, ароматерапия, лечебная физкультура , массаж, физиотерапевтические процедуры другое, которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей.

Педагоги дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп, уровень подвижности, природные возможности и способности.

В рамках подвижного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста , 4-5 часов - для старших дошкольников .

2. Формы организации двигательной активности в повседневной жизни

ПРОГУЛКИ - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое.

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с, после чего перейти на ходьбу.

На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту .

ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ отводится значительное место во время организации двигательного режима , учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их подборе учитываются такие показатели : возраст детей, время года, погодные и природные условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования и инвентаря.

Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия, праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания.

Их проводят во всех возрастных группах ежедневно : во время утреннего приема (одна-две игры малой и средней подвижности, на прогулках (две-три игры малой, средней и большой подвижности, вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь.

На протяжение дня следует проводить подвижные игры разных видов : сюжетные и бессюжетные, игры соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах, развлечения (серсо, кольцеброс, кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного характера осуществляется на занятиях по физкультуре , а закрепление на прогулках.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА прогулках - одно из основных средств физического развития детей. Благодаря им формируются навыки жизненно важных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание другое, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость, выдержка, координация движений, гибкость) .

Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре , подвижные игры и т. д.).

ПОХОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОШКОЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ) проводятся с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста . Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению : продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев другое) . К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе.

Продолжительность перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут.

Во время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности, элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления, дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного режима , усовершенствование двигательных навыков.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного возраста . Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 40-50минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале , на площадке, в бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об организации полноценной прогулки в этот день.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни) один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал , групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка, берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.

ДНИ ЗДОРОВЬЯ организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот день насыщен разнообразными формами : закаливание и лечебно-профилактическими процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры на прогулках физкультурные занятия другое . Большинство из них желательно проводить на свежем воздухе.

В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая, познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения , так и рассчитанные на отдельную возрастную группу.

НЕДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРЫ организовываются также как и дни здоровья, проводятся ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как форма организации двигательного режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке. Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное возможности организма конкретного ребенка.

Необходимые условия : систематическая предварительная работа с детьми с целью формирования у них необходимого двигательного опыта, учет уровня физической подготовки, осведомленности о технике выполнения движений, правил подвижных игр и способов взаимодействия между участниками, назначение и использование физкультурного и спортивного инвентаря, оборудование, другое; создание предметного окружения, которое бы привлекало детей к подвижной деятельности, конкретизировало ее содержание, обеспечивало динамическое изменение самостоятельных занятий упражнениями и играми в зависимости от интереса, желаний, замыслов воспитанников. Целесообразно периодически изменять предложенный набор оборудования и инвентарь, вносить новые компоненты в предметное окружение, обеспечить детям возможность свободного доступа к выбранным предметам и использование их в самостоятельной двигательной деятельности, не мешая другим детям.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или подгруппами по двое-четверо детей. Цель - ознакомление, углубленное разучивание или закрепление навыков их выполнения, удаление отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, педагог определяет цель индивидуальной работы, подбор необходимого оборудования, инвентаря.

Таким образом, создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького человека.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло