Что происходит в организме и в головном мозге во время приступа мигрени. Новые терапевтические возможности

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 400 миллионов человек всех возрастов страдают от депрессии. Эти шокирующие цифры делают недуг основной причиной инвалидности.

В борьбе за потребителя все средства хороши

Фармацевтические компании не могли пройти мимо столь лакомого куска прибыли. Огромный целевой рынок антидепрессантов является золотой жилой для производителей. Помимо удовлетворения нужд потребителя, фармакологи идут на различные маркетинговые ухищрения, еще более обогащая собственную казну. Доказать прегрешения компаний, выпускающих антидепрессанты, несложно. Стоит лишь ознакомиться с результатами многочисленных мониторингов. Так, недавнее исследование, результаты которого опубликованы в журнале British Medical Journal, обнаружило сокрытие истинной информации касательно медицинских препаратов.

Когда слепо доверяешь лечащему врачу

Когда у человека диагностирована депрессия, он не станет интересоваться результатами клинических испытаний того или иного препарата. Он слепо доверяет врачу, идет и покупает лекарство. Ученые подняли архивы 70 различных слепых плацебо-контролируемых испытаний селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и обнаружили, что ни в одном отчете не сообщалось о серьезном вреде препаратов. А это значит, что разработчикам есть что скрывать, и они не хотят афишировать возможные серьезные побочные эффекты.

При депрессии в первую очередь страдает гиппокамп

Мы знаем, что депрессию нельзя оставлять без лечения. Если человек постоянно чувствует себя подавленным, это отражается не только на эмоциональном состоянии или вызывает те или иные физические недуги. На самом деле оставленная без внимания депрессия может вызвать реальные изменения в структуре головного мозга пациента. В первую очередь страдает гиппокамп, отдел, отвечающий за формирование и регулирование эмоций и памяти. Эта тенденция особенно катастрофична для подростков, ведь их мозг все еще находится на стадии развития. Учителя и родители сразу же поспешат списать проблемы ребенка с вниманием, памятью и всплески агрессии на переходный возраст. Только вот реальная причина кроется в другом.

На какой стадии происходит повреждение головного мозга?

Сразу несколько научных исследований выявили, что при периодических или постоянных депрессивных расстройствах уменьшается важный отдел головного мозга. А это значит, что перед нами достоверная информация. Профессор Ян Хикки из университета Сиднея заявил, что уменьшение размера гиппокампа напрямую связано с количеством депрессивных вспышек. Чем больше таких состояний за свою жизнь испытает человек, тем хуже. Именно поэтому так важно не оставлять свое состояние без внимания и заботы близких. Что же наступает раньше: уменьшение гиппокампа или психическое расстройство? Эксперты утверждают, что повреждение головного мозга происходит от рецидива болезни.

Способность к восстановлению

Некоторые другие исследования выявили уникальность этого отдела. Вы будете удивлены, но гиппокамп способен полностью восстанавливаться в размерах. Обратимость связана со способностью быстро образовывать новые связи между клетками. Ученые выяснили, что при уменьшении размеров гиппокампа теряются не сами клетки, а только лишь нарушаются клеточные соединения. Но не только депрессия может уменьшить размер гиппокампа. Например, человек, привыкший сидеть дома, не участвуя в социальных мероприятиях, также подвергает себя определенному риску. Эксперты полагают, что взаимодействие в социуме является неотъемлемой частью построения крепких связей между клетками головного мозга. Также существуют альтернативные способы повышения нейрозащиты, например употребление рыбьего жира.

Как депрессия кодирует информацию

Психические расстройства воздействуют не только на мозг, в первую очередь страдает сердце. Однако эти два органа напрямую взаимосвязаны между собой. Если человек опечален и постоянно находится в угнетенном состоянии, сердечные электромагнитные волны кодируют полученную информацию и отправляют сигналы в мозг. Таким образом, нервная система находится в условиях постоянного хаоса.

Идея химического дисбаланса в прошлом

Джозеф Койл, нейробиолог из Гарвардской медицинской школы, подводит итоги всего вышесказанного. На самом деле пресловутая идея химического дисбаланса в мозге является пережитком прошлого. Влияние психических расстройств на главные органы человека - намного более тонкое и сложное. По словам эксперта, механизм депрессии не может быть сведен к общепринятому представлению о недостатке серотонина, норадреналина и допамина. Представленная на суд общественности еще в 50-х годах прошлого столетия теория о недостатке нейромедиаторов пользовалась огромной популярностью в течение полувека. Большая часть населения земного шара восприняла эту теорию как единственно верную. Однако с большей долей вероятности депрессия связана с другими аномальными воздействиями.

Полвека наука была на ложном пути

Итак, люди часто говорят, что к психическим расстройствам ведет химический дисбаланс, но в реальности эта болезнь намного сложнее, и далеко не каждый препарат, восстанавливающий недостаток нейромедиаторов, поможет избавиться от недуга. А вот что говорит известный британский психиатр и писатель доктор Джоанна Монкриефф: «В то время как человек чувствует себя подавленным, в мозге происходят какие-то процессы. Однако до сих пор ни одно исследование не установило корреляцию между нехваткой определенных нейромедиаторов и депрессивным расстройством. Во всех случаях опыты дают довольно противоречивые результаты. Ни одна работа не смогла выявить реальную причину возникновения недуга. Тот факт, что более 50 лет столь интенсивные научные поиски не дали никаких результатов, может свидетельствовать только о двух вещах: либо учеными не разработана правильная технология, либо они идут по ложному следу».

Антидепрессанты не в состоянии полностью справиться с проблемой

В поддержку теории химического дисбаланса часто выдвигается версия о том, что антидепрессанты значительно увеличивают уровни серотонина и других нейромедиаторов в синапсах. Но, как мы говорили ранее, лекарства в состоянии лишь на время локализовать процессы. Решение основных проблем (не говоря уже о полном излечении) видится практически невозможным. Тот факт, что настроение может зависеть от медицинских препаратов, не дает основания считать, что указанная теория верна. К тому же ни одни доктор не может заглянуть в черепную коробку пациента и с точностью определить, какие именно химические нейромедиаторы участвуют в данном конкретном заболевании. Именно поэтому теория так и остается теорией, а доктора по-прежнему «вслепую» выписывают рецепты.

В теле происходят миллионы химических реакций

Как внутри, так и снаружи наших нервных клеток происходят миллионы различных химических реакций. Все вместе это составляет единую динамическую систему, регулирующую наше настроение, восприятие тех или иных процессов, ощущение счастья или печали. Именно поэтому точная причина психических расстройств по-прежнему остается неизвестной. Тем не менее, идея дисбаланса нейротрансмиттеров активно поддерживается фармацевтическими компаниями совместно с врачами-психотерапевтами.

Существуют другие факторы, ведущие к депрессии

На данный момент ученые обнаружили, что к психическим расстройствам может привести целый ряд биологических факторов, среди которых хроническое воспаление, недостаток витамина D, несбалансированность кишечной флоры или избыток сахара в организме. Также существуют альтернативные способы борьбы с депрессией. Возможно, идея о нейропластичности мозга даст некоторые разгадки. Многие из нас слышали, что силой мысли можно влиять на ту или иную ситуацию. Это подтверждают различные научные исследования. Хорошим способом побороть депрессию является правильное сбалансированное питание и физические упражнения. Ну а самое удивительное разнообразие неврологических преимуществ имеет медитация.

В течение долгого времени считалось, что аура во время мигрени вызвана спазмом сосудов в зрительном отделе головного мозга, а головная боль - это следствие переполнение кровью сосудов головного мозга. Конечно, это самое простое описание тех процессов, которые происходят в головном мозге во время мигренозного приступа. Всё намного сложней – во время мигрени в организме происходит изменения целого ряда химических процессов.

Сильное воздействие на состояние кровеносных сосудов оказывает серотонин. Именно он, как утверждают современные учёные, в большой мере ответственен за головную боль. В конце приступа мигрени уровень серотонина приходит в норму, и головная боль идёт на убыль.

Что такое серотонин?

Серотонин может заставить кровеносные сосуды расширяться или сужаться в зависимости от их месторасположение в организме и размера. Серотонин также обеспечивает свёртываемость крови. Примерно 90% серотонина сконцентрировано в кишечнике, около 10% в тромбоцитах и 1 – 2% в головном мозге. Серотонин это нейромедиатор который помогает передавать нервные импульсы по всему организму. Серотонин и другие нейромедиаторы могут привести к многочисленным изменениям в работе головного мозга и всего организма. Изменения могут быть самыми различными: от простых перемен настроение и внезапного желания поесть до более сложных изменений в ритмах сна и бодрствования или менструального цикла у женщин.

Исследования подтверждают большую роль серотонина в развитии мигрени. Приступы мигрени могут быть спровоцированы инъекцией резерпина. Под его влиянием в организме происходит выброс серотонина, что у более восприимчивых людей вызывает мигреневые головные боли.

Ещё одним свидетельством, что серотонин играет важную роль в развитии головной боли, является тот факт, что внутривенное вливание серотонина, сделанное непосредственно во время приступа мигрени, может облегчить симптомы, хотя точный механизм этого действия ещё не ясен. К сожалению использования серотонина как метода лечения головной боли сопутствует многими побочными эффектами: отдышка, тошнота, общий спазм кровеносных сосудов, потеря чувствительности в конечностях.

Приступы мигрени – это больше чем просто головная боль. Сопутствующие симптомы, такие как рвота, перемена настроения, непереносимость света, звука являются результатом изменения концентрации нейромедиаторов и особенно серотонина в головном мозге. Изменение этих химических соединений лекарственными препаратами может помочь купировать приступы мигрени.

Дополнительные статьи с полезной информацией
Дополнительные способы самостоятельной борьбы с мигренью

Мигрень учёные изучают давно и установлено что есть много факторов стимулирующих данные приступы и по этой причине можно разными способами уменьшать вероятность мигрени.

Факторы провоцирующие приступ мигрени

Есть большое количество внешних причин стимулирующих мигрень. В этом вопросе прежде всего надо помнить о том, что у разных людей эти факторы разные и чаще всего они меняются с возрастом.

Исследователи Йенского университета имени Фридриха Шиллера (нем. Friedrich-Schiller- Universität Jena, сокр. FSU Jena задались целью раскрыть загадку происхождения гипноза и механизмов влияния гипноза на работу головного мозга.

Другими словами, ученые решили выяснить, что именно происходит в головном мозге во время гипноза.

Участников посвященного данной теме эксперимента вводили в состояние гипноза, одновременно фиксируя изменение активности их мозга с помощью электроэнфефалограммы — ЭЭГ.

«В нашем исследовании мы изучали, что делает гипнотическое состояние возможным, — объясняет профессор Вольфганг Милтнер, который уже несколько десятилетий работает над проблемой гипноза.

Испытуемые были разделены на три группы по степени их внушаемости, т.е. восприимчивости к гипнозу:

  • люди, которые были очень внушаемы — очень восприимчивы к гипнозу
  • индивидуумы средней внушаемости
  • третья группа с низкой внушаемостью.

«В первую очередь, нам удалось детальнее изучить, как мозг, пребывая в состоянии гипноза, воспринимает зрительные образы», — сообщил профессор Вольфганг Милтнер.

Описание эксперимента под гипнозом

Участникам в состоянии гипноза демонстрировали различные символы. Таким образом, психологи смогли выяснить, как под гипнозом изменяется реакция головного мозга на зрительные стимулы.

«Мы ввели испытуемых в состояние гипноза и попросили их взглянуть на экран, на котором демонстрировались различные символы, такие как круг или треугольник», — объясняет д-р Барбара Шмидт, которая проводила эксперимент.

«Участникам теста была поставлена ​​задача подсчитать частоту появления на экране определенного символа. Далее им было сказано представить себе, что перед их глазами была деревянная доска. В результате предложенного вображаемого препятствия, значительно увеличилось количество ошибок при подсчете символов.

«Данный эффект зафиксирован во всех трех тестовых группах. Чем выше внушаемость человека, тем сильнее была эта закономерность.

«При этом данные электроэнцефалографа (ЭЭГ) отображали, что происходило в мозге испытуемых при обработке символов на нейронном уровне. Нам удалось зафикисровать через 400 миллисекунд после представления символа, подлежащего подсчету, крайне ограниченную активность мозга. В нормальном бодрствующем состоянии эта реакция должна бы быть гораздо активнее», — объясняет Шмидт.

«Однако за короткое время до этого — до 200 миллисекунд после представления стимула — до появления «воображаемой приграды» этот показатель оказался на том же уровне».

Это означает, что простое восприятие зрительных образов в состоянии гипноза сохраняется. Грубо говоря, глаза человека видят, а мозг «понимает» увиденное. Однако, выполнение более сложных операций, как например подсчет увиденных фигур, вызывает большие трудности, так как состояние мозга во время гипноза очень отличается от нормального состояния бодрствования.

Таким образом, психологи Университета Йены подтвердили предположение, что гипноз — состояние не тождественное сну и сном не являющееся. Поскольку человек способен видеть и воспринимать демонстрируемые ему символы. Однако в то же время, гипноз — это и не состояние бодрствования, поскольку более сложные умственные операции, как например подсчет фигур, в этом состоянии человеку не доступны.

Исследования природы гипноза в ближайшие годы

В ближайшие годы ученые планируют продолжить эксперименты по изучению работы мозга в состоянии гипноза для понимания, какую функцию имеет гипноз для человеческой психики и какие механизмы обеспечивают это состояние.

В ближайщих планах — изучение изменения в состоянии гипноза восприятия и обработки акустических стимулов, а также возможности обезболивания с помощью гипноза.

«До 1920-х годов гипноз был стандартной частью медицинского обучения, и сегодня гипноз демонстрирует удивительные результаты в применении в качестве анестезии», — сообщает Милтнер.

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70% детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.

Все люди периодически испытывают ощущение тревоги. Какие же процессы происходят в это время в головном мозге? Ученые Университета Вашингтона (Washington University), Сент-Луис, США, в ходе нового исследования смогли ответить на этот вопрос. В экспериментах на лабораторных животных они выявили специ­фические клетки, активность которых значительно повышается в ответ на тревожность. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Communications».

Тревожность - это ощущение беспокойства, нервозности или страха перед событием или ситуацией, которые могут привести к неприятным результатам, например перед собеседованием или экзаменом. В большинстве случаев эти переживания быстро утихают, но иногда они могут сохраняться в течение длительного времени и приводить к развитию тревожных расстройств, выраженность которых прогрессирует. По данным специалистов Американской ассоциации тревоги и депрессии (Anxiety and Depression Association of America), только в США тревожное расстройство отмечают у 40 млн человек.

Неопределенность вызывает специфическую активность мозга

В ходе данной работы ученые под руководством доктора Ильи Моносова (Ilya Monosov) изучали головной мозг макак-резус, у которых многие мозговые структуры сходны с человеческими. Особое внимание исследователи уделяли передней части поясной извилины (ППИ) коры головного мозга, региону, который, согласно результатам предыдущих работ, играет важную роль в формировании поведения, связанного с неопределенностью - основным фактором, приводящим к возникновению чувства тревоги.

Для работы ученые обучили двух лабораторных обезьян связывать три геометрических узора с различными результатами. Один узор был ассоциирован с возникновением потока воздуха, направленного на переднюю часть головы во всех случаях, выбор второго узора только в половине случаев приводил к появлению потока воздуха (неопределенный исход), а третий узор не был связан ни с каким результатом. Когда животные делали какой-либо выбор, ученые определяли у них активность нейронов в области ППИ с помощью магнитно-резонансного сканирования.

Исследователи определили, что активность нейронов ППИ повышалась в те моменты, когда животные выбирали второй вариант узора, связанный с неопределенностью. Если же обезьяны выбирали первый или третий вариант, то активность этих нейронов не изменялась.

Новые терапевтические возможности

В ходе другого эксперимента ученые под руководством доктора И. Моносова обучили обезьян различать два геометрических узора, ассоциированных с возможностью получения фруктового сока. Результаты были подобны полученным в первом эксперименте: когда животные не были уверены в результате своего действия, у них активизировались нейроны в ППИ.

По словам исследователей, сделанные ими выводы не только помогут в изучении биологических механизмов, происходящих в головном мозге при повышенной тревожности, но и будут способствовать разработке новых методов лечения поведенческих расстройств. Авторы работы подчеркнули, что теперь стало известно, какие клетки активны в головном мозге животных, если они сталкиваются с ситуациями с неопределенным исходом. Воздействие на эти клетки может быть эффективным методом терапии при тревожном расстройстве и депрессии.

  • Monosov I.E. (2017) Anterior cingulate is a source of valence-specific information about value and uncertainty. Nature Commun., July 26 .
  • Whiteman H. (2017) What happens in the brain during anxiety? Study sheds light. Medical News Today, July 27 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/318667.php).

Юлия Котикович



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло