История развития медицины в Беларуси. Здравоохранение республики беларусь

Государственная система здравоохранения Республики Беларусь основана на соблюдении принципов социальной справедливости и доступности медицинской помощи.

Белорусское законодательство гарантирует пациентам:

  • государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
  • участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
  • получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;
  • отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.

Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер с бюджетной системой финансирования здравоохранения. В стране функционирует около 600 организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и около полутора тысяч амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 143 центра гигиены и эпидемиологии, более трех тысяч аптек, 134 станции скорой медицинской помощи.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь – это 4-х уровневая система оказания медицинской помощи с четко организационно выстроенной структурой от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. Сохранена белорусская система подготовки медицинских кадров и повышения их квалификации. Обеспечена доступность высокотехнологичных и сложных вмешательств пациенту в РНПЦ. Активно внедряются новые технологии в областных и межрайонных центрах.

В стране работают РНПЦ: «Кардиологии», «Мать и дитя», «Трансплантации органов и тканей», «Неврологии и нейрохирургии», «Трансфузиологии и медицинских биотехнологий», «Травматологии и ортопедии» и другие. В них обеспечена тесная связь науки и практики, без которой не было бы такого количества внедрений новых технологий в лечение и диагностику заболеваний.

Особая забота государства - женщины и дети. Беларусь входит в число 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом. 100% родовспоможений проходит в условиях стационара.


Благодаря созданным государством условиям для рождения здоровых детей за 1990-2016 годы показатель материнской смертности уменьшился в 11 раз; показатель младенческой смертности в 2017 году составил 3,2 на 1000 живорожденных с учетом детей с массой тела при рождении от 500 граммов. По данному показателю Республика Беларусь находится на уровне развитых стран Европы (3,69) и опережает страны СНГ (9,34). Беларусь занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.

По оценкам международных экспертов, Беларусь занимает одно из ведущих мест в мире по доступу населения к медицинским услугам (делит первое место с Брунеем и Канадой).

7 июня 2016 г. ВОЗ подтвердила элиминацию передачи ВИЧ-инфекции и сифилиса от матери ребенку в Республике Беларусь. Этот сертификат официально подтверждает предотвращение передачи от матери к ребенку ВИЧ-инфекции и сифилиса. Беларусь стала первой и единственной страной в Европе, получившей подобное удостоверение.

Частью системы медицинской реабилитации является санаторно-курортное лечение . В Беларуси действуют 486 санаторно-курортных, оздоровительных организаций и и других специализированных средств размещения различного профиля.

Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому в Беларуси успешно реализуется комплекс государственных мер, направленных на борьбу с факторами риска, на воспитание у населения навыков здорового образа жизни и обеспечение надлежащих условий для их реализации. Создана целостная национальная, образовательная и воспитательная система по формированию здорового образа жизни.

Реализуются государственные программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Инновационные биотехнологии» и др. Для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции создан Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Основными задачами системы здравоохранения являются улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.


Белорусская медицина также намерена расширять использование высокотехнологичных разработок и информационных технологий. Это будет достигаться как через увеличение государственных инвестиций в здравоохранение, развитие государственно-частного партнерства, расширение спектра платных медицинских услуг (при сохранении возможности получения необходимого лечения на бесплатной основе).

Достижения медиков Беларуси

На 1 млн жителей в стране выполняется 1725,3 кардиохирургических вмешательств, 723,5 эндопротезирования крупных суставов, 360 операций на открытом сердце. Число операций аортокоронарного шунтирования достигло в 2016 году 1869.

Белорусские медики выполняют трансплантации почки, костного мозга, печени, сердца, проводят пересадки стволовых клеток человека и тканей: роговицы, кожи и костной ткани. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, выполнение подобных операций характеризует высокий мировой уровень развития специализированной медицинской помощи в стране.

По количеству органных трансплантаций на 1 млн населения Беларусь является лидером не только на постсоветском пространстве, но и опережает многие европейские страны. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн населения. Обычной практикой стали операции по трансплантации печени и сердца.

В апреле 2008 года впервые в Беларуси группа врачей 9-й городской клинической больницы провела операцию по пересадке печени.

В 2009 году были проведены первые операции по пересадке печени при злокачественном поражении внепеченочных желчных протоков и трансплантация печени подростку.

В 2010 году врачи освоили имплантацию транспеченочных портальных шунтов, что предотвращает развитие осложнений из-за которых ожидающие пересадки пациенты могут погибнуть до трансплантации. Также в 2010 году хирурги выполнили первую операцию по родственной пересадке части печени 2-летнему малышу.

В 2011 году белорусские специалисты впервые пересадили печень 20-месячному ребенку. На сегодня в стране выполняется практически весь спектр операций на печени.

В 2009 году в РНПЦ «Кардиология» была успешно проведена первая в Беларуси операция по пересадке сердца. Трансплантация комплекса поджелудочной железы и почки является одной из самых редких в мире, в Беларуси первую подобную операцию провели в июне 2009 года.

В январе 2012 года прошла первая операция по пересадке комплекса печень-почка, которая также является редкой в мире.

Медиками Беларуси успешно освоены новые высокотехнологичные виды оперативных вмешательств на почках, а также лапароскопические операции по забору донорской почки.


Белорусские хирурги первыми в мире стали оперировать пациентов с денервацией препилорического отдела желудка (нарушением эвакуации пищи из желудка) при помощи уникальной лапароскопической методики, которая позволяет сохранить и восстановить функции желудка.

Освоены сложнейшие операции по трансплантации комплексов органов: сердце – легкие, печень-почка, поджелудочная железа-почка. В 2016 году успешно проведена первая трансплантация комплекса сердце-легкие, операция на сердце новорождённому ребёнку с экстремально низкой массой тела; успешная клиническая апробация отечественного протеза клапана. Впервые на территории СНГ совместно с итальянскими кардиохирургами проведено 2 уникальные операции по протезированию биологического аортального полустентированного клапана.

Травматологами-ортопедами выполнены первые операции по эндопротезированию плечевого, голеностопного и локтевых суставов. В практическую деятельность нейрохирургической службы Беларуси внедрены эндоваскулярные методы вмешательств при патологии сосудов головного и спинного мозга, малотравматичные микрохирургические методики удаления опухолей головного мозга, стереотаксические вмешательства при болезни Паркинсона.

Значительных результатов удалось добиться и в лечении злокачественных новообразований и заболеваний кроветворной системы у детей. Общая долгосрочная выживаемость таких больных составляет 74%, по этому показателю Беларусь входит в десятку лучших стран Европы.

В Беларуси разработан препарат для лечения рака крови у детей - "Клофарабин". Клинические испытания "Клофарабина" показали, что он отличается высокой активностью в лечении острой лимфобластной лейкемии. При этом препарат обладает низкой токсичностью и лучше переносится по сравнению с другими аналогами, что позволяет существенно увеличить продолжительность жизни детей с рецидивами болезни. Оригинальный метод синтеза фармсубстанции для препарата "Клофарабин" запатентован Институтом биоорганической химии НАН.

Успехи белорусских медиков позволили уменьшить число белорусов, направляемых на лечение за рубеж. Возможность получить качественное лечение и диагностику за умеренную цену привлекает в Беларусь все больше иностранных граждан. Если в 2010 году экспорт медицинских услуг составлял $9,1 млн, то уже в 2017 году - более $37 млн. В 2017 году медицинская помощь оказана гражданам из 128 стран, в том числе из Азербайджана, Российской Федерации, Казахстана, Украины, Грузии, Литвы, Израиля, Китая, Армении, США, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Туркменистана, Узбекистана, Германии и др.

С открытием молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центр) в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Беларусь в числе первых вступила на путь индивидуальной, персонифицированной медицины. Обследование прошли более 2000 пациентов, в молекулярно-генетической лаборатории – более 1000 пациентов, что позволило уточнить диагноз, а также оптимизировать лечение пациентов, продлив им жизнь. Это – качественно новый и экономически обоснованный уровень диагностики.

В августе 2016 года в Беларуси открыт Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям, где смогут получать медицинскую помощь более 350 пациентов в год.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете, а 19 сентября 1991 г. утвердил новое название - Республика Беларусь (РБ). 10 декабря 1991 г. ратифицировано соглашение о создании Содружества независимых государств. 15 марта 1994 г. принята конституция Республики Беларусь, а 10 июля 1994 г. избран первый президент.

Политическая независимость Беларуси утверждалась на фоне ухудшения социально-экономических условий и снижения жизненного уровня, в том числе и медицинских работников.

Утверждение государственного суверенитета обусловило потребность и важность принятия пакета правовых документов по здравоохранению.

В республике были приняты семь профильных законов:

- «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (23 ноября 1993 г., в новой редакции - 23 мая 2000 г.);

- «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (1999);

Вопросы охраны здоровья населения были регламентированы законами:

- «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (22 января 1991 г.);

- «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (12 ноября 1991 г.);

- «О государственной помощи семьям, воспитывающих детей» (1993); «О правах ребенка» (19 ноября 1993 г.).

В данный период для теоретического обоснования развития отрасли организован (1991) Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. В 1990-х годах проводилась компьютеризация медицинских учреждений. Для информационного обеспечения работников здравоохранения начала выходить (1991) республиканская газета «Медицинский вестник». Наряду с изменившим название («Здравоохранение», 1995), стали издаваться (1994–1995) еще 4 республиканских журнала, приоритетно рассматривавшие вопросы организации здравоохранения.

В Республике Беларусь возникли новые общественные организации - Ассоциации «Новые технологии в медицине» (1992), врачей (1992), средних медицинских работников (1996). Принят (1998) Кодекс врачебной этики, утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь (1994).

Произошли организационные изменения финансирования здравоохранения. В Беларуси по экономическим причинам (инфляция, снижение производства) произошел отказ от некоторых положений нового хозяйственного механизма (территориальное финансирование, взаиморасчеты). В то же время остались, требующие реформирования, затратный и остаточный принципы.

Уровень финансирования здравоохранения в 1996 г. составил 5,5% внутреннего валового продукта (ВВП), а в 2000 г. - 3,7%. В целом, финансирование здравоохранения носит поддерживающий характер, не позволяющий обеспечить должное функционирование развернутой сети, дальнейшее развитие и модернизацию материально-технической базы.

Некоторые службы были переданы в ведение других ведомств (так, врачебно-физкультурная - Министерство спорта и туризма, 1996; судебно-медицинская - Министерство внутренних дел, 1993).

Государственные учреждения здравоохранения приобрели право (1996) оказывать платные медицинские и сервисные услуги. Учреждения здравоохранения также получали спонсорскую поддержку и гуманитарную помощь. Приобретение суверенитета позволило шире (не только по линии Общества Красного Креста) осуществлять привлечение средств из-за рубежа. Их поступление в основном, направлялось на отдельные программы. Такая помощь выделялась из некоторых фондов и под эгидой ВОЗ.

В Беларуси продолжена практика разработки, принятия и реализации государственных и национальных целевых программ. В 1999 г. были утверждены комплексные государственные программы «Здоровье народа», «Туберкулез», «Онкология», «Кардиология», «Сахарный диабет», «Лечебно-оздоровительная работа среди подростков».

В феврале 2000 г. утверждена государственная программа укрепления материально-технической базы медицинских учреждений. В 2000 году в Витебской области начат эксперимент по бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя.

Таким образом, в 1990-е годы деятельность здравоохранения республики происходила при неполной правовой базе, в условиях недостаточного и неритмичного финансирования, а также испытывало трудности обеспечения и обновления его материально- технической базы.

Происходит передача аптек коммерческим фирмам. В 2000 г. в Беларуси производство лекарств и изделий медицинского назначения осуществляли государственный концерн «Белбиофарм». Увеличилось число предприятий, производивших медицинскую технику и оборудование (1994 г. - 40, 1999 г. - 100).

Для 1990-х годов характерно ухудшение состояния общественного здоровья. Сократилась численность населения (1991 г. - 10212,5 тыс.; 2000 г. - 10019,5 тыс.), прежде всего, за счет жителей сельской местности (1991 г. - 3368,7 тыс.; 2000 г. - 3034,1 тыс.) По данным переписи населения 1999 г., за 10 лет уменьшилась на 42% доля детей до 4 лет. Снизилась средняя продолжительность жизни (1990 г. - 71,1; 1999 г. - 67,9 года), в первую очередь - мужчин (1990 г. - 66,3; 1999 г. - 62,2 года). С 1993 г. регистрируется отрицательный естественный прирост при устойчивой тенденции роста смертности (1991 г. - 11,2; 1999 г. - 14,2‰) и снижения рождаемости (1991 г. - 12,9; 1999 г. - 9,3‰). Наблюдался рост по всем классам заболеваний (так, болезней нервной системы и органов чувств - в 2,1 раза, болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета - на 69,9, болезней крови и кроветворных органов - 64,9, болезней системы кровообращения - 53,9, новообразований - 50,7, болезней органов дыхания - 25,9, травм и отравлений - 23%).

Стало очевидным, что медико-социальные последствия аварии на ЧАЭС еще длительное время будут оставаться актуальными. Вследствие аварии наиболее пострадали Гомельская (1528 населенных пунктов), Могилевская (866) и Брестская (167) области. Загрязнена пятая часть территории республики. Около 80% дозы радиации жители получают за счет потребления продуктов питания.

По данным МЗ РБ (2000), к наиболее значимым последствиям катастрофы на ЧАЭС относится радиационно обусловленный рак щитовидной железы. Влияние радиационного воздействия, в первую очередь, также отразилось на состоянии тиреоидной и кроветворной системах детей и подростков.

Третий филиал НИИ радиационной медицины открыт (1991) в Витебске, а филиал в Могилеве реорганизован (1996) в Белорусский НИИ экологической и профессиональной патологии. В 1996 г. из структуры НИИ радиационной медицины выделен профильный республиканский диспансер. В 1997 г. открыт республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии. В 1993 г. началось строительство Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле (сдан в эксплуатацию в 2003 году).

За послеаварийный период (к 2001 г.) в загрязненной зоне закрыто 95 больниц. При этом введено в эксплуатацию стационаров на 4543 койки и поликлинических учреждений на 21,3 тыс. посещений в смену.

В связи с передачей на финансирование за счет средств предприятий, в свою очередь испытывавших экономические трудности, цеховой медицинской службы, сократилось число профильных участков (в 1996–1998 гг. - на 41,7%) и фельдшерских здравпунктов (в 1990–1999 гг. в 1,7 раза). Сохранена ведомственная медицина.

В Республике Беларусь несколько увеличилось число стоматологических поликлиник (в 1999 г., в сравнении с 1990 г., на 14).

Предполагалось преимущественное развитие ПМСП с введением врача общей практики. В соответствии с приказом МЗ РБ № 98 от 25 мая 1992 г. утверждена специальность - врач общей практики, его квалификационная характеристика.

В 1990-е годы экономические причины обусловили необходимость сокращения и рационального использования коечного фонда. Число больничных учреждений (1990 г. - 857, 1999 г. - 802). Стали шире применяться стационарзамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому). В 2000 г. в Беларуси разработаны и изданы протоколы обследования и лечения по 533 нозологическим формам «Международной классификации болезней десятого пересмотра».

Проводилась также работа по организации научно-практических специализированных центров (в 1998 г. их было 85). Стали функционировать центры по эндокринологии - «профилактики и лечения: диабетическая стопа», «сахарный диабет и беременность» (1997); по кардиологии - профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (2000); по офтальмологии - лазерной терапии (1997); по урологии - острой почечной недостаточности (1999).

Фактически сформирована гериатрическая служба (положение о главном гериатре территориальных уровней, 1996; гериатрическая больница, 1991; геронтологический центр, 1998). Созданы первые отделения (больниц) сестринского ухода (1993), хосписа (1994). Происходит образование (1993) медико-социальной службы Общества Красного Креста (дом милосердия, 1997).

В 1990-е годы в Республике Беларусь развивается и служба медицинской реабилитации. В 1998 г. действовало 11 соответствующих центров и 7 санаторных отделений.

В Республике Беларусь охрана материнства и детства получила государственную и социальную поддержку путем принятия и реализации законодательных актов, а также национальных (например, «Концепция государственной демографической политики», «Дети Беларуси» (2000): «Дети Чернобыля», «Дети- инвалиды», «Дети-сироты») и др. программ.

Однако социально важное преимущественное развитие охраны материнства и детства не всегда находило реального отражения и подтверждения. Были открыты специализированные медицинские учреждения-центры: планирования семьи и репродукции с методом экстракорпорального оплодотворения (1995); гемодиализа для детей (1996); маммологический (1996); а также дошкольные заведения - центры развития детей (1996).

В республике при фактически неизменной сети (1999 г. - 151 центр гигиены и эпидемиологии, что на 3 меньше, чем в 1990 г.) санитарно-противоэпидемической службы проведено обновление ее законодательной и нормативной базы. В 1994 г. принято «Положение об осуществлении государственного санитарного надзора».

С 1992 г. в 9 городах республики осуществлялся мониторинг здоровья в связи с состоянием окружающей среды, а с 1995 г. в Гомельской области функционирует региональная система социально-гигиенического мониторинга. В работу учреждений санитарно- противоэпидемической службы введена (1998) единая система оценки и контроля качества.

В 1990-е годы регистрировался высокий уровень социально обусловленной заболеваемости. Изменения социально-экономических условий способствовали ухудшению эпидемической ситуации по туберкулезу.

До 1996 г. Беларусь относилась к странам с низким уровнем распространенности ВИЧ-инфекции. Вспышка в Светлогорске (число выявленных инфицированных превысило их общее количество за предыдущие 9 лет в 10 раз) изменила эпидемическую ситуацию. К 2000 г. в республике зарегистрировано 2752 ВИЧ-инфицированных.

В данный период стали шире использоваться телефоны доверия, методы анонимного обследования и лечения (но реже - трудотерапия). Открыт (Минск, 1996) детско-подростковый наркологический диспансер. Сформирован (1996) республиканский межведомственный совет по профилактике ВИЧ-инфекции и венерических болезней. Приняты и реализовывались (1997–2000) программы профилактики ВИЧ-инфекций и злоупотребления наркотических средств.

В Беларуси осуществляется процесс реформирования системы подготовки медицинских кадров. Так, были открыты новые факультеты: сестринский (Гродно, 1991; заочная форма, 1996), медико- психологический (Гродно, 1993), военно-медицинский (Минск, 1995), медико-диагностический (Гомель, 1997), медико-профилактический (Гомель, 2001).

При Белорусском институте усовершенствования врачей создан (1998) двухгодичный очно-заочный факультет переподготовки организаторов здравоохранения, Витебском мединституте - факультет усовершенствования врачей, Академии МВД (1994) - по подготовке и переподготовке судебно-медицинских специалистов.

Введена (1998) очно-заочная форма клинической ординатуры.

Организованы специализированные советы по защите диссертаций в 4 из 5 вузов. Медицинские институты прошли аккредитацию на статус университетов (Витебск, 1998; Гродно, 1999; Минск, 2000, Гомель, 2001), а Белорусский институт усовершенствования врачей (2000) - на статус академии. Создана (1997) на общественных началах Белорусская академия медицинских наук.

В Республике Беларусь не изменилось число медучилищ (2000 г. - 17), практическое воплощение не нашло предложение об их преобразовании в факультеты вузов.

Актуальными оставались проблемы сестринского образования на академическом уровне и постдипломном этапе.

Таким образом, при неполной правовой основе, в том числе в рамках Союза Беларуси и России, недостаточном и неритмичном финансировании, трудностях материально-технической базы, ухудшении общественного здоровья, в том числе и в связи с аварией на ЧАЭС, в Республике Беларусь начато реформирование здравоохранения. При этом обеспечена доступность и начата стандартизация лечебно-профилактической помощи (что нашло отражение и в оценках ВОЗ), вводится институт врача общей практики, стали использоваться стационарзамещающие технологии, получают становление некоторые виды узкоспециализированной помощи, а также в возможных объемах государственную и социальную поддержку охрана материнства и детства, придан университетский характер медицинскому образованию, сохранена профилактическая направленность деятельности здравоохранения. Определена и закреплена в Концепции (1998) и Государственных программах (1999,2000) стратегия дальнейшего развития здравоохранения.

Несмотря на то, что здравоохранение в Беларуси является государственной системой, его уровень нельзя назвать высоким. Бесплатное медицинское обслуживание (первичной, вторичной и специализированной помощи) далеко не всегда отвечает европейским стандартам качества. Хотелось бы сразу отметить, что состояние здоровья белорусских граждан за последние 15 лет несколько ухудшилось и это не может не вызывать серьезную озабоченность. Нельзя сказать, что правительство страны закрывает на это глаза, наоборот – оно постоянно повышает качество медпомощи. Результатом этого за последние годы стало уменьшение младенческой и материнской смертности и довольство большей части населения действующей системой здравоохранения.
Государственная медицинская система
Полную ответственность за функционирование государственной медицинской системы несет Министерство здравоохранения, оно следит за работой органов управления на региональном уровне, в ведение которых передана первичная и вторичная медпомощь, а также устанавливает минимальные стандарты оказываемых медуслуг. Высокоспециализированные больницы, так называемая третичная медицинская помощь, финансируются за счет Минздрава Республики. Частные поставщики этих услуг только набирают свои обороты, так что большинство организаций здравоохранения полностью государственные.
Существуют две формы оказания ПМСП (первичная медико-социальная помощь): в городах организована сеть поликлиник, а в отдаленных местностях (сельских и на окраинах городов) внедрена общая врачебная практика на базе амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
Городские поликлиники включают в себя детские больницы, поликлиники с уклоном на взрослое население, женские консультации. Здесь имеются основные категории специалистов обще профильного и узкого назначения, а также кабинеты, оснащенные оборудованием для диагностики удовлетворительного состояния (это кабинеты УЗИ, рентгена и эндоскопии, клиническая лаборатория).
В амбулаториях и различных пунктах оказания стационарной помощи есть услуги как вторичной медпомощи (гинекология, акушерство, терапия, хирургия), так и некоторый комплекс специализированных услуг. Организовано также направление пациента в городские больницы при заболевании, не поддающемуся лечению в данных условиях.
Третичное звено здравоохранения представлено научно-исследовательскими институтами и различными учебным учреждениями, в основном встретить их можно лишь в Минске и некоторых других областных центрах.
Существует и скорая медицинская помощь, которая прибывает к человеку даже в нерабочее время. Есть данные, что более 50% вызовов – это злоупотребление системой экстренной помощью, но это, скорее всего, объясняется высококвалифицированным уровнем оказываемых услуг, предоставляется выбор бригад кардиологического, неврологического, психиатрического и педиатрического назначения.
Бесплатная медицина Беларуси
В стране нет ОМС (обязательного медицинского страхования), частный рынок медстрахования довольно ограничен, так что главным источником бюджета на эти нужды являются доходы предприятий. Нет взаиморасчетов как при обслуживании на уровне первичного звена, так и при направлении в специализированное медучреждение.
У всех работников здравоохранения есть лишь один наниматель – государство, зарплата выдается из средств бюджета того района или области, к которому принадлежит медучреждение. Финансирование самих больниц происходит на основании полученных результатов о количестве обслуживаемого населения.
Несмотря на то, что стоматологические услуги не являются элементом госпрограммы по бесплатной медицинской помощи (за исключением особо уязвимых групп населения), деятельность учреждений, предоставляющих этот вид лечения, полностью контролируется органами местного государственного управлении: регулируются цены и качество услуг.
Сеть белорусских аптек
Их два вида: государственные и частные. В государственных аптеках продаются лекарства, как за полную стоимость, так и по льготным рецептам – бесплатно или со скидкой. Психотропные средства могут продаваться лишь здесь. Частные аптеки работают без права продажи ими, лекарства оплачиваются в полной стоимости.
70% лекарственных средств – ввозимых из заграницы, но, тем не менее, собственные производственные возможности постоянно растут.
Платная медицина в Беларуси
Как не прискорбно, но качество услуг в поликлиниках, находящихся в ведомости государства, часто оставляет желать лучшего. Поэтому все больший спрос получает развитие платных медицинских клиник и центров.
Преимущества видны на лицо – это и быстрота обслуживания, и несколько более высокое качество (отсутствие хамства, радушный прием, быстрое получение анализов и т.д.), развернутый спектр услуг, наличие современного оборудования и специалистов, получивших специализированное образование.
Конечно, нельзя сказать, что ничего подобного не встретишь в государственных учреждениях, но при обращении в частные гарантия того, что услуги будут предоставлены в полной мере, все же, несколько выше.
Страховой полис для иностранных граждан
Несмотря на то, что Республике Беларусь удалось сохранить систему медпомощи, при которой по большей части весь комплекс услуг здравоохранения предоставляется бесплатно, данное преимущество распространяется лишь на граждан этой страны.
По указу Президента все иностранные граждане, прибывающие для временного проживания, туризма или рабочей деятельности, должны иметь страховой медицинский полюс, который заключен с белорусской или иностранной страховой организацией на все время предполагаемого нахождения здесь. Этому указу не подлежит только определенная категория людей: главы государств и члены их семей, члены экипажей военных самолетов, судов и т.д., беженцы, граждане страны, с которой подписано соглашение об оказании неотложной медпомощи бесплатно и некоторые другие.
Лица, не входящие в эту категорию не пропускаются на территорию Республики Беларусь, без наличия таковой страховки.

Любой словарь трактует слово консерватизм как нежелание перемен, неприятие нового, отсутствие стремления вперед. В общественной жизни же все куда сложнее. Так, патологическая устремленность вперед куда-то, утрачивая безвозвратно прежнее, ни к чему хорошему не ведет. Это мы явственно видим на примере собственной страны. Всякие там «оранжевые революции» беготня в сторону ЕС, недавнее формирование состава Верховной Рады. В здравоохранении же подобное новаторство по-настоящему опасно. Когда хватаются за страховую медицину, врачебное самоуправление, и т.п., а сами имеют наименьшую в Европе продолжительность жизни при полнейшем развале отрасли, с ностальгией вспоминается советское время, и главное в нем - стабильность. Стабильность в постсоветском пространстве - редчайшее исключение. Вообще говоря, она достигается двумя путями: либо с применением умственных усилий, либо с упованием на «доктора время». В Украине, похоже, негласно выбрали второй путь.

Несмотря на славянское триединство и полноправное членство в СНГ Белорусь с самого начала занимала положение особое. С известной долей обособленности, это государство с момента возникновения строило достойную жизнь, опираясь лишь на собственные силы. Поначалу было очень трудно в связи с разрывом экономических связей, потом становилось все легче. Сейчас мы видим замечательную во многих отношениях страну. Стабильную. Спокойную. Как говорят некоторые, отнюдь не демократическую и несвободную. Своеобразие правления А. Лукашенко, как ни забавно, в том и состоит, что все делается людям и для людей. Неслучайно в страже не получаетея искусственно создать оппозицию существующему режиму.

Не состоялась и «джинсовая» революция по образцу отечественной «помаранчевой» и грузинской «революции роз». Неслучайно более 90% населения страны поддерживают нынешнего главу государства. Белоруссия при всех чертах ее - вовсе не заповедник тоталитарного социализма, как это может показаться на невнимательно брошенный взгляд. Наша же задача, - рассмотреть систему здравоохранения этой страны, - не облегчается тем, что здесь в основных чертах сохранена система Н.А. Семашко, то есть та, которая была свойственна советскому времени.

Как и в Украине, в Беларуси бесплатность медицинской помощи декларируется Конституцией. Отличие в том, что на деле лечение здесь доступно практически всем слоям населения. И было доступным все 15 лет независимости. В настоящее время страна тратит на здравоохранение 4,5 - 5% ВВП, то есть столько, сколько в цивилизованных странах. Здесь сохранена сеть лечебных учреждений, доставшаяся в наследство от советского периода, сохранен и даже преумножен коечный фонд. Один из путей выживания отрасли - «сбрасывание балласта», то есть безжалостное сокращение койко-мест, был заменен здесь совершенствованием механизма хозяйствования, то есть очень умелым перераспределением ресурсов.

Была предоставлена относительная свобода руководству на региональном уровне. В последнее время наблюдается перенос приоритетов из сферы широкого применения медицины вмешательства в сферу усиления первичной медицинской помощи, а также усиление акцентов на развитие института сестринства. Амбулаторно-политиклиническая помощь в стране весьма развита. Введен принцип: уравнять в доступности медицинской помощи жителя города и жителя села.. Это позволило сократить городские отделы здравоохранения как лишнее управленческое звено и тем самым сэкономить бюджетные средства.

Напомним, что все это происходит в стране, наиболее пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС. В настоящее время Беларусь входит в период отдаленных последствий катастрофы. В любом случае страна тратит на ликвидацию последствий до 25% ежегодного бюджета. Требуется систематическое пролечивание контингента «чернобыльцев» -ликвидаторов, а также борьба со специфической заболеваемостью, в том числе детской. Четверть сельхозугодий страны выключена из оборота, находясь в зоне высокого радиоактивного заражения и непосредственной близости к электростанции.

Укажем в этой связи источники финансирования государственных организаций здравоохранения. Это - средства республиканского и местных бюджетов, доходы от коммерческой деятельности. Это средства от медицинских видов страхования, кредиты банков, добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Пожертвования эти в отличие от нашего отечества являются действительно добровольными. Здравоохранение Беларуси, конечно, предоставляет своим гражданам платные услуги. Но ассортимент их строго ограничен и жестко регламентируется государством. С 2000 г. в стране работала государственная программа укрепления материально-технической базы здравоохранения. Ведь там тоже остро стоит проблема внедрения передовых медицинских технологий, немыслимых без соответствующей аппаратуры. В последние годы эта задача была во многом успешно решена.

Стоит вкратце рассказать и о так называемом «Витебском эксперименте» по совершенствованию механизма финансирования здравоохранения. Суть эксперимента заключалась в исчислении бюджетной обеспеченности сферы здравоохранения из расчета на одного жителя. Финансирование передается поликлиникам. Больные на лечение в стационар направляются поликлиниками, которые впоследствии и осуществляют расчеты согласно услугам, оказанным больным. Поликлиники имеют право оценки качества и необходимости предоставленных услуг, что должно стимулировать и повышать уровень лечения и обслуживания в стационарах. Поликлиника также имеет право выбора стационара по его качеству. Эксперимент был проведен еще в 2002 г. и дал достаточно неплохие и интересные результаты. Все составляющие эксперимента были подвержены жесткому контролю со стороны государства.

В Белоруссии сильны тенденции к «слиянию» медицинских и социальных служб, вплоть до создания межведомственных структур. Ведь задача социльных служб - всесторонняя поддержка гражданина «в радости и горе» очень тесно пересекается с задачами чисто медицинского свойства. Полноценное социльное обеспечение - одно из приоритетных направлений государственного курса страны.

Беларусь занимает 72 место в мире по здравоохранению. Это очень и очень неплохо для СНГ, где даже Россия находится на малоприятном 130-м месте. «Виновато» ли в этом правительство А. Лукашенко, показывает вся жизнь современной Беларуси. Одна из стран славянского триединства, оказывается, может жить по-человечески. Чем же мы хуже? Как показывает та же жизнь, многим...

Выбирая для себя страну, клинику, врача, каждый человек ищет достойное качество за разумную цену. В этом плане лечение и отдых в Республике Беларусь имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь обладает практически всем спектром оказания медицинских услуг, в основном, в государственных медицинских учреждениях, что является гарантом постоянного контроля качества оказываемой медицинской помощи в соответствии с государственными стандартами в области здравоохранения.

Стоимость лечения в Беларуси по некоторым направлениям значительно ниже аналогичных направлений в Европе или Израиле, при соответствующем высоком качестве оказываемых услуг.

Оказание медицинской помощи осуществляется в ведущих клиниках и специализированных научно-практических центрах Беларуси , оснащенных новейшим медицинским оборудованием в соответствии с мировыми стандартами.

Медицинскую помощь оказывают профессионалы самого высокого уровня, которые активно участвуют в международных специализированных конференциях и симпозиумах, научно-исследовательских программах, регулярно проходят стажировки в Европе и США.

Для развития экспорта белорусских товаров и услуг, а так же привлечению инвестиций в Республику Беларусь был создан под руководством Белорусской медицинской академии последипломного образования при поддержке Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Государственный оператор медицинского туризма в Республике Беларусь «Клиники Беларуси» . Данный оператор создан для максимального приближения медицинских услуг, информационной и юридической поддержки, создания комфортных условий пребывания в Беларуси. Специалисты данного центра для иностранных граждан составляют индивидуальную программу обследования, лечения и реабилитации, подбирают медицинское учреждение и специалистов, при необходимости обеспечивают предварительную онлайн консультацию у профильного специалиста, также могут оказать содействие в получении визы, встретить иностранного гражданина и обеспечить комфортный и быстрый доступ в учреждения здравоохранения и к ведущим специалистам страны, оказать содействие в бронировании жилья и разработке индивидуальной культурной программы.

В Республике Беларусь оказываются медицинские услуги по следующим направлениям:

Трансплантология

Сегодня пересадка органов и тканей - самое перспективное и быстроразвивающееся направление медицины в Беларуси. Белорусские врачи-трансплантологи применяют самые передовые методы пересадки органов с использованием новейших научных достижений, современной техники, новых и эффективных средств против отторжения органов. Это позволяет пациентам с новым сердцем, печенью или почками жить еще десятки лет. По числу пересадок органов, выполняемых на 1 млн. жителей, Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ и значительно опережает своих соседей.

Кардиохирургия

Успехи кардиохирургии Беларуси известны и по достоинству оценены пациентами и врачами. Инновационные методики малоинвазивных операций на сердце и сосудах доказали свою высокую эффективность и безопасность. Развитие методов эндоваскулярной хирургии и освоение мирового опыта позволило использовать процедуры интракоронарной баллонной ангиопластики и стентирования. Отмечается постоянный устойчивый рост качества кардиохирургической помощи, осваиваются и успешно применяются хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике и разрабатываются оригинальные методики хирургической коррекции патологии сердца.

В республиканском научно-практическом центре «Кардиология» и других ведущих медицинских учреждениях консультируют и оперируют ведущие кардиохирурги страны, прошедшие стажировку в лучших кардиологических центрах мира и обладающие опытом проведения операций на сердце любой степени сложности.

Нейрохирургия

Нейрохирургия - сложная и высокотехнологичная область оперативной медицины, которая сегодня вышла на совершенно новый уровень. Современные методики позволяют осуществить дифференцированный подход и всестороннюю оценку при лечении заболеваний и выбрать оптимальные пути решения: от применения пункционных методик и миниинвазивных операций до радикальных реконструктивно-восстановительных вмешательств. Для проведения нейрохирургических операций врачи-нейрохирурги используют новейшее оборудование и медицинские инструменты. Наши специалисты выполняют весь спектр нейрохирургических операций на уровне мировых стандартов.


Ортопедия

Достигнутый в Беларуси уровень развития травматологии и ортопедии соответствует мировым стандартам, а белорусская школа травматологов-ортопедов широко известна далеко за пределами страны. В Республиканском научно-практическом центре травматологии и ортопедии и других ведущих клиниках страны благодаря хорошо оснащенной материально-технической базе и внедрению новых технологий обеспечивается весь объем специализированной ортопедотравматологической помощи для взрослых и детей, выполняются операции эндопротезирования и артроскопии крупных суставов, хирургическое лечение пациентов с острой и осложненной травмой костей скелета, с повреждениями позвоночника и спинного мозга.

Онкология

В Республике Беларусь проводят диагностику, а также успешное лечение онкологических заболеваний по мировым стандартам. Диагностика - это самое совершенное оборудование и самые высококвалифицированные специалисты, которые тщательнейшим образом проводят диагностические мероприятия, выявляя на ранней стадии онкологические заболевания. А, как известно, ранняя диагностика - это успешное лечение онкологии. Самая новая диагностическая и исследовательская медицинская аппаратура, которая имеется в арсенале ведущих клиник и медицинских центрах страны дает возможность медикам устанавливать самые точные и достоверные диагнозы, выявляя онкологические заболевания на начальных стадиях развития злокачественных опухолей. Перед лечением с пациентом проводят работу и консультации разные специалисты - онкологи и хирурги, онкогинекологи, нейроонкологи, радиологи, а также, при необходимости, и специалисты других медицинских направлений.

Лечение онкологии - это успешное и эффективное лечение раковых заболеваний разных органов человека с использованием нескольких методов: химиотерапии, иммунотерапии, лучевой терапии, хирургического лечения (лапароскопия и полостные операции, операции органосохраняющие и операции радикальные).

Репродуктивное здоровье

Согласно статистики, с проблемами бесплодия в мире сталкиваются 5-20 % пар. Если в течение года половой жизни желанное зачатие ребенка не произошло - у пары есть проблемы. Пройти обследование в такой ситуации необходимо и мужчине, и женщине.

Белорусские специалисты с удовольствием помогут бездетным родителям на всех этапах пути к мечте - рождению ребенка. Сначала комплексное обследование обоих партнеров покажет, в чем кроется проблема. Далее с мужчиной и женщиной начнется работа по индивидуальной программе. Многие пары, которые обратились за помощью к нашим специалистам, зачинают ребенка во время лечения. Некоторым потенциальным родителям иногда достаточно только терапевтического воздействия, если необходимо - применяются вспомогательные репродуктивные технологии: ЭКО, ЭКО+ИКСИ.


Офтальмология

Зрение - это удивительный дар, полученный человеком от природы. Благодаря глазам мы получаем около 90% всей информации. Но как часто мы, не замечая того, вредим нашему зрению, теряя возможность наслаждаться полноценной картиной мира. К счастью, на сегодняшний день офтальмология шагнула далеко вперед и многие проблемы зрения можно успешно решить, своевременно обратившись к врачу.

В республиканских офтальмологических центрах концентрируются особо сложные медицинские технологии по диагностике и лечению аномалий рефракции, заболеваний и травм органа зрения.

Врачи-офтальмологи в Республике Беларусь на высочайшем профессиональном уровне проведут всестороннюю диагностику глаз и, при необходимости, окажут весь спектр лечебной помощи.

Стационарное лечение осуществляется с применением современных лекарственных средств и медицинских технологий в палатах повышенной комфортности.

Наработанный опыт и знания широко применяются для лечения таких заболеваний, как:

аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм); глаукома; воспалительные заболевания глаз; заболевания сетчатки; катаракта; кератоконус; косоглазие; птеригиум; спазм аккомодации; халязион и другие образования век, а так же аномалии их строения; слезотечение и др.

Пластическая хирургия

Арсенал хирургических вмешательств в эстетической пластической хирургии чрезвычайно широк. Хирург может комбинировать те или иные методики для получения определенного результата, да и прогресс в этой области хирургии не стоит на месте, побуждая искать все новые и новые техники. Если Вы хотите изменить свою внешность, пластические хирурги Республики Беларусь окажут весь спектр услуг.

Государственный оператор медицинского туризма в Республике Беларусь «Клиники Беларуси» предоставляет информацию о других специализированных медицинских услугах, оказываемых в ведущих клиниках и специализированных научно-практических центрах Беларуси.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло