Меры по профилактике заболеваний органов дыхания детей. Заболевания органов дыхания детей и их профилактика

Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.

У ребенка раннего возраста нос, носовые ходы, носоглоточное пространство малы и узкие. Слизистая оболочка носа нежная, богата сосудами, вследствие чего даже незначительные раздражения (изменение температуры воздуха, попадание пыли) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, затрудняют сосание у детей грудного возраста, вызывают одышку.

При прохождении струи воздуха через преддверие носа крупные частицы пыли задерживаются достаточно густыми волосками слизистой преддверия. Более мелкая пыль, которая прошла через первый фильтр, вместе с микроорганизмами осаждается на слизистой оболочке, покрытой слизистым секретом. Осаждению пыли способствуют узость и изогнутость носовых ходов.

Около 40- 50 % пылевых частиц и микроорганизмов вдыхаемого воздуха задерживается и удаляется вместе со слизью. Эту функцию выполняет мерцательный эпителий, колебательные движения ресничек которого продвигают слизь в сторону носоглотки. У детей большое влияние на скорость движения эпителия оказывает температура окружающей среды. Как при низкой, так и при высокой температуре воздуха значительно снижается скорость движения реснитчатого эпителия, при этом снижается самоочищение слизистой оболочки дыхательных путей от микроорганизмов и возникает опасность развития воспалительных изменений. Именно этим обстоятельством можно объяснить наличие «простудных» заболеваний у детей в жаркое время года.

Следует учитывать, что любое введение капель в нос, особенно длительное, наряду с лечебным эффектом может оказать отрицательное влияние на дренажную функцию мерцательного эпителия. Именно поэтому необходимо избегать продолжительного введения в нос масляных, содовых, сосудосуживающих и других капель. Выраженным обеззараживающим эффектом обладает также лизоцим, который содержится в секрете слезных желез и носовой слизи.

Добавочные полости носа (пазухи) - верхнечелюстная (гайморова) и решетчатая - малоразвиты, а основная и лобная пазухи у детей грудного возраста отсутствуют, начало их формирования относится к 3 - 4-му году жизни. Вместе с тем слуховая (евстахиева) труба, соединяющая ухо с носом, короткая и широкая, что способствует проникновению инфекции в область среднего уха. Гортань ребенка в раннем возрасте относительно длиннее и уже, чем у детей старшего возраста, и в сочетании с узкой голосовой щелью вызывает частое развитие стеноза (сужения) гортани.

Близкое прилежание кровеносных сосудов к слизистой оболочке, относительная ее сухость из-за небольшого количества слизистых желез, влияние неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдение гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорирование эффективных методов закаливания и др. - все это способствует развитию воспалительных явлений верхних дыхательных путей. В связи с этим работники дошкольных учреждений должны иметь представление об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания, чтобы уметь предупреждать и своевременно выявлять их. Следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ, корь, краснуха, дифтерия).

Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония).

Острые и хронические заболевания полости носа у детей

Насморк , илиринит , относится к числу наиболее частых форм поражения верхних дыхательных путей и характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек полостей носа. В патологический процесс вовлекается также слизистая оболочка носоглотки, а иногда гортани и бронхов.

Различают ринит инфекционной и неинфекционной природы. В первом случае он возникает как самостоятельное заболевание в результате влияния болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и является симптомом таких заболеваний, как грипп, ОРЗ, ОРВИ, корь, дифтерия и др. Причиной ринита неинфекционной природы могут быть различные термические (переохлаждение), химические или аллергические факторы.

К числу веществ, которые могут вызватьаллергический насморк , относятся аллергены ингаляционного типа (пыльца растений, домашняя пыль, шерсть домашних животных и др.), а также пищевые продукты, к которым наблюдается повышенная чувствительность (ягоды, фрукты, овощи, имеющие оранжевую, желтую или красную окраску, шоколад, кофе и др.).

Риниты подразделяются на острые и хронические. Максимальная продолжительность острых ринитов составляет в среднем 7- 10 дней, а хронические длятся значительно дольше и могут наблюдаться годами.

Острый насморк вI стадии заболевания сопровождается чувством напряжения, сухостью и зудом в полости носа, рефлекторным чиханьем, иногда на фоне незначительного повышения температуры тела. Во II стадии болезни появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания, гнусавость, снижается обоняние. Слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной. ВIII стадии выделения из носа принимают слизисто-гнойный характер, их количество уменьшается.

Вследствие набухания слизистых оболочек ребенок не может дышать через нос, при этом нарушается процесс приема пищи: ребенок недоедает, плохо спит, снижается масса тела.

К числу осложнений острого ринита относятся катаральный или гнойный отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит. Возможен переход в хроническую форму заболевания.Хроническийринит может развиться при аденоидах, частых воспалениях слизистых оболочек носа, воздействиях неблагоприятных факторов внешней среды. Очень часто он является одной из причин заболеваний слезных путей и конъюнктивы, что сопровождается головной болью. Вследствие нарушения функции дыхания у детей может наблюдаться нарушение памяти, процессов концентрации внимания.При остром рините ребенка изолируют от окружающих детей и проводят лечение: сухое тепло на область носаПри лечении хронического насморка прежде всего необходимо устранить причины, вызывающие его (хронические очаги инфекции, аденоиды, синуситы, аллергены).

Острый ларингит чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, острое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей, нередко является следствием острого ринофарингита и возникает при инфекционных заболеваниях: кори, гриппе, а также при респираторных вирусных инфекциях. Способствуют развитию заболевания перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. Основным симптомом болезни является охриплость голоса, иногда афония (отсутствие голосаЛожный круп - одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой оболочки и подслизистой основы, подсвязочного пространства. Наиболее часто возникает в первые 5 лет жизни, как правило, у детей, страдающих атопическим дерматитом, а также на фоне ОРЗ различной этиологии, гриппа, кори. Провоцирующими круп факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды.

Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания: оно становится поверхностным, учащенным (30-40 вдохов и выдохов в мин). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, появляется бледность, испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе в отличие от истинного при дифтерии не пропадает. Нередко отмечается повышение температуры тела на фоне возбуждения ребенка. При оказании первой доврачебной помощи следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны)использовать ножные горячие ванны.

Аденоиды - патологическое увеличение глоточной миндалины, которая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий. Она развивается раньше остальных образований, входящих в состав лимфоденоидного глоточного кольца (рис. 14). Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располагаются в своде носоглотки на широком основании, распространяясь до устья слуховых труб.

К числу причин аденоидов относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Аденоиды в зависимости от размеров подразделяются на 3 степени. ПриI степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, приII - 2/3, при III степени - выход из полости носа почти полностью закрыт разрастаниями лимфоидной ткани.

Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение носового дыхания, преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта.

Длительное нарушение носового дыхания ведет к изменению формирования лицевого черепа. У детей наблюдаетсяаденоидное лицо , при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразва, твердое небо становится высоким и узким, У детей затрудняется формирование правильного прикуса, наблюдается беспорядочное расположение верхних резцов.

Аденоиды, закрывая устья слуховых труб, способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнктивиты, болезни почек и других органов (рис. 15). Иногда аденоиды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи.

Лечение аденоидов консервативное и хирургическое, Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Острые и хронические воспаления миндалин у детей

Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в запщтной реакции организма в глотке.

Различаютнебные миндалины , которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно бледно-розовые, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин, у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки - носоглотке. Этоносоглоточная миндалина . У корня языка расположенаязычная миндалина . Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый глоточным кольцом. Все, что поступает в организм: воздух, пища, микроорганизмы - в той или иной степени входит в контакт с миндалинами.

При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микроорганизмы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, т. е. разовьется острый тонзиллит , или ангина. Наиболее распространены следующие формы острого тонзиллита: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная.Катаральная форма развивается обычно внезапно. Человек чувствует некоторое недомогание, ощущает небольшую боль при глотании, чаще с обеих сторон горла, тяжесть в голове (рис. 16). Температура тела повышается до 37,5°С, реже до 38°С. По сравнению с другими видами тонзиллитов общее состояние больного при этой форме изменяется меньше.

При осмотре полости рта видно, что миндалины и окружающие части мягкого неба гипермированы. Проявления катарального тонзиллита, как общие, так и местные, обычно проходят на 4-5-й день от начала заболевания. Если не проводить назначенного врачом лечения, то болезнь может перейти в другую, более тяжелую форму.

Фолликулярная форма по своим симптомам, как правило, не отличается от катарального тонзиллита, однако общие проявления болезни: высокая температура тела, головная боль, общая слабость, разбитость, тянущие или болевые ощущения в пояснице и ногах - бывают более выраженными (рис. 17).

Часто уже на 2-й день болезни на покрасневшей поверхности небных миндалин появляются многочисленные беловато-желтые налеты величиной с просяное зерно При правильном лечении все болезненные явления, в том числе и налеты, обычно проходят к 5-6-му дню.

Лакунарная форма проявляется недомоганием, головной болью, болями в суставах. Эти общие явления бывают весьма выраженными. Температура тела часто повышается до 39-40 ºC. На небных миндалинах, в устьях щелей (лакун), имеются беловато-желтые налеты в виде точек или пятен, отсюда название формы «лакунарная». В таких случаях обязательно исследуют под микроскопом мазок, взятый с налетов (рис. 18).

Флегмонозная форма часто возникает в случаях, если болеющий ангиной не выполнял указаний врача, преждевременно прекратил прием лекарственных средств, вышел на улицу и вновь подвергся общему или местному переохлаждению Флегмонозный тонзиллит - это не только воспалительное поражение ткани самой миндалины, но главным образом воспаление окружающих миндалину тканей вследствие проникновения в них инфекции из миндалин (рис. 19). Возникающий около миндалины воспалительный процесс часто приводит к образованию гнойника - околоминдаликового абсцесса (нарыва). Для флегмонозной формы тонзиллита, кроме быстро нарастающей боли в горле при глотании на стороне поражения, высокой температуры тела и общего плохого самочувствия (плохой сон, отсутствие аппетита, общая слабость), характерны более или менее резкое затруднение при открывании рта и особая болезненность увеличенных шейных лимфатических узлов.

Необходимо помнить, что тонзиллит может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения.

Для профилактики осложнений и рецидивов заболевания ребенок в среднем в течение месяца после заболевания - период реконвалесценции - должен находиться в дошкольном учреждении на индивидуальном режиме, о чем врач или старшая медицинская сестра информирует воспитателя группы. В период реконвалесценции при уменьшенной физической нагрузке дети могут заниматься в обычной одежде и обуви, а не в спортивной форме, так как у них нарушена функция терморегуляции и понижен иммунитет. Это будет способствовать предупреждению рецидива болезни. Вопрос о переходе на спортивную форму одежды решает врач в каждом конкретном случае.

У детей дошкольного возраста в период выздоровления может наблюдаться повышенная утомляемость на занятиях, связанных с обучением чтению, грамматике, счету и др. Важно вовремя заметить ухудшение состояния ребенка и переключить его внимание на другой вид деятельности или дать ребенку поиграть; нельзя настаивать на продолжении обязательных занятий в этот период.

Хронический тонзиллит чаще диагностируется у детей, проживающих в семьях, в которых есть носители стрептококковой инфекции. Появляется хронический тонзиллит у часто болеющих детей, с хроническим воспалением носоглотки, наличием кариозных зубов и т.д. Течение болезни может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофия) различной степени.

Различают две формы хронического тонзиллита - компенсированную и декомпенсированную . При первой наблюдаются лишь местные признаки хронического воспаления миндалин, барьерная функция которых и реактивность организма таковы, что уравновешивают, выравнивают состояние местного воспаления, т. е. компенсируют его, и поэтому выраженной общей реакции не возникает.

Декомпенсированная форма характеризуется не только местными признаками хронического воспаления, но и проявлениями декомпенсации в виде рецидивирующих острых тонзиллитов (ангин), паратонзиллитов, заболеваний отдаленных органов и систем. Дети, страдающие хроническим тонзиллитом, вялые, быстро утомляются, у них периодически повышается температура тела. К наиболее достоверным визуальным признакам хронического тонзиллита относятся гиперемия и валикообразное утолщение краев небных дужек, рубцовые спайки между миндалинами и небными дужками, разрыхленные или рубцово-измененные и уплотненные миндалины. На поверхности миндалин можно увидеть гнойные пробки, а в расширение щелей (лакун) в толще миндалин - жидкий гной. В лакунах, как правило, обнаруживается большое количество микроорганизмов.

Наличие хронического тонзиллита является своего рода «пороховой бочкой», которая подлежит удалению Вопрос об оперативном вмешательстве (тонзиллэктомия) при хроническом тонзиллите решается строго индивидуально, только при неэффективности консервативного лечения, с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года.

Дети с хроническим тонзиллитом находятся на диспансерном учете у отоларинголога, вне обострения болезни могут посещать дошкольное учреждениеТаким детям 2 раза в год назначают курсы противорецидивного лечения, которые можно проводить в детской поликлинике или в дошкольном учреждении.

Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Чаще всего он развивается одновременно с острым ринофарингитом, трахеитом, ларингитом или как осложнение одного из них, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Бронхиты могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы.

По происхождению различают бронхиты: 1) инфекционные а) вирусные, б) бактериальные, в) вируснобактериальные 2) обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов; 3) смешанные (сочетание

Острый бронхит может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы ОРЗ. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние Основной симптом, определяющий развитие острого бронхита, - стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезает последним при выздоровлении ребенка.. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания назначают медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, сухой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами.

Острая пневмония у детей

У детей острая пневмония развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.

Острую пневмонию разделяют по типу, тяжести и течению.

Потипу различают очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая единица легкого), интерстициальные. Потяжести выделяют три формы: легкую, средней тяжести и тяжелую.Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (возможны судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких.

Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска по развитию инфекционно-воспалительных заболеваний.

Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого зависят эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя заметить первые признаки заболевания у ребенка и как можно скорее организовать врачебную помощь. Запоздалое и неполноценное лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к затяжному течению и развитию хронической формы. Важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления - санаторно-курортное лечение.

Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего - стимуляция неспецифических защитиых свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как в них скапливаются попавшие в организм возбудители инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозные зубы, холециститы и другие очаги инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями).

Важнейшей функцией дыхательной системы является обеспечение газообмена – насыщение крови кислородом и выведение из организма продукта обмена, в том числе углекислого газа. При нарушении этих процессов органы и ткани испытывают гипоксию, что нарушает работу всего организма. Вот почему важно заботиться о здоровье органов дыхания – не допускать развития их заболеваний, а если они все-таки возникли, поддерживать их в состоянии ремиссии, препятствовать прогрессированию и предотвращать осложнения. Именно об этом, о мерах профилактики болезней органов дыхательной системы, мы и расскажем в нашей статье.

Специфическая и неспецифическая профилактика

Начнем с того, что профилактика бывает двух видов – специфическая и неспецифическая.

Специфическая профилактика ставит своей целью формирование иммунитета к конкретному заболеванию. Осуществляется это путем вакцинации и введения сывороток. Проводят ее для предупреждения развития некоторых инфекционных заболеваний, в частности, туберкулеза, гриппа, дифтерии.

Так, специфическая профилактика предусматривает вакцинацию ребенка в первые дни его жизни, непосредственно в роддоме, с последующей ревакцинацией в 7 и 14 лет. Отметим, что ревакцинацию проводят только в случае, если к ее моменту ребенок еще не инфицировался микобактериями. Чтобы вовремя обнаружить этот момент (инфицирование), детям ежегодно проводят пробу Манту.

Специфическая профилактика проводится при ожидаемой эпидемии, когда уже известен штамм вируса – возбудителя болезни. Рекомендуется вакцинироваться примерно за 3-4 недели до эпидемии, чтобы как раз к ее началу успел сформироваться специфический иммунитет. Если эпидемия уже началась, проводить вакцинацию поздно и бессмысленно.

Вакцину против дифтерии вводят детям в 3, 4,5 и 6 месяцев, ревакцинируют в 18 месяцев, 6, 14 лет, а в дальнейшем – каждые 10 лет после предыдущей ревакцинации.

Неспецифическая профилактика заключается в минимизации воздействия на организм факторов, повышающих риск развития болезней органов дыхания, а также в укреплении общего и местного иммунитета. Именно мерам неспецифической профилактики будет посвящена большая часть нашей статьи. Рассмотрим их подробнее.

Отказ от курения

Курение – самый грозный враг здоровья дыхательных путей. Курильщики намного чаще, чем некурящие страдают (выделяют даже отдельную форму этого заболевания – хронический бронхит курильщика), а рак легких у них развивается от 15 до 30 раз чаще, нежели у лиц, не имеющих этой вредной привычки. Последние, однако, могут являться пассивными курильщиками, если находятся рядом с курящим человеком. Они вдыхают выделяемые им вредные вещества, причем вредят они им в одинаковой степени, а возможно, и больше.

Итак, в процессе курения в организм человека попадают никотин и токсичные смолы. Изо дня в день, из года в год они оказывают повреждающее воздействие на слизистую оболочку органов дыхания, нарушая функционирование ее клеток, а в ряде случаев и вызывая злокачественное перерождение их.

Именно поэтому главной профилактической мерой в отношении патологии органов дыхания является отказ от этой пагубной привычки. Причем важен именно полный отказ, а не сокращение количества выкуриваемых сигарет или переход на сигареты с меньшим содержанием никотина.

Когда человек бросает курить, вероятность развития болезней дыхательных путей уменьшается уже с первых дней. Спустя 5-10 лет после отказа от курения риск возникновения рака легкого равняется с аналогичным показателем у некурящих лиц.

Климат и микроклимат

Состав воздуха, которым мы дышим, очень важен. Промышленные загрязнители, попадая в организм, вызывают аллергические реакции, способствуют развитию воспаления и повышают вероятность злокачественного перерождения клеток. Пыль также содержит всевозможные аллергены, а еще богата она болезнетворными микроорганизмами, вызывающими те или иные инфекционные заболевания. Воздух, содержащий малое количество кислорода, не может удовлетворить потребность организма человека в нем, в результате чего ткани и органы испытывают дефицит этого элемента. Последнее влечет за собой болезни.

Итак, уменьшают риск развития болезней органов дыхания следующие меры:

  • проживание в экологически благоприятных районах без крупных объектов промышленности;
  • если деятельность человека предусматривает работу в пыльных, загрязненных промышленными поллютантами условиях, требуется хорошая вентиляция помещения, а также использование средств защиты органов дыхания, в частности, респираторов;
  • частое проветривание жилья;
  • регулярная (в идеале – ежедневная) влажная уборка – следует вытирать пыль и мыть полы;
  • отказ от содержания в доме «пылесборников» – настенных и напольных ковров, мягких игрушек, открытых стеллажей с книгами;
  • содержание в доме живых растений (они поглощают углекислый газ и обогащают воздух кислородом);
  • поддержание нормальной влажности воздуха; особенно важно это в отопительный сезон; оптимальный вариант – использование специальных приборов-увлажнителей.

Также важна в отношении профилактики болезней органов дыхания климатотерапия. Очень полезен морской климат – влажный воздух, содержащий большое количество солей и йода, а также климат хвойных лесов. В физиотерапии существует такое направление, как (галотерапия), или лечение климатом соляных пещер. Воздух, насыщенный солью, обеззараживает дыхательные пути, повышает резистентность организма к воздействию аллергенов. Таким воздухом очень легко и приятно дышать. Соляные пещеры могут быть расположены в районах месторождений соли. Во многих санаториях, больницах и других медицинских учреждениях оборудованы специальные комнаты для спелеотерапии, стены и потолок которых выполнены из соли, а также имеется аппарат, обеспечивающий распыление солевой взвеси по всей площади помещения.

Еще с целью профилактики болезней дыхательной системы можно применять . Обогатить воздух фитонцидами хвои помогут эфирные масла сосны, можжевельника, кипариса и других растений этого рода. Они отлично очищают воздух от болезнетворных микроорганизмов, предотвращая их попадание в наши дыхательные пути. Использовать эфирные масла можно в ароматических лампах и кулонах, а также добавляя несколько капель в ванну. Ванна же с натуральной морской солью поможет насытить воздух йодом и другими полезными микроэлементами, что также окажет благотворное действие на органы дыхания.


Дыхание

Правильное дыхание снижает вероятность развития болезней респираторного тракта, а неправильное, напротив, увеличивает их риск. Наверняка, вы задали себе вопрос: «Правильно – это как?». Ответ на него прост. Правильно дышать носом. Полость носа является начальным звеном дыхательных путей. Попадая в нее, воздух согревается, а также благодаря реснитчатому эпителию, которым выстлана слизистая, он очищается от микроорганизмов, аллергенов и иных ненужных организму примесей. Они попросту задерживаются на этих ресничках, а потом с чиханием выводятся из организма.

Если же человек дышит ртом, в его дыхательные пути попадает холодный загрязненный воздух, который, несомненно, повышает риск развития заболеваний. Особенно важен этот момент в зимнее время – дыхание ртом чревато , ангиной и даже .

В небулайзере могут быть использованы и другие лекарственные средства, однако это уже не будет являться мерами первичной профилактики, но для поддержания ремиссии и предупреждения осложнений (то есть в качестве мер вторичной и третичной профилактики) этот метод тоже применяется. В таких случаях препараты, дозировки и кратность процедур назначает врач в индивидуальном порядке. Эфирные масла и растворы трав в небулайзерах применять запрещено.

Здоровый образ жизни


Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний органов дыхания.

Здоровый образ жизни обеспечивает высокую устойчивость организма человека к неблагоприятным внешним факторам, улучшает работу как местного, так и общего иммунитета. Он включает в себя:

  • физическую активность (прогулки на свежем воздухе, ежедневные занятия физкультурой, плавание, езда на велосипеде или любые другие нагрузки);
  • рациональный режим труда и отдыха (переутомление никому не идет на пользу; своевременный отдых и здоровый семи-восьмичасовой ночной сон делают наш организм более сильным и таким же образом влияют на иммунитет);
  • рациональное и сбалансированное питание (содержащее в себе все необходимые для полноценной работы организма питательные вещества, витамины, микроэлементы, аминокислоты и так далее);
  • закаливание (не стоит растить детей в «парниковых» условиях, необходимо постепенно приучать их к воздействию неблагоприятных факторов – прохладной воды, воздуха; гулять следует ежедневно и в любую погоду, но в подходящей одежде, чтобы избежать перегрева, переохлаждения или промокания).

Что делать в период эпидемии

Чтобы избежать ОРВИ, а значит и болезни дыхательных путей, в период сезонных эпидемий следует соблюдать такие рекомендации:

  • избегать контактов с больными людьми (не находиться в закрытых, плохо проветриваемых, многолюдных помещениях; в этом отношении прогулка под новогодней елкой на открытой площади с множеством людей более безопасна, нежели поход в супермаркет);
  • если контакт все-таки ожидается, избегать рукопожатий, объятий с больным человеком; отлично, если он будет в марлевой маске;
  • соблюдать правила личной гигиены (как можно чаще мыть руки, не тянуть их в рот);
  • после посещения людных закрытых помещений промывать полость носа солевым раствором (так быстрее вымоются из нее вирусы и прочие вредные вещества, которые задержал из воздуха реснитчатый эпителий);
  • проводить сеансы ароматерапии (хорошим противовирусным и антисептическим действием обладают, как было сказано выше, хвойные масла).

Если болезнь возникла

Если избежать заболевания дыхательных путей все-таки не удалось и у вас возникли какие-либо симптомы, ваша первоочередная задача – своевременное обращение к врачу. Выставленный на ранней стадии патологии диагноз и вовремя начатое адекватное лечение помогут предотвратить хронизацию заболевания, а если оно изначально хроническое, то будут способствовать скорейшей его ремиссии и неразвитию осложнений, что является мерами вторичной и третичной профилактики.

Профилактика медикаментами?

Да, лекарственные препараты иногда применяются в качестве профилактического лечения болезней дыхательных путей. В частности, могут быть использованы препараты таких групп:

В заключение хотим отметить важность профилактических осмотров и санации очагов хронической инфекции. Во время профосмотра можно выявить начальные изменения, характерные для той или иной патологии, даже при отсутствии ее симптомов (возможно, хрипы в легких или изменения на флюорограмме), а вовремя устраненные очаги хронической инфекции предотвращают распространение ее на близлежащие органы, в том числе и на дыхательные. Особенное внимание следует обратить на полость рта – и другие инфекционные болезни ее органов зачастую становятся причиной болезней органов дыхания.

Видеофильм «Болезни органов дыхания, профилактика и лечение»:

Детский организм намного слабее взрослого, и это прописная истина. Достаточно сказать, что ребенок до 12 раз в год, и врачи говорят, что это норма. Но ничего приятного в этом нет. Детский организм долго восстанавливается после болезни, да и само протекание заболевания приносит родителям массу переживаний и проблем. Поэтому так важна профилактика заболеваний. Одним из самых уязвимых мест у детей и подростков является система органов дыхания.

Болезни органов дыхания вызываются инфекцией бактериального или вирусного характера, поэтому лучшей профилактикой станет соблюдение санитарно-гигиенических норм. Что под этим подразумевается?

  • Прием витаминов и укрепляющих иммунитет препаратов. Разумеется, идти в аптеку нужно только после консультации с педиатром. Помните, что некоторые препараты (элеутерококк и эхинацея, например) можно регулярно применять для профилактики заболеваний органов дыхания только с 12 лет. Впрочем, об этом также расскажет врач-педиатр.
  • Больше гулять на свежем воздухе. Хорошо, если такая прогулка происходит каждый день, и не нужно бояться плохой погоды. Главное — правильно одевать ребенка. Если, скажем, на улице плюсовая температура, а ваш ребенок закутан в теплую одежду и потеет, то ничего хорошего из этого не будет. В таком случае вероятность подхватить инфекцию только увеличится. Чаще проветривайте детскую комнату и всю квартиру. 22 градуса — вот оптимальная температура, в которой должен находиться ребенок.
  • Купить ингаляторы/небулайзеры для деток , которые являются хорошими средствами профилактики и лечения, если болезнь все же пристанет. Такие устройства обязательно должны быть в доме, где есть дети.
  • Добавьте в при купании ребенка сосновую хвою, можжевельник, эвкалипт. К тому же, сегодня продаются и специальные ароматические лампы, источающие ароматы эфирных масел, известных своим бактерицидным воздействием.
  • Научите детей правильно дышать. Правильное дыхание заключается в том, что человек должен вдыхать воздух носом, так как рот все-таки предназначен природой не для дыхания, а для пищеварения. Отучите детей дышать ртом. Хорошо разучить несколько упражнений из дыхательной гимнастики.
  • В период зимних эпидемий оградите ребенка от больного. Если же сделать это не получается, на помощь придут маски, оксолиновая мазь.
  • Летом нужно вывозить детей на море. Морской воздух насыщен йодом, которого так не хватает человеку в другие времена года. Йод знаменит и тем, что не вызывает аллергии.

Помните, что лучше не дожидаться болезней, а предупреждать их. Здоровья вам и вашим деткам!

Профилактика заболеваний органов дыхания

Проблемы с дыханием у детей волнуют каждого родителя. Остановки в дыхании у новорожденных, хрипы, кашель, удушье – признаки разных заболеваний, но меры профилактики могут быть одинаковыми во многих случаях:
1) Воздух в комнате ребенка должен быть чистым, свежим и увлажненным. Поэтому при проведении уборки лучше всего купить и использовать, который увлажняет пыль, не дает ей возможности снова быть выброшенной со струй воздуха. Дополнительно следует прочистить кондиционеры в квартире, фильтры которых обладают способностью накапливать пыль и забрасывать ее и плесень внутрь квартиры.
2) Для увлажнения воздуха можно использовать специальные приборы или завести рыбок в аквариуме, посадить зеленые комнатные насаждения. Контроль уровня воды в аквариуме или влажность почвы в цветочных горшках позволяют поддерживать нужный уровень влажности.
3) Психологи отмечают проблемы с дыханием у тех детей, которые воспитываются в атмосфере подавления, или когда опека родителей «душит» их, не дает возможности проявить свою индивидуальность.
4) Кашель детей в психосоматике часто означает потребность детей «кричать» о своих проблемах, ведь кашель слышно бывает даже в соседней квартире, поэтому реакция родителей наступает незамедлительно. Следует разобраться, о чем же хочет сказать ребенок своим кашлем.
5) Клинические психологи и психоаналитики часто используют интерпретации отсутствия или затруднения дыхания как потребность ребенка вернуться в лоно матери, где не нужно было дышать, где он находился под ее защитой. По всей видимости, малыш испытывает незащищенность и недоверие к окружающим, одиночество или отверженность родителями.
Создание хороших гигиенических условий, эмоциональная поддержка и проявление любви к малышу могут стать комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.

Укрепляем иммунитет ребенка: проветриваем, увлажняем, закаляемся

с реди современных детей вряд ли найдешь хотя бы одного, кто не болел бы ни разу. И ведь болезни в подавляющей массе простудные, повторяющиеся из года в год, а то и в течение года. Мы привычно ссылаемся на плохую экологическую обстановку, некачественные продукты, вредные для здоровья материалы. Однако только ли в этом дело?

Никакая простуда не будет мучить человека с хорошим иммунитетом. Во всяком случае, он перенесет ее гораздо легче. Однако всегда ли родители понимают, что предметом их основного внимания, если они хотят вырастить здорового человека, должно быть укрепление природного иммунитета.

Очень распространена типичная родительская ошибка – ребенка надо оберегать от негативного влияния окружающей среды. Каково же удивление родителей, когда ребенок, несмотря на все меры предосторожности, заболевает, и болеет тяжело, с осложнениями, причем в виде аллергии на самые неожиданные факторы.

А все дело в том, что родители сами открыли дверь аллергии: организм ребенка, выросшего практически в стерильной среде, не способен различить вредоносные микроорганизмы и бороться с ними.

Прежде всего, надо позаботиться о качестве воздуха в доме: ведь в сухом и застоявшемся воздухе опасные микробы размножаются с гигантской скоростью. Можно завести дома аквариум: испаряющаяся вода насытит воздух влагой. Именно увлажненный воздух способствует правильному дыханию. Если вы очень занятые люди, и вам некогда ухаживать за рыбками, вас выручит увлажнитель воздуха. Иногда только увлажнения бывает достаточно, чтобы аллергия отступила.

Приучите ребенка спать с открытой форточкой: естественная вентиляция угнетает развитие микроорганизмов. Разрешайте ему ходить босиком. Можно купить специальные коврики, а можно использовать и более интересные варианты, например. Емкости с крупным песком или галькой.

Не используйте для уборки слишком много средств бытовой химии: они сами по себе являются причиной аллергии. Ни в коем случае не давайте ребенку никаких лекарств без назначения врача.

Для профилактики заболеваний органов дыхания,

предлагаем использовать комплексы дыхательной гимнастики

в соответствии с возрастными особенностями

Упражнения, которые всегда можно комплектовать и чередовать по своему усмотрению для детей I и II младшей группы

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик .
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой .
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз


7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.


8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Примеры комплексных дыхательных гимнастик для средней группы

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  1. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить 3-5 раз упражнение

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

Мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

Лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

Выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

Бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

Высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

Лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

Подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

Наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

При накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

Вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Старшая и подготовительная группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре

упражнения.

Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Материал подготовила Шарипова Г.В.

инструктор по физической культуре

Главными функциями дыхательных путей являются обогащение кровеносной системы кислородом и извлечение из организма оксида углерода. При расстройстве нормального газообмена может нарушиться работа всех внутренних органов. Своевременная профилактика заболеваний органов дыхания позволит предотвратить развитие многих неприятных последствий, в том числе, угрожающих жизни .

Меры профилактики

Меры по предупреждению болезней дыхательных путей включают в себя следующие направления:

  • усиление защитных свойств организма, укрепление иммунной системы;
  • применение специальных процедур, действие которых направлено на улучшение работы органов дыхания – носоглотки, бронхолёгочных путей;
  • снижение вероятности заражения респираторными инфекциями.

Стимуляция иммунной системы

Для повышения естественных сил организма рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Здоровый образ жизни. Регулярные занятия физической культурой, а также сбалансированный рацион, включающий в себя полезные для организма микроэлементы и витамины, помогут предотвратить патологии верхних и нижних дыхательных путей и сделать иммунитет сильней.
  • Закаливание. Закаливающие мероприятия (обливания и обтирания холодной водой, ходьба босиком и пр.) улучшат сопротивляемость иммунной системы неблагоприятным факторам окружающей среды.
  • Рациональное соотношение труда и отдыха. Здоровый сон (не менее 8 часов в день) положительно влияет на общее состояние внутренних органов и повышает работоспособность. Хроническое переутомление не идёт на пользу организму.
  • Отказ от табакокурения и алкоголя. Вредные пристрастия способны нанести непоправимый урон не только дыхательным путям, но и другим системам, и стать провокаторами серьёзных болезней, таких как бронхит, злокачественные новообразования, эмфизема лёгких и др.
  • Регулярная влажная уборка, систематическое проветривание жилища, прогулки на свежем воздухе, а также отдых в экологически благоприятных уголках пойдут на пользу системе дыхания.

Укрепить иммунитет можно с помощью специальных медикаментов, действие которых направлено на повышение собственных ресурсов организма. С этой целью применяют:

  • Препараты на основе интерферона (Виферон, Гриппферон). Данные средства стимулируют иммунную систему на борьбу с вирусами, помогают организму быстрее справиться с болезнью, а также предотвратить заражение вирусными инфекциями.
  • Иммуномодуляторы с противовирусным действием (Ингавирин, Кагоцел) активируют иммунную систему на синтез интерферона.
  • Этиотропные лекарства с противовирусным эффектом (например, Ремантадин). Активны в отношении различных вирусов, предотвращают проникновение микробов в здоровые клетки.
  • Противовирусные мази в нос (например, оксолиновая) – один из способов профилактики вирусных болезней, который необходимо применять перед походом в общественные места.
  • Медикаменты-ингибиторы нейраминидазы (Тамифлю, Арбидол) предупреждают попадание вирусов в клетки организма, уменьшают устойчивость микроорганизмов, предотвращают размножение инфекции.
  • Препараты, содержащие лизаты бактерий (Имудон, ИРС-19) помогут укрепить местный иммунитет. Используются для предупреждения инфекций ЛОР-путей (фарингит, ларингит и пр.)
  • Улучшить состояние иммунной системы и наладить её работу можно с помощью препаратов на основе эхинацеи, а также средствами Рибомунил, Иммунофлазид.
  • Для профилактики рецидивов серьёзных болезней лёгочных путей (обструкции, бронхиальной астмы) используют бронходилататоры и кортикостероиды (Сальметерол, Формотерол), которые расслабляют мускулатуру бронхов, устраняют спазмы и способствуют поддержанию заболевания на этапе ремиссии.

Процедуры для улучшения функции органов дыхания

Профилактика заболеваний дыхательной системы заключается также в применении определённых процедур, целью которых является улучшение функции органов дыхания.

Дыхательная гимнастика

Специальные дыхательные упражнения помогут улучшить работу лёгочной системы, восстановить нормальное кровообращение, а также укрепить мышцы грудной клетки.

  • Совершив глубокий вдох, необходимо задержать дыхание на две секунды, после чего медленно выдохнуть ртом (10 повторов).
  • В положении стоя, подняться на носки. Вытянув руки вверх, одновременно набрать воздух ртом. Наклонившись вперёд, опускают ладони к ступням, совершая медленный выдох. Упражнение повторяют 15 раз.
  • Во время интенсивного вдоха руки разводят в стороны. Руки скрещивают, положив их на плечи, делают выдох (10 повторений).

Дыхательная гимнастика применяется как для предупреждения, так и в терапии воспалительных патологий верхних и нижних ЛОР-путей: она позволит избежать развития многих осложнений.

Ингаляции

Ингаляционные процедуры – популярный способ профилактики и лечения множества болезней органов дыхания. Сеансы можно проводить, используя специальное устройство (небулайзер), или дыша над горячими парами различных растворов.

В целях предупреждения патологий ЛОР-путей применяют ингаляции с помощью лекарственных трав:

  • шалфей;
  • ромашка;
  • липа;
  • эвкалипт.

Для приготовления потребуется 2-3 столовые ложки высушенной травы залить 500 г кипятка, настаивать в течение часа. Над парами дышат в течение 5-10 минут.

В небулайзере применяют медикаменты, назначенные специалистом. Однако чаще всего лекарства используются скорее для лечения болезни и предупреждения осложнений, чем для профилактики.

Уменьшение вероятности заражения

Одним из самых действенных и лёгких способов профилактики болезней дыхательных путей является пребывание на свежем воздухе. Ежедневные пешие прогулки:

  • обогащают внутренние органы кислородом;
  • улучшают общее состояние организма;
  • повышают работоспособность;
  • налаживают сон;
  • снижают частоту головных болей.

Отрицательно влияют на здоровье органов дыхания некоторые химические соединения, пыльный и грязный воздух, плесень. При повышенной чувствительности у некоторых людей они способны спровоцировать аллергию и развитие хронических патологий.

Избежать заболевания органов дыхания поможет:

  • использование очистителя воздуха, который позволит избавиться от патогенных микробов и пылевых клещей;
  • для эффективной профилактики болезней органов дыхания можно выращивать в квартире комнатные растения, которые хорошо поглощают углекислый газ и продуцируют кислород. Среди комнатных растений, обладающих антимикробным действием, можно отметить фикус, герань, аспарагус;
  • Ежедневная влажная уборка, поддержание оптимальной влажности воздуха в комнате. Сильная влажность способствует размножению грибов и плесени, низкая – приводит к накоплению пыли. Помимо этого, чересчур сухой воздух отрицательно воздействует на кожные покровы и слизистые оболочки.

Уменьшить вероятность инфицирования помогут также следующие рекомендации:

  • Своевременная терапия болезней полости рта и носа, а также выполнение всех рекомендаций специалиста. Любую патологию дыхательных путей необходимо пролечивать до конца, иначе она способна принять хроническую форму.
  • Своевременная вакцинация и периодические исследования грудной клетки – важные составляющие профилактики болезней органов дыхания. Каждому человеку необходимо раз в год проходить рентген или флюорографию: так можно выявить тяжёлые патологии на начальном этапе.

Уменьшить риск заражения в период эпидемических вспышек инфекций позволят также простые правила:

  • ограничивать контактирование с больными людьми;
  • не посещать многолюдные помещения;
  • избегать плохо проветриваемых мест;
  • при взаимодействии с заражёнными избегать тесного контакта – объятий, рукопожатий, поцелуев;
  • носить марлевую повязку;
  • соблюдать личную гигиену, мыть руки с мылом;
  • после посещения мероприятий с большим скоплением людей очищать носовые пути раствором соли;
  • пользоваться эфирными маслами, обладающими дезинфицирующими и противовирусными свойствами, например, хвоей, эвкалиптом, кедром.

Любую болезнь легче избежать, чем вылечить . Именно поэтому необходимо регулярно проходить профилактические осмотры, пролечивать все имеющиеся заболевания и вести здоровый образ жизни.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло