У ребенка 3 месяца косит один глаз. Методы диагностики: как можно определить врождённый и приобретённый страбизм

Первый год жизни малыша считается самым интересным временем, вы наблюдаете, как растут его ручки, как изменяется и крепнет крохотное тельце. Но кроме явных внешних признаков, меняются и органы чувств ребенка, в первую очередь это глаза.

Путь становления зрительной системы малыша один из самых сложных процессов. У новорожденных зрение ниже, чем у взрослого человека более чем в два раза! При этом глазки начинают развиваться уже на третьей неделе жизни плода. До трех месяцев ребенок может видеть на расстоянии лишь 40-50 сантиметров, для него этого вполне достаточно, чтобы увидеть грудь и лицо кормящей мамы.

Почему косят глазки…

Первые недели глазки малыша «блуждают», от чего создается впечатление, что ребенок немного косит. На самом деле, это происходит из-за того, что на первых неделях все малыши дальнозорки, глазное яблоко новорожденного намного меньше, чем у взрослого человека. Причиной младенческого «косоглазия» может стать также несформировавшиеся черты лица, например, слишком большая переносица. Через несколько недель, когда начнет расти носик, пропорции исправятся. Первое время малыш может косить, точнее сводит глаза к переносице, рассматривая какие-то предметы вблизи. Со временем физиологические особенности придут в норму, и косоглазие уйдет само собой.

Врачу виднее

Реально установить, нет ли у ребенка проблем, может только офтальмолог. Плановые осмотры у врача проходят в первый месяц, в шесть месяцев и в год. На первом осмотре врач устанавливает, может ли малыш фиксировать взгляд, осматривает веки, слезные пути, слизистую глаза и проверяет прозрачность роговицы глаза. В первую неделю жизни она, как правило, не совсем прозрачная из-за небольшой отечности. В шесть месяцев врач уже может обнаружить косоглазие, дальнозоркость или близорукость.

Если вдруг у вас появились какие-то подозрения на проблемы с глазками, сводите малыша к офтальмологу, лучше перепроверить, чем запустить болезнь. Не забывайте и про наследственность, если в семье кто-то из родителей имеет проблемы со зрением, проверяйте малыша чаще и не забудьте предупредить об этом врача. Скорректировать зрение гораздо проще в еще раннем возрасте. Одна из моих знакомых, имея плохое зрение, была уверена, что у дочки оно идеальное, пока та не пошла в школу. Проблемы стали заметны, только когда девочка – одна из лучших учениц – стала переписывать задания с доски с ошибками. Ребенку пришлось надеть очки, а офтальмолог возмутился тому, что мама привела дочь слишком поздно. На данном этапе восстановить зрение можно было уже только с помощью хирургического вмешательства.

Обязательно отправляйтесь ко врачу, если вы заметили, что у ребенка:
— часто краснеют глаза,
— появляются выделения в уголках,
— в течение нескольких месяцев не пропадает косоглазие,
— глазки совершают частые (ритмичные) маякообразные колебания (нистагм).

Иногда у малышей встречается дакриоцистит – воспаление слезного мешка, который находится между носом и внутренним углом век. Происходит это из-за недоразвитости слезных путей у деток. Бывает, что мембрана, которая во время внутриутробного развития ребенка закрывает проток носослезного канала, не исчезла после рождения самостоятельно. Избавиться от нее можно в течение недели с помощью массажа.

Если в глазки что-то попало, ни в коем случае не пытайтесь промыть их, что называется «по-старинке» — грудным молоком или слюной. Немедленно обращайтесь к врачу или вызывайте скорую помощь.

Помогаем глазкам

С трех месяцев зрение у ребенка значительно улучшается, он уже может фокусировать взгляд на предметах и даже брать их в руки. Но развивать зрение у малышей рекомендуется уже с первого месяца. Для этого существуют совсем несложные способы:

— Кроватка должна находиться в самой светлой комнате, желательно, чтобы освещение было комбинированным – дневным и электрическим, свет будет заставлять глазные мышцы двигаться. Но это не значит, что там круглосуточно должно быть яркое освещение. Желательно, чтобы в комнате стоял ночник с регулятором света.
— Комнату лучше оформлять в пастельных тонах – бежевый, персиковый, светло-зеленый, светло-голубой, нежно-розовый отлично для этого подойдут. Не стоит раздражать ребенка ядовито-яркими цветами.
— Игрушки, которые вы вешаете над кроваткой, должны находиться на расстоянии около 30 сантиметров и иметь разную форму и цвет. Предпочтительнее голубой, зеленый, желтый, синий цвета.
— Не приучайте малыша к телевизору. Это яркая машина с постоянно меняющейся картинкой и цветами дает на зрение ребенка сверхнагрузку.

После 12 месяцев ребенок не просто видит, он способен воспринимать жесты взрослого человека и начинает копировать их, например, махать ручкой прощаясь. Но только после трех лет зрение ребенка становится практически таким же, как у взрослого.

Катя Федорова

В три месяца ваш сынуля или дочурка уже гораздо взрослее, и с уверенностью можно сказать, что в уходе за ним дни мамы пролетают очень быстро. Детишкам в этом возрасте характерны сосание рук и рассматривание их, хватание игрушек и поворачивание головки, гуление и улыбка. Что еще отличает трехмесячного малыша от новорожденного, и каковы физиологические особенности таких деток?

Трехмесячный ребенок уверенно и прямо лежит на спинке. Его ручки подняты, малыш может играть с ними, сосать свои пальцы, рассматривать их. Ручки и ножки крохи в период бодрствования учатся хватать.

Ребенок в 3 месяца также может лежать на животике, держать головку , поворачиваться влево и вправо. Обычно ножки малыша расставлены в стороны, а коленки повернуты наружу.

Здоровый трехмесячный малыш одинаково хорошо кладет головку и на левую, и правую стороны. У него одинаковые складочки на ручках и ножках.

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

По данным отечественных педиатров, в три месяца вес мальчиков составляет от 4,9 до 7 килограммов, девочек - от 4,8 до 6,3 килограммов. Минимальный показатель роста мальчиков - 56,5 см, максимальный - 62 см. У девочек эти показатели составляют соответственно 56,2 см и 61,8 см. Данные ВОЗ несколько отличаются. Так, вес мальчиков составляет от 5 до 8 килограммов. Девочек - от 4,5 до 7,5 килограммов.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца

Ночной сон трехмесячного малыша длится приблизительно 10 часов. Днем дитя такого возраста спит несколько раз. Обычно это два длинных периода сна (по часу-два) и два коротких дневных периода сна (минут по 30-40). Малыш в этом возрасте может долго засыпать, посасывая грудь. Засыпание длится по 20 минут. Следует отметить, что в этом возрастном периоде дети уже могут реагировать ухудшением сна на смену погоды и на полнолуние. Это может быть и более длительное засыпание, и беспокойный, прерывистый сон ночью.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

В трехмесячном возрасте нормой считается 9-10 кормлений днем и 2-3 кормления ночью. Количество кратковременных прикладываний малыша к груди существенно сокращается. А еще во время кормлений дитя часто может отрываться от груди. В этом возрастном периоде перерывы между кормлениями составляют 2,5-3,5 часа. Если говорить о детях на искусственном вскармливании, то в сутки они съедают уже до одного литра детской смеси .

В этом возрасте педиатры советуют постепенно вводить в рацион ребенка фруктовый сок. Однако будет лучше, если это сделать после прививки через несколько дней. Сок можно давать, начиная с 2-3 капель, и в течение месяца эту дозу увеличивают до 2-3 чайных ложечек. Иногда рекомендуется сок разводить с водой. В 3,5 месяца при отсутствии противопоказаний можно ввести в рацион фруктовое пюре. Это нужно делать постепенно, после консультации с вашим педиатром.

Как часто должен какать ребенок в 3 месяца

В три месяца стул малыша на грудном вскармливании уже становится однородным и более регулярным. При этом его периодичность разная. Грудничок может какать ежедневно приблизительно в одно и то же время. Частота стула - 5 раз в день.

Но бывает, что ребенок какает лишь один раз в день или один раз в два дня. Для детей 3-4 месяцев это не является отклонением от нормы. Если малыш находится только на грудном вскармливании, то при такой периодичности не требуется клизм и слабительных при условии, что он хорошо себя чувствует и не капризничает.

Три месяца - это период активного гуления. Гласные уже превращаются в слоги. Повторением слогов „гу” и „агу” дитя может даже несколько минут „поддерживать” беседу с мамой или другим приятным ему собеседником.

Вообще в этом возрасте дитя требует больше внимания в виде общения, разговоров мамы. Речь ребенка развивается, появляются другие интонации. Это могут быть звуки в сочетании с эмоциями в ответ на увиденное, услышанное. Малыш гораздо больше проявляет желания общаться.

Когда с ним говорит мама, папа или другой родственник, он внимательно слушает или прислушивается. Да, пока он не понимает смысла ваших обращений, но уже отвечает взаимностью - улыбкой либо агуканием на ласковые слова мамы, хныканьем на речь незнакомого человека и незнакомый тембр голоса. Многим малышам нравится слушать музыку в этом возрасте. Одни любят тихую и спокойную, другие - танцевальную.

Часто малыши в 3 месяца разговаривают сами с собой. Играя с руками, они издают одни звуки, рассматривая погремушку, - другие. Ученые доказали, что детки, которым до года не хватало общения, в будущем станут шумными и неспокойными. Таким образом, они как будто восполняют дефицит общения с ними в возрасте до 12 месяцев.

Психологи советуют мамочкам озвучивать все свои действия и чаще разговаривать с малышом. Переодевая дитя, называйте предметы, с которыми взаимодействуете, части тела. Дитя быстрее будет вникать в названия частей тела, одежды, рисунков, на ней изображенных. Таким образом, уже в этом возрасте вы постепенно будете развивать будущие навыки речи ребенка, формировать его пассивный словарный запас.

Ребенок в 3 месяца плохо держит голову

Если к трехмесячному возрасту дитя еще не научилось самостоятельно и уверенно держать головку, не бейте тревогу. Вполне возможно, что все в норме, потому что не у всех детей развитие мышц одинаковое. Это зависит от комплекции, способности к динамическому поведению. Медленные, спокойные, флегматичные дети и головку держать начинают позже, а шустрые - гораздо быстрее. Развитие навыка держания головы может быть индивидуальным.

Конечно же, нормой является умение держать ее к достижению трехмесячного возраста. Некоторые детки уверенно проделывают это уже и в два месяца.

Понятие “удерживать головку” - это способность ребенка держать ее уверенно и прямо, если его поднимают вертикально, поднимать ее в положении, лежа на животе.

Если вас такое отставание тревожит, то сходите с ребенком на прием к невропатологу. Он поможет вам установить причины такого отклонения от нормы. Обычно это могут быть:

  • травмы ребенка при родах;
  • слишком слабый тонус мышц шейно-плечевого пояса;
  • проблемы с кормлением;

Иногда в три месяца дитя держит головку не прямо, а под углом, как бы на бочок. Очень вероятно, это патология - кривошея либо парез мышц шеи. Чтобы эту проблему устранить, невропатолог, скорее всего, назначит вам курс массажа. Возможно также в тяжелых случаях использование ношения ортопедической подушки, а в самых худших случаях - операционное вмешательство.

При кривошее у ребенка маме нужно заботиться о том, чтобы все игрушки и интересные ребенку предметы находились с проблемной для него стороны. Так дитя будет само прилагать усилия для поворота шеи и развивать ее.

Отсутствие координации глаз - норма для новорожденных. Это обусловлено природной незрелостью отделов мозга, которые отвечают за прямой взгляд. Каждый ребенок может несколько месяцев «стрелять глазами». Обычно такое явление проходит самостоятельно. У большинства деток выравнивание взгляда происходит к двум месяцам, у некоторых - к трем, иногда это происходит и в период с 3 до 5 месяцев. Это средние временные рамки.

И все же важно не проморгать проблему. Поэтому необходимо с малышом, который все так же косит в 3 месяца, нанести визит офтальмологу.

Врач грамотно оценит двигательные функции глаз вашего малыша. Он подскажет, как же именно избежать проблемы. Отметим, что сегодняшние методы исследования зрения детей не причиняют малышу беспокойства. Но они позволяют выявлять разные нарушения в виде близорукости и дальнозоркости, астигматизма и врожденной катаракты, аномалии зрительного нерва и патологию нервов, которые управляют движением глаз.

Особое внимание проблеме косоглазия у деток в 3 месяца следует уделить тем родителям, в семьях которых есть проблемы со зрением. Ведь генетический фактор - это уже серьезно. Сигнал тревоги для папы и мамы - отсутствие в этом возрасте реакции ребенка на включаемый свет, а также фиксации детского взгляда на игрушках, лице мамы.

Педиатры советуют лучше перестраховаться, нежели упустить время вследствие родительских сомнений по поводу проблем со зрением.

Если врач имеет сомнения или заподозрил отклонения в развитии зрительных органов вашего ребенка, то не стоит отмахиваться от его рекомендаций, надеясь на авось. На сигналы о нарушениях зрения нужно реагировать без промедления. Например, следствием затянувшегося косоглазия может быть недоразвитость бинокулярного зрения (то есть способности воспринимать изображение от правого и левого глаза как единое целое).

Ребенок в 3 месяца встает на носочки

Если в три месяца дитя пытается встать на носочки, то это может быть проявлением тонуса мышц стопы. Такое случается и от ходунков, но в более позднем возрасте. Если же вы несколько раз заметили попытки вставать на носочки, то обратитесь, опять же, к детскому невропатологу. Возможно, он направит вас с ребенком и к ортопеду.

Иногда вставание на носочки бывает связанным с проблемами позвоночника (это может быть и защемление), головы ребенка. В любом случае самостоятельно вам не удастся решить эту проблему. Так что обратитесь за помощью к специалисту.

Специально для - Диана Руденко

Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой (рис. 5).

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

Тест

    Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).

В 3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

Тест

    Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно‑двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание! Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их (рис. 8).

Тест‑игра

    При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест‑игра‑упражнение

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу‑бу», «а‑а‑а», «о‑о», «га‑га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло‑трапецию‑турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание! Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто‑нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест

    Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально – вправо‑влево, но и вертикально – вверх‑вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание! Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту‑другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие

Интонации и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_mesjaca.txt · Последние изменения: 2012/11/14 10:05 (внешнее изменение)

Иногда родители замечают, что у их новорожденного малыша то один, то другой глазик отклоняется в сторону. В первые месяцы ребёнок ещё не может в полной мере управлять своими глазками. Это связано с тем, что его нервная система ещё недостаточно развита. Окончательное формирование её будет происходить ещё в течение некоторого времени после его рождения. Главное, чтобы глазки отклонялись периодически, а не постоянно, и только до шестимесячного возраста.

С первых дней жизни зрение каждого глаза развивается обособленно. С второй-третьей недели жизни ребёнок начинает кратковременно фиксировать взгляд на предметах, следить за ними, но каждый глаз пока ещё работает сам по себе. С 5 недель ребёнок начинает учиться объединять изображения с двух глаз в одно, т.е. начинает формироваться бинокулярное зрение, но косоглазие периодически ещё появляется. В 3 месяца ребёнок уже устойчиво следит за предметами, рассматривает их одновременно обоими глазами, но у некоторых здоровых малышей еще может временами появляться небольшое косоглазие. С 5 месяцев ребёнок уже способен объединять в мозге изображения с обоих глаз и формировать трёхмерное изображение предмета. Полностью зрение формируется в среднем к 10-12 годам. Поэтому косоглазие должно быть выявлено как можно раньше, так как это мешает нормальному развитию зрения.

Причины косоглазия у детей

Существуют определённые факторы риска развития косоглазия:

1. Наследственность.
2. Недоношенность с весом меньше 2кг.
3. Нервно-мышечные заболевания (миастения, рассеянный склероз).
4. Врождённые аномалии развития глаз и глазных мышц.
5. Выраженные нарушения рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм выс. ст.)
6. Опухоли нервной системы или самих глаз.
7. Катаракта.
8. Травмы и инфекции.
9. Системные заболевания (например, ювенильный ревматоидный артрит).

Особое внимание на зрение нужно обратить у детей из группы риска, так как у них очень высока вероятность развития косоглазия.

Обследование ребенка с косоглазием

На приёме у врача необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда косоглазие появилось (сразу после рождения или только через некоторое время), периодическое оно или постоянное, косит один глаз или оба, старшие дети могут жаловаться на головокружение и двоение в глазах (характерно для паралитического косоглазия), следует также выяснить условия, при которых появляется косоглазие (например, при нервном напряжении), есть ли у ребёнка родственники страдающие нарушениями зрения и какими именно нарушениями, были ли травмы, инфекции, какое проводилось лечение, в течение какого времени и был ли эффект от него.

Свой первый в жизни визит к офтальмологу малыш совершает в 3 месяца . После выяснения интересующих вопросов врач приступает к осмотру. Он осматривает веки малыша, оценивает форму и ширину глазной щели, величину глазных яблок и их положение. Затем определяет, нет ли помутнений роговицы, изменений её формы и размеров, нет ли изменений зрачков, помутнений хрусталика, изменений стекловидного тела и глазного дна. Эти исследования врач проводит при помощи офтальмоскопа. Для определения угла косоглазия применяется метод Гиршберга, при котором оценивают положение светового рефлекса на роговице. Когда ребенок смотрит на светящуюся лампочку офтальмоскопа, на его роговице появляется её отражение – световой рефлекс, который в норме располагается по центру зрачка. При косоглазии этот рефлекс смещается в ту или иную сторону от зрачка или радужки – эти структуры и являются ориентирами для определения величины угла косоглазия. При этом ширина зрачка должна быть равна 3-3,5 мм. При сходящемся косоглазии рефлекс расположится кнаружи от центра роговицы (фото 1), расходящимся – кнутри (фото 2), при вертикальном косоглазии – сверху или снизу (фото 3).

Но малышам очень сложно поставить диагноз косоглазия. Это единственный дополнительный метод исследования, который можно провести в этом возрасте. Кроме того врач может приблизительно оценить рефракцию посредством скиаскопии, так как грубые нарушения зрения могут провоцировать возникновение косоглазия в будущем. В этом случае врач может лишь порекомендовать понаблюдать за малышом до 6 месяцев.

В 6 месяцев здоровый ребёнок уже хорошо координирует движения своих глаз. Функциональное косоглазие к этому возрасту исчезает. Но, если косоглазие осталось, то необходимо срочно обратиться к врачу и провести детальный осмотр, т.к. косоглазие может быть как самостоятельным заболеванием, так и следствием других заболеваний. К вышеперечисленным методам в этом возрасте можно добавить определение подвижности глазных яблок. Иногда при помощи яркой игрушки это врачу удаётся сделать. Доктор определит тип косоглазия (содружественное или паралитическое; сходящееся, расходящееся или вертикальное), угол отклонения косящего глаза, определит рефракцию.

При паралитическом косоглазии отсутствует или резко ограничено движение глаза в сторону парализованной мышцы.

Оно может возникать вследствие врождённого или приобретённого заболевания нервной системы, поражения глазодвигательных мышц вследствие опухолей, травм или инфекций. Этот вид косоглазия всегда постоянный. При паралитическом косоглазии (если оно врождённое либо возникло в первые месяцы жизни) зрение косящего глаза не развивается и у ребёнка появляется стойкая амблиопия, которую вылечить уже невозможно. Если паралитическое косоглазие появляется после окончания формирования зрения, и даже, если развилась амблиопия, то прогноз более благоприятный, при этом возможно не только частичное, но и полное восстановление зрения. Поэтому очень важно установить диагноз как можно раньше, чтобы не дать развиться амблиопии и сохранить ребёнку хорошее зрение.

Подвижность глаз ребёнка можно проверить и самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно усадить ребёнка к кому-нибудь на колени и зафиксировать голову, если ребёнок более старшего возраста, то попросить не поворачивать голову. Затем показать ему какой-нибудь предмет и поводить этим предметом на расстоянии 30-40 см от глаз следующим образом: держа предмет напротив глаз ребёнка, медленно увести его сначала к одному уху ребёнка, а затем таким же образом к другому. При этом в норме при отведении глаза кнаружи, наружный край радужки (это цветная часть нашего глаза) должен доходить до наружного угла глаза, а при приведении глаза кнутри (к носу) – внутренний край радужки должен немного не доходить до внутреннего угла глаза. Этим методом с точностью лишь можно исключить паралитическое косоглазие. Но, если подвижность глаз в норме, а косоглазие у ребёнка присутствует, то его обязательно нужно показать врачу.

Бывает и такое, что родители обращаются с жалобами на косоглазие, а при осмотре врач патологии не выявляет – это, так называемое, мнимое, или кажущееся, косоглазие, которое может быть обусловлено наличием у ребёнка врождённого эпикантуса (фото 5 и 6), широкой переносицы или другими особенностями строения черепа (фото 7).

С ростом ребёнка, формированием его скелета, может исчезнуть и кажущееся косоглазие.

Содружественное косоглазие, при котором подвижность глаз не нарушена, развивается, как правило, в 1-2 года . Оно может возникать вследствие заболеваний нервной системы, при дальнозоркости, близорукости, астигматизме, при слепоте на один глаз; может быть как постоянным, так и периодическим; может косить только один глаз (монолатеральное косоглазие) (фото 8), а могут косить и попеременно то дин глаз, то другой (альтернирующее) (фото 9).

Некоторые дети в этом возрасте позволяют провести пробу с прикрытием. Этот метод позволяет выявить скрытое косоглазие, когда при двух открытых глазах их положение правильное, но как только один глаз прикрыть рукой – он начинает отклоняться, а при резком отнятии руки можно увидеть установочное движение, т.е. возвращение его в прежнее положение. При этом ребёнок должен строго смотреть на предложенный ему предмет.

Необходимо обязательно проверить рефракцию глаз, но предварительно перед обследованием в течение 5 дней необходимо капать атропин. При помощи офтальмоскопа необходимо оценить прозрачность сред глаза, состояние глазного дна. Так атрофия зрительного нерва, грубая дистрофия центральных отделов сетчатки могут провоцировать возникновение содружественного косоглазия. При необходимости окулисту могут понадобиться консультации других специалистов, например, невропатолога.

В 3 года вдобавок к вышеперечисленным методам проводится определение остроты зрения при помощи таблицы без коррекции и с коррекцией стёклами. Состояние бинокулярного зрения выясняют при помощи цветотеста.

На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зелёных, 1 белый и 1 красный). На ребёнка надевают специальные очки с разноцветными стёклами (перед правым глазом – красное стекло, перед левым глазом - зелёное). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные кружки, другой глаз – только зелёные. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зелёный – зелёным. На диске цветотеста в очках здоровый ребёнок увидит 4 кружка: либо 3 зелёных и 1 красный, либо 2 зелёных и 2 красных. При выключении из работы одного глаза (монокулярное зрение) ребёнок увидит только 2 красных или 3 зелёных кружка, при альтернирующем косоглазии, когда попеременно косит то один, то другой глаз, ребёнок увидит попеременно то 2 красных, то 3 зелёных кружка.

Для обследования ребёнка при косоглазии можно использовать специальный прибор - синоптофор, который также используется и для лечения.

Лечение косоглазия у детей

Следует обратить внимание на то, что чем раньше будет начато лечение, тем оно эффективнее. Как только родители заметили, что у ребёнка начал косить один или оба глаза, то сразу же необходимо обратиться к окулисту. И только окулист может установить правильный диагноз и назначить необходимое лечение, которое зависит от типа и причины, спровоцировавшей возникновение косоглазия. Не нужно ожидать эффекта сразу же после его начала. Косоглазие лечится длительно, в среднем около 2-3 лет. Лечение должно стать образом жизни ребёнка.

Лечение содружественного косоглазия поэтапное. Каждый из этапов направлен на решение определённой задачи.

При сочетании косоглазия с нарушением рефракции назначают очки. Дети вполне могут носить очки с шестимесячного возраста, для малышей существуют специальные очки с пластиковыми стёклами и в пластиковой оправе.

Чем раньше ребёнок будет их носить, тем будет лучше результат лечения. Эти очки назначаются исключительно для постоянного ношения даже, если они не влияют на угол косоглазия. В последствии нужно ежегодно проверять зрение и, если требуется, менять очки. Но только назначения очков недостаточно.

Первый этап лечения косоглазия это плеоптическое лечение. К этому этапу приступают лишь после трёхнедельного ношения назначенных очков. Этот этап направлен на борьбу с развившейся амблиопией. Основная цель – уровнять остроту зрения обоих глаз, для того, чтобы включить в работу оба глаза одновременно и перевести монолатеральное косоглазие в альтернирующее. Это лечение включает основные и дополнительные методы.

К основным методам относятся: пенализация, прямая окклюзия, локальный засвет сетчатки, упражнения с помощью отрицательного последовательного образа. К вспомогательным методам относятся: общий засвет сетчатки, различные компьютерные методы лечения амблиопии, рефлексотерапия, занятия с дозированными зрительными нагрузками. Этот этап лечения начинают либо с окклюзии, либо с пенализации, в зависимости от возраста ребёнка.

Пенализация применяется у детей 1-4 лет. Суть её заключается в намеренном ухудшении зрения лучше видящего глаза, тем самым вовлекая в работу худший глаз. Но этот метод применим только при сходящемся косоглазии и при нормальной или дальнозоркой рефракции. Существует две разновидности этого метода: для близи и для дали.

Пенализацию для близи назначают при зрении ниже 0,4 и только, когда косит один глаз. Для этого в лучше видящий глаз по утрам закапывают раствор атропина по схеме, назначенной врачом. Помимо этого врач назначает ещё и очки со стеклом на худшем глазу сильнее, чем это нужно. При этом лучший глаз перестаёт работать вблизи, а худший – наоборот, начинает работать вблизи. Пенализацию для близи назначают на период от 4 до 6 месяцев. Если зрение на худшем глазу улучшается, то переходят к пенализации для дали. Пенализация для дали назначается при остроте зрения худшего глаза 0,4 и более. У маленьких детей, у которых нельзя точно определить остроту зрения, этот вид пенализации применяется только когда малыш уверенно смотрит на предмет худшим глазом вблизи. Для этого назначают закапывать атропин в лучший глаз так же, как и при пенализации для близи. Но можно обойтись и без атропина, если ребёнок не будет снимать очки. При назначении очков сильное стекло устанавливают на лучший глаз, а на худший глаз устанавливают необходимую коррекцию. Эти мероприятия ухудшают зрение лучшего глаза вдаль и создают условия для работы худшего глаза.

Если эффекта от пенализации не наблюдается, то переходят к прямой окклюзии. Вообще этот метод применим, как правило, у детей старше 4 лет. Окклюзия – это метод, при котором лучший глаз закрывают, т.е. полностью “выключают” из работы, тем самым заставляя работать худший глаз.

При этом можно наклеить при помощи пластыря на глаз кусочек сложенного бинта, или закрыть стекло очков специальным окклюдором. Окклюзия может назначаться либо на весь период, пока ребёнок бодрствует, либо на несколько часов в день, либо только во время зрительной нагрузки; на период от 1 до 12 месяцев и более в зависимости от изменения остроты зрения, которую нужно проверять каждые 2-4 недели, т.к. при прямой окклюзии может снижаться острота зрения закрытого глаза. При этом нужно заменить постоянную окклюзию на попеременную, когда на несколько дней в неделю закрывается то один глаз, то другой. После достижения приблизительно одинаковой остроты зрения на обоих глазах или при появлении альтернирующего косоглазия для закрепления результата попеременную окклюзию продолжают ещё около 3 месяцев, а затем постепенно отменяют. Но, если после 2 месяцев проведения окклюзии изменений нет, то применение её в дальнейшем уже не имеет смысла. Маленьким детям сначала трудно привыкнуть к длительной окклюзии, поэтому в самом начале можно закрывать глаз на 20-30 мин, а в дальнейшем постепенно увеличивать время.

Локальный засвет сетчатки применяют при правильной фиксации худшим глазом предметов. Для этого применяют импульсные лампы, а также лазеры (лазерплеоптика).

Суть метода отрицательного последовательного образа состоит в том, что после засвета сетчатки с размещённым в центре шариком диаметром 3 мм, который прикрывает центральную зону сетчатки от света, ребёнок продолжает некоторое время видеть тёмный круг с просветлением в центре. Этод метод применим и при неправильной фиксации худшего глаза.

При зрении 0,2 и выше хороший эффект дают занятия с амблиотренером.
Упражнения с макулотестером используются для выработки правильной зрительной фиксации.

Начиная с 2-3 лет при любой фиксации можно проводить общий засвет сетчатки.
Лечение амблиопии у более старших детей можно проводить при помощи специальных компьютерных программ.

К следующему этапу переходят при остроте зрения каждого глаза 0,4 и выше с использованием коррекции, при полном мышечном балансе и с 4 лет.

Следующий этап – это ортоптическое лечение. Цель этого этапа развить способность слияния изображений с обоих глаз в одно, т.е. восстановить бинокулярное зрение. Для этого проводятся тренировки на синоптофоре. Принцип работы синоптофора состоит в том, что каждому глазу в отдельности при помощи окуляров представляются разные части рисунка и при отсутствии косоглазия эти части сливаются в одно изображение, дополняя друг друга. В зависимости от угла косоглазия изменяются и положения окуляров. После развития способности к слиянию, начинается тренировка по её закреплению. При этом окуляры то разводят в стороны, то сводят до того момента, пока не появится двоение. На этом этапе также применяют и лечение при помощи специальных компьютерных программ, но обязательным условием для этого является отсутствие косоглазия.

Заключительный этап лечения косоглазия – это, так называемая, диплоптика. Суть её в том, чтобы вызвать двоение предмета, что позволяет развить способность к самостоятельному восстановлению бинокулярного зрения. Её возможно применять с 2 лет. Необходимым условием является наличие угла косоглазия не более 7 градусов. Двоение вызывают путём установки перед одним из глаз призматического стекла. Через определённое время его убирают, и, когда зрение восстановилось –снова ставят призму. В процессе лечения призмы меняют.

На заключительных этапах проводят упражнения для развития подвижности глаз. Для этого может использоваться конвергенцтренер.

Хирургическое лечение косоглазия обычно проводится после этапов плеоптического и ортоптического лечения в том случае, если они не привели к устранению угла косоглазия. Но, если у ребёнка большой угол косоглазия, или косоглазие врождённое, то операция может стать первым этапом лечения, затем следуют плеоптика, ортоптика и диплоптика. Операция позволяет только восстановить симметричное положение глаз за счёт усиления или ослабления глазодвигательных мышц, но на зрение она не влияет. Иногда операции проводятся в несколько этапов (фото 14 и 15)(фото 16 и 17).

При лечении паралитического косоглазия во-первых необходимо устранить причину его возникновения – удаление опухоли, лечение инфекции, устранение последствий травм и др. При наличии изменений рефракции врач назначает очки, затем проводятся плеоптические и ортоптические упражнения. Проводятся также и физиотерапевтические методы, такие как электростимуляция поражённой мышцы, иглоукалывание, а также назначаются лекарства. Если в течение года после начала терапевтического лечения эффекта не наблюдается, то проводится оперативное лечение.

Прогноз при косоглазии у детей

Наиболее благоприятным будет прогноз, конечно же, при своевременно начатом лечении. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучше его прогноз. Это основное правило лечения косоглазия. При установлении правильного диагноза и проведении адекватного и усердного лечения, у ребёнка до 7 лет есть все шансы даже на полное восстановление зрения. Но, если начать лечение позже 7 лет, то это может привести к необратимому снижению зрения, и прогноз будет ухудшаться с каждым последующим годом жизни ребёнка. Наиболее благоприятный прогноз у содружественного аккомодационного косоглазия, а неблагоприятный – у поздно выявленного паралитического косоглазия. Но конкретному больному врач может дать прогноз только через год от начала лечения при любом виде косоглазия, т.к. во всех правилах есть исключения. Основными показаниями, при которых нужно безотлагательно обратиться к офтальмологу являются постоянное косоглазие в любом возрасте и наличие любого косоглазия у ребёнка шести месяцев и старше.

Многие родители задаются вопросом, как же помочь ребёнку в нелёгкой борьбе за хорошее зрение.

Будет лучше, если ребёнок будет посещать специализированный детский сад. Особое внимание там уделяется упражнениям для глаз, которые проводятся практически всё время, аппаратным методам лечения, которые дети посещают с удовольствием, т.к. они проводятся в игровой форме, и различным физиотерапевтическим процедурам. Ребёнок чувствует себя комфортнее в небольшой группе и среди таких же детей с нарушениями зрения. Особенно это важно при назначении окклюзии, когда ребёнок испытывает психологический дискомфорт в обычном детском саду и отказывается от её применения.
Кроме того, родители должны заниматься с ребёнком и дома. Некоторые плеоптические упражнения можно проводить и в домашних условиях. Например, при закрытом лучшем глазе (прямой окклюзии) предложить ребёнку собрать мелкий конструктор, раскрасить мелкие детали, обвести рисунок, собрать пазл, рассортировать мелкую крупу, почитать книгу. Хороши упражнения для глазодвигательных мышц. Например: горизонтальные движения глаз: вправо-влево, вертикальные движения: вверх-вниз, круговые движения глазами, движения глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд в правый верхний и наоборот, быстрые и сильные сжимания и разжимания век, сведение глаз к носу. Эти упражнения особенно эффективны при регулярном их выполнении. Помимо всего этого родители должны выработать у ребёнка правильную осанку, в том числе и при посадке, т.к. косоглазие может прогрессировать из-за её нарушения. Книгу ребёнок должен держать на расстоянии 30-40 см от глаз, при этом рабочее место должно быть хорошо освещено. Родители должны контролировать и физическую активность ребёнка, так, при косоглазии запрещены игры с мячом, прыжки, спортивная гимнастика и вообще, любые активные виды спорта. Также ребёнок должен получать полноценное питание, богатое витаминами и минералами.

Только УСЕРДНОЕ лечение косоглазия может привести к выздоровлению!

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло