Короткие поздравления, стихи, смс, пожелания, благодарности к празднику. Всемирный день психического здоровья

Всемирный День психического здоровья установлен по инициативе Всемирной Федерации психического здоровья при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения и отмечается ежегодно 10 октября.

С 2002 года в этот день мероприятия, посвященные повышению информированности населения о данной проблеме, активизации профилактических мер, укреплению психического здоровья, обеспечению доступности лечения, стали проводится и в России.

Одним из самых распространенных психических расстройств является – депрессия.

Накапливается все больше новых данных о влиянии социума, и связанных с ним факторов, на развитие депрессии.

Так, группой социологии Гентского университета на материале почти 19.000 человек показано, что на фоне социальной нестабильности люди чаще обращаются за помощью к психиатру и возрастает потребление антидепрессантов.

То, что безработные отличаются худшим психическим здоровьем и больше нуждаются в психиатрической помощи, чем люди работающие, было известно и раньше. Но рост психических проблем отмечается и у работающих, неуверенных в сохранении работы. Это означает, что во времена экономической нестабильности следует уделять больше внимания работающим людям, учитывая, что после безработных это важная группа риска.

“Во времена экономической рецессии и прежде всего в странах, по которым сильно ударил кризис, не только рост реальной безработицы, но и страх потери работы могут повышать показатели распространенности проблем психического здоровья и, как следствие этого, обращаемость за профессиональной помощью,” – заключают исследователи.

Актуальность проблемы депрессий обусловлена не только большой их распространенностью, но и тяжестью последствий. Биологические механизмы депрессии вызывают различные соматические нарушения. Согласно данным ВОЗ, примерно 4-5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск заболеть депрессией в течение жизни достигает 20%.

Депрессивные состояния - наиболее частая форма психической патологии у пациентов, обращающихся за помощью в лечебно-профилактические учреждения.

Около 15% больных депрессией совершают суицид. Среди всех случаев самоубийств в 60% их причиной являются депрессии. Особенно велика опасность суицида при сочетании депрессии с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием.

По статистике, депрессии чаще наблюдаются у женщин, чем у мужчин. Считается, что здесь играют роль специфика женской психологии, особенности аффективной реактивности, большая подверженность стрессам, характерная эндокринная цикличность. Существуют данные о том, что в мозге женщины содержится меньше серотонина, чем в мозге мужчины.

Депрессия влечет за собой ряд неблагоприятных последствий медицинского и социального порядка. Депрессия серьезно влияет на качество жизни и адаптационные возможности человека, поскольку может привести к снижению профессионального статуса с вынужденной сменой работы, распаду семьи и другим негативным последствиям.

Статистические данные по депрессии, представленные медицинскими организациями очевидно далеки от истинной картины. Люди, имеющие проявления депрессии либо не обращаются за помощью, либо проходят лечение по поводу соматических заболеваний. Это расстройство затрагивает функции внутренних органов и соматические симптомы ясно обозначены в клинической картине болезни; в случае скрытой (ларвированной, алекситимической) депрессии основные проявления свойственные депрессиям (гипотимия, психомоторные расстройства, идеи виновности и др.) мало выражены, часть из них вообще отсутствует, проявляется в виде соматических масок.

В настоящее время считается наиболее обоснованным, что ключевые механизмы депрессии связаны с функциональным дефицитом серотонинергической системы и дисрегуляцией норадренергической системы. В патогенезе депрессий участвуют регуляторные пептиды, в первую очередь, кортикотропин рилизинг-фактора (КРФ), который синтезируется клетками гипоталамуса и вызывает выделение в кровь адренокортикотропного гормона (АКТГ), который, в свою очередь, провоцирует выброс кортизола корой надпочечников. В норме кортизол тормозит функционирование гипоталамо-гипофизарной системы по механизму отрицательной обратной связи. При депрессии этот механизм нарушается, в результате чего в крови большинства больных постоянно повышено содержание АКТГ и кортизола, причем концентрация последнего прямо коррелирует с тяжестью депрессии.

Другой нейропептидной системой, связанной с развитием депрессий, является система эндогенных опиоидных пептидов, о чем свидетельствуют изменение плотности опиоидных рецепторов в мозге депрессивных больных и снижение у них порога болевой чувствительности, что может объяснять различные алгии, отмечаемые при соматизированных депрессиях.

Среди других факторов, способствующих развитию депрессии, называют дисбаланс между работой полушарий головного мозга с доминированием активности правого полушария. Как известно, левое полушарие связано с рационально-логическим мышлением и «ответственно» за положительные эмоции; правое – связано с образным мышлением и «отвечает» за отрицательные эмоции. Одним из предполагаемых механизмов патогенеза аффективного расстройства является «переключение» очага повышенной активности с одного полушария на другое, из-за чего происходит смена аффективных фаз. Локальные поражения головного мозга в зависимости от объема и локализации могут вызвать как гиперактивацию, так и функциональную инактивацию пораженного полушария с растормаживанием структур противоположной половины мозга.

Одним из проявлений депрессии являются нарушения сна. Известно, что изменения длительности и структуры сна могут сами по себе играть роль в развитии депрессий. То есть, вынужденный недостаток сна у здоровых людей (например, работа в ночную смену, частая смена часовых поясов и т.д.) может вызвать развитие симптомов заболевания.

Определенную роль играет и такой внешний фактор, как изменение освещенности в разное время года. Известно, что освещенность влияет на функцию гипоталамуса и лимбической системы. Увеличение освещенности тормозит гипногенные зоны этих структур.

Доказана роль в патогенезе депрессий гормона эпифиза мелатонина. Его секреция происходит в циркадном ритме: минимум его образования приходится на светлую часть суток, а максимум – на темную. Мелатонин контролирует состояние гипоталамо-гипофизарной системы и активность многих эндокринных желез. По механизму обратной связи он влияет на деятельность ядер гипоталамуса, являющихся водителями суточного ритма. Нарушения биоритмов при депрессии касаются не только цикла сон - бодрствование.

Доказано, что у больных депрессией извращаются суточный градиент колебаний артериального давления и температуры тела, экскреция ряда гормонов в течение дня, что соответствует субъективно более тяжелому состоянию больных в утренние часы.

Наряду с циркадными, при депрессии также нередко нарушаются биологические циклы с более длительными периодами. В качестве примеров можно назвать нарушения менструального цикла.

Определенную роль в развитии депрессий может играть недостаток в пище триптофана – незаменимой аминокислоты, являющейся предшественником серотонина. Доказано, что диета, практически не содержащая триптофана, может вызвать даже у здоровых людей появление депрессивной симптоматики, а у больных – ее обострение.

Особое место в клинике депрессий занимают скрытые (ларвированные) депрессии, которые чаще встречаются в общемедицинской сети. От 1/3 до 2/3 всех пациентов, наблюдающихся у врачей широкого профиля, страдают депрессией, маскированной ипохондрической или соматизированной симптоматикой.

Речь идет о синдромах, не достигающих полной психопатологической завершенности, при которых основные свойственные депрессиям проявления мало выражены, а часть из них вообще отсутствует. Аффективные расстройства отступают на второй план и часто не распознаются, ведущее положение в клинической картине занимают симптомы, выходящие за пределы психопатологических расстройств. Пациенты не осознают причины своего недомогания; напротив, они убеждены в наличии у себя какого-либо заболевания и настаивают (предполагая некомпетентность врача) на многочисленных обследованиях в медицинских учреждениях соматического профиля. При активном расспросе можно выявить патологический аффект, подверженный суточным колебаниям; преобладание по утрам необычной грусти, уныния, тревоги или безразличия, отгороженности от окружающего с чрезмерной фиксацией на своих телесных ощущениях.

В клинической картине ларвированных депрессий преобладают синдромы, которые и формируют «маски», скрывающие аффективное расстройство.

«Маски» в форме психопатологических, расстройств:

«Маски» в форме нарушения биологического ритма:

  • бессонница,
  • гиперсомния.

«Маски» в форме вегетативных, соматизированных и эндокринных расстройств:

  • синдром вегетососудистой дистонии, головокружение,
  • функциональные нарушения внутренних органов (синдром гипервентиляции, кардионевроз, синдром раздраженной толстой кишки и др.),
  • нейродермит, кожный зуд,
  • анорексия, булимия,
  • импотенция, нарушения менструального цикла.

«Маски» в форме алгий: цефалгии, кардиалгии, абдоминалгии, фибромиалгии, невралгии (тройничного, лицевого нервов), межреберная невралгия, пояснично-крестцовый радикулит), спондилоалгии, псевдоревматические артралгии.

«Маски» в форме патохарактерологических расстройств:

  • расстройства влечений (дипсомания, наркомания, токсикомания),
  • антисоциальное поведение (импульсивность, конфликтность, конфронтационные установки, вспышки агрессии),
  • истерические реакции.

Знание и понимание патогенеза дает действенные инструменты для организации профилактики психических расстройств.

Здоровый сон. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки.

Рациональное питание. Регулярное, сбалансированное питание - залог физического и психологического здоровья. В рацион должны входить продукты, являющиеся источниками триптофана. Нехватка этой аминокислоты в рационе ведет к понижению количества серотонина, а значит к депрессии, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости, импульсивности, перееданию, увеличению веса, избыточному потреблению углеводов, ухудшению памяти, бессоннице. Но этих проблем можно избежать, если следить за качеством рациона. Наиболее богатым источником триптофана являются: горох, фасоль, крупа (гречневая, овсяная, перловая), рис, грибы, творог нежирный, семечки подсолнуха, сыр твердый, мясо (курицы, кролика, индейки), рыба (карп, морской окунь, палтус, судак, скумбрия, ставрида, треска), морковь, свекла, капуста белокочанная, орехи (арахис, кедровые).

Гиподинамия влечет за собой снижение общего тонуса и работоспособности за счет недостаточной неспецифической стимуляции коры мозга через восходящую активирующую систему. Адекватная мышечная активность дает эмоциональную разрядку. Необходимо находить время для себя, для своих увлечений, любимых книг и встреч с друзьями. Положительные эмоции - важный фактор в профилактике депрессии.

Психическое здоровье – состояние, которое позволяет реализовать свои способности, может противостоять разного рода стрессогенным факторам, жить продуктивно, быть полезным обществу. Психическое здоровье – позволяет мыслить, чувствовать, выражать эмоции, общаться, получать удовольствие от жизни. Это основа благополучия человека и общества.

Учитывая значимость проблемы, Московский областной центр медицинской профилактики (филиал по медицинской профилактике ГАУЗМО «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации») рекомендует организовать и провести следующие мероприятия, посвященные Всемирному Дню психического здоровья, обеспечив активное участие в акциях медицинских работников, педагогов, представителей спорта, образования, СМИ и общественных организаций:

  • организовать выступления специалистов по проблеме психического здоровья в печати, по местному радио и телевидению;
  • организовать работу «горячей линии» с участием психиатра, психотерапевта, психолога;
  • провести выходы специалистов в образовательные учреждения с выступлениями перед подростками. Организовать в школах квесты, конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни;
  • организовать спортивные соревнования;
  • подразделениям медицинской профилактики и центрам здоровья следует выступить организаторами и координаторами данных мероприятий.

Информацию о проведенных мероприятиях прошу представить в Московский областной центр медицинской профилактики (филиал по медицинской профилактике ГАУЗМО КЦВМиР) по электронной почте: [email protected] в срок до 30.11.2017 года.

Всемирный день психического здоровья отмечается ежегодно 10 октября. Праздник впервые был введен с подачи ООН в 1992 году. В России мы празднуем этот день с 2002 года. Здесь мы собрали для вас лучшие короткие поздравления, стихи, смс, пожелания, благодарности к празднику.

С Днем психического здоровья
Я поздравить тебя тороплюсь.
И желаю всегда быть здоровым,
И не знать про печали и грусть!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

День психического здоровья для нас
Означает, что важно в любой день и час
Стремиться душевное спокойствие обрести,
Ценный источник его получения найти!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

День психического здоровья важен,
Ведь он жизнь делает лучше, краше!
Желаю по пустякам не огорчаться,
Только с добрыми людьми встречаться!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

В день Всемирный здоровья психического
От души пожелаем мы вам
Оптимизма, настроя лирического,
Будет жизнь пусть подвластна мечтам!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Бывает в жизни столько сложных ситуаций,
И стрессы и проблемы ну просто накрывают,
Но психика обязана навеки быть здоровой,
Тогда все трудности скорее отступают!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Все болезни, говорят, из головы -
Сохрани свое здоровье изнутри.
Жизнь прекрасна, радостна, светла,
Наслаждайся жизнью, ведь она - одна!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Желаю верить в гармонию тела,
Депрессий и горя не знать.
И хоть сейчас октябрь ненастный,
Ни в коем случае не тосковать!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Пусть будет мир психически здоровым,
Тогда комфортнее нам будет жить,
Чтобы наполнить жизнь значением новым,
И понимать друг друга, и дружить!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Дорогие друзья, будьте спокойны,
Не печальтесь о стрессах, плеядах проблем,
Мы гармонии в жизни и мира достойны,
А не паник, депрессий и вечных дилемм.

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

В день психического здоровья -
Я бросаю курить и страдать.
И тебе пожелаю сегодня
Новый лист в книге жизни начать!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

В психического нынче день здоровья
Желаем вам побольше сил души.
Лечите пациентов вы с любовью,
Успехов вам в профессии больших!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

В октябрьский день десятый мы отметим,
Всемирный день для психики здоровья,
И чтобы стрессы нас вовек не одолели,
Мир окружим немыслимой любовью!

∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴ ∴

Пожелать здоровья хочется сегодня,
Но не только тела, а души скорей.
Пусть тоска отступит, дышится свободней,
Впереди нас ожидает много светлых дней!

Психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств.
Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимому им лечению.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье и и ндивидуальное развитие человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

  1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.
  2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
  3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что — то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».
  4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
  5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
  6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.
  7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.
  8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
  9. Контролируйте отсутствие приема наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.
  10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
  11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким – либо одним пунктом.
  12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблемах психического здоровья.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности , может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и жизни общества.

По данным ВОЗ каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Большинство из них (52%) — это лица с пограничными психическими расстройствами.

Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. В настоящее время ей страдают более 300 миллионов человек .

Не менее важной проблемой являются суициды, которые в ряде случаев связаны с депрессией . По данным ВОЗ, более 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате самоубийства, которое является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте 15-29 лет. Есть данные о том, что на каждого взрослого человека, погибшего в результате самоубийства, приходится более 20 человек, совершивших суицидальные попытки. Психические расстройства и употребление алкоголя причастны ко многим самоубийствам в мире.

По оценкам ВОЗ, примерно у 20% детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы, примерно половина из которых начинается в возрасте до 14 лет. Психоневрологические расстройства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире.

Психические расстройства — важные факторы риска развития других болезней , а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм. Они повышают риск приобретения таких заболеваний, как ВИЧ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.

В 2017 году тема Всемирного дня психического здоровья — "Психическое здоровье на рабочем месте" (Mental health in the workplace). Среди актуальных проблем, связанных с охраной психического здоровья на рабочем месте, выделяются: стресс на работе, профессиональное выгорание, взаимосвязь работы и личной жизни и т.д.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло