О типах нервной системы. Эмоциональная лабильность: этиология и проявления данной патологии

ЛАБИЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый). Одно из функциональных свойств нервной системы, описанное Н. Е. Введенским, которое характеризуется степенью быстроты протекания процессов возбуждения в нервной ткани, показателем чего служит частота, с которой нервная ткань может возбуждаться под действием ритмических раздражителей. В рамках типологических исследований, ориентированных на выявление индивидуальных различий, лабильность как индивидуальная скорость возникновения и окончания нервных процессов трактуется в качестве одного из основных свойств нервной системы. Исходно И. П. Павлов под свойствами нервной системы (к которым относил силу, подвижность, уравновешенность) понимал врожденные особенности нервной ткани, регулирующей основные процессы возбуждения и торможения в рамках формирования условно-рефлектор ной деятельности (Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. III. Кн. 2). Но Б. М. Тепловым было показано, что этих трех типологических свойств недостаточно и что в разных анализаторах, а тем более при сопоставлении первой и второй сигнальных систем, эти свойства могут не совпадать. В. Д. Небылицын экспериментально подтвердил, что есть расхождения по уровню силы нервных клеток и их абсолютной чувствительности между зрительным, слуховым и кожным анализаторами. На этом основании было сделано заключение, что традиционные основные свойства нервной системы, связанные с условно-рефлекторной деятельностью, необходимо дополнить такими свойствами нервной системы, которые выражают особенности ее регуляции. В частности, от подвижности нервной системы должна быть отделена лабильность. Методы . Для выявления индивидуальных особенностей лабильности используются измерения: критической частоты мельканий; скорости восстановления световой чувствительности глаза после его освещения; реакции перестройки мозга при действии световых импульсов, в частности время восстановления альфа-ритма, и др. (Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984),

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 285.

Литература:

Тёплов Б. М, Об объективном методе в психологии // Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45; Теплов Б. М, Проблемы индивидуальных различий. М., 1961: Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности нервной системы человека, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т. 3; Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1965; Небылицын В, Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы // Вопросы психологии. 1968. № 6.

Эмоциональная лабильность представлена в виде патологического состояния нервной системы, при котором настроение характеризуется неустойчивостью и резкими беспричинными перепадами

Возраст и гендерная предрасположенность никак не влияют на возникновение расстройства. Личность, при этом, демонстрирует одинаковую реакцию и на положительные, и на отрицательные провоцирующие факторы. Эмоциональная лабильность часто выступает в роли симптома, сопровождающего органические заболевания головного мозга, сосудистые патологии и астенические состояния.

Именно в коре головного мозга зарождается психическая реакция пациента в ответ на возбудитель, но если нервная система ослаблена, имеет место рассматриваемая патология.

Даже самый незначительный раздражитель способен спровоцировать бурную эмоциональную реакцию, обида может вызвать истерический смех, а счастье провоцирует человека на рыдания. Стоит упомянуть и о противоположном понятии, так называемой ригидности, когда эмоции пациента скудны. Данное состояние причиняет организму человека меньше вреда, нежели излишнее проявление эмоций.

Провоцирующие факторы

Причины рассматриваемого расстройства достаточно обширны и среди наиболее активных провоцирующих факторов стоит выделить следующие:

  • периодический стресс или постоянное нервное напряжение;
  • избыток или недостаток внимания окружающих;
  • детские или текущие психологические травмы;
  • гормональный дисбаланс, эндокринные патологии и другие соматические недуги;
  • авитаминоз.

Как уже упоминалось, эмоциональная лабильность может играть роль симптома при наличии атеросклероза сосудов мозга, опухолевых заболеваний, черепно-мозговых травм, астении, органических патологий мозга или гипертонической болезни.

Симптомы эмоциональной лабильности

  • отсутствие самоконтроля;
  • излишняя импульсивность;
  • действие без учета последствий.

Поскольку эмоциональная лабильность может быть пограничной и импульсивной, остальные симптомы следует рассматривать с учетом этих двух категорий.

Признаки импульсивной лабильности:

  • , злобно-тоскливое настроение;
  • внезапные вспышки гнева и постоянное недовольство;
  • неприязнь и насилие по отношению к окружающим.

С годами патологическое состояние сглаживается, если болезнь не прогрессирует. У женской части пациентов такие перемены происходят после родов или других гормональных перестроек.

Признаки пограничного типа:

  • излишняя увлеченность и впечатлительность;
  • слишком хорошо развитое воображение;
  • частая смена интересов и мнения под влиянием окружающих;
  • плохая усидчивость;
  • действия таких пациентов можно охарактеризовать выражением «из крайности в крайность».

Эмоциональная лабильность у ребенка

Детская капризность, по мнению большинства людей в обществе, является результатом пробелов в воспитании, но такое утверждение не всегда правдиво. Между дефицитом внимания со стороны сверстников и взрослых и патологиями нервной системы есть прямая зависимость.

Если эмоциональная лабильность наблюдается у ребенка, результатом может стать нервное истощение, в связи с которым симптомы не прекратят усугубляться. Маленькие пациенты постоянно будут требовать внимания, а при отсутствии такового не избежать сцен и истерик – это и есть основные признаки данного расстройства среди детей.

Далеко не лучшим образом на состоянии психики может сказаться не только запреты, наказание и другие признаки деспотичного воспитания, но также непрекращающееся потакание любым прихотям и капризам.В юном возрасте может выступать в роли симптома начальной стадии невроза.

Если же рассматривать подростковый возраст, в этой ситуации упомянутая модель поведения не всегда указывает на патологию, поскольку стоит учитывать и другие обстоятельства – проблемы социализации, гормональная перестройка молодого организма.

Критерии нормы в случае подросткового периода имеют крайне размытые границы, поэтому определить, адекватна ли наблюдаемая картина, очень сложно. Нередко родители вынуждены прибегнуть к помощи психолога из учебного заведения, где ребенок обучается.

Лечение и коррекция

Рассматриваемая патология поддается коррекции только в том случае, если при планировании терапевтического курса были учтены коренные причины расстройства. В связи с этим комплексное обследование перед подбором терапии является обязательным.

Лечение взрослых

Лечение должно быть направлено первостепенно на борьбу с основным заболеванием, которое сыграло роль провоцирующего фактора. Это может быть общеукрепляющая терапия и лекарственные средства, действие которых направлено на стабилизацию психической активности. Лечение может предполагать также психотерапию, особенно если именно психическое нарушение вызвало эмоциональную слабость.

Лечение детей

Что касается лечения детей, индивидуальный подход в такой ситуации является основой. Наблюдение за результатами должно быть непрерывным. Наличие депрессивности и повышенной активности предполагает невозможность использования традиционных схем лечения, поэтому в качестве эффективного средства выступают естественные лекарственные средства с легким седативным действием.

В качестве примера можно привести детские сиропы на травах, валериану или пустырник.

По мере взросления маленький пациент должен учиться контролировать приступы лабильности, вовремя распознавать их начало. Он не должен бояться таких состояний и считать, что с ним что-то не так, в противном случае со временем к базовым симптомам добавятся . Даже взрослые очень тяжело переносят такие состояния, поэтому стоит приложить максимум усилий для того, чтобы успокоительная беседа с ребенком дала необходимый результат.

Лечение пожилых пациентов

Формирование рассматриваемого расстройства в старческом возрасте требует использования лекарственных препаратов, действие которых основано на улучшении кровообращения головного мозга. Если же органические поражения ЦНС стали причиной патологии, лечение должно быть направлено на основной недуг, с чем отлично справляются невропатологи и нейрохирурги.

  1. Все виды эмоциональной неустойчивости допускают использование безрецептурных ноотропных препаратов.
  2. Успокоительные средства на растительной основе также дают необходимый эффект.
  3. Использование антидепрессантов допустимо лишь по назначению врача и только после тщательного им изучения симптомов и жалоб пациента.

Помощь психоневролога не будет лишней, если основная картина болезни дополняется паническими атаками, страхами и тревогой. Специалист данного направления должен стать для пациента семейным врачом. Будьте здоровы!

Эмоциональная лабильность в психологии – это патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивостью настроения, его резкими перепадами без видимых причин. Такое состояние может наблюдаться как у взрослых, так и у детей разных возрастов. Личность, для которой характерна данная особенность, одинаково остро реагирует на отрицательные и положительные возбудители. Синдром эмоциональной лабильности очень часто сопровождает сосудистые патологии и органические заболевания головного мозга, а также возникает при астенических состояниях.

Психическую реакцию человека в ответ на какой-либо раздражитель побуждает кора головного мозга. При ослаблении нервной системы как раз и возникает эмоциональная лабильность, провоцирующая молниеносную реакцию даже на самый незначительный раздражитель. Человек с данной патологией способен плакать навзрыд от счастья или истерически смеяться от обиды. В психологии существует и противоположное понятие – ригидность, характеризующаяся эмоциональной скудностью. Стоит отметить, что, по мнению специалистов, отсутствие положительных и отрицательных эмоций сказывается на психическом здоровье гораздо хуже, нежели их излишнее проявление.

Предрасполагающие факторы

Такое нервное расстройство, как эмоциональная лабильность может иметь довольно разнообразные причины. Чаще всего развитию патологического состояния способствуют:

  • продолжительное эмоциональное напряжение;
  • частые стрессовые ситуации;
  • нехватка внимания окружающих или, наоборот, постоянное нахождение в центре внимания;
  • психологические травмы, пережитые в детве или уже во взрослом возрасте;
  • соматические заболевания, в частности, эндокринные патологии и гормональный дисбаланс, который возникает, к примеру, у беременных женщин или в климактерическом периоде;
  • дефицит витаминов.

В ряде случаев повышенная эмоциональность выступает в качестве симптома. Так, она может сопровождать опухолевые заболевания головного мозга, атеросклероз сосудов мозга, гипертоническую болезнь, органические патологии мозга, астению, черепно-мозговые травмы и т.д.

Признаки

Симптомы эмоциональной слабости обычно проявляются в импульсивности, отсутствии самоконтроля, совершении необдуманных действий без учета возможных негативных последствий. Проявления патологии зависят от склада и особенностей конкретной личности. В психологии различаются эмоциональная лабильность двух типов: импульсивную и пограничную. В первом случае признаки недуга проявляются в дисфории, то есть в тоскливом и даже злобным настроении, постоянным недовольством, неуживчивостью, внезапными вспышками гнева. Люди с подобным расстройством в порыве ярости могут совершать насильственные действия по отношению к окружающим. Стоит отметить, что при отсутствии прогрессирования заболевание имеет свойство сглаживаться с годами. У женщин это обычно происходит вследствие гормональной перестройки организма после родов.

Для пограничного типа эмоциональной лабильности характерна излишняя впечатлительность, развитое воображение, увлеченность. Люди с таким заболеванием обычно очень легко поддаются внушению, часто меняют интересы, отличаются неусидчивостью. О личностях с подобным расстройством обычно говорят, что они бросаются из крайности в крайность.

Проявления в детском возрасте

В современном обществе общепринятой считается точка зрения, что капризность детей – это всегда результат погрешностей в воспитании. Однако считать данное утверждение верным можно лишь частично. Дело в том, что прослеживается четкая связь между развитием патологий нервной системы у ребенка и нехваткой внимания со стороны взрослых и сверстников. Высокая возбудимость у детей постепенно может привести к нервному истощению, которое еще больше усугубляет симптомы эмоциональной слабости.

Ребенок с подобным нарушением постоянно требует внимания, а при его отсутствии закатывает истерики и устраивает сцены. При этом усугубить состояние таких детей способно как излишне строгое воспитание с постоянными запретами и наказаниями, так и потакание капризам. Эмоциональная лабильность в детском возрасте может являться признаком развития невроза.

У детей подросткового возраста слабость нервной системы не всегда свидетельствует о заболевании. Здесь на первый план выходят типичные для подростков обстоятельства: гормональная перестройка организма, трудности с социализацией. Здесь важно определить, вписываются ли имеющиеся проявления эмоциональной лабильности в критерии нормы, однако, эти критерии имеют довольно размытые границы.

Коррекция

Эмоциональная лабильность поддается коррекции, но стоит учесть, что терапевтический курс всегда подбирается в зависимости от первопричины патологического состояния. Чтобы выяснить причину, пациент должен обязательно пройти комплексное обследование, после которого врач подберет адекватную терапию. В первую очередь, назначается лечение основного заболевания, вызвавшего эмоциональную лабильность. Как правило, пациентам прописывается курс общеукрепляющей терапии, а при необходимости антидепрессанты или другие препараты, стабилизирующие психическую активность. Коррекция может проводиться и при помощи психотерапии, особенно она важна, если в основу патологии легло некое психическое нарушение.

Особого подхода требует лечение детей, так как для маленьких пациентов стандартные схемы не применимы. Если возникает потребность в лекарственной терапии, детям обычно назначаются безопасные успокаивающие препараты на растительной основе. По мере взросления ребенка с ним должна проводиться постоянная работа, направленная на то, чтобы научить его эффективно справляться с приступами лабильности и, главное, не пугаться своего состояния. В противном случае эмоциональная лабильность может привести к возникновению панических атак.

"Клиническая психология", Карвасарский
Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Наблюдая поведение собак, переживших затопление во время наводнения, заметил, что у одних животных сохранились ранее выработанные условные рефлексы, а у других - разрушились, и у животных появился невроз. Павлов решил, что первая группа животных обладает сильной НС, а вторая - слабой. Для слабого типа, как писал Павлов "прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами". Психологи и клиницисты сегодня с выводами Павлова не согласны, см текст ниже

В результате исследований Павлов открыл такие свойства НС, как подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.
В настоящее время наиболее изученными являются такие свойства НС как: сила, подвижность и лабильность.

Сила нервной системы
Определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность. Сила нервной системы стала определяться по уровню активации ЭЭГ и рассматриваться как активированность нервной системы, чувствительность при этом является вторичной характеристикой, зависящей от уровня активации нервной системы в покое.

Как влияет сила нервной системы на поведение, деятельность человека?
Представители сильного и слабого типов нервной системы различаются по показателям выносливости и чувствительности. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.
Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

Подвижность нервной системы
Это свойство впервые было выделено Павловым в 1932 г. В дальнейшем оно оказалось очень многозначным и было разделено на два самостоятельных свойства: подвижность и лабильность нервной системы (Теплов).
Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность. В эксперименте при определении подвижности испытуемому предъявляют чередующиеся в случайном порядке стимулы положительные (требующие ответной реакции), отрицательные (тормозные, требующие затормозить ответную реакцию) и нейтральные. Скорость реагирования зависит от того, насколько долго следы от предшествующей реакции сохраняются и оказывают влияние на последующие реакции. Таким образом, чем больше стимулов сможет безошибочно обработать человек в этих условиях, тем выше подвижность его нервной системы. Жизненными проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Лабильность нервной системы
Быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность (Введенский). Показателями лабильности являются КЧСМ (критическая частота слияния мельканий), а также ЭЭГ-показатели (латентный период и длительность депрессии L-ритма после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

Можно ли рассматривать одни типологические особенности как «хорошие», облегчающие адаптацию, а другие как «плохие», затрудняющие ее, как это делал в свое время Павлов?
Современные данные, полученные психофизиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют о том, что каждое из свойств нервной системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертности нервных процессов является установление более прочных условно-рефлекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникновения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруднениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степепь приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности.

Стиль деятельности
Стиль деятельности - это система приемов выполнения деятельности. Проявление стиля деятельности многообразно - это и приемы организации психической деятельности, и практические способы действий, и особенности реакций и психических процессов. «... под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» (Климов). Индивидуальный стиль вырабатывается в течение жизни и выполняет компенсаторную приспособительную функцию. Так, представители слабого типа нервной системы быструю утомляемость компенсируют частыми перерывами для отдыха, предварительным планированием и регулярностью деятельности, отвлекаемость внимания - усиленным контролем и проверкой работ после их выполнения. Предварительная тщательная подготовка дает возможность уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты деятельности.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

Эмоциональная лабильность – это расстройство и в определенном роде даже патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивым настроением. Люди, которым присуща эта черта, излишне эмоционально реагируют на любые события и особенно трудности, хотя эти события совершенно не подразумевают такой яркой реакции.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского глагола «emovere», что переводится как «возбуждаю».

Объектом возбуждения по отношению к эмоциям является кора головного мозга – она пробуждает психическую реакцию. Любая мотивация, согласно учению академика Петра Анохина, порождается эмоцией. Причем до запуска функциональной системы любая эмоция считается отрицательной, пока не будет достигнут положительный результат. В том же случае, когда цель оказывается недостижимой, эмоция так и остается отрицательной. Если нервная система человека ослаблена какими-либо факторами, возникает эмоциональная лабильность, характеризующаяся мгновенной реакцией на любой раздражитель. И совершенно не имеет значения, положительный он или отрицательный, эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на все виды стрессоров. Человек может рыдать от счастья, а обида, напротив, вызывает истерический смех. Мгновенную и бурную реакцию могут спровоцировать любые изменения. В этом и проявляется эмоциональная лабильность. Тем не менее медики считают, что это состояние не столь серьезное, если сравнивать с ригидностью, поскольку отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому.

Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского

1. При импульсивном расстройстве у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью.

Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

2. Расстройство пограничного типа характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

Причины и лечение эмоциональной лабильности

Расстройство нервной системы может развиться в результате самых разных факторов, в том числе как следствие:

  • Длительного эмоционального напряжения: недостаточного или избыточного внимания окружающих, череды неудач и стрессов, психологических трав, постоянных запретов и т.п.;
  • Соматического расстройства: недостатка некоторых витаминов и минералов, гормонального дисбаланса, возрастных гормональных изменений.

Эмоциональная лабильность может также сопутствовать некоторым заболеваниям:

  • Гипертонической или гипотонической болезни;
  • Опухолям мозга;
  • Атеросклерозу сосудов головного мозга;
  • Облитерирующему церебральному тромбангииту;
  • Органическим поражениям мозга;
  • Астеническим состояниям;
  • Сосудистым заболеваниям мозга;
  • Последствиям черепно-мозговых травм.

В этих случаях расстройство рассматривают как один из симптомов другой серьезной болезни.

Для лечения эмоциональной лабильности, возникшей по причине эмоционального перенапряжения, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Во всех остальных случаях первоочередной задачей является устранение основного заболевания.

Также врач может назначить седативные препараты при эмоциональной лабильности. Если у человека наблюдаются приступы тревоги, могут быть показаны транквилизаторы. Если у больного постоянно снижено настроение, применяют антидепрессанты. Лицам с высоким уровнем возбудимости назначается курс приема нейролептических препаратов от эмоциональной лабильности.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло