Психическое здоровье включает эмоциональный статус. Аспекты психического здоровья и характерные приметы здоровой личности

Понятие о психическом здоровье

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.

2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы – достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья – сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т. д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Понятие о неврозах

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.

Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.

В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:

1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.

2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.

Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.

Неврозы – широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33 % призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80 % учителей страдают его различными формами.

Длительно сохраняющиеся неврозы часто провоцируют различные хронические заболевания. Обусловлено это тем, что при функциональных нарушениях в мозгу возникают разнообразные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному и прежде всего в наиболее слабой системе (в силу генетической предрасположенности, или нарушения здорового образа жизни, или того и другого вместе). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются боли в разных органах и головные боли. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания. Поэтому не удивительно, что каждый второй пациент с вегетативными симптомами нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта, и после получения квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Человек, который являются эмоционально здоровым и контролирует свои эмоции и свое поведение, способен справляться с жизненными трудностями, строить крепкие отношения, и такой человек легче справиться с неудачами на своем жизненном пути. Но просто так ничего не дается, также требуются усилий для создания или поддержания физического здоровья, так и эмоционального и психического здоровья. Улучшение вашего эмоционального здоровья может быть полезным опытом, так как сказывается почти на всех аспектах вашей жизни, включая улучшение вашего настроения, повышению психологической сопротивляемости, и общего удовольствия от жизни.

Что такое психическое здоровье?

Психическое или душевное здоровье относится к вашему психологическому благополучию. Эмоциональное здоровье - это как вы чувствуете себя, качество ваших отношений и ваша способность управлять своими чувствами и справляться с трудностями.

Хорошее психическое здоровье - это не только отсутствие психических проблем со здоровьем. Умственное и эмоциональное здоровье - это гораздо больше, чем просто отсутствие депрессии, хандры, тревожности или других психологических проблем. Аналогично, не плохое самочувствие - это не то же самое, что быть здоровым. В пол не возможно вы не испытываете никаких негативных эмоций, но для выработки позитивного мышления вам потребуется приложить усилия.

Психически и эмоционально здоровый человек имеет:

    Чувство удовольствия от жизни.

    Интерес к жизни и способность веселиться и смеяться.

    Способность справляться со стрессом и невзгодами.

    Чувство смысла и цели.

    Гибкость, возможность узнавать новые вещи и приспосабливаться к происходящим изменениям в жизни.

    Баланс между работой и отдыхом.

    Умение строить и поддерживать полноценные взаимоотношения.

    Уверенность в себе и высокая самооценка.

Эти положительные характеристики психического и эмоционального здоровья позволят вам участвовать в жизни в полной мере и благодаря этому быть более продуктивным и иметь прочные отношения с семьей и ближайшим окружением. Эти позитивные характеристики также помогут вам справиться с жизненными трудностями и стрессами на работе и в семье.

Устойчивость эмоционального и психического здоровья

Быть эмоционально и психически здоровым, это еще не значит, что вы не будете переживать плохие времена или не испытывать эмоциональные проблемы. Все мы проходим через разочарования, потери и изменения в своей жизни. Печаль, тревога и стресс, к сожалению все это обязательная часть жизни человека.

Разница в том, что люди с хорошим эмоциональным здоровьем имеют возможность оправиться от несчастья, травм и стресса. Эта способность называется устойчивость . Люди, эмоционально и психически здоровые имеют больше инструментов для совладения с трудными ситуациями. Они остаются целенаправленными, гибкими, творческими и в плохие времена, и хорошие.

Одним из ключевых факторов устойчивости является способность балансировать между стрессом и своими эмоциями. Способность распознавать свои эмоции и выражать их соответствующим образом поможет вам не застрять в депрессии, тревожности или других негативных состояниях. Другим ключевым фактором является наличие сильной сети поддержки. Имея доверенных людей вы можете обратиться за ободрением и поддержкой к ним, что повысит вашу устойчивость в трудные времена.

Физическое здоровье связано с эмоциональным и психическим здоровьем

Нужно заботиться о своем теле - это мощный первый шаг к психическому и эмоциональному здоровью. Ум и тело связаны. Когда вы начнете работать над своим физическим состоянием, вы будете автоматически испытывать более позитивные эмоции. Например, физическая активность не только укрепляет наше сердце и легкие, а также выпускает эндорфины, мощные химические вещества, которые помогают нам получить заряд бодрости и поднять себе настроение.

    Достаточно отдыхайте. Чтобы иметь хорошее эмоциональное и психическое здоровье, важно заботиться о своем теле. Что включает в себя и хороший продолжительный сон. Большинству людей необходимо семь-восемь часов сна каждую ночь, чтобы хорошо себя чувствовать.

    Узнать о хорошем питании . Чем больше вы узнаете о том, что вы едите и как это влияет на вашу энергию и настроение, тем лучше вы себя будете чувствовать.

    Упражнение , чтобы снять стресс и поднять настроение. Упражнение является мощным противоядием от стресса, тревожности и депрессии. Изыскивайте малейшие возможности добавить физической активности в свой распорядок дня. Поднимайтесь по лестнице вместо лифта или идите пешком до работы, а потом до дома. Чтобы получить максимум психического преимущества для здоровья, ваша цель 30 минут физической активности или более в день.

    Получить дозу солнечного света каждый день. Солнечный свет поднимает настроение, поэтому постарайтесь получать по крайней мере 10 - 15 минут солнца в день.

    Ограничьте употребление алкоголя и избегайте сигарет. Это стимуляторы, которые могут неестественно заставить вас чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но они имеют долгосрочные негативные последствия для вашего настроения и эмоционального здоровья.

Улучшение психического и эмоционального здоровья

В целях сохранения и укрепления психического и эмоционального здоровья, очень важно обращать внимание на собственные потребности и чувства. Не позволяйте стрессу и негативным эмоциям накапливаться. Старайтесь поддерживать баланс между ежедневными обязанностями и вещами, которые вы любите. Если вы заботитесь о себе, значит вы лучше подготовлены, для борьбы с вызовами которые иногда ставит наша жизнь.

Забота о себе включает проведение мероприятий, которые естественно приводят к выбросу эндорфинов и способствуют хорошему настроению. В дополнение к физическим упражнениям, эндорфины также естественным образом освобождаются, когда мы:

    Делаем вещи, которые положительно влияют на других. Быть полезным другим и ценится за то, что вы всегда можете помочь, это самоуважение к себе.

    Практика самодисциплины. Самоконтроль естественно вызывает чувство оптимизма и помогает вам преодолеть минуты отчаяния, беспомощности и другие негативные мысли.

    Узнать или открыть для себя новые вещи. Думайте об этом как “интеллектуальной игре.” Попробуйте вступите в Книжный клуб, посетить музей и выучить новый язык.

    Наслаждаться красотой природы или искусства. Исследования показывают, что просто прогулкой по саду можно понизить кровяное давление и уменьшить стресс.

    Управлять своим уровнем стресса. Стресс серьезно влияет на психическое и эмоциональное здоровье, поэтому очень важно держать его под контролем. Хотя не все стрессоры можно избежать, стресс-менеджмент стратегии могут помочь вам привести все в равновесие.

    Лимит нездоровые психические привычки, как тревожные. Постарайтесь не стать поглощенным повторяющихся умственных привычек, негативных мыслей о себе и мире, которые сосут до времени, истощают вашу энергию и вызывают чувство тревоги, страха, и депрессии.


Взаимовыгодные отношения - основа эмоционального здоровья

Независимо от того, сколько времени вы посвящаете улучшению вашего психического и эмоционального здоровья, вам все равно нужна компания других людей, чтобы чувствовать себя и выглядеть наилучшим образом. Люди являются социальными существами с эмоциональной потребностью в отношениях и позитивными связями с другими людьми. Нам не суждено выжить, а уж тем более процветать в изоляции. Наш социальный мозг жаждет общения, даже когда опыт заставляет нас стесняться.

Социальное взаимодействие - конкретно с кем-то проговорить о своих проблемах, может также помочь уменьшить стресс. Ключ в том, чтобы найти благоприятные отношения с кем-то, кто “хороший слушатель”, кто умеет разговаривать с людьми регулярно, желательно лицом к лицу, кто будет слушать вас без уже существующей повестки дня, как вы должны думать или чувствовать. Хороший слушатель будет прислушаться к ощущениям, а не перебивать, судить или критиковать тебя. Лучший способ найти хорошего слушателя? Быть хорошим слушателем самостоятельно. Развивать дружбу с кем-то с кем можно поговорить.

Факторы риска психических и эмоциональных проблем

Ваше психическое и эмоциональное здоровье было и будет по-прежнему определяться вашим опытом. Ранние детские переживания имеют особое значение. Генетические и биологические факторы могут также играть определенную роль, но они могут изменится под давлением опыта.

Факторы риска, которые могут ухудшить психическое и эмоциональное здоровье:

    Чувство одиночества. Чувствуя себя одиноким, изолированным и никому не нужным.

    Травмы или серьезные потери, особенно в начале жизни. Смерть одного из родителей или другие травматические события.

    Выученная беспомощность. Негативные переживания, которые приводят к убежденности в том, что вы беспомощны и что у вас мало контроля над ситуациями в вашей жизни.

    Болезни, особенно при хронических, инвалидизирующих, которые изолируют вас от общества.

    Побочные эффекты препаратов, особенно у пожилых людей, которые могут принимать разнообразные лекарства.

    Злоупотребления психоактивными веществами. Алкоголизм и наркомания могут вызывать проблемы с психическим здоровьем и сделать уже существующие психические или эмоциональные проблемы еще хуже.

Во внутренние и внешние факторы, которые сформировали ваше психическое и эмоциональное здоровье, никогда не поздно внести изменения, которые позволят вам улучшить свое психологическое самочувствие. Факторы риска могут компенсироваться другими защитными факторами, такими как сильные личностные отношения, здоровый образа жизни и стратегии управления стрессом и негативными эмоциями.

Обратите внимание

    Плохой сон

    Чувство безнадежности или беспомощности большую часть времени

    Концентрация проблем, которые мешают вашей работе или отдыху

    Вы употребляете алкоголь или никотин, чтобы справиться с трудными эмоциями

    Негативные или саморазрушительные мысли или страхи, которые Вы не можете контролировать

    Мысли о смерти или самоубийстве

Если у вас есть хотя бы один из выше описанных симптомов, то срочно обратитесь к специалисту.

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.

Здоровье на биологическом уровне связанно с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условное: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек - существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таком случае изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Личность с развитым сознанием и самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье определялось специалистами как «отсутствие болезни». Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье - понятие условное, критериев и показателей, применимых для всех людей, не существует.

Реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества - пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

В определение понятия здоровье в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия. И это не случайно. Психическое состояние человека оказывает существенное влияние на многие стороны его здоровья. Оно определяет умственную и физическую активность и работоспособность, так как непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми. Коммуникабельные люди легче находят свое место в коллективе, обладают эмоциональной устойчивостью, успешно противостоят стрессам, депрессии и различным заболеваниям. Психически здоровые люди, как правило, успешно удовлетворяют свои материальные и духовные потребности, обладают чувством собственного достоинства и самоуважения, а также адекватной самооценкой. Из этого складывается положительная мотивация в отношении здорового поведения, здорового образа жизни.

Психическое здоровье человека является основой для формирования активной личностной позиции в отношении качества собственной жизни. Личное счастье, карьера, взаимоотношения с коллегами и друзьями, родителями и близкими людьми напрямую связаны с состоянием психического и социального здоровья. Важным проявлением психического благополучия является состояние эмоциональной сферы человека. Эмоциональная устойчивость в полной мере проявляется в психической уравновешенности. Эмоциональные переживания - это внешние проявления психического состояния человека, они оказывают существенное влияние на внутренние физические функции. У психически здорового человека доминирует хорошее (оптимистическое) настроение.

Эмоциональные реакции проявляются в виде субъективных переживаний, своего отношения ко всему, что человек познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоциональные реакции могут иметь различную окраску: радость или печаль, восторг или разочарование, жалость или агрессивность, боль или стыд.

Эмоциональное отражение явлений, событий или фактов значительно шире и глубже, чем наши ощущения, потому что они оказывают непосредственное влияние на все функции организма.

Можно ли научиться подавлять свои эмоции или, напротив, их усиливать? Оказывается, можно, но после соответствующей тренировки.

Вот некоторые возможные приемы работы над собой.

1. Попробуйте изменить род занятий, если ваша профессиональная деятельность зашла в тупик. Каждый человек одарен от природы какими-то способностями. Надо найти эту стезю и действовать в данном направлении.

2. Приложите все свои усилия, чтобы непременно добиться успеха. Главное - стремиться делать свое дело как можно лучше. Всегда надо тщательно и вдумчиво, не упуская ни одной мелочи, готовиться к деловой встрече или переговорам, выступлениям, экзаменам и т.д. Недопустимо из-за слабой подготовки провалить дело (или упустить свой шанс).

3. Научитесь разделять (ранжировать) свои дела по степени важности, отдавая приоритет наиболее значимым. Сделайте это своим правилом, и успех, а следовательно, и эмоциональное благополучие не заставят себя ждать.

На протяжении жизни люди сталкиваются со множеством трудностей и переживаний из-за того, что некоторые из потребностей в силу объективных или субъективных причин не могут быть удовлетворены. Эмоционально здоровые люди всегда найдут способ выйти с достоинством из трудного положения. В каждой неразрешимой ситуации они видят позитивные моменты. Трудная ситуация когда-то закончится, и за ней, безусловно, наступят положительные сдвиги. Это обеспечивает их благополучие.

Одним из важных признаков эмоционального благополучия человека является его потребность заботиться о других людях. Она заложена в каждом человеке генетически. Однако человек устроен так, что прежде всего он заботится о самом ceбе. Те люди, у которых не удовлетворены собственные потребности, не проявляют интереса к другим.

Важным показателем эмоционального благополучия является то, как человек строит свои отношения с другими людьми. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества.

Особое место в эмоциональном благополучии занимает потребность быть любимым и способность человека любить других. Однако прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - показатель неуважения к самому себе.

Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эффективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не способствуют продуктивному труду.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность.

Одним из главных психологических факторов надежности эффективности и успешной деятельности является эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость - это неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним), одно из основных условий сохранения активности даже в сложных ситуациях. Эмоциональная устойчивость - интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодолеть состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Это ценное качество личности уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает дистресс, способствует проявлению готовности действовать в напряженных ситуациях.

Показатели эмоциональной устойчивости - на уровне познавательных процессов: правильное восприятие обстановки, ее анализ и оценка, принятие решений, последовательность и безошибочность действий к достижению целей на уровне поведенческих реакции, точность движений, тембр, скорость и выразительность речи, изменения во внешнем виде (выражение лица, взгляд, мимика и др.).

Человек - существо деятельное. Деятельность проявляется по-разному у разных людей. Положительных результатов достигают те, кто проявляет активность. Активность (от лат. actives - деятельный) - способность производить преобразования материальной и духовной среды.

Психологи выделяют три типа поведения: пассивное, активное, агрессивное.

Пассивное поведение выражается в том, что человек перекладывает решение своих проблем на других. Активное поведение противоположно пассивному. Оно выражается в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, желаниях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенными методами. Независимость и чувство собственного достоинства присущи таким людям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие люди, как правило, достигают больших успехов.

Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притязаний на права других людей. Естественно, это вызывает их ответную реакцию, которая в конечном счете заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Агрессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувство собственного достоинства, заставляет принимать ответные меры (порой не самым законным способом). Все это еще более усугубляет отношения с окружающими и отнюдь не способствует достижению поставленной цели.

В процессе длительной эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Именно эта способность позволила человеку выжить в очень суровых условиях существования. Однако возникает естественный вопрос: одинаковая ли реакция у всех людей в ответ на воздействие разнообразных факторов внешней среды или же она разная? Сколько людей, столько и ответных реакций.

Канадский физиолог Ганс Селье смог объединить все реакции организма различных людей на воздействие окружающей среды и назвал их - стресс. В самом общем виде стресс - это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Стрессовый фактор (или стрессор) - это любое воздействие на организм, которое вызывает реакцию стресса.

Таких воздействий встречается в жизни множество. Приведем некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое.

Изучая ответные реакции организма на действия разнообразных факторов внешней среды, Г. Селье обнаружил, что, несмотря на количественные и качественные различия, они всегда однотипны и включают огромное число физиологических реакций, которые можно оценить с помощью объективных методов. Совокупность физиологических реакций Г. Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАСУ). Его развитие сопровождается сменой трех периодов или состояний: мобилизацией (повышенной активностью), сопротивлением и истощением.

В каждом из состояний принимают участие нервная и эндокринная системы.

В момент формирования стрессового ответа на первой стадии - стадии мобилизации - происходит усиление активности нервной симпатической системы, что является необходимым и обязательным условием общего адаптационного синдрома. Однако длительное поддержание симпатической активности может оказать резко отрицательное влияние на состояние здоровья. При этом страдают все те системы и органы, которые вовлекаются в стрессовый ответ. Это сердечно-сосудистая и пищеварительная системы, нервная и эндокринная системы, репродуктивная система.

Период мобилизации связан с возникновением тревоги в начальный момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) - нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Это выражается в ускорении пульса, усилении кровообращения в организме и в поперечно-полосатых мышцах, в повышении артериального давления и некотором углублении дыхания, уменьшении секреции пищеварительных ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни практически не встречается. Известен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул речку, ширина которой была достаточно большой. На следующий день, поспорив с друзьями, он так и не смог повторить этот прыжок, хотя и пытался много раз.

Когда непосредственная угроза опасности пропадает, организм переходит во второе состояние - сопротивление. Период сопротивления сопровождается снижением уровня мобилизации до устойчивого уровня, но при достаточно высокой активности задействованных систем и органов. Это позволяет организму переносить продолжительное действие стрессора. Конечно, при этом организм находится в некотором напряжении. Но это не может продолжаться сколько угодно долго. Через определенное время (у всех людей оно разное и зависит от индивидуальных особенностей организма) наступает следующий, третий период - истощение. Он наступает тогда, когда организм подвергается либо очень сильному (чрезмерному), либо очень продолжительному действию стрессора. При этом происходит значительная потеря энергии, снижается способность организма противостоять действию стрессора. В этот период наиболее сильно страдает иммунная система, которая в норме обеспечивает защиту организма от целого ряда заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной (соматической) природы. Возникают различные заболевания. В связи с этим Г. Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

Действие стрессора и развитие стресса наряду с очевидными отрицательными последствиями для здоровья человека могут быть и полезными. Другими словами, стресс приносит не только вред, но и пользу. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Селье назвал такое состояние айстрессом (от греч. аi - хороший или настоящий). Однако надо отметить, что высокий уровень стресса не может быть продолжительным.

Продолжительный, неослабевающий стресс превращается в дистресс со всеми вытекающими последствиями развития заболевания. Если человек не умеет управлять своими эмоциями и не хочет научиться этому, он чаще болеет.

Разберем некоторые ситуации, связанные с развитием заболеваний, причиной возникновения которых является воздействие стрессовых факторов. Наиболее часто стресс отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы. И понятно почему. Во время стресса учащается пульс, следовательно, сердце работает в неблагоприятном режиме, оно меньше отдыхает и время восстановления укорачивается. Поднимается артериальное давление, изменяется химический состав крови, в ней увеличивается содержание холестерола, способствующего развитию атеросклероза и сужению просвета кровеносных сосудов. В таких условиях сердце работает с большой перегрузкой, что повышает возможность возникновения сердечно-сосудистой патологии.

Вот некоторые примеры дистресса. Волнение диктора влияет на секрецию пищеварительных ферментов. Нередко уменьшается или полностью пропадает аппетит (хотя у некоторых людей аппетит, напротив, усиливается, и они начинают есть слишком много). В желудке накапливается (свободная и связанная) соляная кислота. В связи с тем, что в желудке отсутствует пища, кислота и пищеварительные ферменты постепенно разрушают слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки. Вначале появляется эрозия, затем язвенная болезнь желудка, а ее последствия для организма крайне неблагоприятны. Увеличивается возможность полного разрушения (прободения) стенки желудка, когда его содержание попадает в брюшную полость, с последующим развитием перитонита (воспаления брюшины). В этом случае нужно неотложное вмешательство хирурга.

Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли. Возникновение раковой опухоли в любой системе организма человека сопряжено с ослаблением иммунной системы, с потерей способности различать свое и чужое. Немало поводов для возникновения стрессовых ситуаций возникает в последние годы в нашей стране из-за коренной ломки экономических и социальных отношений, а также существовавших более 70 лет идеологических понятий. Произошло резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных. Средний класс практически отсутствует. Пожалуй, одной из главных причин многочисленных стрессов является неопределенность во всем: на работе и дома, в личной жизни и в общественной. Появилась целая армия безработных. А те, кто работает, испытывают страх перед возможным увольнением, и совершенно неважно, государственное это учреждение или коммерческая структура. Главное, что огромное число людей поставлено на грань психического срыва. Это общая ситуация, не связанная с самим человеком, она существует объективно.

Однако имеются и субъективные причины, которые зависят от психики самого человека, его личностных характеристик или черт характера. Вот только некоторые личностные характеристики, которые усиливают воздействие стрессовых факторов:

· негативное отношение к работе;

· недостаточный управленческий или организационный опыт;

· малоподвижный образ жизни,

· низкий уровень физического развития,

· низкий уровень умственной и физической работоспособности;

· комплекс неполноценности, когда человек неоправданно занижает свои возможности, низкая самооценка;

· наличие вредных привычек: курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических или токсических веществ;

· низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими;

· неумение отдыхать, отвлекаться от работы, отсутствие интересов, кроме работы.

Довольно значительным источником стрессовых ситуаций может быть и работа. Неудовлетворенность ею может возникнуть по многим причинам: в результате нечетко обозначенного круга обязанностей, невозможности проявить разумную инициативу, полного отсутствия у сотрудника некоторых властных полномочий, необходимости выполнять поручения против своей воли, перегрузки или нехватки работы, отсутствия перспективы на продвижение по службе, низкой заработной платы, социальной незащищенности и т.д.

Американские психологи выделяют пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения, на второй прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия), на третьей возникают физиологические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повышается артериальное давление, появляются признаки нарушения в работе пищеварительной системы, тупые боли в области живота. На следующей, четвертой, стадии, человек осознает начало болезни, и последняя - пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор.

«Психическое здоровье »

Выполнил: Иванов И.И.

Воронеж, 2010


Введение

Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека

Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека

Заключение

Библиографический список

Введение

На современном этапе развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации и повышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более актуальным становится исследования в гуманитарных областях научного знания. В науке происходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психология является типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступает одной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний день она занимает твердые позиции среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся в научном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяет подвергнуть человека всестороннему психологическому анализу, а также исследовать его поведению, жизни, и кроме этого все общество в целом. Заметим тот факт, что человек все же является социальным существом, поэтому психология направляет свой научный взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что она позволяет выявлять и вскрывать проблемы психологического характера в человеке и обществе, а кроме этого и решать их и прогнозировать.

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе предстает актуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решению насущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемы в социальной сфере целого общества.

Общая цель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическое здоровье»;

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Методология исследования основана на таких общенаучных методах как: анализ, синтез, будет использоваться сравнение и теоретическое обобщение.

Общая структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Психическое здоровье как норма

Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.

Таким образом, психическое здоровье - суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение психического здоровья в современной науке тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует ; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь - препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Вернувшись к психоанализу, отметим тот факт, что психоанализ первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полного понимания психического здоровья рассмотрим кратко изучение психики основоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейд установил, что психика изначально является регрессивной . Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенности функционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.

Помимо Фрейда, к деятельности которого в научной среде имеются и отрицательные мнения, следует отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателей дела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы они также установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии не приемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенности коллективное бессознательное представляет собой общее для всех представителей человеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область в процессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга и Фромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их с людьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли на каком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому, даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблема будет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству, либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научной дисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.

Коснувшись вопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями . Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работе мы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло